Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Рафикова Фаниля Тимергазеевна

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rafikova_f.t._.rar1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Нижнекамский муниципальный район

г. Нижнекамск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект урока

по химии

в 8 классе

 на тему

«Простые вещества – металлы»

Разработала: учитель химии

Рафикова Ф.Т.


Тема: Простые вещества – металлы

Цели:

Образовательные:

  1. Расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения атомов металлов, расположения металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строения кристаллической металлической решетки  и металлической химической связи.

   2. Познакомить с общими физическими свойствами металлов.

   3. Научить характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

 Развивающие:

   1. Развитие общеучебных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать и делать выводы).

 2. Развитие познавательной активности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания.

 3. Формирование научной картины мира.

Воспитательные:

 1. Способствовать развитию интереса  к предмету.

 2. Воспитание трудолюбия, внимательности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методы работы: рассказ, беседа, структуры сингапурских методов обучения.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, подготовка учащихся к уроку. Парты расставлены по парам, ученики сидят по 4 человека за столом. Столы пронумерованы.

II. Актуализация знаний.

  1. Сообщение темы и целей урока

Слайд № 1

В Древнем Египте считали все, что металлов – всего 7!

Семь металлов создал свет по числу семи планет

Медь, железо, серебро… дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец… всем им Ртуть – родной отец.


Слайд №2

  • Ребята, вы прослушали стихотворение, в котором говорится о теме сегодняшнего урока. Сформулируйте  тему  урока.

Ответ: Металлы

Слайд №3

  • Правильно, на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о металлах. Запишите в тетрадях тему урока «Простые вещества – металлы».

2. Актуализация ранее изученных знаний

  • Обратите внимание на тему урока. Понятия  «простые вещества» и «металлы» нам уже знакомы.  Давайте вспомним, какие вещества называются простыми?

Ответ:  Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми веществами.

  • А что вы уже знаете о металлах?

Ответ: Строение металлов, расположение в Периодической системе элементов металлов, металлическую  химическую связь.

- Заполните колонку «ДО» в таблице, которая перед вами (Сингапурская структура «Эй-ар-гайд»). (Отводится 2 минуты) (Приложение 1)

  • Теперь, положите листочки на край стола, вернемся к этому заданию в конце урока.
  • Вспомним расположение металлов в ПСХЭ.  

Если провести диагональ от элемента бора В (порядковый номер 5) до элемента астата At (порядковый номер 85), то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп).

  • Каких элементов в Периодической таблице Д.И. Менделеева больше?

Ответ: В Периодической таблице Д.И.Менделеева больше металлов.

  • Зарисуйте  в тетради  схему с доски. (Приложение 2)
  • Из 110 элементов Таблицы Д.И.Менделеева 88 металлы и лишь 22 неметаллы.

Слева направо по периоду металлические свойства и Rатома уменьшаются.

Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов и Rатома  увеличиваются.

- Сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне?

Ответ: От 1 до 3 электронов на внешнем энергетическом уровне.

-  Зная, что металлы имеют сравнительно  большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы металлов?

Ответ: Атомы металлов стремятся к отдать электроны с внешнего энергетического уровня.

- Во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?

Ответ: Атомы металлов превращаются в положительно заряженные ионы.

Слайд №4

- Простые вещества, которые образуют элементы – металлы, при обычных условиях, являются твердыми кристаллическими веществами, кроме ртути, свинца.  

Вспомним строение кристаллической решетки металлов.

Ответ: В узлах металлической кристаллической решетки находятся положительные ионы и атомы металлов (атом-ионы), а между ними – свободные электроны. Эти электроны свободно перемещаться. Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают положительно заряженные ионы металлов. Поэтому  кристаллическая решетка металлов является устойчивой.

- Правильно, в металле постоянно существуют атомы, ионы и свободные электроны. Составьте на доске  схемы металлической химической связи для Na, Mg , Al.  

Вызываются по очереди ученики к доске, а все остальные выполняют в тетрадях.

Ответы:

          Li0      -1 ē         Li1+

 Ca 0      -2 ē         Ca 2+

 Al 0      -3 ē         Al 3+

  • Проверьте  свои записи.    
  • Вспомните, как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов?

Ответ: Металлическая связь.

  • Свободные электроны внутри металлической кристаллической решетки могут переносить теплоту и электричество, отражать световые волны, поэтому они являются причиной главных физических свойств металлов –  высокой электро- и теплопроводности.

Слайд №5

III. Изучение нового материала.

Начинаем изучать  «Физические свойства металлов».

- Сейчас мы будем изучать физические свойства металлов, которые вы должны перечислить в тетради. При этом  запишем сведения с экрана.                          

1. Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества, кроме  ртути. (Просмотр видео «Ртуть»)

По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром, который  может царапать стекло. Самые мягкие – щелочные металлы   и свинец (Демонстрация видео «Щелочные металлы – Литий, натрий, калий»). Щелочные металлы хранят в особых условиях: литий в вазелине из-за своей низкой плотности, натрий в керосине, керосин в стеленной баночке, баночка в асбестовой крошке, асбест в жестяной баночке, жестяная баночка в сейфе.

Слайд №6

2. Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2км. Демонстрация  учащимся алюминиевую фольгу.

Слайд №7

3. Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском. Электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра.

Слайд №8

4. Металлы звенят – это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. самые звонкие металлы – это золото, серебро и медь.

Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе. При ударе по нему деревянной палочкой (карандашом) слышен очень долгий высокий и чистый звук.

Слайд №9

5. Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники серебро, медь, золото, железо, алюминий.

  • Если самый лучший проводник – серебро, то почему электрические провода из него не делают?

Ответ: Высокая стоимость этого металла.

Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец вольфрам.

Слайд №10

6. Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t0пл. = -38.90С), самый тугоплавкий – Вольфрам (t0пл. = 33800С).

Слайд №11

7. Плотность металлов тоже изменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53*103 кг/м3. Металл с наибольшей плотностью осмий 22,48*103 кг/м3.

Слайд №12

8. Аллотропия -  способность атомов одного ХЭ образовывать несколько простых веществ – модификации.

Рассказ учителя про аллотропные модификации олова.

IV. Физминутка

Слайд№ 13-24

  • А теперь немножко отдохнем. Внимательно смотрите на экран, на нем будут появляться названия химических элементов. Если  на экране – металл, вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть (Сингапурская структура «Тейк оф тач даун»). Внимание на экран!

А теперь вернемся снова к таблицам, которые мы заполняли в начале урока. Только теперь заполните  колонку «После».  (Дается время – 2мин)

  • Изменилось ли ваше мнение?

Ответ:

  • Зачитайте мне ваши результаты, стол №…. участник №… (так учитель спрашивает у нескольких учеников)
  •   В конце проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого возьмите лист А4, которые у вас на столах. Сложите в 4, потом сложите уголок и раскройте лист. (Сингапурская структура «Модель Фрейера») (Приложение 3)

(Дается 10 минут)

 

Теперь за каждым столом по очереди зачитайте ваши ответы («Сингл  раунд робин»). (На каждого ученика по 30 секунд)

  • Стол №… , участник №…, зачитайте ваши ответы (спрашивается у нескольких учеников)

VIII. Домашнее задание:

Слайд №25

- Параграф 13 прочитать, стр. 69-72., упр.1-3 стр.72 (устно).


Приложение 1

Эй-ар-гайд

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Все металлы по агрегатному состоянию твердые

Все металлы тугоплавкие

Металлы хорошо проводят электрический ток

Все металлы имеют высокую плотность

Металлы имеют блеск

В ПСХЭ металлов больше, чем неметаллов


Приложение 3


Приложение 3

Модель Фрейера

                        

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Чистые вещества и смеси»

Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

План урока по химии 8 класс. Генетический ряд типичного металла.

План урока по химии 8 класс. Тема "Генетический ряд типичного металла". Урок разработан с учётом требований ФГОС. Учебник линии УМК «Химия»  серии «Сферы» 8 класс  А.А Журин....

Конспект урока по химии 8 класса по теме "Вода - удивительное вещество на планете Земля"

Учащиеся познакомятся на уроке с химическими и физическими свойствами воды, научатся писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, проведут исследование физических свойств воды. ...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Методическая разработка предназначена для изучения материала по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"...