План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Чистые вещества и смеси»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Лариса Юрьевна Половникова

Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_chistye_veshchestva_i_smesi.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по химии, 8 класс

Тема: «Чистые вещества и смеси»

Составила: Половникова Л.Ю., учитель химии МБОУ СОШ № 8 г. Чехова, февраль 2015 г.

 Технологическая карта урока

Тема

Чистые вещества и смеси 

Цель темы

Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления

Тип урока

Урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала

Методы обучения

Поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.Знать отличие чистого вещества от смеси.

2. Знать основные    способы разделения смесей.

 

Личностные: 

1.Принятие социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные: 

1.Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

2.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

3.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

4.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление   основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

1.Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические  рассуждения и делать выводы.

2.Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

3.Смысловое чтение.

Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

3.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.

4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Основные понятия

Чистое вещество, смесь, фильтрование, фильтрат, фильтр, отстаивание, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.

Организация пространства

Метапредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География

Биология

Экология

История

Парная

Групповая

Фронтальная

Учебник

Оборудование и реактивы.

Дополнительная литература:

Проектор

Компьютер

Презентация, разработанная учителем

Мел

Доска

Таблица

 

 

 

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация)

1-й этап

Создает комфортную ситуацию для начала урока.

Включает запись шума прибоя, хруста снега. Читает эпиграф. Очень образно сказал о воде академик И.В.Петрянов:

"Разве вода - это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.

Задает вопросы:

О чем идет речь?

2. Затем учитель проверяет домашнее задание к урокам 1 и 2. Можно провести небольшую самостоятельную работу на проверку знаний  по теме «Вещества. Свойства веществ»,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.

Осуществляет актуализацию личного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Работают в группах, обсуждают ответы. Последовательно отвечают на вопросы для всего класса.

Рассуждают, делают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулирование гипотезы.

Готовятся к началу урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролируют правильность ответов обучающихся.

 

 

 

 

 

 

Слушают в соответствии с целевой установкой.

 

 

 

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осмысления (получение новой информации соотнесение с имеющимися знаниями) 2-й этап

 

Предлагает создать новые экспертные группы.

Обсудить предложенные задания используя учебник и дополнительную литературу.

 

 

Обучающиеся в группе читают текст

 

Смысловое чтение

 

Слушают текст в группе.

Обсуждают и

планируют способы представления изученного материала

 

Понимать на слух смысл текста.

 

Решают вопрос о выборе спикера.

Обсуждение плана выступления.

Оценка выступления спикера.

 

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при обучении, осуществлять взаимоконтроль.

 

Рефлексия ( целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала. ) 3 –й этап

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Предлагает составить «кластер».

Проводить игру «Верите ли вы» (повторно)

Предлагает оценить уровень эмоционального состояния

Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания.

Предлагает разноуравневое домашнее задание

Отвечают на вопросы,

составляют «кластер» , играют в игру, обсуждают предложенные вопросы.

Выделять существенную информацию. Актуализация жизненного опыта.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Структурировать знания, выделять существенную информацию.

Перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Отвечают на вопросы,

составляют «кластер» и презентуют его, играют в игру, обсуждают предложенные вопросы.

Согласовывают усилия по составлению «кластеров», договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности.

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы спикера группы,

Оценивают уровень своего

эмоциональное состояние

на уроке.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Взаимоконтроль.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

 

Домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания.

1 уровень. Прочитать параграф. Повторить признаки земноводных стр185-186.

2 уровень. Подумать, почему земноводные не стали самой процветающей группой.

3 уровеноь. Составить синквейн по изученной теме.

Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

Этапы уроков

Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация)

1-й этап

Самостоятельная работа по теме «Вещества. Свойства веществ»

      Вариант I

      1. Выпишите из приведенного перечня физических тел (предметов) и веществ названия веществ: кирпич, поваренная соль, мел, железная кнопка, вода, сахар, проволока, свеча, химический стакан, стеклянная воронка.
      
2. В химической посуде без этикеток находятся медь, алюминий, мрамор, уксусная кислота и поваренная соль. По каким свойствам можно распознать эти вещества? Выпишите названия веществ и наиболее характерный для их распознавания признак.

      Вариант II

      1. Приведите примеры двух тел, состоящих из одного вещества, и одного тела, состоящего из разных веществ.
      
2. Сравните свойства: а) поваренной соли и сахара; б) меди и алюминия; в) серы и угля. Какие свойства каждой пары веществ позволяют отличить их друг от друга?

Учащиеся работают индивидуально на листочках, затем взаимопроверяемость с соседом по парте и выставление оценок. Листочки сдаются учителю на проверку.

Осмысления (получение новой информации соотнесение с имеющимися знаниями) 2-й этап

Изучение нового материала (проблема)

Учитель. Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. [1]

Вопрос классу – Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду?

Ответ: Нельзя, ибо она представляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, в первую очередь солей, которые предают ей своеобразный горько-соленый вкус.

Целеполагание

1.Рассказ о чистых веществах и смесях.

Каждое вещество, выделенное из морской воды, имеет определенные свойства (плотность, твердость, температура кипения, температура плавления и др.). Природная  вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит различные примеси, которые захватывают из воздуха. В жизни, как правило мы встречаемся не с чистыми веществами, а со смесями веществ.  

2.Демонстрация. На столе у учителя два стакана – стакан №1 содержит раствор сахара в воде и стакан №2 содержит смесь поваренной соли с песком.

Учитель. Как вы думаете, чем отличаются данные смеси? (Совместным обсуждением приходят к выводу, что смеси бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными (неоднородными).

Работа со схемой № 1

                                                                          Смеси  

                                     

                                                Однородные                     Неоднородные    

                 

 Нельзя заметить границу раздела                               Можно заметить  

между веществами                                                           границу раздела между

                                                                                                  веществами  

 (стакан №1)                                                                                  (стакан № 2)

                                          (Называются их различия)

3. Терминология

Вопрос: Дайте свое определение чистым веществам и смесям (работа в парах ребята проговаривают друг другу свои определения).

Ответ: Заслушиваются у двух человек каждое определение:  в тетради записывают правильные определения, используя учебник.

Показ небольшой коллекции различных смесей.

4. Способы очистки смесей.

Многие чистые вещества играют важную роль в атомной энергетике, полупроводниковой промышленности, волокнистой оптике и т.д.  поэтому очистка веществ – важнейшая проблема химии.

Простейшие способы очистки веществ вам известны из курсов ботаники и природоведения.

Вопрос:  Назовите их.

Ответ:  Фильтрование, отстаивание, деконтация (сливание).

Вопрос: Какие  способы очистки веществ вы знаете( из своего жизненного опыта)? (табл.  Активированный уголь, Смекта).

Ответ:  Называют: фильтрование через березовые угли и несколько слоев марли, через обожженную глину; отстаивание (примеси оседают на дно); современные фильтры для очистки воды; лекарственные препараты  «Активированный уголь», «Смекта».

И раньше и теперь из поколения в поколение очищают творог от сыворотки, масло сливочное от пахты – а это продукты питания издревле известные на Руси.

Работа со схемой № 2. 

Основные способы разделения смесей (очистки веществ).

Неоднородных

             Отстаивание                                   Фильтрование             Действие магнитом

Однородных

          Выпаривание         Кристаллизация               Дистилляция          Хроматография

Правила техники безопасности

Лабораторный опыт. Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы (инструкция в учебнике).

Работа в парах. После проведения опытов и обсуждения, каждым учеником заполняется таблица, напечатанная заранее.

После выполнения работы происходит обсуждение выводов учащихся с учителем.

Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) 3 этап

1.Самое интересное – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чему практически научились  – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что узнали нового -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительный материал, если останется время (решение творческого задания)

На столе стоит сосуд (для подсказки).

Работа во временных  группах по 4 человека.  

Читается задание.

Древние египтяне – жрецы умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом – в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Теперь достаточно опустить в расплав вещество, которое адсорбирует (впитывает) свинец, - и готово чистое золото. Конечно, жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто не видел, чтобы они опускали в сосуды какое – либо вещество но, тем не менее, они доставали из сосудов чистое золото! Как же им это удавалось?

Контрольный ответ: из вещества, впитывающего свинец (это была костяная зола) изготавливали сами сосуды – в этом и заключался великий секрет египетских жрецов. [1]

 В группе идет обсуждение.  Каждая группа дает свой вариант ответа  ( кратко 2-3 слова или одно предложение)

Учитель называет правильный ответ, группа ставит себе оценку, которая записывается в рабочую карту каждого.

   

VI. Домашнее задание.

Параграф 4. Побеседуйте с родителями и выясните у них, какие способы очистки применяют в быту. Поделитесь с ними теми, о которых вы узнали на уроке.

4.     Анализ настроения учащихся после урока: при выходе из класса учащиеся проходят через учительский стол, берут цветные карточки-смайлики  (рис.) и кладут их на  чашу весов с аналогичной рожицей. Анализируем, какое настроение учащихся перевешивает.

                                                 

     

                                        Рис. Цветные бумажки-рожицы.

Литература

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс –М.:Просвещение,2014.-207с.