Главные вкладки

    Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 10 класса Интеллектуальная игра «По страницам развития химии»
    план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

    Осьмакова Анастасия Викторовна

    Разработка внеклассного мероприятия по химии в 10 классе по теме «По страницам развития химии». История развития химии как науки. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 10 класса Интеллектуальная игра «По страницам развития химии» .

    Описание работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии, игра «По страницам развития химии» для 10 классов.

    Учитель: Евсеева А.В., учитель химии, МБОУ «СОШ№6» г. Сосновый Бор.

    Класс: 10 класс.

    Цель: Формирование ключевых образовательных компетенций (информационной, коммуникативной, рефлексивной др.) учащихся 10 класса в ходе работы на внеклассном занятие по химии. Повышение  устойчивого познавательного интереса учащихся к химии и развитие их творческих способностей.

    Задачи:

    Образовательная: 

    обобщить и систематизировать знания учащихся о истории химии. достижение метапредметных результатов, осознанности и гибкости межпредметных связей у учащихся;

    - установление взаимосвязи между естественнонаучными  и химическими понятиями;

    - объяснить влияние химических открытий на развитие общества;

    - умение работать с литературными и другими информационными источниками, имея правильную установку на поиск достоверной информации, соответствующей заданной теме.

    Развивающая: 

    -развивать умения выстраивать цепь логических суждений; умения обобщать и делать выводы.

    - развивать творческое мышление учащихся, активизировать процесс познавательной деятельности, направленный на изучение природы и общества;

    - формирование целостной картины представлений об окружающем мире и месте науки в жизни общества;

    - помочь в преодолении инертности и шаблонности мышления, расширить кругозор;

    - развивать способности к публичному представлению полученных данных, ораторского искусства, чёткости и правильности речи.

    Воспитательная:

    -воспитывать коммуникативные способности, ответственность за выполненную работу, самокритичность, умение выступать перед аудиторией.

    - работа над комплексным подходом к воспитанию;

    - способствовать становлению активной жизненной позиции;

    - умение работать в малых группах, координировать деятельность участников малой группы и взаимодействовать с ними  для достижения поставленной цели;

    Планируемые образовательные результаты:

    Личностные УУД:

    • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    Познавательные УУД:

    • поиск и выделение необходимой информации;
    • применение методов информационного поиска;
    • развитие умения работать с текстом, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;

    Коммуникативные УУД:

    • развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности.

    Регулятивные УУД:

    • умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.

    Оборудование занятия: ПК, интерактивная доска, проектор, подготовленная учителем презентация для проведения игры, раздаточный материал в виде «Индивидуальных рабочих листов», сладкие призы.

    Правила игры: интеллектуальная игра «На страницах истории химии». Класс делится на две команды. В каждой команде есть капитан и секретарь, который ведет учет баллов в индивидуальных рабочих листах. Команды соревнуются между собой. На экране выведена презентация с полем для игры. Игра состоит из 7 этапов. Первый этап – разминка, которая определяет очередность ответов команд. Далее следуют еще 6 этапов. Каждый этап состоит из одного задания. Задания и вопросы для каждой команды разные, но связаны с тем этапом истории развития химии, на котором сейчас находится команда. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл и переходит на следующий этап. За не правильный – 0 баллов. Если команда соперников сможет ответить на этот вопрос, ей присуждается 0,5 баллов. На обдумывание каждого вопроса дается от 2 до 3 минут.


    Ход мероприятия.

    Слайд 1

    Учитель: Уважаемые коллеги! Учащиеся! Я приветствую вас на интеллектуальной игре «На страницах истории химии».

    Учитель знакомит с правилами игры.

    Для того чтобы разделиться на две команды, вам предстоит вспомнить такие понятия как «физическое явление» и «химическое явление». И соответственно, те, кто получил карточку  с явлением, которое относится к физическому процессу, переходят к столу №1, а те, кому досталось химическое явление – к столу № 2.  

    Учащиеся делятся на две команды.

    Учитель: Отлично, теперь мы можем приступать к нашей игре. Я желаю всем вам успехов!

    Учитель: Развитие цивилизации невозможно представить без развития знаний о веществах. Проблема получения веществ с заданными свойствами в практическом плане возникла, видимо, одновременно с человеком, который на протяжении достаточно длительного с точки зрения эволюции времени, не столько приспосабливается к окружающей среде, сколько приспосабливает окружающую среду к себе.  Сегодня мы с вами погрузимся в историю. В историю развития великой науки Химии. И так, игра начинается.

    Для начала познакомьте, пожалуйста, уважаемых зрителей с командами, вашими капитаном.

    Команды учащихся представляет свою команду: название, девиз, капитан команды и секретарь.

    Учитель: И так, уважаемые команды, чтобы определить очередность нам понадобиться небольшая разминка. Та команда, кто быстрее даст правильный ответ на вопрос, получит право первого хода.

    Слайд 2.

    Разминка.

    Учитель:  И мы переносимся с вами в период  раннего палеолита. Человек использовал химические процессы, в результате которых образуются новые вещества, еще в доисторическую эпоху. Можно сказать, что человек выделился из животного мира тогда, когда провел первую химическую реакцию. Что это была за реакция? Время на обсуждение пошло.

    Правильный ответ - человек зажег огонь, а далее начал применять его для приготовления пищи, в гончарном производстве, для обработки металлов.

    После правильного ответа игра проходит по правилам, которые указаны в пункте «Правила игры».

    Вопросы к игре.

    Первый этап.  

    Слайд 3.

    Предалхимический период: до III в. н.э. В античную эпоху были известны в чистом виде семь металлов: медь, свинец, олово, железо, золото, серебро и ртуть, а в виде сплавов — ещё и мышьяк, цинк и висмут. Помимо металлургии, накопление практических знаний происходило и в других областях, таких как производство керамики и стекла, крашение тканей и дубление кож, изготовление лекарственных средств и косметики.

    Слайд 4.

    Вопрос команде №1: В Индии неподалеку от Дели, в местечке Шимайхалори, находится огромный  столб-колонна. Самое удивительное, что он вообще не подвержен коррозии и разрушению. Славы этой колонне добавили также легенды о ее волшебных целительных свойствах, избавляющих людей от целого ряда болезней. Внимание вопрос, из какого металла сделан столб?

    Правильный ответ: Железо.

    Это удивительно, но он сделан из чистого железа. Его высота — 6,7 метров, диаметр 1,37 метра. Наверху столб украшен старинным орнаментом и внешне напоминает колонну древнего храма. Возможно, этот столб был установлен несколько тысячелетий назад. В 1739 году в него было выпущено пушечное ядро, не причинившее столбу ни малейшего вреда. Считается, что прибывшему сюда на костылях больному достаточно постоять, обняв колонну, 20-30 минут, чтобы выздороветь).

    Слайд 5.

    Вопрос команде №2:

    Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Обессиленные солдаты взбунтовались, требуя возвращения, домой с полей сражения и Александр Македонский  вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина заболевания?

    Правильный ответ: Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде. Вода из серебряного сосуда имеет особые свойства: обладает повышенной бактерицидностью.)

    Второй этап. 

    Слайд 3.

             Алхимический период: III – XVII вв.
    – это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. В этом периоде происходило зарождение экспериментальной химии и накопление запаса знаний о веществе; алхимическая теория, основанная на античных философских представлениях об элементах, была тесно связана с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим "златоделием" алхимический период примечателен также и созданием уникальной системы мистической философии.

    Слайд 6.

    Вопрос команде №1:

    Один из химических элементов был выделен еще в XVI в. немецким химиком и металлургом Георгиусом Агриколой. В “Алхимическом словаре” Руланда (1612) он отнесен к металлам и назван “легчайшим, бледнейшим и дешевейшим свинцом”. В России его называли то “нимфой”, то “глаурой”. Происхождение современного названия тоже покрыто тайной. Одни считают, что оно происходит от арабских слов “би исмид” - похожий на сурьму. Другие предполагают, что название элемента древнегерманского происхождения и означает “белый металл”. Третьи утверждают, что название произошло от двух немецких слов – “визе” (луг) и “мутен” (рудник), поскольку в немецкой Саксонии элемент издавна добывают в рудниках, расположенных среди лугов округа Шнееберг.Задание: Что это за элемент? Опишите его положение в Периодической системе. Определите состав высшего оксида данного элемента.

    Правильный ответ: этот химический элемент называется висмутом Bi.

    Слайд 7,

    Вопрос команде № 2:

    Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать ему “шайтана”, принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал хану, как рождается “шайтан”. Он поглотил газообразный красно-бурый оксид другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислота и новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался в бурый газ. Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье. Задание: Докажите, что алхимик не виновен, и найдите химический смысл его действиям.

    Правильный ответ: Красно-бурый газ – это диоксид азота, жидкий оксид – вода при взаимодействии между собой дают азотную кислоту и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO2. При добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты, таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – «царская водка», которая химически растворяет золото.

    Третий этап. 

    Слайд 3.

    Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.
    В период становления химии как науки произошла её полная рационализация. Химия освободилась от натурфилософских и алхимических взглядов на элементы как на носители определённых качеств. Наряду с расширением практических знаний о веществе начал вырабатываться единый взгляд на химические процессы и в полной мере использоваться экспериментальный метод. Завершившая этот период химическая революция окончательно придала химии вид самостоятельной (хотя и тесно связанной с другими отраслями естествознания) науки, занимающейся экспериментальным изучением состава тел.

    Слайд 7.

    Вопрос команде №1:

    Открытие способов получения минеральных кислот (прежде всего, серной и соляной) в XVII веке положило начало наблюдениям за выделением некоего «воздуха» при действии кислот на железо и другие металлы. Исследователем впервые описавшем природу этого газа стал английский ученый Генри Кавендиш. В 1766 году Кавендиш опубликовал работу «Искусственный воздух», где сообщалось об открытии «горючего воздуха». Что это за вещество? Напишите реакцию.

    Правильный ответ: газ водород.

    Слайд 8.

    Вопрос команде №2:

    1 августа 1774 г. Джозеф Пристли наблюдал выделение «нового воздуха» при нагревании с помощью двояковыпуклой линзы без доступа воздуха ртутной окалины, находящейся под стеклянным колпаком. Это твёрдое вещество было известно ещё алхимикам под названием «меркуриус кальцинатус пер се», или жжёная ртуть. Как на современном химическом языке это вещество называется? Напишите  уравнение его. Какой газ открыл Пристли?

    Правильный ответ: Оксид ртути. 2 HgO=2 Hg+ O2

    Газ кислород.

    Четвертый этап.

    Слайд 3.

    Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 – 1860 гг. Это период количественных законов, ознаменовавшийся открытием главных количественных закономерностей химии – стехиометрических законов, и формированием атомно-молекулярной теории, окончательно завершил превращение химии в точную науку, основанную не только на наблюдении, но и на измерении.

    Слайд 9.

    Вопрос команде №1:

    Сформулируйте закон сохранения массы вещества и решите задачу. Красный порошок меди (6,4 г) смешали с желтым порошком серы (3,2 г) и нагрели. Получили черный порошок, не содержащий красных крупинок меди и желтого порошка серы. Какова масса полученного черного порошка? Напишите уравнение реакции.

    Правильный ответ:  Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции. Ответ: 9,6 г.

    Слайд 10.

    Вопрос команде №2:

    Сформулируйте закон Авогадро и решите задачу. В кислородной подушке при н.у. находится 6,72 л кислорода. Сколько это граммов кислорода? Сколько это молей кислорода?

    Правильный ответ: В равных объемах газа при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул. Ответ:  9,6 г, 0,3 моль.

    Пятый этап.

    Слайд 3.

    Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в. Данный период характеризуется стремительным развитием науки: были созданы периодическая система элементов, теория валентности и химического строения молекул, стереохимия, химическая термодинамика и химическая кинетика; блестящих успехов достигли прикладная неорганическая химия и органический синтез. В связи с ростом объёма знаний о веществе и его свойствах началась дифференциация химии – выделение её отдельных ветвей, приобретающих черты самостоятельных наук. Окунемся в мир органической химии…

    Слайд 11.

    Вопрос команде № 1 и № 2: 

    За три минуты нужно будет написать как можно больше изомеров соответствующих формуле С2H4O2  и дать им названия. Команда, которая найдет больше изомеров, получит драгоценный балл.

    Правильный ответ:

    Шестой этап. 

    Слайд 4.

    Современный период: с начала XX века по настоящее время. В начале ХХ века произошла революция в физике: на смену системе знаний о материи, основанной на механике Ньютона, пришли квантовая теория и теория относительности. Установление делимости атома и создание квантовой механики вложили новое содержание в основные понятия химии. Всё это в совокупности обусловило в числе прочих достижений и блестящие успехи биологической химии второй половины XX века – установление строения белков и ДНК, познание механизмов функционирования клеток живого организма.

    Слайд 12.

    Вопрос команде №1:

    Каков состав ядер изотопов 12C и 13C, 14N и 15N?

    Правильный ответ: Число протонов в ядре равно порядковому номеру элемента и одинаково для всех изотопов данного элемента. Число нейтронов равно массовому числу (указываемому слева вверху от номера элемента) за вычетом числа протонов. Разные изотопы одного и того же элемента имеют разные числа нейтронов.

    Состав указанных ядер:

    12С: 6р + 6n; 13С: 6р + 7n; 14N: 7p + 7n; 15N: 7p + 8n.  

    Слайд 13.

    Вопрос команде №2:

    Одна из цепочек  ДНК имеет последовательность нуклеотидов : АГТ  АЦЦ  ГАТ  АЦТ  ЦГА  ТТТ  АЦГ  ... Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы. Для наглядности  можно использовать  магнитную "азбуку" ДНК (прием автора статьи) .

    Правильный ответ: по принципу комплементарности достраиваем вторую цепочку (А-Т,Г-Ц) .Она выглядит следующим образом: ТЦА  ТГГ  ЦТА   ТГА  ГЦТ  ААА  ТГЦ.

    Подведение итогов игры

    Учитель: Давайте определим, какая команда набрала большее количество баллов. Пожалуйста, секретари каждой из команд принесите рабочие листы нашему жюри.

    Идет подсчет баллов. Определяется победитель.

    Учитель: И победу одержала команда № __. Поздравляем!!! 

     Наше мероприятие хочу закончить словами великого российского ученного А.М. Бутлерова:

     "...Мы уверенны, что химия не остановится в своем дальнейшем развитии»

    Следующий этап развития химии – БУДУЩЕЕ. Каждый из вас может сделать непосильный вклад в дальнейшее развитие этой науки.

     Благодарю всех за работу! Надеюсь,  полученные знания пригодятся вам в дальнейшей учебе и в повседневной жизни.

    Спасибо за внимание!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия для 6-х классов "Веселая математическая игра"

    Мероприятие проводят учащиеся 8-10 классов:- 2 ученика – ведущие;- 1 ученик – работает на компьютере;- 6 учеников – члены жюри.Текст между ведущими делится по абзацам (возможны и другие варианты по их...

    Сценарий внеклассного мероприятия по ИЗО в 7 классе: Игра «Умники и умницы»

    Цель:Закрепить и расширить знания учащихся об изобразительном искусстве, а также оживить процесс приобщения к миру прекрасного.Задачи:1.     Закрепить знания учащихся по основным р...

    Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По своим и чужим литературным страницам» для учащихся 9 класса.

    Описание: предлагается сценарий мероприятия  «По своим и чужим литературным страницам», который можно использовать для внеклассной работы по литературе (например, во время проведения месячни...

    Внеклассное мероприятие в 5 – х классах интеллектуальной игры-викторины «Там, на неведомых дорожках…»

    Внеклассное мероприятие разработано с целью создать условия для развития у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; развивать познавательный интерес к различным...

    Сценарий внеклассного мероприятия по химии в 9 классе "Вокруг периодической системы химических элементов"

    В данной публикации вы найдете сценарий для внеклассного мероприятия по химии в 9 классе "Вокруг периодической системы химических элементов" ...