Урок химии в 8 классе "Химические свойства кислорода"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок химии  с мутьтимедийной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskie_svoystva_kisloroda.rar549.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Химические свойства кислорода»      

Цель урока: расширить знания учащихся о кислороде; изучить химические свойства кислорода; развивать логическое мышление у   детей; воспитывать экологическое отношение к природе.

Оборудование: три банки с набранным заранее кислородом, 2 ложечки для сжигания веществ, пружинка с коксом, сера, фосфор, наборы карточек с заданиями на каждый стол, бумажные

куклы.

                                       

Ход урока

 Организационный момент

 Активизация мыслительной деятельности учащихся

Для перехода к новому материалу необходимо повторить понятие о валентности элементов

а) Игра крестики- нолики

Вызываются 2 пары игроков – выигрышный путь – элементы с одинаковой валентностью.

Что за химия без химических уравнений?

Выполняем следующее задание. Задание на выбор: кто уверен в себе и в своих знаниях – делает работу, которая написана слева, а другие – ту, что справа.

На левой стороне доски или карточки

Найдите сумму коэффициентов в каждом уравнении, которое ты должен уравнять и подбери соответствующую букву:

Mg + O2 = MgO                    5 - o

Al + O2 = Al2O3                       6 - з

Ca + O2 = CaO                       7 - н

K + O2 = K2O              

На правой стороне – допишите и уравняйте

Na + O2 =

Fe + O2 =

Что объединяет эти уравнения?  Что вы уже знаете о кислороде? Каковы его физические свойства?

   Расшифруйте выражение: «мы дышим кислородом, мы пьём кислород, мы ходим по кислороду».

Изучение нового материала

Сказка: «Похождения принца Оксигениума »

В ходе рассказа учитель показывает опыты и записывает уравнения химических реакций на доске.

S + O2 =SO2                               3Fe + 2O2 =Fe3O4

4P + O2 = P2O5                            C + O2 = CO2

N2 + O2 = NO2                            Si + O2 = SiO2

F2 + O2 = F2O                             Na + O2 = Na2O

H2 + O2 = H2О

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. В ходе повествования вы познакомились с химическими свойствами кислорода.

Во всех упомянутых реакциях участвует кислород, и получаются вещества сходные по строению – это оксиды.

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Реакции окисления – это реакции взаимодействия веществ с кислородом.

Реакции горения – это реакции окисления, идущие с выделением тепла и света.

 Закрепление

1. Логическое задание

2. Все оксиды – сложные вещества. Допустим вещество Х –сложное вещество, следовательно – это оксид?

Игра «Третий лишний»

CuO, NaOH, CO2

Al2О3, SO2, HNO3

CH4, ZnO, P2О5

KOH, Na2О, Cl2О7

Самый внимательный заметит среди оставшихся оксидов одну закономерность. ( Остались оксиды металлов и оксиды неметаллов)

3. Тест  на проверку химических и физических свойств кислорода.

Д.З. § 34 вопросы 1-4, придумать продолжение сказки со свойствами элемента.

Тест:  составляем код – да -1;  нет – 0

 

Формула молекулы кислорода – О2

Кислород легче воздуха  

Кислород имеет запах

Кислород малорастворим в воде

Сера горит в кислороде синим пламенем

Кислород взаимодействует почти со всеми веществами

Реакции окисления то же, что и реакции окисления

Формула озона – О3 

Задания к теме « Кислород. Оксиды»

Дайте названия оксидов: K2O, SO3

Напишите формулы оксидов: а) оксид лития, б) оксид азота ()

Дополнительное задание ( задача с ошибкой)

В научно- фантастическом романе Александра Богданова « Красная звезда» приведено описание космического корабля. При этом сказано: «Это была кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25т бертолетовой соли, из которой по мере надобности можно было выделить 10000 кубических метров кислорода.

Уравнение реакции к задаче: KCIO3 > KCI + O2

Сказка «Похождение принца Оксигениума»

В химическом царстве, Менделеевом государстве, на втором этаже семиэтажного дворца, в 6-ом подъезде, в квартире №8 поселился новый жилец по имени Оксигениум. Это был молодой житель страны, которому вскорости должно исполниться 16 лет. Понаслышке ли наяву, узнали химические элементы о его вспыльчивом, горячем характере. И, поэтому первыми к нему знакомиться не пошли, хотя многим было интересно узнать поближе нового жильца. Принц же со своей стороны, сначала тоже не показывал свою активность, пока не надоело ему сидеть одному в своей маленькой комнате, да и характер не позволял ему быть пассивным. Для начала вбежал он на третий этаж и позвонил в квартиру №16. Соседку сверху звали Сульфур. Она слыла очень гостеприимной, и, тотчас усадила молодого принца пить горячий чай. Завязалась приятная беседа, где они подробнее узнали друг о друге. Но чай был очень горячий, и когда Оксигениум стал дуть на него, остужая кипяток, горячая струя воздуха попала на Серу, и, та внезапно запылав синим пламенем  исчезла, оставив после себя резкий знакомый запах горящих спичек.

S + O2 =SO2

Озадаченный случившемся, принц постучал в соседнюю квартиру №15, где обитало сразу несколько жильцов под одним именем Фосфорум, и, которые отличались друг от друга и цветом и характером. Вышел жилец красного цвета. Взволнованный Оксигениум начал рассказывать о  том, что произошло в квартире №16 и снова произошло необъяснимое: фосфор закипел и вспыхнул, вдруг, жёлтым пламенем, пошёл по этажу густым белым дымом.

4P + 5O2 = 2P2O5

Спрятался Кислород в своей квартире, носа решил больше не показывать из своего убежища. Да и многие в Менделеевом царстве стали опасаться своего нового жильца, про которого уже пошла дурная слава.

   Прошло какое-то время, и  к принцу постучал его сосед по этажу Азот или Нитрогениум из квартиры №7. Он в близких кругах прослыл нелюдимым, гордым, заносчивым элементом, который не имел ни близких друзей, ни просто хороших знакомых. Видимо привело его сюда желание подружиться с изгнанником. Долго  ли коротко ли, но два принца стали неразлучными; везде они были вместе, и никаких больше казусов не происходило. Только через какое-то время оказались они вместе в грозу рядом рука об руку, и между ними мелькнула молния. Опять произошло ужасное – исчез Азот и поплыло через несколько мгновений бурое облачко.

N2 + O2 = 2NO

2NO + O2 =2NO2

Не выдержали больше жители Менделеева царства и стали искать помощи у царя Неметаллов – Фтора. Тот сначала хотел по доброму уладить конфликт, но Кислород стал бурно доказывать свою невиновность, и Фтор в назидание сжёг кислород, показав этим, что на любую силу найдётся другая сила.

2F2 + O2 = 2F2O

Притих Принц Оксигениум, живёт спокойно в своей квартире, рядом со всеми остальными жителями.

  Однажды у элементов – металлов возник спор: кто из них самый сильный, стойкий. В спор вступили три металла: Na, Fe, Au.

Кто же должен разрешить их вопрос? Решили они позвать Кислород. Тот через некоторое время пришёл к спорящим Оксигениум и …  Na  стал таять на глазах, превращаться в белый порошок. И пришлось ему срочно спрятаться под слой керосина, чтобы окончательно не исчезнуть. По секрету могу сказать , что до сих пор там и сидит, боится окислиться.

4Na + O2 = 2Na2O

Железо стало хвастаться, что никого не боится, даже таких  отчаянных, как  принц. А золото просто промолчало. А как иначе – благородный металл.

Кислород принял вызов и стал нагревать железо до красного каления. Долго не поддавался металл, пока Оксигениум на него не попал своим огненным дыханием. И тогда заискрилось, запылало железо яркими звёздочками:

3Fe + 2O2 = Fe3O4

Эти звёздочки мы иногда можем увидеть, если будем наблюдать за сварочными работами.

Видя мучения железа, бросился на спасение его друг Углерод (Карбонеум), с которым они образуют всем известные сплавы – сталь и чугун. Попал Углерод в поле реакции и тоже вспыхнул, сгорел. Но вслед за этим и железо прекратило своё горение, так как углерод при горении образует углекислый газ, который тушит своим присутствием огонь.

C + O2 = CO2

И поэтому с тех пор «Углерод» всегда наготове, потому что известно – если вышел Кислород на волю, то жди огня. А уж углерод тут как тут – сидит у уголке в красном баллончике – огнетушителе. И будьте спокойны – утихомирит буяна. И поддержка у него есть – Кремний тоже придёт на помощь. При соединении кремния с кислородом образуется песок, который также применяется при тушении огня.

Si + O2 = SiO2

Победу одержал благородный металл – золото.

А Оксигениум и поныне окисляет элементы, а соединения эти носят название – оксиды.

Сказка – ложь, да в ней намёк на химические свойства  кислорода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Физические и химические свойства кислорода"

предоставлена разработка урока по химии в 7 классе  на белорусском языке...

Технологическая карта и презентация к уроку химии в 9 классе "Кислород"

Данный материал отражает проведение урока химии в 9 классе по теме "Кислород" по УМК О.С. Габриеляна...

Разработка урока по теме "Химические свойства кислорода.Применение кислорода" (по ФГОС нового поколения)

В работе представлены: цель урока, планируемые результаты и программа наблюдений для учащихся, которая включает задания для самостоятельной работы....

Методическая разработка урока химии в 9 классе "Кислород"

Методическая разработка урока химии в 9 классе "Кислород"...

Дистанционный урок химии в 8 классе "Кислород"

Данный урок был проведен во время дистанционного обучения. Презентацию можно использовать и для очного урока....