Статья"ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ"
статья по химии (10 класс) на тему

Мордясова Анна Владимировна

В статье актуализируются вопросы организации научно-исследовательской работы по химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ    НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ ПО ХИМИИ

УЗЕНЬКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

 с углубленным изучением отдельных предметов №36»,

 г. Саранск, Россия, himik-biolog23@rambler.ru

     КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-исследовательская деятельность, научный проект, творческий подход, профессиональное самоопределение.

     АННОТАЦИЯ: В статье актуализируются вопросы организации научно-исследовательской деятельности школьников по химии. В процессе разработки научного проекта реализуется ряд этапов, каждый из которых оказывает определенное влияние на развитие исследовательских способностей учащихся.

ORGANIZATION NACHUNO-ISSLEDOVATELSKAYA

RABOTA ON CHEMISTRY

UZENKOVA ANNA VLADIMIROVNA

MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTION "Secondary  School  With  in-Depth Study of Specific Subjects no. 36", Saransk, Russia

KEYWORDS: nachuno-issledovatelskaya activity, scientific project, creative approach, professional self-determination.

ABSTRACT: Article updated questions of the organization of research activity of students in chemistry. In the process of developing the research project is a series of stages, each of which has a certain impact on the development of research abilities of students.

    Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

      Детям интересно исследовать что – то, с чем они сталкиваются в реальной жизни. Поэтому исследованиями по химии, физике, биологии занимается большое количество учащихся. [1,с.5]

     Исследовательскую деятельность учеников мы относим к личностно-ориентированному образованию, так как в процессе исследования  проявляется и развивается личностный опыт учеников, их субъективное восприятие мира и их закономерности. Особый интерес с этой точки зрения представляет собой личностное смыслообразование  в процессе построения и реализации исследования и, собственно, стратегия реализации исследовательского проекта. Особенно важно то, что в такой деятельности ученик выступает автором собственной работы, что, несомненно, позитивно влияет на развитие я-концепции, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес и «вкус» к собственному получению знаний.[2,c.90]

     В процессе разработки научного проекта реализуется ряд этапов, каждый из которых оказывает определенное влияние на развитие исследовательских способностей учащихся (табл. 1).

Таблица 1

Примерный вариант поэтапного развития исследовательских навыков учащихся

Универсальная последовательность этапов исследовательской работы

Развиваемые на данном этапе навыки ученика-исследователя

  1. осуществление выбора темы исследования, обоснование актуальности темы;
  1. способность ориентироваться в современных тенденциях науки;
  1. постановка цели и задач исследования;

  1. умение ставить перед собой цель и последовательно продвигаться к её достижению;
  1. изучение литературных данных по избранной теме (посещение библиотек, работа в сети Интернет);
  1. широкое использование информационных ресурсов, самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний;
  1. составление схемы постановки эксперимента;
  1. логичность и абстрактность мышления;
  1. выбор и освоение наиболее подходящих методов исследования;
  1. объективность в оценке допустимой сложности исполнения и погрешности методов;
  1. проведение исследований и компьютерная обработка результатов;
  1. уверенность в работе с лабораторным оборудованием и программным обеспечением, трудолюбие и наблюдательность;
  1. формулирование выводов;
  1. умение кратко и логично представить полученные результаты;
  1. оформление научного отчета и презентации;
  1. логичность отображения хода исследования, творческий подход к оформлению работы;
  1. защита УНИР на школьной, а затем на городской конференции, оформление заявок на международные конкурсы юношеских исследовательских работ и участие в них.

9. ответственность за полученные результаты, дружественное восприятие аудитории и членов жюри в качестве опытных советчиков.

         

Алгоритм выполнения научно-исследовательской работы.

Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:

1. Диагностический этап

Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению научно-исследовательской работы является “найти” ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику. На диагностическом этапе – целесообразно провести исследование релевантных условий образовательной среды ребенка (“релевантность” - уместность). Релевантные условия – это условия, которые создаются в той образовательной среде, где вы работаете, и интенсивно используются учителем для организации исследовательской деятельности ученика. Прежде чем приступить к выполнению творческой работы нужно изучить уровень соматического, психологического и социального здоровья школьника, чтобы исследовательская деятельность не навредила здоровью ребенка. Изучение релевантных условий можно провести через медицинскую диагностику (выявить уровень физического здоровья, наличие хронических заболеваний и т.д.), психологическую диагностику (тип темперамента, изучение уровня тревожности, изучение особенностей адаптации к новым условиям и т.д.), педагогическую диагностику (уровень интеллектуального развития, развитие знаний, умений, навыков).

2. Теоретический этап (этапы планирования)

Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.

  • Определение темы исследования.

Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы, она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект»

Существует ряд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему:

  1. Аналитических обзор достижений той или иной  научной области под авторством компетентных специалистов.
  2. Руководство принципом повторения. Этот принцип подразумевает следование теме логике уже проведенных  исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.
  3. Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя  с первоисточниками: специальной литературой, новейшими работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.
  4. Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и  описательных материалов.
  5. Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке  и доказательстве.
  6. Поиск темы может вестись в «естественных» условиях научно-творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной или области изысканий.
  7. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных;  необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.
  • Формулировка цели и задач исследования.

     Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели.

     Отбор методов исследования

Метод исследования – это способ достижения цели исследования.

  • Составление плана исследования.
  • Поиск и отбор информации по теме исследования.

1. Проведение поиска нужной информации.

2. Составление предварительного списка изданий

3. Непосредственная работа с источниками

3. Практический этап (этап выполнения)

4. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ) [6]

     

     Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. [3,c.5]

      Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

     Химия  как наука, учебный предмет дает больше возможности для организации такой деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка. [4, c.11]

      Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области химии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и окружающей среды.

     Поэтому одной из главных задач школы является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются химическое  мышление и культура.

      Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся по химии.

     Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”.

     Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников. [5, c.36]

Список использованных  источников:

1.  Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 2004.-С. 5-8.

2.  Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: Химия, 1991.- С.85-92.

3.  Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н., Маскаев Ф.Н. Общая химия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. – М.: Просвещение, 2009.- С.3-6.

4.  Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия, 2003.- С.10-12.

5.  Демонстрационные опыты по общей и неорганической химии. / Под ред. Б.Д. Степина. – М.: Владос, 2003.- С.35-41.

6. http://yandex.ru/yandsearch?text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...

Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"

Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется  кругозор учащихся, формируется наблюда­тельность,...

Статья "Организация научно- исследовательской деятельности школьников"

Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяется  кругозор учащихся, формируется наблюда­тельность,...

Статья "Методы организации научно - исследовательской работы"

В статье приводятся некоторые этапы организации научно - исследовательской работы с учащимися....

Организация научно-исследовательской работы по химии

Наши дети не должны  привыкать к тому, что им все дается в готовом виде, думать не надо, в противном случае любая наука предстанет перед ними как плод деятельности особо одаренных людей, как нечт...