«Игра в учебном процессе при изучении химии»
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Коваль Ольга Викторовна

Игровая деятельность развивает активность, осознанность и самостоятельность в учебной деятельности учащихся.

  К.Д. Ушинский считал, что самостоятельные мысли у учащихся возникают только на основе самостоятельной работы. Самостоятельность в учёбе повышает внимание учащихся к изучению материала, активизирует мышление, воспитывает более серьёзное и ответственное отношение к работе. Знания и умения, а тем более взгляды и убеждения нельзя передать в готовом виде. Они формируются у учащихся в процессе их самостоятельной деятельности.

Активность в учебной работе у большинства людей сама собой не возникает. Активность является результатом целенаправленного воспитывающего и обучающего воздействия на школьников. В процессе обучения учащийся должен не только овладеть знанием и умением их применять, но осознать целесообразность проявления активности, тогда он будет стремиться овладеть активными формами работы в процессе обучения.

Активные методы обучения позволяют формировать у учащихся знания и умения путём вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность.

           Учащихся 8 класса необходимо заинтересовать новым предметом – химия. В связи с этим на уроках в 8 классе использую игровую технологию, много наглядного материала, занимательных заданий, ярких и активных форм обучения для более эффективного усвоения учебного материала. Это позволяет учащимся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, критически оценивать информацию о веществах, используемых в быту.

Игра оказывает весьма значительное воздействие на формирование положительной мотивации к учению:

  - развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности,

  - активизирует познавательную деятельность,

  - способствует закреплению и углублению знаний,

  - развивает логическое мышление,

  -объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами,

  - формирует профессиональный интерес,

  - облегчает сознательный выбор будущей профессии.

При любых формах работы (работа в парах, группах, индивидуальная) игра предполагает интерактивный метод обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии

МОБУ Гимназии № 9

имени Н. Островского

Коваль О.В.

«Игра в учебном процессе при изучении химии»

Только тот учитель и будет

  плодотворно действовать

                                                                                    на всю массу учеников,

         который сам силен в науке,

ею обладает и ее любит.

Д.И. Менделеев

 Игровая деятельность развивает активность, осознанность и самостоятельность в учебной деятельности учащихся.

  К.Д. Ушинский считал, что самостоятельные мысли у учащихся возникают только на основе самостоятельной работы. Самостоятельность в учёбе повышает внимание учащихся к изучению материала, активизирует мышление, воспитывает более серьёзное и ответственное отношение к работе. Знания и умения, а тем более взгляды и убеждения нельзя передать в готовом виде. Они формируются у учащихся в процессе их самостоятельной деятельности.

Активность в учебной работе у большинства людей сама собой не возникает. Активность является результатом целенаправленного воспитывающего и обучающего воздействия на школьников. В процессе обучения учащийся должен не только овладеть знанием и умением их применять, но осознать целесообразность проявления активности, тогда он будет стремиться овладеть активными формами работы в процессе обучения.

Активные методы обучения позволяют формировать у учащихся знания и умения путём вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность.

           Учащихся 8 класса необходимо заинтересовать новым предметом – химия. В связи с этим на уроках в 8 классе использую игровую технологию, много наглядного материала, занимательных заданий, ярких и активных форм обучения для более эффективного усвоения учебного материала. Это позволяет учащимся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, критически оценивать информацию о веществах, используемых в быту.

Игра оказывает весьма значительное воздействие на формирование положительной мотивации к учению:

  - развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности,

  - активизирует познавательную деятельность,

  - способствует закреплению и углублению знаний,

  - развивает логическое мышление,

  -объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами,

  - формирует профессиональный интерес,

  - облегчает сознательный выбор будущей профессии.

При любых формах работы (работа в парах, группах, индивидуальная) игра предполагает интерактивный метод обучения.

Игра  « Самое длинное слово»

Игру можно использовать на этапе объявления темы урока.

Тема «Кислоты» (8 класс).

Объявляются правила игры

Появляется табличка с буквами.

Используя буквы, необходимо составить самое длинное название вещества. Каждую букву можно использовать только один раз.

Побеждает тот, кто составит самое длинное слово.

А

Д

Ь

Л

С

Ф

К

И

О

Т

Ответ: оксид, соль, кислота.

Игра « Самый наблюдательный»

Игра может быть использована при изучении и повторении темы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (8-11 кл.).

Игра основана на принципе интеграции предметов: русский язык и химия.

Правила игры:

Время выполнения работы – 1 минута.

Используя Периодическую систему химических элементов, найти:

1. Названия элементов, в которых 3 буквы О.

(золото, олово, водород).

2.  Названия элементов оканчивающихся на  второй

корень     - РОД

(водород, углерод, кислород).

3. 3.1. Названия элементов оканчивающихся на ОН

(неон, аргон, криптон, ксенон, радон).

    3.2. Названия элементов оканчивающихся на АН

(титан, лантан, уран).

    3.3. Названия элементов оканчивающихся на ЕН

(селен, молибден).

4.  Названия элементов оканчивающихся на букву -  О

         (золото, олово, серебро, железо).

Тема «Оксиды».

Игра «Химическое домино» 

(интерактивная игра с возможностью перемещения объектов)

При игре в «Химическое домино» учащиеся знакомятся с химическими соединениями – оксидами и закрепляют понятие «степень окисления».

Предлагаю сыграть в домино; но карточками будут не обычные костяшки, а знаки химических элементов на экране, из которых вы составите формулы оксидов, опираясь на степень окисления элементов (работа в группах).

Игра построена по принципу обычного домино.

Передвигая карточки, учащиеся составляют формулы оксидов согласно степени окисления элементов.

Дети играют с удовольствием в любом возрасте

Игра «Третий лишний»

Игра может быть использована при изучении классов органических и неорганических соединений, а также при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии.

При подготовке к игре можно использовать мультимедийную презентацию с использованием триггеров (или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его).

Правила игры

  Найти формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам.

 Тема «Углеводороды» (10 - 11 класс)

                    Метан     пропан      циклопропан

                    C2H6              C4H10         C6H12

                    Бензол     фенол       толуол

Тема « Кислородосодержащие органические вещества» (10 – 11 класс)

                  Этаналь          Этанол            Ацетоальдегид

                  Глицин            Глицерин       Этиленгликоль

                  Фенол             Толуол            Бутанол

Игра «Разгадай формулу»

Игра может быть использована при изучении любой темы, а также при обобщении и систематизации знаний по теме.

Тема «Классификация химических реакций в органической и неорганической химии » (10 -11 класс).

Под каждой буквой записывается названия реакций. Выигрывает тот, кто приведет наибольшее число реакций.

                                   Вариант – 1

В

О

Д

А

Вюрца

Вагнера

Вулканизация

Обмена

Отщепления

Окисления

Омыления

Дегидрирования

Дегидратации

Димеризация

Денатурация

Ароматизация

Алкилирования

Вариант – 2

Э

Ф

И

Р

Этерификации

Фторирования

Фриделя – Крафтса

Ионообмена

Изонитрильная

Разложения

Родионова

Тема «Обобщение и систематизация знаний» (11 класс)

Правила игры:

Под каждой буквой записываются:

 1 название химического элемента,

2. название вещества,

3. химическое понятие,

4. название реакций,

 Выигрывает тот, кто быстрее напишет все слова.

В

О

Д

А

Элемент

Вещество

Понятие

Реакция

Водород

Ванилин

Валентность

Вулканизация

Осмий

Октан

Орбиталь

Окисления

Дубний

Динамит

Димер

Денатурация

Азот

Алмаз

Атом

Ароматизация

Игра «Химическая азбука»

Игра служит повторением и обобщением основных понятий в химии. Затрагиваются различные темы, например: металлы, неметаллы, номенклатура химических соединений, типы химических реакций,  история химической науки. Старшеклассники стоят перед выбором будущей профессии, поэтому целесообразно им напомнить о существовании различных профессий.

Школьникам также не помешает вспомнить виды спорта, т.к. город Сочи - город олимпиады – 2014. 

Правила игры

Играющим выдаются заготовки или высвечиваются на экране следующие слова:

  1. Металл ___________________________________
  2. Неметалл _________________________________
  3. Химическое соединение _____________________
  4. Химическая реакция ________________________
  5. Ученый – химик ____________________________
  6. Профессия _________________________________
  7. Вид спорта _________________________________

Затем называется буква.

Задача игры состоит в том, чтобы как можно быстрее заполнить все строки. Слова должны начинаться с той буквы, которая задана по условию игры.

Игра «Найди меня»

Игра заинтересует ребят, увлекающихся кроссвордами, чайнвордами, филвордами.

Правила игры:

Предлагается найти  не менее 7 химических элементов, зашифрованных в таблице:

Вариант - 1

А

З

Е

Л

Е

Ж

Т

О

Л

О

В

О

Ф

Л

И

Т

И

Й

В

О

Л

Ь

Ф

Р

Р

Т

У

Т

Х

А

Г

О

Р

А

Н

М

Можно предложить таблицу с подсказкой:

А

З

Е

Л

Е

Ж

Т

О

Л

О

В

О

Ф

Л

И

Т

И

Й

В

О

Л

Ь

Ф

Р

Р

Т

У

Т

Х

А

Г

О

Р

А

Н

М

Ответ:

 золото, железо, азот, вольфрам, ртуть, олово, литий, уран.

Вариант - 2

 У

Р

А

Н

Г

А

Д

О

Л

И

М

С

Е

Т

И

Й

Р

Е

Н

И

О

В

О

Л

Д

И

Й

О

         

Ответ:

 углерод, уран, радон, осмий, литий, рений, олово, родий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебного процесса через изучение правил дорожного движения на уроках математики

Технологии "Интеграции учебного процесса" посвящено много разных разработок. Проблема сохранения здоровья учащихся особенно актуальна. Из-за пренебрежения следования правилам дорожного движения...

Интеграция учебного процесса через изучение правил дорожного движения на уроках математики

Технологии "Интеграции учебного процесса" посвящено много разных разработок. Проблема сохранения здоровья учащихся особенно актуальна. Из-за пренебрежения следования правилам дорожного движения...

публикация на тему-"Роль игры в учебном процессе" с презентацией на заданную тему

Данная публикация  содержит материал о роли игры в учебном процессе.Презентация прилагается....

Статья в журнал "Химия" Методики коллективных учебных занятий при изучении химии

Материалы статьи помогут учителям химии организовать самостоятельное изучение обучающимися некоторых тем по химии по методикам КСО....

Учебно - методическое сопровождение учебного процесса, способствующего успешной сдаче экзамена по химии

Рекомендации по учебно - методическому обеспечению процесса подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии...

Ролевые игры в учебном процессе на уроках социально-гуманитарного направления.

В статье рассматривается роль игры, как способа повышение мотивации и активизации мыслительных процессов. Приводиться классификация и примеры игр применяемых мною на уроках истории, права и обществозн...