Ситуационные задачи к интегрированному уроку "Попробуй!"- шепнула мечта
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Герасимова Нина Федоровна

Ситуационные задачи направлены на формирование приемов исследовательской деятельности, соотнесение полученных результатов исследования со своими  наблюдениями и жизненным опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon situats_zadachi.zip763.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуационная задача «ОБЫЧНОЕ В НЕОБЫЧНОМ»

“Опыт - единственно верный путь спрашивать природу

 и слышать ответ в ее лаборатории”

 Д.И. Менделеев

    В регионе Индонезии Восточная Ява находится вулкан Kawah Ijen, 2,6 км высотой, увенчанная большой кальдерой (впадиной на вершине) и озером с серной кислотой глубиной 200-метров. Этот слабоактивный вулкана выбрасывает внутрь кратера газовые испарения, которые местные шахтеры используют для того, чтобы заработать себе на жизнь. Испарения задерживаются на камнях и керамических трубах, в которых, в результате конденсируется сера в виде расплавленной красной жидкости, затем она стекает вниз и затвердевает в виде чистой серы. Шахтеры сбивают застывшие куски с помощью стальной арматуры. При этом они используют минимальную защиту, несмотря на то, что в процессе выделяются крайне опасные газы и жидкостей. Затем шахтеры взваливают на себя серу и несут ее несколько километров до станции взвешивания. Груз может весить от 45 до 90 кг, а один горняк за день не может сделать больше двух-трех ходок. В конце долгого рабочего дня, шахтеры получают 50 тысяч рупий (5 долларов). Сера затем используется для вулканизации резины, обесцвечивания сахара и других промышленных процессов.

Многие думают, что серная кислота получается только искусственно. Это неправильно, так как серная кислота встречается и в природе.

Серная кислота найдена в некоторых водах вулканического происхождения. Так, например, вода реки Рио-Винагре в Кордильерах (Южная Америка), содержит до 0,1% серной кислоты. Река ежедневно выносит в море около 20т серной кислоты.

      Необычайной красоты кислотное озеро спрятано на 170 метровой глубине в одном из  кратеров 3-х километрового хребта вулкана Малый Семячик. Красивый салатный цвет озера Малый Семячик сверху, вблизи разочаровывает, превращаясь просто в мутный. Вода перестает отражать солнечные лучи и волшебный зеленый цвет исчезает. Озеро шириной 500 метров и глубиной 140 метров состоит из прогретого до 40 градусов раствора серной и соляной кислоты средней концентрации. 

Вулканологи, обследовавшие озеро на резиновой лодке, с трудом добрались до берега, так как растворённые в воде кислоты разъели алюминиевые лопасти вёсел. Для путешествия к центру озера пришлось надевать предусмотрительно захваченные противогазы.

Байкал - самое глубокое озеро на Земле и крупнейший пресноводный водоем с высококачественной чистой водой. Его максимальная глубина составляет 1642 метра. Объём воды в нём больше, чем во всех Великих озёрах Северной Америки и в 82 раза больше чем в Онежском озере.

В 1996 году Байкал был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Чудо  Байкала,  которому  обязан своей  исключительной  чистотой,  рачок  веслоногий эпишура. Байкальская эпишура – один из наиболее известных эндемиков озера, представитель планктона, встречается по всей  глубине  (нет  его  в  заливах,  где  вода прогревается). Это основной потребитель планктонных водорослей, способен поглощать бактерии и является, таким образом, биологическим фильтром, обеспечивая чистоту байкальских вод.  По типу своего питания эпишура является фильтратором.  Каждая эпишура пропускает через себя стакан воды за сутки, в год очищает 15 кубических метров воды. Не быть бы Байкалу  Байкалом  без  этого  веслоногого  рачка, едва заметного на глаз, удивительно  работоспособного  и  многочисленного.

Задание:

  1. Прочитайте  внимательно текст задания.
  2. Назовите её аллотропные видоизменения серы.
  3. Что такое эндемик?
  4. В бутылках пробы воды из водоемов, описанных в задании. Проведите качественный анализ образцов и  установите соответствие: номер пробы – водоем. Уравнения реакций запишите в ионном виде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения ситуационных задач по теме "Плотность вещества"

В современной школе, где учитель должен не передать сумму знаний своим ученикам, а научить их эти знания "добывать", ситуационные задачи должны занять достойное место в методическом арсенале учителя.С...

использование ситуационных задач на уроках химии

Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование ситуационных задач на уроках химии"...

Технология конструирования и приемы решения ситуационных задач на уроках географии

В статье можно познакомиться с технологией конструирования и приемами решения ситуационных задач на уроках. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операц...

Задачи к интегрированному уроку математики и биологии "Действия с дробями. Красная книга" 6 класс

Задачи к интегрированному уроку математики и биологии "Действия с дробями. Красная книга" 6 класс...

Интегрированный урок. «Попробуй!» – шепнула мечта. (химия+биология+ география+ англ.яз.)

Урок  закрепления , обобщения и систематизации знании  о веществах VIA группы, окружающих человека на основе  технологии проблемного обучения....

Методические рекомендации использования ситуационных задач на уроках технологии для учащихся 5 класса по направлению «Технология ведения дома» к разделу «Кулинария»

В данной статье кратко рассмотрена сущность применения ситуационных задач в соответствии с ФГОС ООО. В качестве вариантов предлагаются упрощенные примеры ситуационных задач для использования на уроках...

Урок ОБЖ, приложение к уроку и ситуационные задачи

Обеспечение безопасности в неблагоприятной экологической обстановке...