Главные вкладки

    Методические рекомендации использования ситуационных задач на уроках технологии для учащихся 5 класса по направлению «Технология ведения дома» к разделу «Кулинария»
    статья по технологии (5 класс) по теме

    Мелехина Екатерина Юрьевна

    В данной статье кратко рассмотрена сущность применения ситуационных задач в соответствии с ФГОС ООО. В качестве вариантов предлагаются упрощенные примеры ситуационных задач для использования на уроках технологии для учащихся 5 класса по направлению «Технологии ведения дома» к разделу «Кулинария», так как предлагаемые некоторыми авторами ситуационные задачи не рассчитаны на использование в рамках урока. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Курганский государственный университет»

    Педагогический факультет

    Кафедра профессионального обучения, технологии и дизайна

                                                     

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА» К РАЗДЕЛУ «КУЛИНАРИЯ»

    Разработал студент гр. П-40112                                                   Е.Ю. Мелехина

                                                                                                                                       

    Направление: 44.03.01 «Педагогическое образование»

    Профиль: «Технология»

    Руководитель:

    доцент, канд.пед.наук                                                                      Е.П. Алексеене    

                                                                                                                                         

    Курган 2016

    Решение ситуационных задач, наряду с решением познавательных задач, должно стать одним из средств достижения и диагностики предметных и метапредметных образовательных результатов.

    Ситуационная задача – это модель ситуационной проблемы, предназначенная для анализа направлений развития реальной ситуации и апробирование предполагаемых решений по управлению ситуацией на основе имеющихся знаний и опыта [2].

    Ситуационные задачи ориентированы на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивая «умение учиться». Они носят практико-ориентированный характер, реализуя в деятельности принцип связи теории с практикой.

    Цель ситуационных задач – научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать ситуационные проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развивать способности прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [2].

    Суть ситуационной задачи заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений [5].

    Проектирование ситуационных задач может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. Существует несколько подходов.

    1 Построение ситуационной задачи на основе вопросов к параграфам в учебнике.

    2 Построение ситуационной задачи на выделенных в научных исследованиях типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать любому ученику.

    3 построение ситуационной задачи на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах [5].

    В отличие от распространенных проблемных заданий (когда проблема конструируется путем дидактической обработки, как правило, абстрактного учебного материала) ситуационная задача включает элементы ролевой игры. Задача моделирует жизненную ситуацию, в которой ошибочное решение нередко грозит реальным ущербом. Задание обращено к нему лично, к его актуальным потребностям и интересам.

    Еще одна особенность – текст такой задачи по объему может значительно превышать тексты традиционных проблемных заданий, и собственно ситуационная проблема выражена в неявном виде, чтобы выявить её, необходимо внимательно прочитать и проанализировать текст.

    Следует отметить, что предлагаемые некоторыми авторами ситуационные задачи не рассчитаны на их использование в рамках урока, так как для их решения требуется много времени.

    В настоящих рекомендациях в качестве вариантов предлагаются упрощенные примеры ситуационных задач для использования на уроках технологии для учащихся 5 класса по направлению «Технологии ведения дома» к разделу «Кулинария».

    Задача № 1. Опасные нитраты.

    Маша собралась приготовить винегрет. Для этого она сходила в магазин и купила необходимые овощи: картофель, свеклу, капусту, морковь и зелень. Так как Маша заботится о своем здоровье, то она проверила купленные не в сезон овощи нитратометром, потому что знала, что в них может быть превышено содержание нитратов. И Маша оказалась права, нитратометр показал опасное содержание нитратов в овощах.

    Подскажите Маше, как (каким образом) можно уменьшить содержание нитратов в овощах до допустимых значений.

    Ответ. Избавиться от нитратов в овощах полностью невозможно, и вовсе не рекомендовано, потому что тогда погибают полезные вещества и витамины. Но уменьшить их содержание до нормы все-таки необходимо и существует несколько способов:

    • очистить овощи (то есть, срезать шкурку, хвостики, зеленые участки, а потом тщательно промыть);
    • вымочить, предварительно порезав овощи, в обычной воде в течение 15-20 минут (такой метод обработки зелени, листовых овощей и картофеля снизит количество нитратов на 15%);
    • отварить овощи (при варке также «уходит» большое количество нитратов: до 80 % – у картофеля, до 40 % – у свеклы); «минус» – нитраты остаются в бульоне, поэтому бульон рекомендуется сливать причем сливать горячим, так как при остывании все нитраты «вернутся» из бульона обратно в овощи;
    • добавить гранатовый либо лимонный сок к овощам в процессе приготовления салата: такие компоненты имеют свойство обезвреживать нитратные вредные соединения (также можно использовать яблоки или яблочный уксус);
    • варка овощей должна происходить без крышки (это больше всего касается свеклы);
    • поставить зелень перед приготовлением в воду «букетом» на 2 часа под прямой солнечный свет либо замачиваем в воде на час;
    • снять 4-5 верхних листов с капусты и выбросить кочерыжки;
    • не использовать в пищу стебли зелени – только листья.

    Задача № 2. Правильный выбор.

    Наташе после долгой зимы, когда потребление полезных веществ снижено до предела, очень хочется насладиться натуральными витаминами. Но так ли уж полезны для здоровья покупные фрукты и овощи, и не таят ли они в себе угрозу в виде нитратов, которыми очень часто пользуются фермеры для ускорения вызревания плодов?

    Помогите Наташе выбрать свежие и натуральные овощи (томаты, огурцы, редис, капусту). Что необходимо для этого знать?

    Ответ. Помидоры, у которых толстая кожура, содержат много нитратов. Кроме того, об этом свидетельствует и недозрелый (оранжевый) цвет помидора. А если внутри помидор содержит белые прожилки и мякоть, то химикатов в таком помидоре очень много. Если же помидор ярко красного цвета и внутри и снаружи, то значит содержание нитратов в нем в норме.

    Огурцы, в которых содержание нитратов завышено, имеют темно-зеленую кожуру, а шипы на нем острые и грубые. Хороший огурец напротив имеет мягкие и тонкие волоски, которые легко стираются, если провести по ним рукой. Если огурец возле плодоножки мягкий, то это говорит о том, что он несвежий, а значит, в нем уже нет нужных витаминов.

    Редис лучше выбирать круглый, а не длинный, так как в длинном больше нитратов.

    На капусте с большим содержанием нитратов есть много темных точек и пятен. Это грибок, который наиболее охотно поражает именно нитратную капусту.

    Задача № 3. Непокорный горох.

    Таня собралась приготовить гороховую кашу. Она помыла горох, опустила его в подсоленную воду и варила 1,5 часа после закипания. Но вот проблема: горох не разварился, а остался твердым. «Из такого гороха не получится каша», – подумала Таня.

    Объясните, почему горох не разварился, что Таня сделала неправильно.

    Помогите Тане приготовить гороховую кашу так, чтобы горох стал мягким.

    Ответ. Таня нарушила ряд правил, которые помогают приготовить гороховую кашу. Во-первых, горох необходимо было замочить на несколько часов. Во-вторых, при варке гороха воду не солят: при приготовлении блюд из бобовых воду солят только в конце варки. В-третьих, для лучшего разваривания гороха можно положить в кастрюлю ½ чайной ложки соды. Горох лучше выбирать не целый, а колотый, так как он лучше разваривается. Можно взять так же дробленый, он становится мягким уже через 35 минут.

    Список использованных источников

    [1] – Пичугина Г. В. О путях и средствах достижения метапредметных результатов технологического образования / Г. В. Пичугина // Школа и производство. – 2013. – № 2. – С. 7 – 11.

    [2] – Пичугина Г. В. Ситуационная задача как средство формирования универсальных учебных действий на уроках технологии / Г. В. Пичугина // Школа и производство. – 2013. – № 8. – С. 39 – 44.

    [3] – Синица Н. В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.

    [4] – Технология: программа. 5 – 8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 149 с.

    [5] – Аликаев С. С. Ситуационные задачи как один из методов формирования ключевых компетенций школьников на уроках физики. URL: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-4723 (дата обращения: 11.05.16)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    использование ситуационных задач на уроках химии

    Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование ситуационных задач на уроках химии"...

    Методические рекомендации "Использование документ камеры на уроках математики"

    Рассмотрены различные способы использования документ камеры на различных этапах урока....

    Методические рекомендации "Использование документ камеры на уроках математики"

    Рассмотрены различные способы использования документ камеры на различных этапах урока....

    Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся

    материал адресован словеснику, который решает задачу развиия речи учащихся на качественно ином уровне: работающего над развитием речи контролируемой, и делает это целенаправленно, систематически....

    Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.

    Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...

    Рабочая программа по технологии для 5 класса по направлению "Технологии ведения дома"

    Проект данной рабочей программы был представлен в качестве выпускной работы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Отвечает требованиям ФГОС....

    Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс по направлению "Технологии ведения дома"

    Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО по направлению "Технологии ведения дома". Рассчитана на 35 учебных недель, по 2 часа в неделю....