Методическая разработка "Создание и использование маршрутной карты урока для учащихся 10 классов при изучении курса органической химии"
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему
Работа в классах с разным уровнем знаний учащихся и с разными потребностями, натолкнула меня на мысль создания маршрутных карт урока.
Второй год я работаю над составлением маршрутных карт к урокам курса органической химии.
Маршрутные карты разработаны практически по всем темам органической химии, в них даны задания разного уровня, в том числе углублённого, разработано разноуровневое домашнее задание. Благодаря картам учитель имеет возможность контролировать каждого учащегося и проводить индивидуальное консультирование.
Данные маршрутные картыможно использовать на уроках с применением ИКТ, так и без. В ней отражены основные вопросы темы и указаны страницы учебника, где можно найти ответы, что удобно для учеников. Для педагогов прописаны моменты, где возможно использование ЦОР (видео-фрагмент).
Красным цветом выделены задания на закрепление конкретных вопросов темы, например, после изучения номенклатуры, учащиеся дают названия веществам по формуле, а затем выполняют задание наоборот – записывают формулу по названию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Фаленки Фаленского района Кировской области
Методическая разработка
«Создание и использование маршрутной карты урока
для учащихся 10 классов
при изучении курса органической химии»
Составила:
Корепанова Эльвира Вячеславовна,
учитель химии, высшей категории
МКОУ СОШ п. Фаленки
- Теоретические основы темы
Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от готовности каждого ученика к обучению химии на старшей ступени, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к эффективному обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их индивидуальные различия четко проявляются по следующим показателям:
- обучаемости
- учебным умениям
- обученности
- познавательным интересам
Для более эффективного усвоения знаний в общеобразовательных классах старшей ступени необходимо наиболее активно использовать внутреннюю дифференциацию.
Внутреннюю дифференциацию рассматривают в контексте такой организации учебно-воспитательного процесса, при которой учет индивидуальных особенностей учащихся проводится в условиях работы учителей в обычных классах. Необходимость в ней настоятельнее, чем более гетерогенный класс служит объектом дифференциации.
Самостоятельная деятельность ученика способствует развитию познавательных способностей, формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду.
Результативность уроков зависит от разумного сочетания в них фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Для организации учебных занятий необходимо использовать дидактические материалы, направленные на дифференциацию обучения по характеру индивидуально-психологических особенностей обучаемых и учитывающие различные уровни развития способностей к обучению, неодинаковую подготовленность к восприятию и воспроизведению знаний. Таким дидактическим материалом стали разработанные мною маршрутные карты.
- Сравнительный анализ изложения её в различных источниках
Азы органической химии школьники начинают осваивать в конце 9 класса и чаще всего к 10 классу определяются с выбором профессии, предмет химии для сдачи выбирают немногие. Но таким ребятам базового уровня изучения материала недостаточно. Проблема совместного обучениия детей с разным уровнем знаний актуальна и особенно остро она стоит в старших классах.
Авторы изученной мною методической литературы рекомендуют деление детей на группы, так например, в учебном пособии «Современные технологии обучения химии» автор Е.В. Береснева, рекомендует делить детей на 3 группы:
- первая - объединяются учащиеся, которые различают и запоминают содержание учебного материала и могут воспроизвести его в объёме стандартных требований к его усвоению,
- вторая – объединяет учащихся с репродуктиным характером мышления и действий при решении той же химической задачи,
- третья – входят учащиеся, характеризующиеся в определенной мере творческим подходом к решению поставленной познавательной задачи.
- подобное деление на группы не всегда эффективно.
Такое дифференцирование нельзя считать оптимальным, так как одни начинают считать себя лучше других, а другие, зачисленные к классу менее способных, ежедневно чувствовать неполноценными, что нередко вызывает отклонения от норм воспитания.
Селевко, Г. К. в свое книге «Современные образовательные технологии» предлагает дифференцирование по интересам учащихся. Целью его является обучение учеников в классах или школах с углубленным изучением предметов. Такие классы создаются в школах при условии очень большого количества учеников, которые проявляют повышенный интерес к определенным предметам, формируют с восьмого года обучения, когда учащиеся уже получили определенный уровень общеобразовательной подготовки, на базе которой можно организовать дифференцированное обучение.
Каждый из рассмотренных видов дифференцирования имеет свое содержание и методику обучения, что является предметом изучения специальных отраслей педагогики.
Дидактический анализ
Работа в классах с разным уровнем знаний учащихся и с разными потребностями, натолкнула меня на мысль создания маршрутных карт урока.
Второй год я работаю над составлением маршрутных карт к урокам курса органической химии.
Мною разработаны маршрутные карты по следующим темам курса органической химии 10 класса:
- Алканы
- Алкены
- Алкины
- Алкадиены
- Ароматические углеводороды
- Спирты и фенолы
- Альдегиды и кетоны
- Карбоновые кислоты
- Сложные эфиры, жиры
Каждая тема включает несколько маршрутных карт. В карте прописаны основные вопросы по теме, указана страница учебника либо имеется дополнительная информация.
Особое внимание уделяю практической деятельности, например, построению шаростержневых моделей (работа в парах), так как данный вид деятельности позволяет сформировать пространственное мышление и более наглядно отобразить структурные формулу органических веществ.
Опираясь на знания, полученные на уроках химии в 9 классе, учащиеся самостоятельно записывают в тетради гомологические ряды классов органических соединений.
Изучение физических свойств веществ чаще всего осуществляю через просмотр видео-фрагментов и эксперимент, если это невозможно, посредством работы с текстом учебника или информации, расположенной в маршрутной карте.
Вопросы, касающиеся номенклатуры веществ, достаточно подробно изучаются в 9 классе, поэтому сильные ребята сразу приступают к выполнению задания (они выделены красным цветом), а для слабых учеников указана страница учебника, где они могут восстановить знания, после чего выполнить задание. При затруднениях они могут обратиться за консультацией к учителю.
Изучая химические свойства веществ, использую такие подходы:
- на начальных этапах ребята в парах изучают конкретное свойство по учебнику, а затем представляют классу с записью на доске,
- основываясь на электронном строении веществ, учащиеся предполагают химические свойства вещества. Например, в теме «Химические свойства карбоновых кислот» прежде чем перейти к изучению свойств разбираем электронное строение веществ этого класса, что позволяет не просто констатировать факт взаимодействия веществ, но и объяснить причину,
- после изучения крупных тем переходим к практической и экспериментальной деятельности. Например, при изучении таких тем как «Способы получения и применения карбоновых кислот», «Способы получения спиртов», когда между классами органических соединений видна генетическая связь, в маршрутной карте просто прописываю название процесса, а ребята сами производят его в тетради, а один учащийся на доске, для проверки результатов.
Особую роль в маршрутной карте уделяю выводам о том, как изменяются свойства конкретной группы веществ в гомологическом ряду, это углублённый уровень освоения материала, но как показывает практика, сильные ученики успешно формулируют данные выводы самостоятельно.
Например, задание:
Рассмотрите, как изменяются кислотные свойства в ряду кислот:
Муравьиная – уксусная – пропионовая – масляная
Уксусная – хлоруксусная – дихлоруксусная – трихлоруксусная
Особенно интересны для учащихся вопросы применения химических веществ, которые они оформляют в виде таблиц или схем. Разрешается искать данную информацию в интернет - источниках.
Таким образом, при работе с маршрутным листом, использую следующие методы: словесные, наглядные, диалогический метод, устный опрос, практические задания, устный и письменный контроль, самоконтроль. В большей степени уделяю внимание самостоятельной работе, работе в парах, так как в старших классах доля самостоятельной работы должна быть высокой.
Также применяю лабораторный и демонстрационный эксперимент, например, сокращение в карте Д.Э., сообщает учащимся о том, что кто-то из класса будет помогать в проведении эксперимента, всегда много желающих участвовать в этой деятельности.
Время работы над каждым вопросом маршрутной карты ограничено, что помогает активизировать деятельность, держать высокий темп урока и при необходимости вернуться к непонятному вопросу.
Маршрутные карты использую на уроках разного типа: изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, контроля.
Таким образом, маршрутные карты дают возможность осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, использовать работу в группах, повышать мотивацию к изучению химии, организовать самостоятельную деятельность учащихся.
- Возможности и удобства практического использования
Маршрутные карты разработаны практически по всем темам органической химии, в них даны задания разного уровня, в том числе углублённого, разработано разноуровневое домашнее задание. Благодаря картам учитель имеет возможность контролировать каждого учащегося и проводить индивидуальное консультирование.
Данные маршрутные карты можно использовать на уроках с применением ИКТ, так и без. В ней отражены основные вопросы темы и указаны страницы учебника, где можно найти ответы, что удобно для учеников. Для педагогов прописаны моменты, где возможно использование ЦОР (видео-фрагмент).
Красным цветом выделены задания на закрепление конкретных вопросов темы, например, после изучения номенклатуры, учащиеся дают названия веществам по формуле, а затем выполняют задание наоборот – записывают формулу по названию.
Разработаны маршрутные карты по закреплению и контролю знаний по разделам, например, по разделу «Углеводороды».
- Методика изучения темы
Методику изучения темы рассмотрим на примере одной из тем органической химии «Алкены». В данной теме разработаны три маршрутные карты:
- Алкены: номенклатура, изомерия, физические свойства.
- Алкены: химические свойства.
- Алкены: получение и применение.
Тема «Алкены» входит в третью главу «Углеводороды» курса органической химии 10 класса. Цель темы: изучить строение, свойства и способы получения алкенов. Основные понятия темы: алкены, гомологические ряды, химические и физические свойства углеводородов.
Вопросы номенклатуры и изомерии для сильных учеников разбираем с опорой на их знания из курса органической химии 9 класса, где они сами без учебника формулируют правила составления названий веществ, а также предполагают виды изомерии, приводят примеры.
По данной теме в карте отражена работа с шаростержневыми моделями (работа в парах).
Гомологические ряды учащимися записываются самостоятельно в тетради, так как в этом вопросе они опираются на знания, полученные на уроках химии в 9 классе.
Изучение физических свойств веществ организовано посредством работы с текстом учебника.
Вопросы, касающиеся номенклатуры веществ, достаточно подробно изучаются в 9 классе, поэтому сильные ребята сразу приступают к выполнению задания (они выделены красным цветом, после каждого вопроса), а для слабых указана страница учебника, они восстанавливают знания и выполняют задание.
При изучении химических свойств веществ, в данной теме, использую видео-фрагменты, работу с текстом, самостоятельную работу с опорой на ранее полученные знания.
Вопросы, по применению веществ, оформляем в данной теме в виде схемы, кроме учебника возможно использование интернет-ресурса.
Методы, используемые при работе с маршрутным листом по теме «Алкены»: словесные, наглядные, диалогический метод, устный опрос, устный и письменный контроль, самоконтроль. В первом и третьем маршрутных картах для сильных учеников продумана система дополнительных и разноуровневых заданий (задание 3).
При изучении данной темы использую такие средства обучения: учебник, дополнительная литература, интернет – ресурс, шаростержневые модели, компьютер, мультимедийный проектор.
Результаты обучения
Сравнение качества обучения в 10 классах за последние три года увеличилось с 63до 87 %.
Произошло повышение уровня мотивации, увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи ЕГЭ от 3 до 7 человек.
В апреле 2016 года проведено анкетирование учащихся, результаты показали, что из 20-ти человек 17-ти нравится работа по маршрутным картам. Положительный момент в том, что порой слабые учащиеся не могут объяснить, что им не понятно, а сейчас им достаточно назвать учителю номер вопроса. Высокий темп работы позволяет сильным ученикам овладеть некоторыми знаниями углублённого уровня, что облегчает подготовку к ЕГЭ.
Примеры маршрутных карт по теме «Алкены»
Маршрутная карта по теме
«Алкены: номенклатура, изомерия, физические свойства»
- Напишите, какие вещества называются алкенами ( с. 82).
- Постройте шаростержневую модель молекулы алкена, состоящую из двух атомов углерода. Посмотрите видео-фрагмент.
- сделайте вывод о гибридизации
- сделайте вывод о длине связи
- сделайте вывод об угле связи
- Напишите самостоятельно гомологический ряд, дайте название каждому веществу.
- Опишите физические свойства алкенов (с. 87).
- Номенклатура, прочитайте с. 84-85 и сформулируйте правила образования названий алкенов
Для простейших алкенов применяются также исторически сложившиеся названия: этилен (этен), пропилен (пропен), бутилен (бутен-1), изобутилен (2-метилпропен) и т.п.
- Дайте название следующим веществам:
- СН3-СН = СН-СН3
- СН2=СН-СН2-СН2-СН2-СН3
- СН3-СН2-С=СН-СН2-СН3 б) СН2=СВr – CHBr –CH3
СН3
- Составьте структурные формулы веществ:
- 2-метилбутен-1;
- 3,3-дибромпентен-1;
- пентен-1;
- 2,3-диметилгексен-1
- Изомерия (с. 84), запишите в виде схемы виды изомерии алкенов, приведите примеры (работа в парах)
- Какие виды изомерии характерны для алкенов? Напишите формулы возможных изомеров гексенаена -1.
- Веществу состава С5Н8 соответствуют изомеры:
а) 2-метилбутен-2 б) циклопентан
в) бутадиен-2,2 г) пентин-2
д) 3-метилбутен-1 е) пентен-2
7. Дополнительные задания:
1) плотность паров этиленового углеводорода по водороду равна 28. Определите его молекулярную формулу. Сколько изомеров имеет данный алкен?
2) Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7 %, его пары в 2,41 раза тяжелее воздуха. Определите молекулярную формулу углеводорода, приведите формулы двух его гомологов.
Д/З §12, с 98 № 1
Маршрутная карта по теме
«Алкены: химические свойства»
- Работа у доски: составьте модель молекулы этена, расскажите о типах связей в ней, гибридизации, длине и угле связи. Сравните с алканами. Расскажите о физических свойствах алкенов.
- Самостоятельная работа по теме «Номенклатура и изомерия алкенов».
- Решите задачу
Определите формулу углеводорода в состав которого входят примерно 87,5% углерода и 14,3% водорода, его плотность по водороду равна 14.
- Химические свойства
- Реакция горения (видео – фрагмент)
- Реакции присоединения
- Гидрирование (видео – фрагмент)
- Галогенирование (написать самостоятельно)
- Гидрогалогенирование (по правилу Морковникова) (с. 88)
- Гидратации (этилена, пропилена) (написать самостоятельно)
- Реакция полимеризации(с. 89)
- Качественные реакции (Реакции окисления – обесцвечивание бромной воды и перманганата калия) (видео – фрагмент)
- Закрепление – запишите уравнения следующих реакций, осуществите взаимопроверку с соседом по парте.
Вариант 1 | Вариант 2 |
а) гидрирование пропена б) горение этена в) гидрохлорирование бутена-2 г) бромирование этена | а) горение пропена б) гидробромирование бутена-1 в) гидратация этена г) хлорирование пропена |
- Д/З §12, с.99 № 5,7, 8
Маршрутная карта по теме
« Алкены: получение и применение»
- Тест по теме «Химические свойства алкенов»
- Изучите способы получения алкенов (стр.85 – 87) (работа в группах)
- Крекинг нефтепродуктов
- Дегидрирование предельных углеводородов
- Дегидратация спиртов
- Дегидрогалогенирование
- Дегалогенирование
- Изучите применение этилена и пропилена, заполните схему:
- Задание 1
- Какие алкены получатся при дегидробромировании следующих галогеноалканов:
А) 1- бромпропан Б)3-бромпентан В)2-метил -3 – бромбутан
Напишите уравнения соответствующих реакций, укажите условия их протекания.
- Напишите реакции получения перечисленных алкенов дегидратацией соответствующих спиртов и дегидрогалогенированием галогеналканов:
А)пропен Б)2-метилбутен – 2 В)2,3 – диметилбутен – 1
Укажите условия проведения реакций.
Задание 2
- С помощью каких реакций можно осуществить следующие превращения? При необходимости укажите условия протекания реакций:
А) СН2СI – СН2 – СН3 СН2 – СН – СН3 СН3 – СНВr – СН3
Б) С2Н6 С2Н5Вr С2Н4 С2Н4 СI
В) СН2Вr - СН2Вr СН2 - СН2 ( - СН2 - СН2 -)n
Задание 3
- Этиленовый углеводород массой 7 г обесцвечивает 640 г бромной воды с массовой долей брома 2,5%. Определите молекулярную формулу алкена.
- Какова структурная формула этиленового углеводорода, если 11,2 г его при взаимодействии с избытком НВr превращается в 27,4 г бромалкана с положением галогена у третичного атома углерода?
- Д/З § 12, задание 2(б), задание 3 (2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/22/picture-79920.jpg)
Интерактивное методическое пособие "Информационное сопровождение курса органической химии""
Методическое пособие представляет собой материал для проведения уроков химии в 10 классе. Состоит из двух разделов: материала для уроков и контрольно оценочно блока по материалам ЕГЭ. На сайте предста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-154259-1417767943.jpg)
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса
Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-52749-1379856622.jpg)
Паспорт рабочей программы. Курс «Органическая химия» 10 класс ,базовый уровень, О.С. Габриеляна
Рабочая программа курса «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 70 и соответствует стандарту среднего (полного)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417539-1394513490.jpg)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-407625-1428252378.jpg)
Методическая модель повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов при изучении курса «Экология».
Для лучшего представления разработанной методики необходимо выразить теоретическо-методологические аспекты повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-964633-1509128292.jpg)
Маршрутная карта урока для учащихся 5 класса "Интерьер кухни, столовой"
Маршрутная карта урока для учащихся 5 классов "Интерьер кухни, столовой"...
Иллюстративный материал к урокам курса органической химии
В качестве иллюстративного материала представлены буклеты к разделу "Углеводороды" курса органической химии 10 класса, выполненные учащимися 10-х классов под руководством учителя....