Урок-обобщение знаний по теме «Углеводороды» Химия 10 класс
презентация к уроку по химии (10 класс) на тему

Кузнецова Екатерина Владимировна

Урок-обобщение знаний по теме «Углеводороды» Химия 10 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. 

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов. 

Задачи: 
Образовательные: Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов, закрепить умения решать качественные задачи и задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам. 
Развивающие: развитие коммуникативных навыков, развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи, проводить классификацию; 
Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в разных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_himii_uglevodorody.ppt634 КБ
Файл urok_himii.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок химии «Обобщение знаний по теме: «Углеводороды»» Преподаватель ГБПОУ ВО ВАТ имени В.П.Чкалова Кузнецова Екатерина Владимировна

Слайд 2

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов.

Слайд 3

Химический диктант: Как называются по систематической номенклатуре ациклические углеводороды, в молекулах которых атомы углерода связаны только простыми связями . Как называются по систематической номенклатуре ациклические углеводороды, в молекулах которых есть две двойных связи. Как называются по систематической номенклатуре карбоциклические углеводороды, в молекулах которых присутствует бензольное ядро: Напишите общую формулу алканов. Напишите общую формулу алкенов. Напишите общую формулу аренов. Вещества, имеющие одинаковый состав но разное строение называются ….. Вещества, имеющие одинаковое строение, отличающиеся друг от друга на группу атомов - СН 2 - называются ….

Слайд 4

Химический диктант: Изомерами разных гомологических рядов являются алкены и … Изомерами разных гомологических рядов являются алкадиены и … Назовите по систематической номенклатуре вещество следующего строения: CH 3 - CH=C(CH 3 )- CH 3 Назовите по систематической номенклатуре вещество следующего строения: CH 3 - C≡C- CH (CH 3 )- CH (CH 3 )- CH 3 Вид гибридизации в молекуле этина. Сколько π-связей в молекуле этена? Сколько σ -связей в молекуле этина? Какую форму имеет молекула метана ?

Слайд 5

Химический диктант: Валентный угол в молекуле метана. Длина связи С=С в молекуле алкена? Существует ли чередование двойных и одинарных связей в молекуле бензола? Наиболее характерными для предельных углеводородов являются реакции … Наиболее характерными для непредельных углеводородов являются реакции… Наиболее характерными для аренов являются реакции … Как называется реакция присоединения водорода ….. Как называется реакция отрыва водорода ….. Как называется реакция присоединения воды …..

Слайд 6

Проверьте себя Алканы Алкадиены. Арены C n H 2 n +2 C n H 2 n C n H 2 n -6 Изомерами Гомологами Циклоалканы Алкины 2- метилбутен -2 4 ,5-диметилгексин-2 Sp -гибридизация 1 3 Тетраэдр. 1 09 0 2 8 / 0,134нм Нет Замещения Присоединения Замещения Гидрирование Дегидрирование гидратация

Слайд 7

Углеводороды Непредельные Предельные Циклические Алкадиены CnH 2 n- 2 Алканы CnH 2 n+ 2 Циклоалканы CnH 2 n Алкены CnH 2 n Алкины CnH 2 n- 2 Арены CnH 2 n- 6 гидрирование дегидрирование циклизация гидрирование

Слайд 8

Задание 1: напишите уравнения реакций по цепочке превращений. Определите тип каждой реакции . Циклопропан → 1-бромпропан →гексан →бензол →циклогексан 1 уровень – (3 балла) СН 4 →НС≡СН → С 6 Н 6 →С 6 Н 5 NO 2 2 уровень – (4 балла) 2- метилбутан → 2-бром, 2-метилбутан → 2-метилбутен-2→ → 2-метилбутанол-2 3 уровень – (5 баллов) CH 3 - CH = CH 2 +HCl → A  KOH( спирт ) → B +H2O, → C Назовите вещества А , В и С

Слайд 9

1 уровень – (3 балла) СН 4 →НС≡СН → С 6 Н 6 →С 6 Н 5 NO 2 2СН 4 t →НС≡СН +3 H 2 реакция разложения 3НС≡СН Сакт, t →С 6 Н 6 –реакция тримеризации С 6 Н 6 + HO - NO 2 → конц. H 2 SO 4 →С 6 Н 5 NO 2 + H 2 O реакция замещения нитрогруппой 2 уровень – (4 балла) 2- метилбутан → 2-бром, 2-метилбутан → 2-метилбутен-2→ → 2-метилбутанол-2 CH 3 -CH(CH 3 )-CH 2 -CH 3 + Br 2 hγ → CH 3 -C(Br)(CH 3 )-CH 2 -CH 3 + HBr - замещение CH 3 -C(Br)(CH 3 )-CH 2 -CH 3 +KOH→ CH 3 -C (CH 3 )=CH-CH 3 +KBr+H 2 O –дегидрагалогенирование CH 3 -C (CH 3 )=CH-CH 3 +H 2 O конц .H3PO4 → CH 3 -C (CH 3 )(OH)-CH 2 -CH 3 гидратация 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 3 уровень – (5 баллов) CH 3 - CH = CH 2 +HCl → A  KOH( спирт ) → B +H2O, → C CH 3 - CH = CH 2 +HCl→ CH 3 – CH(Cl) – CH 3 2- хлорпропан – A , присоединение CH 3 -C( С l) - CH 3 +KOH→ CH 3 -CH=CH 2 +KBr+H 2 O пропен – B , дегидрагалогенирование CH 3 -CH=CH 2 +H 2 O конц .H3PO4 → CH 3 -CH(OH)-CH 3 пропанол -2 - С, гидратация 1 2 3 1 2 3

Слайд 10

Задание 2 Решение качественных задач. В двух емкостях находятся этан и этин. Определите вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций. (Ответ: Пропустить оба вещества через бромную воду. Где находился пропин - бромная вода обесцветится.) В одном цилиндре находятся метан и пропен. Как разделить данную смесь? Напишите соответствующие реакции. (Ответ. Через газовую смесь пропускают бромную воду: Чистый метан остается в виде газа. Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают цинком: Чистый пропен выделяется в виде газа)

Слайд 11

Задание 3. Решение расчетных задач . 1 уровень: Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034. – 3 балла ( C 2 H 6 -этан) 2 уровень: При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22. – 4 балла (С 3 H 8 – пропан) Выберите задание 1 из 3 по уровню сложности. 3 уровень: При взаимодействии одного и того же количества алкена с различными галогеноводородами образуется соответственно 7,85 г хлоропроизводного или 12,3г бромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкена? – 5 баллов (С 3 H 6 – пропен)

Слайд 12

Задание 4. Самостоятельная работа 1. Общая формула аренов: C n H 2 n +2 C n H 2 n C n H 2 n -2 C n H 2 n -6 2. Изомером вещества, формула которого CH 3 - CH = CH - CH 3 , является: 2-Метилбутен-1 Бутен-1 Бутан Бутин-1 3. Вещество, для которого не характерна реакция гидрирования: Метан Пропин Пропен Бензол

Слайд 13

4. Вещество, для которого характерна реакция замещения: пентан пентен-1 пентин-1 пентадиен-1,3 5. Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом: C 2 H 6 и HCl C 3 H 8 и H 2 C 6 H 6 и H 2 O C 2 H 4 и H 2 6. Формула вещества Х в цепочке превращений CH 4 t → X H 2, Ni → C 2 H 4 CO 2 C 2 H 6 C 2 H 2 C 3 H 8 Задание 4. Самостоятельная работа

Слайд 14

Задание 4. Самостоятельная работа 7.Следующим гомологом вещества бутин-1 является: Бутин-2 Пентин-1 Пентин-2 Пропен 8. Молекулярная формула углеводорода, содержащего 85,7% углерода и 14,3% водорода с относительной плотностью по водороду 14, является: C 2 H 4 CH 4 C 2 H 2 C 2 H 6

Слайд 15

Проверьте себя! Посчитайте баллы за тестирование. Ответы 1-4 2-1 3-1 4-1 5-4 6-3 7-2 8-1

Слайд 16

Подведение итогов Посчитайте общее количество баллов за урок: 42-43 балла – оценка «5» 38-41 балл – оценка «4» 32 -38 баллов – оценка «3» Меньше 32 баллов – вам надо еще раз повторить материал! Д/З Подготовка к контрольной работе: Повторить состав, строение, свойства, получение углеводородов по классам.

Слайд 17

Информационные ресурсы Картинки https://yandex.ru/images/search?p=4&text=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8B&redircnt=1430760147.1&img_url=http%3A%2F%2Fspravka.ua%2Fcompany%2Fphoto%2F4e471dca288bc.JPG&pos=137&rpt=simage&_=1430756649880&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-653-pd-1-wp-16x9_1366x768 https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.chemistry.ssu.samara.ru%2Fchem2%2Fpic%2Fu712.gif&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-653-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1430750044801&p=2&text=%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B&redircnt=1430753641.1&noreask=1&pos=69&rpt=simage&lr=193 https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F5fan.ru%2Ffiles%2F11%2F5fan_ru_57745_80cdacdf5660ff1e1e6e6f388cf416fa.html_files%2F7.png&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-653-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1430750044801&p=2&text=%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B&redircnt=1430753641.1&noreask=1&pos=72&rpt=simage &lr=193&pin=1 https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8B&redircnt=1430760147.1 https://yandex.ru/images/search?p=6&text=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8B&redircnt=1430760147.1&img_url=http%3A%2F%2Fimg3.proshkolu.ru%2Fcontent%2Fmedia%2Fpic%2Fstd%2F2000000%2F1933000%2F1932342-3ee3a0e2e2d31cbd.png&pos=189&rpt=simage&_=1430756676454&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-653-pd-1-wp-16x9_1366x768 Литература Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.



Предварительный просмотр:

Урок химии "Обобщение знаний по теме "Углеводороды"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

УМК: О.С. Габриелян химия 10 класс (базовый уровень).

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов.

Задачи:

  • Образовательные: Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов, закрепить умения решать качественные задачи и задачи на определение типа и формулы углеводорода по массовым долям элементов, продуктам сгорания или химическим свойствам.
  • Развивающие: развитие коммуникативных навыков, развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи, проводить классификацию;
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в разных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.

Ход  урока:

1.Постановка цели и мотивация учебной деятельности:

Сегодня на уроке мы должны сформировать целостное представление об углеводородах различных типов, рассмотреть их генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее влияние строения органических веществ на их свойства, то есть установить причинно-следственную связь в цепочке понятий состав — строение — свойства.

Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика.

2. Повторение опорных знаний

Химический диктант:

Время выполнения 12 мин (на листке вы должны написать только  название, формулу).

  1. Как называются по систематической номенклатуре ациклические углеводороды, в молекулах которых атомы углерода связаны только простыми связями . Алканы
  2. Как называются по систематической номенклатуре ациклические углеводороды, в молекулах которых есть две двойных связи. Алкадиены.
  3. Как называются по систематической номенклатуре карбоциклические углеводороды, в молекулах которых присутствует бензольное ядро:   Арены
  4. Напишите общую формулу алканов.  CnH2n+2
  5.  Напишите общую формулу алкенов. CnH2n
  6. Напишите общую формулу аренов. CnH2n-6 
  7. Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение называются ….. изомерами
  8. Вещества, имеющие одинаковое  строение, отличающиеся друг от друга на группу атомов   - СН2-  называются ….гомологами
  9.  Изомерами разных гомологических рядов являются алкены и …          циклоалканы
  10. Изомерами разных гомологических рядов являются алкадиены и …   алкины
  11. Назовите по систематической номенклатуре вещество следующего строения:  

CH3- CH=C(CH3)- CH3

        2-метилбутен-2

  1. Назовите по систематической номенклатуре вещество следующего строения:

CH3- C≡C- CH (CH3)- CH (CH3)- CH3  

4,5-диметилгексин-2

  1. Вид гибридизации в молекуле этина. Sp-гибридизация.
  2. Сколько π-связей в молекуле этена? 1
  3. Сколько σ -связей в молекуле этина?3
  4. Какую форму имеет молекула метана? Тетраэдр.
  5. Валентный угол в молекуле метана. 109028/
  6. Длина связи С=С в молекуле алкена? 0,134нм
  7. Существует ли чередование двойных и одинарных связей в молекуле бензола? Нет
  8. Наиболее характерными для предельных углеводородов являются реакции … замещения
  9. Наиболее характерными для непредельных углеводородов являются реакции… присоединения
  10. Наиболее характерными для аренов являются реакции … замещения
  11. Как называется реакция присоединения водорода ….. гидрирование
  12. Как называется реакция отрыва водорода ….. дегидрирование
  13. Как называется реакция присоединения воды ….. гидратация

Обменяйтесь с соседом по парте листочками, проверьте их, подсчитайте количество правильных ответов.

Понятие  генетической связи.

Любые природные явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.

Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.

Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклизация  и другие.

Задание 1:  напишите уравнения реакций по  цепочке превращений. Определите тип каждой реакции. (выполняет один ученик у доски).

Циклопропан → 1-бромпропан →гексан →бензол →циклогексан

  Учащиеся выбирают задание 1 из 3  по уровню сложности

1  уровень – (3 балла)

СН4 →НС≡СН →С6Н6 →С6Н5NO2

2 уровень – (4 балла)

2- метилбутан → 2-бром, 2-метилбутан → 2-метилбутен-2→2-метилбутанол-2

3 уровень – (5 баллов)

CH3 - CH = CH2    +HCl→  A KOH(спирт)→ B +H2O, → C

Назовите вещества А , В и  С

Проверьте самостоятельно  правильность выполнения задания (слайд).

Задание 2 Решение качественных задач. (у доски)

  1. В двух емкостях находятся этан и этин. Определите вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций. (Ответ: Пропустить оба вещества через бромную воду. Где находился пропин - бромная вода обесцветится.)
  2. В одном цилиндре находятся метан и пропен. Как разделить данную смесь? Напишите соответствующие реакции. (Ответ. Через газовую смесь пропускают бромную воду: Чистый метан остается в виде газа. Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают цинком: Чистый пропен выделяется в виде газа)

Задание 3 Решение расчетных задач.

Учащиеся выбирают задание 1 из 3  по уровню сложности. Учащиеся, выбравшие 1 и 2 уровень сложности  могут пользоваться алгоритмом решения задач.

1 уровень: Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034. – 3 балла (C2H6-этан)

2 уровень: При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22. – 4 балла (С3H8 – пропан)

3 уровень: При взаимодействии одного и того же количества алкена с различными галогеноводородами образуется соответственно 7,85 г хлоропроизводного или 12,3г бромпроизводного.  Определите молекулярную формулу алкена? – 5 баллов (С3H6 – пропен)

 Задание 4. Самостоятельная  работа

1. Общая формула аренов:

  1. CnH2n+2
  2. CnH2n 
  3. CnH2n-2
  4. CnH2n-6                                                                                 

2.  Изомером вещества, формула  которого CH3-CH=CH-CH3, является:

  1. 2-Метилбутен-1
  2. Бутен-1
  3. Бутан
  4. Бутин-1

3. Вещество, для которого не характерна реакция гидрирования:

  1. Метан
  2. Пропин
  3. Пропен
  4. Бензол

4. Вещество, для которого  характерна реакция замещения:

  1. пентан
  2. пентен-1
  3. пентин-1
  4. пентадиен-1,3

5.  Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом:

  1. C2H6  и  HCl
  2. C3H8  и  H2
  3. C6H6  и  H2O
  4. C2H4  и H2

6.  Формула вещества Х в цепочке превращений CH4 t→  XH2,Ni→C2H4

  1. CO2 
  2. C2H6
  3. C2H2 
  4. C3H8 

 7.Следующим    гомологом вещества бутин-1 является:

  1. Бутин-2
  2. Пентин-1
  3. Пентин-2
  4. Пропен

8.  Молекулярная формула углеводорода, содержащего 85,7% углерода и 14,3% водорода

с относительной плотностью по водороду  14, является:

  1. C2H4 
  2. CH4 
  3. C2H2 
  4. C2H6

Проверьте правильность написания, посчитайте баллы за тестирование.

Посчитайте общее количество баллов за урок:  

42-43 балла – оценка «5»

38-41 балл – оценка «4»

32 -38 баллов – оценка «3»

 Меньше 32 баллов – вам надо еще раз повторить материал!

Д/З

 Подготовка к контрольной работе: Повторить состав, строение, свойства, получение углеводородов по классам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойс...

Контрольная работа по теме: "Углеводороды" 10 класс.Органическая химия

Контрольная работа по теме" "Углеводороды" . Органическая химия, 10 (11) класс...

УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ» 10 КЛАСС

УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ»10 КЛАСС ЦЕЛЬ: Обобщить знания о строении, свойствах, получении и применении углеводородов.ХОД УРОКА: Учащиеся работают в 4 группах по 5 человек.1)Учащимся пр...

Открытый урок по химии 10кл.на тему: "Обобщение знаний по теме:"Углеводороды"

Цели: Обобщить знания по теме: "Углеводороды", закрепить навыки выполнения упражнений, подготовиться к контрольной работе, воспитывать бережное отношение к природе. продолжать формировать умение орган...

Урок по химии 10 класс "Обобщение знаний по теме "Углеводороды"

Урок по химии 10 класс "Обобщение знаний  по теме Углеводороды"...

Контроль знаний по темам органической химии " Углеводороды. Кислородосодержащие вещества".

Данный материал содержит зачет по теме "Алканы" и контрольные работы по темам" Углеводороды" и "Кислородосодержащие соединения"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ХИМИИ ПО ТЕМЕ "УГЛЕВОДОРОДЫ" 10 КЛАСС(базовый уровень).

Урок проводят с целью проверки и обобщения знаний учащихся по теме "Углеводороды". Кроме того учащиеся продолжают учиться работать в группе, поскольку задания составлены так, чтобы в их выполнении был...