Рабочая программа по химии (базовый уровень) 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Фадеева Ирина Васильевна

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 9 класс у УМК Габриеляна О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_himiya.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение
Орудьевская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Орудьевской средней общеобразовательной школы

______________        /Ю.Д. Трусова/
подпись                         расшифровка подписи

Приказ № ____  от  «___» _______ 2016 г.

                дата

МП 

Рабочая программа по химии

(базовый уровень)

9а.9б классы

2016 – 2017 учебный год

68 часов, 2 часа в неделю

Составитель: Фадеева Ирина Васильевна,

учитель химии и географии,
высшей категории

  1. год

I. Требования к уровню подготовки.

учащиеся должны знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  безопасного обращения с веществами и материалами;  экологически грамотного поведения в окружающей среде;  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;  критической оценки информации о веществах, используемых в быту;  приготовления растворов заданной концентрации

II Содержание программы

Программа составлена на основе авторской программы по химии для 8-11 классов О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

Преподавание ведется по учебнику Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. –14-е изд., исправленное,  М.: Дрофа, 2012 г

Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема 2. Металлы (18 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов. 

Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Тема 3. Неметаллы (24ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов.  Простые вещества,  их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности .

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием,алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа№5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».

Практическая работа№6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 4. Органические соединения (12 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

III Календарно-тематическое планирование

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I четверть  -  17 часов

Тема 1.Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса -6часов

Вводный инструктаж по Т/Б. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома.

01.09-03.09.16

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева.

05.09-10.09.16

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления.

Генетические ряды металлов и неметаллов.

12.09-17.09.16

Переходные элементы Амфотерные оксиды и гидрооксиды.

Периодический закон и система элементов Д. И. Менделеева.

19.09-24.09.16

Тема 2 Металлы -18 часов

7.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие физические свойства металлов.

19.09-24.09.16

8.

Сплавы, их свойства и значение.

26.09-01.10.16

9.

Химические свойства металлов как восстановителей.

10

Общие понятия о коррозии металлов и способы борьбы с ней.

03.10-08.10.16

11.

Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия.

12.

Общая характеристика щелочных металлов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.

10.10-15.10.16

13.

Важнейшие соединения щелочных металлов Калийные удобрения.

14.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.

17.10-22.10.16

15.

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов и применение их в народном хозяйстве.

16.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

24.10-28.10.16

17.

 Соединения алюминия.Применение алюминия и его соединений.

II четверть  -  16 часов

18.

Инструктаж по Т/Б. Практическая работа №1 Получение и свойства соединений металлов

07.11-12.11.16

19.

Диагностическая работа

20.

Железо. Генетические ряды Fe2+  и  Fe 3+ Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.

14.11-19.11.16

21.

Инструктаж по Т/Б.Практическая работа №2 Осуществление цепочки химических превращений металлов

22.

Обобщение по теме «Металлы»

21.11-26.11.16

23

Контрольная работа №1 «Металлы»

24

Инструктаж по Т/Б. Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

28.11-03.12.16

Тема 3. Неметаллы -24 часов

25

Анализ контрольной работы Общая характеристика неметаллов. положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность.

05.12-10.12.16

26

Водород: физические и химические свойства, получение и применение.

27

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства.

12.12-17.12.16

28

Основные соединения галогенов Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

29

Кислород: физические и химические свойства, получение и применение. Аллотропия.

19.12-24.12.16

30

Сера, строение атома, аллотропия, свойства и применение Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты

31

 Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

26.12-30.12.16

32

Инструктаж по Т/Б. Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы кислорода»

III четверть  -  22 часа

33

Повторный инструктаж по Т/Б. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества.

12.01-14.01.17

34

Аммиак, строение, свойства, получение и применение.

35

Соли аммония, их свойства и применение.

16.01-21.01.17

36

Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение.

37

Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения

23.01-28.01.17

38

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.

39

Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

30.01-04.02.17

40

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение.

41

Оксиды углерода (II) и (IV) их свойства и применение.

06.02-11.02.17

42

Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

43

Кремний: строение атома, свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности.

13.02-18.02.17

44

 Силикаты. Понятие о силикатной промышленности.

45

Инструктаж по Т/Б. Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода»

20.02-25.02.17

46

Инструктаж по Т/Б. Практическая работа №6 Получение, собирание и распознавание газов.

47

Обобщение по теме «Неметаллы»

27.02-04.03.17

48

Контрольная работа№2 «Неметаллы»

Тема 4.Органические вещества -12 часов

49

Анализ контрольной работы Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений

06.03-11.03.17

50

 Метан и этан: строение молекул, свойства, применение.

51

 Химическое строение молекулы этилена.

13.03-18.03.17

52

 Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола.

53

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

20.03-24.03.17

54

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.

IV четверть  -  14 часов

55

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах.

03.04-08.04.17

56

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации.  

57

Белки, их строение и биологическая роль.

10.04-15.04.17

58

Углеводы. Глюкоза, ее свойства и значение Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

59

Обобщение по теме «Органические вещества»

17.04-22.04.17

60

Контрольная работа №3 «Органические вещества»

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы -8 часов

61

Анализ контрольной работы.  Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева.

24.04-29.04.17

62

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

63

Классификация химических реакций по различным признакам

02.05-06.05.17

64

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.

02.05-06.05.17

65

Оксиды (основные, амфотерные и кислотные): состав, классификация и общие химические свойства в свете представлений о процессах окисления-восстановления.

08.05-13.05.17

66

Гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты): состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

67

Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

15.05-20.05.17

68

Контрольная работа №4  итоговая за курс «Химия 9»

  1. График уроков контроля

Номера к/р

Тема

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Контрольная работа №1 «Металлы»

21.11-26.11.16

2

Контрольная работа№2 «Неметаллы»

27.02-04.03.17

3

Контрольная работа №3 «Органические вещества»

17.04-22.04.17

4

Контрольная работа № 4 итоговая за курс «Химия 9»

15.05-20.05.17

Итого

4

 Согласовано

Протокол заседания школьного методического объединения учителей эколого и спортивно-оздоровительного цикла

от 26.08.2016 г.  № 1.

Председатель ШМО ______________И.В.Фадеева

Согласовано

Зам. директора по УВР  _________ Н.А.Егорова

«____» __________ 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс.

Рабочая программа учебного курса по химии 10 класса разработана на основеПримерной программы  среднего (полного) общего образования  по химии (базовый уровень)и авторской программы О.С. Габр...

Рабочая программа по химии(базовый уровень) 11 класс к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочая программа по химии11 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииОсновными целями и задачами данного учебного курса являют...

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс ФГОС

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс ФГОС к УМК Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс у УМК Габриеляна О.С. 1 час в неделю...

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 11 класс

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 11 класс к УМК Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс

Рабочая программа по химии (базовый уровень) 8 класс...