План-конспект урока "Свойства карбоновых кислот"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Олешкова Светлана Алексеевна

Урок с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка41.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Свойства карбоновых кислот

ФИО  Олешкова Светлана Алексеевна, МБОУ «Яренская  СОШ»

Предмет химия

Класс 10

Базовый учебник О. С. Габриелян. Химия. 10

Цель  урока: формирование новых знаний по теме « Свойства карбоновых кислот, как одного из класса кислородсодержащих органических соединений».

Задачи урока:

 Образовательные:

1.Рассмотреть общие свойства карбоновых кислот в сравнении со свойствами минеральных кислот.

2.Сравнить физические свойства спиртов и карбоновых кислот.

Развивающие: развивать интеллектуальные умения – выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания по химии в контексте нового материала, расширять научную лексику в результате введения в активный словарь новых терминов, продолжать формирование умений оформлять результаты своей работы и делать обобщения на основании полученных результатов.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные умения, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета и использования эор.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, м/м проектор

Структура и ход  урока: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения,  первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организаци-онный

Приветствие. Отмечает отсутствующих.

Отчёт дежурного

1 мин.

2

Постановка цели

Организует фронтальную игру   «Черный ящик»        ( прил. 1).

Какое вещество мы будем изучать?

Формулируют тему, цели и задачи урока.

Записывают число и тему урока в рабочей тетради.

3 мин

3

Актуализации знаний

Ресурс 1

Учитель организует фронтальную работу учащихся, задавая вопросы по повторению пройденного материала

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

3 мин

4

Изучение нового материала

Ресурсы 5, 2

Ресурс 4

Ресурс 7

Ресурс 6

Демонстрирует коллекцию  карбоновых кислот. Задаёт вопросы: Как изменяются агрегатное состояние, рас-творимость в воде в пределах гомологического  ряда? Почему?

 Задаёт фронтальный воп-рос: Вспомните, с какими веществами взаимодейст-вуют неорганические кис-лоты?

 Будет ли уксусная кислота вступать в ана-логичные реакции?

Вспомним правила техники безопасности.

Демонстрирует слайды презентации.

Фронт. вопрос: с какими веществами ещё взаимо-действует уксусная кислота?

Учащиеся фронтально  отвечают  на вопросы, делают вывод о сходстве физических свойств со спиртами, объясняют причину.

Фронтальные ответы.

Выполняют лаборатор-ный опыт (парная рабо-та) по инструктивной карте (прил. 2) В тетрадь записывают уравнения реакций, взаимопровер-ка. Самопроверка. Формулируют вывод.

Ученик записывает уравнение на доске, остальные – в тетради.

25 мин

5

Первичное закрепление и систематизация знаний

Ресурс 3

Для проверки усвоения темы предлагает уча-щимся пройти тест

Выполняют тест

индивидуально

10 мин

6

Подведение итогов обучения

Выставление оценок, комментирование работы на уроке.

Отвечают на вопрос: что нового я узнал сегодня на уроке?

2 мин

7

Определение домашнего задания

Записывает на доске домашнее задание, комментирует

Записывают  домашнее задание в дневниках

1 мин

Приложение 1. Игра «Чёрный ящик».

 Учитель: вы уже знаете строение функциональной группы, номенклатуру карбоновых кислот . А хорошо ли вам знакомы отдельные представители этого класса соединений?

У меня в черном ящике находится удивительное, но хорошо вам знакомое вещество. Название этого вещества древними греками отождествлялось с самим представлением о кислом. Нам оно хорошо известно в жидком агрегатном состоянии, но при охлаждении ниже 17 °С превращается в бесцветные кристаллы, похожие на лед ( достаёт бутылку с уксусной кислотой).

В черном ящике находится вещество, которым богаты плоды цитрусовых. В мякоти апельсина его около 2 %, в лимоне – 6 %. Было впервые выделено в 1784 г. К.Шееле (лимонная кислота). В черный ящик можно поместить апельсины, лимоны, пакетики с лимонной кислотой.

Лабораторный опыт. Исследование свойств уксусной кислоты

•        Опыт №1 . Диссоциация уксусной кислоты в водном растворе.

В пробирку налейте 2-3 мл раствора уксусной кислоты и капните в неё 1 каплю индикатора лакмуса. Что наблюдаете? Напишите уравнение диссоциации уксусной кислоты.

•        Опыт №2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

В пробирку поместите порошок магния, взятый на кончике шпателя, и прилейте к нему 2-3 мл раствора уксусной кислоты. Какие наблюдаете признаки реакции? Запишите уравнение реакции.  

•        Опыт №3. Взаимодействие уксусной кислоты с оксидами металлов.  

 В пробирку поместите порошок оксида меди (II), взятый на кончике шпателя и прилейте к нему 2-3 мл раствора уксусной кислоты. Нагрейте содержимое пробирки. Какие произошли изменения? Запишите уравнение реакции.

•        Опыт №4 Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

В пробирку поместите 2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте к этому раствору 1 каплю индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете? К данному раствору добавьте 3-4 мл раствора уксусной кислоты (до исчезновения окраски). Запишите уравнение реакции.

•        Опыт №5. Взаимодействие уксусной кислоты с солями более слабых кислот.

В пробирку поместите немного карбоната натрия и добавьте к нему 2-3 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

На основе проведённых опытов сделайте вывод.

Тест – закрепление «Карбоновые кислоты»

Отметьте правильные ответы (их может быть несколько) в таблице.

1. Раствор уксусной кислоты реагирует с веществами:

а) NН3; б) FeO; в) Na2CO3; г) ZnO; д) CO.

2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты имеют общую формулу:

а) СnН2nO; б) СnН2nO2; в) СnН2n+2O;

г) СnН2nO3; д) СnН2n–2O2.

3. Следующие признаки верно отражают физические свойства уксусной кислоты:

а) газообразное вещество;

б) имеет характерный запах;

в) хорошо растворяется в воде;

г) при комнатной температуре бесцветная жидкость;

д) плохо растворяется в воде.

4. Соли уксусной кислоты называются:

а) формиаты; б) цитраты; в) пропионаты;

г) ацетаты; д) оксалаты.

5. При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом натрия образуются вещества:

а) Н2СО3; б) СО2; в) Н2О;  http://him.1september.ru/2009/13/31-1.jpg

г) СН3СООNa; д) NaОН.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Гомологический ряд карбоновых кислот

Инф.

Иллюстр.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d77798a1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10&interface=pupil&class=53&subject=31 

2

Образование водородных связенй

Инф.

Анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d777bfa1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10&interface=pupil&class=53&subject=31 

3

Карбоновые кислоты

Контр.

тест

http://fcior.edu.ru/card/1116/testy-po-teme-karbonovye-kisloty.html 

4

Химические свойства кислот

Инф.

Иллюстр.

http://fcior.edu.ru/card/9001/himicheskie-svoystva-kislot.html 

5

Растворимость карбоновых кислот

Инф.

видео

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41/23889/?interface=pupil&class=53&subject=31 

6

Получение уксусноэтилового эфира

Инф.

видео

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2638df79-e8e5-0109-e2e2-cd2fa153a7bb/index.htm 

7

Правила ТБ

Инф.

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

План-конспект урока с использованием ЭОР "Обобщение и систематизация знаний по теме "Карбоновые кислоты"

Основной формой обучения химии в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности интернет в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных те...

Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс

Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Производство азотной кислоты»

Цель урока - ознакомление учащихся с промышленным получением азотной кислоты....

План-конспект урока "Химические свойства карбоновых кислот"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Химические свойства карбоновых кислот» ФИО автора:  Ганин Дмитрий Андреевич.Место работы: ГБОУ Школа №2065.Должность: учитель химии.Предмет: химия.Класс: 10.Учебник: Рудз...

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

План-конспект урока по теме: "Карбоновые кислоты" для учащихся 10 класса

Дать понятие о карбоновых кислотах и их классификации. Разобрать строение карбоксильной группы. Рассмотреть номенклатуру и изомерию карбоновых кислот, нахождение в природе, физические и химические сво...