План-конспект урока с использованием ЭОР "Обобщение и систематизация знаний по теме "Карбоновые кислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Дмитриевцева Наталья Александровна

Основной формой обучения химии в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности интернет в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, направленный на достижение целей образования. Использование на уроках химии персонального компьютера, мультимедийного проектора и интернета открывает доступ к неограниченным ресурсам знаний. На своих уроках химии для повышения эффективности обучения я использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР), учитывая которые и был составлен данный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moy_konspekt_uroka.zip20.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты»

Дмитриевцева Наталья Александровна

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Учитель

Химия

10 класс (профиль)

Тема «Карбоновые кислоты»(7 ч),   урок №6

Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011

  1. Цель  урока: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме: “Карбоновые кислоты”.
  2. Задачи:

– образовательные:

закрепить знания  о составе, строении и свойствах карбоновых кислот. Расширить понятия о функциональной группе карбоновых кислот, о водородной связи и химических свойствах органических соединений этого класса.

– развивающие:

совершенствовать умения десятиклассников анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами. Обратить внимание обучающихся на многообразие органических веществ, на генетические связи между классами органических соединений, на постепенное усложнение веществ, при переходе от углеводорода к карбоновой кислоте и от углеводорода к производным карбоновых кислот.

– воспитательные:

особое внимание уделить проблеме физиологического действия карбоновых кислот и их производных на организм человека. На основе изложенного выше материала школьникам предоставляется возможность сделать вывод о взаимосвязи общего и частного (особенного), о влиянии количественных изменений на изменения качественные (появление новых свойств). Учащиеся развивают свои коммуникативные умения в ходе парной и коллективной работы; убеждаются в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

  1. Тип урока: обобщение
  2. Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый, проблемный, демонстрационный.
  3. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
  4. Необходимое техническое оборудование: ТСО (медиапроектор, компьютер с выходом в Интернет)
  5. Структура и ход  урока

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Готовность класса к работе.

1 мин





2

Первичная актуализация имеющихся знаний

На доске тема урока.

Обобщение и систематизация знаний по теме: “Карбоновые кислоты”.

План обсуждения написан на доске:

1. Карбоновые кислоты в нашей жизни. Физиологическое действие на организм.

2. Состав. Классификация. Изомерия.

3. Строение карбоновых кислот.

4. Физические и химические свойства.

5. Генетическая связь между кислотами и представителями других классов органических веществ.

Формулируют цель урока.

Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока.

2мин

3

Системная актуализация: повторение и обобщение основных фактов, событий, явлений.


1. Вспомним, где применяются карбоновые кислоты и в связи с этим, какую роль играют в жизни человека. Отмечаем физиологическое действие карбоновых кислот и их производных на организм человека.

При обсуждении вопроса демонстрирую фотографии и натуральные объекты: щавель, крапиву, бруснику, клюкву, уксус столовый, растительное масло, твёрдое и жидкое мыло.

Из личного опыта ученики указывают, где применяются карбоновые кислоты, их значение физиологическое действие на организм человека их самих, а также их производных.

3 мин

http://fcior.edu.ru/card/8349/stroenie-i-svoystva-odnoosnovnyh-karbonovyh-kislot-ih-poluchenie-i-primenenie.html 1


http://fcior.edu.ru/card/3014/trenazher-izomeriya-karbonovyh-kislot.html 2

2. Состав. Классификация. Изомерия.

Организую фронтальную работу по обобщению состава и классификации карбоновых кислот и их изомерии.

1. Строение и свойства одноосновных карбоновых кислот. Их получение и применение

2. Тренажер "Изомерия карбоновых кислот"


Участвуют в обсуждении вопроса.

Формируют умение классифицировать, сравнивать, выделять главное, обобщать.

9 мин

http://fcior.edu.ru/card/770/stroenie-nomenklatura-i-svoystva-vysshih-karbonovyh-kislot-ih-poluchenie-i-primenenie-uglublennyy-ur.html 3

3. Строение и свойства высших карбоновых кислот (демонстрация):

Строение, номенклатура и свойства высших карбоновых кислот. Их получение и применение (углубленный уровень сложности)


 

Участвуют в обсуждении вопроса.

5 мин

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d77798a1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ 4



http://fcior.edu.ru/card/14674/osobennosti-fizicheskih-i-himicheskih-svoystv-karbonovyh-kislot-ih-primenenie.html 5



http://fcior.edu.ru/card/13587/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-odnoosnovnyh-karbonovyh-kislot-uglublennyy-uroven-slozhnos.html 6


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d777bfa2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/ 7

4. Физические и химические свойства карбоновых кислот.

1. Как изменяются физические свойства в гомологическом ряду предельных одноосновных карбоновых кислот? 

2. Как влияют на физические свойства карбоновых кислот водородные связи (демонстрация)

Особенности физических и химических свойств карбоновых кислот, их применение


 

3. Обобщение свойств карбоновых кислот, обусловленное наличием в их составе карбоксильной группы.  

  1. Лабораторная работа “Химические свойства одноосновных карбоновых кислот” (углубленный уровень сложности)
  2. Выполнение теста «Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот»

 

 

 

Устанавливают причинно-следственные связи, подтверждают влияние водородных связей на физические свойства карбоновых кислот. Формируют умение доказывать.

Химический эксперимент помогает учащимся повторить и закрепить имеющиеся знания о химических свойствах карбоновых

кислот. Формируют исследовательские умения. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и химическими свойствами карбоновых кислот.

Самостоятельно формулируют вывод о влиянии заместителя на силу кислот и о силе рассматриваемых кислот.

 

14 мин

4

Физкультминутка

1 мин

5

Проверка знаний учащимися основных понятий


http://fcior.edu.ru/card/9085/testy-po-teme-odnoosnovnye-karbonovye-kisloty-uglublennyy-uroven-slozhnosti.html 8

1. Символом медицины издавна является змея, обвивающая чашу. Символом алхимии была змея, пожирающая свой хвост. Так в аллегорической форме алхимики изображали бесконечные превращения веществ друг в друга. Представления алхимиков о круговоротах веществ зачастую опирались только на интуицию. Вы знаете об этом значительно больше. Примените свои знания и напишите уравнения реакций, указав условия их протекания по предлагаемой схеме:


Превращение вещества Х1 в вещество

Х2 предлагаю рассмотреть как окислительно-восстановительную реакцию. В соответствии с этой схемой получают консервант, который используют при производстве газированных напитков – бензоат натрия (Е 211).

2. Выполнение теста по теме "Одноосновные карбоновые кислоты" (углубленный уровень сложности)

Один ученик (одна ученица) у доски предлагает решение предложенной проблемы в соответствии с заданием, а все остальные самостоятельно выполняют тестовое задание

   

9 мин

6

Обобщение и систематизация учащимися результатов работы

Из ваших рассуждений мы поняли, что муравьиная кислота – яд, уксусная и бензойная кислота – консерванты, высшие карбоновые кислоты – основа масел, натриевые и калиевые соли стеариновой и пальмитиновой кислот – основа твёрдого и жидкого мыла соответственно.

На основании генетической связи между углеводородами и их производными можно и дальше проследить развитие от простого к сложному: от углеводородов – к аминокислотам, а дальше – к белкам, к живым организмам и к высшей форме существования живого – к человеку. Предлагаю каждому ученику оценить свою работу, а внутри группы оценить работу друг друга.

Благодарю учащихся за “научный подвиг на почве экспериментальной педагогики”. Отмечаю особо отличившихся, подбадриваю остальных.

Выводы после опроса учеников. Констатация достижения поставленных целей.

В надпредметном плане успешно шло формирование весьма важного умения – понимать

и искать понимание. Самое важное, что удалось сделать в соответствии с проектом – это прояснить для учеников сам механизм построения оценочного суждения.

7

Сообщение и комментирование домашнего задания

Нацеливаю учащихся на выполнение контрольной работы по кислородсодержащим органическим соединениям.

Записывают домашнее задание

1мин

 

Приложение к плану-конспекту урока

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты»

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Строение и свойства одноосновных карбоновых кислот. Их получение и применение

И – ресурс

Текстовая иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/8349/stroenie-i-svoystva-odnoosnovnyh-karbonovyh-kislot-ih-poluchenie-i-primenenie.html 

2

"Изомерия карбоновых кислот"

Практический модуль

Тренажёр

http://fcior.edu.ru/card/3014/trenazher-izomeriya-karbonovyh-kislot.html

3

Строение, номенклатура и свойства высших карбоновых кислот. Их получение и применение (углубленный уровень сложности)

И – ресурс

Текстовая иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/770/stroenie-nomenklatura-i-svoystva-vysshih-karbonovyh-kislot-ih-poluchenie-i-primenenie-uglublennyy-ur.html

4

Гомологический ряд  предельных одноосновных карбоновых кислот

И – ресурс

Текст

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d77798a1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

5

Особенности физических и химических свойств карбоновых кислот, их применение

И – ресурс

Текст

http://fcior.edu.ru/card/14674/osobennosti-fizicheskih-i-himicheskih-svoystv-karbonovyh-kislot-ih-primenenie.html

6

Лабораторная работа “Химические свойства одноосновных карбоновых кислот” (углубленный уровень сложности)

Практический модуль

Демонстрация

http://fcior.edu.ru/card/13587/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-odnoosnovnyh-karbonovyh-kislot-uglublennyy-uroven-slozhnos.html

7

Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот

Контрольный модуль

Интерактивный тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d777bfa2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/

8

Тест по теме "Одноосновные карбоновые кислоты" (углубленный уровень сложности)

Контрольный модуль

Интерактивный тест

http://fcior.edu.ru/card/9085/testy-po-teme-odnoosnovnye-karbonovye-kisloty-uglublennyy-uroven-slozhnosti.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...

Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-полит...

Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"

Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...

Конспект урока "Имя прилагательное. Повторение и систематизация знаний" 5 класс

ОБобщающий урок по теме:" Имя прилагательное" в 5 классе....

Конспект урока "Имя прилагательное. Повторение и систематизация знаний" 5 класс

ОБобщающий урок по теме:" Имя прилагательное" в 5 классе....

Конспект урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических соединений»

в занимательной форме обобщить и закрепить знания по об основных классах неорганических соединений и их взаимопревращении....