конспект урока в 8классе по теме "Кислоты" с презентацией
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему

Сорокина Гульсиня Габдулахатовна

Урок сконструирован в соответствии с новым стандартом (ФГОС) и может быть применен при введении понятия "кислоты" в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kisloty_8_klass.docx30.8 КБ
Файл 8_klass_prezentatsiya_k_uroku_kisloty.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  в 8 классе

Тема урока: Кислоты

Тип урока: изучение новой темы и первичное закрепление знаний

Цель урока: сформировать понятие о кислотах

Задачи:

  1. Познакомиться с важнейшими неорганическими кислотами;
  2. Узнать состав, названия и классификацию кислот;
  3. Научиться распознавать растворы кислот.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представления о кислотах как об одном из классов неорганических веществ, приобретение опыта распознавания растворов кислот.

Метапредметные: формирование умения сравнивать, делать выводы, высказывать суждения, выдвигать гипотезы, вносить необходимые изменения в свои действия.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, ценности безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального безопасного поведения при работе с веществами.

Ход урока

I этап.  Мотивация и постановка цели урока (2 мин).

 Здравствуйте. Рада вас видеть на нашем уроке. Прежде чем начать урок, давайте мы свами настроимся на позитивную волну, улыбнемся друг другу и пожелаем творческих успехов. Я вас знаю как добрых, умных, дружных ребят. Но есть ли среди вас смелые?  Кто из вас самый смелый,  выйдите, пожалуйста, к доске. Ученику  завязываем  глаза и даем попробовать  дольку лимона. Что это было? Расскажите, пожалуйста,  о своих вкусовых ощущениях. Что вы почувствовали? ( кислый вкус). Как вы думаете, почему данные фрукты (показывает в вазочке лимон, зеленое яблоко, апельсин, киви, мандарины) имеют кислый вкус?

Ученики: возможно они содержат кислоту.

Учитель: Значит,  что мы сегодня будем изучать?

Ученики: Кислоты.

Слайд 1. Кислоты.

Учитель:  А что именно мы будем изучать у кислот?

Ученики: Состав, классификацию и способы распознавания.

Слайд 2

Цель: формирование понятие о кислотах

Задачи:1. Познакомиться с важнейшими неорганическими  кислотами.

               2. изучить состав, названия и классификация кислот

               3. научиться распознавать растворы кислот

II этап. Актуализация знаний.

Блиц опрос:

1)  Как вы думаете, какая кислота содержится в лимоне?

2) Кого из вас кусали муравьи? Что вы чувствовали при этом?

3) Как вы думаете, что общего имеют муравьи  и    крапива? Похоже  ли действие крапивы на укус муравья? Какая кислота содержится в муравьях и крапиве?  (муравьиная кислота)

4)Какая кислота содержится в желудочном соке? Как только пища попадает в рот, желудок начинает вырабатывать кислоту. Когда вы жуете  жвачку на голодный желудок,  всегда помните об этом.

5) Кто из вас помогал маме делать заготовки на зиму? Что ваша мама использует при консервировании?  (уксусную кислоту)

Слайд 3

Историческая справка.

Самой первой кислотой, которую человек научился выделять и использовать была уксусная кислота, еще в Х веке. В переводе с греческого «уксус» означает кислый (его выделяли  из прокисшего вина ).

III этап. Изучение нового материала .                          

Учитель: Как можно назвать кислоты, входящие в состав живых организмов?

Ученики: органические.

Учитель:  органические кислоты мы будем изучать в старших классах, а сегодня мы познакомимся с неорганическими кислотами.

Демонстрация  растворов  соляной, серной, фосфорной, азотной кислот.

Учитель: как выглядят растворы этих кислот?

Ученики: бесцветные прозрачные растворы.

Учитель: а как доказать , что в этих склянках содержатся растворы кислот?

Ответы учеников.

Учитель: можно ли пробовать кислоты на вкус?

Ученики: пробовать на вкус нельзя.

Учитель:  может попробовать нанести на кожу, если щиплет – то это кислота. А что будет если кислота попадает на одежду, кожу, бумагу?

Демонстрации бумаги, где серной кислотой (конц.) написано слово «кислота».

Какую опасность таит в себе кислота (разъедает, дает химический  ожог).

Правила техники безопасности при работе с кислотами.

1) С кислотами нужно работать аккуратно и осторожно (желательно в перчатках).

2) При попадании на кожу промыть большим количеством воды

3) Обработать место ожога нейтрализующим раствором (р-р соды).

Учитель: я вам предлагаю провести лабораторную работу по распознаванию растворов кислот. Что вы будете использовать?  (индикаторы). На каждом столе лежит инструктивная карта. Внимательно читаем и выполняем.

На первый  стол выдаем раствор соляной кислоты, на второй стол раствор серной, на третий стол раствор азотной, на четвертый стол раствор фосфорной кислоты в двух пробирках.

Слайд 4

Инструктивная карта

Время работы 3 минуты

Форма работы: групповая

Задание:

Исследовать окраску индикаторов лакмуса и метилоранжа в растворах кислот

Инструктаж:

В первую  пробирку с выданной кислотой  прилейте 3-4 капли лакмуса, а во вторую 3-4  капли метилоранжа. Что вы увидели? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж? Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Индикаторы

Окраска в воде

Окраска в растворе кислоты

лакмус

метилоранж

Учитель: сверьте результаты испытаний с таблицей

Слайд 5

Действие кислот на индикаторы.

индикатор

Окраска в воде

Окраска в растворе кислоты

Лакмус

Фиолетовый

Красный

Метилоранж

Оранжевый

Розовый

фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

Учитель: почему для распознавания растворов кислот нельзя использовать фенолфталеин?

Ученики: потому что, он не меняет окраску.

Учитель  подтверждает демонстрацией опыта.

Слайд 6

Историческая справка.

Однажды англ. химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты случайно пролил ее на сине-фиолетовые лепестки фиалок, при этом лепестки стали ярко-красными. Вещества, которые способны изменить окраску Бойль предложил называть индикаторами.

Учитель: ребята, у  вас  на столах были растворы разных кислот. Почему же они  одинаково изменяют цвет индикаторов?

Ученики: возможно кислоты имеют сходный состав

Слайд 7

Соляная кислота                HCl

Серная кислота                HSO4

Азотная кислота              HNO3

Фосфорная кислота        H3PO4

Учитель: перед вами формулы кислот. Найдите элемент, присутствующий во всех кислотах. Как назвать часть кислоты, оставшийся после вычета водорода? Какой состав имеют кислоты?

Ученики: Кислоты сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

Слайд 8

H2S, HNO3, H2SO4, HBr, H3PO4, HNO3, H2SO4, HCl

Как можно классифицировать эти кислоты?

Слайд 9

                                                      Классификация кислот

Бескислордные                                                                                            кислородсодержащие

                                                                             

                                                                                Одноосновные         двухосновные    трехосновные

Распределите данные кислоты по группам.

Поменялись тетрадями с соседом справа,  проверяем .        

Ответы:

Слайд 9

                                                      Классификация кислот

          Бескислордные                                                                        кислородсодержащие

             H2S

                 H2S                                                        

             HBr

                                                                    Одноосновные  двухосновные     трехосновные

                                                                    HNO3                       H2SO4             H3PO4

                                                                    HNO2               H2SO3

Количество (+)  заносим в лист контроля.

Учитель: ребята,  а какое будет домашнее задание? Можно ли использовать классификацию кислот при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание: выучить наизусть формулы и название кислот табл.5 . стр.109.

IV  этап. Первичное закрепление знаний.

Слайд 10

Историческая справка.

В IX веке в Германии жил и работал ученый Юстус Либих. Он с ранних лет увлекался химией, был помощником аптекаря. В 13 лет он лучше учителя знал, как составлять лекарство, а в возрасте 23 лет стал профессором. Его коллега по работе описывает один случай: «Входит Либих в руках держит склянку с притертой пробкой и просит коллегу обнажить руку и влажной пробкой прикасается к руке. И незвозмутимо спрашивает: Правда жжет? Я только что добыл безводную муравьиную кислоту».

      А теперь, те из вас которые думают что Либих правильно обращался с кислотами остаются на своих местах, а те кто не согласен встают со своих мест.

Присаживайтесь.

А теперь вашему вниманию предлагается понятийный тест.

У каждого из вас на столе есть карточка с вопросами теста. Вам необходимо ответить на 6 вопросов теста, в течении 2 мин. Закончить предложения прямо на карточках. Подпишите эти листы и приступайте к работе.

Поменялись карточками с соседом слева, проверяем правильность выполнения. Количество «+» заносим в лист контроля.

Слайд 11

Понятийный тест.

Закончить предложения.

1. Кислотами называются сложные вещества, которые содержат--------- .

2. По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на -------------- .

3. Основность H2SO4(серной кислоты)  равняется ------------ .

4. Лакмус в кислой среде--------- .

5. В кислой среде метилоранж окрашивается в --------- .

6. По основности кислоты делятся на ---------- .

Ответы

Слайд11

1------------ водород и кислотный остаток

2.----------- бескислородные и кислородсодержащие

3.-----------двум

4.----------- краснеет

5.-----------в розовый цвет

6.---------- одно-, двух-, трехосновные

                   

Слайд  12

Критерии оценки:

Количество баллов                   оценка

             13-14                                5

             10-12                                4

             7-9                                    3

 Лист контроля сдайте учителю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: «Кислоты» Цель : Формирование понятия о кислотах Задачи : Познакомиться с важнейшими неорганическими кислотами. Узнать состав, названия и классификацию кислот Научиться распознавать растворы кислот

Слайд 3

Историческая справка Самой первой кислотой, которую человек научился выделять и использовать, была уксусная кислота, еще в Х веке. В переводе с греческого «уксус» означает кислота ( его выделяют из прокисшего вина ).

Слайд 4

Инструктивная карта Время работы: 3 минуты Форма работы: групповая Задание: Исследовать окраску индикаторов лакмуса и метилоранжа в растворах кислот Инструктаж : В первую пробирку с выданной кислотой прилейте 3-4 капли лакмуса, а во вторую 3-4 капли метилоранжа. Что вы увидели? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж? Результаты наблюдений занесите в таблицу .

Слайд 5

индикатор Окраска в воде Окраска в растворе кислоты Лакмус Метилоранж Фенолфталеин Действие кислот на индикаторы Бесцветный Бесцветный Красный Оранжевый Розовый Фиолетовый

Слайд 6

Историческая справка Однажды англ. химик Роберт Бойль , изучая свойства соляной кислоты случайно пролил ее на сине-фиолетовые лепестки фиалок, при этом лепестки стали ярко-красными . Вещества, которые способны изменить окраску Бойль предложил называть индикаторами .

Слайд 7

Соляная кислота HCl Серная кислота H₂SO 4 Азотная кислота HNO 3 Фосфорная кислота H 3 PO 4

Слайд 8

H 2 S, HNO 3 , H 2 SO 4 , HBr , H 3 PO 4 , HNO 2 , H 2 SO₃, HCl

Слайд 9

Распределите данные кислоты по группам Кислоты бескислородные кислородсодержащие одноосновные двухосновные трёхосновные H 2 S HBr HCl HNO 3 HNO ₂ H 2 SO 4 H 2 SO₃ H 3 PO 4

Слайд 10

Историческая справка В IX веке в Германии жил и работал ученый Юстус Либих . Он с ранних лет увлекался химией, был помощником аптекаря. В 13 лет он лучше учителя знал, как составлять лекарство, а в возрасте 23 лет стал профессором. Его коллега по работе описывает один случай: «Входит Либих в руках держит склянку с притертой пробкой и просит коллегу обнажить руку и влажной пробкой прикасается к руке. И невозмутимо спрашивает: «Правда жжет? Я только что добыл безводную муравьиную кислоту ».

Слайд 11

Понятийный тест 1 . Кислотами называются сложные вещества, которые содержат --------- . 2. По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на -------------- . 3. Основность H 2 SO 4 (серной кислоты) равняется ------------ . 4. Лакмус в кислой среде --------- . 5. В кислой среде метилоранж окрашивается в --------- . 6. По основности кислоты делятся на ---------- . водород и кислотный остаток бескислородные и кислородсодержащие. двум. одно-, двух-, трехосновные. краснеет. в розовый цвет.

Слайд 12

Критерии оценки: 5 3 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии. 8класс. Анализаторы.

Обобщающий урок с применением мультимедийной презентации. Урок-путешествие  позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях анализаторов,формировать представлен...

Конспект урока биологии. 8класс. Анализаторы.

Обобщающий урок с применением мультимедийной презентации. Урок-путешествие  позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях анализаторов,формировать представлен...

Конспект урока по теме "Культура мяча".Презентация к уроку (теоретический блок)

Вашему вниманию представлена разработка урока физической культуры для обучающихся 2 класса по теме "Культура мяча (от больших к малым)Разработка содержит презентацию к уроку...

Конспект урока обществоведение 8класс Тема: «Государственные символы России»

Задачи:Дать ученикам представление о понятиях «герб», «флаг», «гимн»; рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней.Развивать познавательные способности учащихся: восприя...

План-конспект урока в 8классе

Разработка урока по английскому языку в 8классе....

Конспект урока физики в 11 классе+ презентация к уроку

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц...

Конспект урока с технологической картой и презентацией биология 5 класс тема урока "Лишайники"

Конспект урока биологии с технологической картой и презентацией для 5 класса  тема "Лишайники" ( линия И.Н. Пономаревой). Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного и разв...