Виртуальная экспедиция «В поисках острова Химических сокровищ» 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Виртуальная экспедиция «В поисках острова Химических сокровищ» 9 класс

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы и неметаллы»

Цель:  закрепить знания о свойствах металлов и неметаллов, способах получения, их нахождении в природе, основных областях применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virtualnaya_ekspediciya.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экспедиция «В поисках острова Химических сокровищ»

9 класс

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы и неметаллы»

Цель:  закрепить знания о свойствах металлов и неметаллов, способах получения, их нахождении в природе, основных областях применения.

Задачи:

 Обучающая: повторить и обобщить сведения, полученные ранее о металлах и неметаллах; дополнить их познавательными опытами; закрепить и проверить знания о физических и химических свойствах,их применение.

Развивающая: развивать творческое мышление, наблюдательность, логическое мышление, память

Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, формировать опыт делового общения, групповой творческой деятельности

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся

Форма урока: урок – игра путешествие

Оборудование: карта-маршрут «Остановочные пункты маршрута» (полоски плотной бумаги с надписями «Пролив Достижений», «Проток Формул», «Лагуна Успеха», «Рифовые кроссворды», «Бухта Олимпийских вершин»., интерактивная доска, компьютер.

Маршрутный лист ________________(ФИО ученика)

Шифровка

Внимание, на старт!

Пролив Достижений

Проток Формул

Лагуна Успеха

Рифовые кроссворды

Бухта Олимпийских вершин

Сумма

баллов

Ход урока:

                                                                                   

В начале урока рассказываю учащимся о том, что им сегодня предстоит отправиться в серьезную экспедицию, цель которой – проплыть маршрут, т.е. принять участие в регате и достичь острова Химических сокровищ – одного из прекраснейших островов в Мире Знаний.

В качестве разминки предлагаю первое задание- Шифровка (это задание необходимо как разминка и выполняется как графический диктант)

Раздаются на парты листки – полоски бумаги со шкалой, где проставлены цифры – их 10 (это 10 вопросов). Отметить шалашиком «Λ» на отрезке номер положения, которое считается неверным и чёрточкой «―» если ученики согласны с утверждением.

 1   2    3    4    5    6    7    8    9   10  

Выбрать правильные утверждения:

1. Типичные металлы расположены в правом нижнем углу ПСХЭ Д.И. Менделеева.
2. Неметаллов больше чем металлов
3. Литий самый лёгкий металл
4. Сера твердое вещество желтого цвета
5. Атомы металлов могут быть как окислителями, так и восстановителями

6. Фосфор встречается в трех аллотропных видоизменениях:белый , красный и черный.
7. Все металлы реагируют с водой
8. Электроотрицательность металлов меньше электроотрицательности неметаллов
9.В свободном состоянии углерод встречается в виде алмаза, графита и карбина.

10. Самый твёрдый металл это хром

   -   Λ   -    -     Λ   -     -    -     -     -

  1   2    3    4    5    6    7    8    9    10  

Предлагаю вам добраться до места старта на кораблях, а во время плавания ответить на вопросы. Это позволит проверить знания, а также установить, кто первым окажется на старте.

В маршрутном листе  фиксируются результаты ответов, по количеству баллов определяем последовательность прибытия на старт.

Задание №2. Внимание, на старт!

1.Что такое металлы? ( Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью )

2 Самый легкий металл? (Литий)

3.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

4.Металл- жидкость. ( Ртуть)

5.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

6. Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин- железо? (Коррозии)

7. Ядовитый газ, имеет неприятный запах тухлых. (Сероводород).

8. Сера встречается в природе в самородном состоянии, а также в виде соединений. (сульфиды, сульфаты)

Учитель объявляет, в какой последовательности идет выход на маршрут.

Встреча назначается «В Проливе Достижений»

Задание №3. Пролив Достижений.

Разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия металлов и неметаллов.  

Задание №4 Проток Формул

Работа в группах, используя инструктивные карточки.

Инструктивная карточка:

1. Осуществить превращение

1. CuSO4 Cu(OH)2 CuO

2. FeCl3 Fe(OH)3 Fe2(SO4)3

3. ZnCl2 Zn(OH)2 ZnCl2

3. Оформить отчет в виде таблицы:

Схема превращения

Уравнения реакции

Количество баллов

 

 

 

Задание №6 Рифовые кроссворды.  Раздать учащимся кроссворды

                                                                           9

                                                          1

                                                   2
                                                          3
                                                              4

                                                   5
                                           6
                                        7

                                 8

1. Щелочной металл, составляющий часть поваренной соли
2. Щелочноземельный металл, образующий мел, мрамор, известняк
3.  Металл, относящийся к  лантаноидам получивший название от старинного названия г.Парижа
4.  Металл, в честь которого был назван целый век

5. Металл, из которого льют пули
6. Искусственно полученный щелочной металл  названный в честь Франции
7. Самый тяжёлый металл
8. Самый лёгкий металл
9. Самый распространённый металл на земле

Ответы: 1. Натрий, 2. Кальций, 3. Лютеций, 4. Медь, 5. Свинец, 6. Франций, 7. Осмий, 8. Литий, 9.Алюминий.

Задание №7 Бухта Олимпийских вершин Мы постепенно подходим к концу нашего урока. И вот мы заходим в бухту Олимпийских вершин, которая находится на берегу острова Химических сокровищ. По моему сигналу вы должны из различных карточек с формулами химических веществ, лежащих на столе в беспорядке, выбрать те, с помощью которых может быть составлена генетическая цепочка превращений указанного элемента. Победит та команда, кто сделает это быстрее.

(На плотной бумаге с левой стороны рисуется стартовая линия, а с правой – финишная. На протяжении этой “дорожки” делаются небольшие размеры бумаги, обведенные ярким цветом по числу возможных звеньев генетической цепочки. Так же необходимо приготовить карточки с формулами неорганических веществ, с помощью которых, можно было бы составить генетическую цепочку соответствующего химического элемента, и несколько карточек с формулами химических веществ, не входящих в эти цепочки.)

Образцы карточек:
                 1                                                    2                                        3

Fe

 

Fe(OH)2

Ca

 

Ca(OH)2

Cu

 

Cu(OH)2

 

 

 

 

 

 

 

Fe3O4

 

FeCl2

CaO

 

Ca(NO3)2

CuO

 

CuCl2

 

 

 

 

 

 

 

Fe(OH)3

 

FeO

CaCO3

 

Ca(HCO3)2

Cu(NO3)2

 

CuCO3

 

 

 

 

 

 

 

FeS

 

Fe(NO3)3

 

CaSO4

 

CuSO4

Учитель: «Вы преодолели последние метры и достигли берега острова Химических сокровищ! Поздравляю вас! Достигнуть его было непросто, каждый находил свои пути преодоления трудностей.  Впереди у вас новые дороги, новые победы. Но сегодня вы убедились, что вместе можно решить даже непосильные проблемы, а знания дают возможность достигнуть вершин успеха.

Такое важное событие, как плавание к острову Химических сокровищ, не осталось без внимания журналистов, которые просят вас поделиться впечатлениями. (Школьники высказывают мнение об уроке. О своих затруднениях, наиболее простых для них заданиях).

Закрепление:Учитель подводит итоги, дает краткую оценку работе учащихся.

Домашнее задание: с параграфа 9 по 44 повторять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ "МАТЬ И ДИТЯ" 4-5 КЛАСС

Презентация «Мать и дитя» Пояснительная записка 1 Виртуальный музей «Мать и дитя» с использованием макросов (Аствацатуров Г.О. Перетаскивание объектов в программе PowerPoint. Весомый вклад в разви...

Виртуальная экскурсия: «Край, которым горжусь» 7 – 8 класс

Виртуальная экскурсия - разновидность обычной экскурсии, но "экспонаты" осматривают виртуально через интернет-ресурсы. Попутно отрабатываются умения находить нужный материал в интернете, отбирать инфо...

Урок-игра: Виртуальная экспедиция «В поисках острова Химических сокровищ». Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

Данная разработка является разработкой нестандартного урока по химии «Виртуальная экспедиция - в поисках острова Химических сокровищ» в 9 классе. На данном уроке будет осуществляться обобщение и систе...

Виртуальная экскурсия "Добрый мир народной сказки..." 5 класс

Ссылка для скачивания ресурса:http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=181667&d_no=255180&ext=Attachment.aspx?Id=118183Ресурс включает пояснительную записку, конспект урока, презентацию, муз...

Презентация на тему путешествие по островам толерантности 6 класс

Презентация на тему путешествие по островам толерантности 6 класс...

Урок игра-путешествие по островам знаний (2 класс)

Урок разработан в форме игры-путешествия, где учащиеся повторяют известные речевые образцы с помощью схем, рисунков, сигнальных карточек....

Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...