Подготовка к ЕГЭ по химии ( теория и практика) 2019 год
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс)

Агафонова Елена Леонидовна

Данный  материал  курса предназначена для учащихся 11 классов . К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность закрепить полученные знания; обратить внимание на особенности строения и свойств органических веществ, их взаимосвязь и взаимопревращения, на типологию расчетных задач. При разработке материала  большинство задач и упражнений взято из методических указаний ФИПИ по подготовке к ЕГЭ. Основной целью подготовки к ЕГЭ является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий, знание окислительно-восстановительных реакций, основных классов органических и неорганических соединений, а также алгоритмы решения основных типов расчетных задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формулы органических веществ.

Формулы

Названия

CH2=CH2

Этилен, этен

H2C=CH-CH=CH2

Дивинил, бутадиен -1,3

Изопреновый  каучук

Полихлоропреновые каучуки (наирит, неопрен)

Хлоропрен

Этин  ,ацетилен

Аллилен , пропин

Бензол, циклогесатриен-1,3,5

формула

Метилбензол, , C7H8

формула




Этилбензол

формулаформулаформула

о-ксилол ,
1. 2- диметилбензол

м-ксилол, п-ксилол,

формула

Винилбензол, этенилбензол,  фенилэтилен, стирол

Димети́ловый эфи́р (C2H6O) (метиловый эфир, метоксиметан,)          Н3С-О-СН3 

Диэтиловый эфир       С2Н5ОС2Н5

Фено́л (гидроксибензол, устар. карболовая кислота) C6H5OH —

Бензойная кислота C6H5СООН

Бензойный альдегид (бензальдегид) C6H5CHO 

аминокислоты : NH2-C2H5-COOH аланин, NH2-CH2-COOH – глицин –

Эфиры муравьиной кислоты

HCOOCH3 — метилформиат                                                                                              HCOOC2H5 — этилформиат,
HCOOCH
2CH(CH3)2 — изобутилформиат                                                            HCOOCH2C6H5 — бензилформиат

Эфиры уксусной кислоты

  • CH3COOCH3 — метилацетат,
  • CH3COOC2H5 — этилацетат,
  • CH3COOC3H7 — н-пропилацетат, tкип = 102 °C; по растворяющей способности подобен этилацетату.

Эфиры масляной кислоты

Класс органического соединения

Общая формула

Молярная масса

Алканы

СnH2n + 2

14n + 2

Алкены или циклоалканы

СnH2n

14n

Алкины, алкадиены или циклоалкены

СnH2n - 2

14n - 2

Арены (бензол и его гомологи)

СnH2n - 6

14n - 6

Спирты или простые эфиры

СnH2n + 2O

14n + 18

Альдегиды или кетоны

СnH2n O

14n + 16

Монокарбоновые кислоты или сложные эфиры

СnH2n  O2

14n +32

Ароматические спирты

СnH2n - 7OH

14n + 10

Ароматические альдегиды

СnH2n - 7COH

14n + 22

Ароматические кислоты

СnH2n – 7COOH

14n + 38



Предварительный просмотр:

Гидролиз

Таблица 1. Изменение окраски индикатора в зависимости от концентрации иона водорода.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА ИНДИКАТОРА

ТИП СОЛИ

ЛАКМУС

ФЕНОЛФТАЛЕИН

МЕТИЛОВЫЙ  ОРАНЖЕВЫЙ

СРЕДА

сильное основание + слабая кислота  

синий

малиновый

жёлтый

щелочная

слабое основание +сильная кислота

красный

не изменяется

красный

кислая

сильное основание + сильная кислота

не изменяется

не изменяется

не изменяется

нейтральная

Схема1 . Гидролиз солей образованных слабыми кислотами и сильными основаниями- гидролиз по аниону. , среда щелочная рН> 7

PO4 3-                             SO3  2-                            CO3 2-                                  S  2-                            BO3 3-                              PO3 3-                              SiO3 2-                           AsO43-                          SnO42-

HPO4 2-                             HSO3  -                            HCO3 -                                  HS  -                            HBO3 2-                              HPO3 2-                              HSiO3-                           HAsO42-                          HSnO4-

Примечание: Ме ( активные, образующие щелочи )- Li, K, Na, Rb, Cs, ,Ba, Sr.

Схема 2 . Гидролиз солей образованных сильными  кислотами и слабыми  основаниями- гидролиз по катиону, среда кислая ,  рН< 7

Cl -                             Br-                            I            SO4 2-                                                              NO3 -                              IO3 –             ClO3 -                              ClO4 -                            MnO4 -CrO42-                                             Cr 2O72-      

                 

Cl -                             Br-                            I            SO4 2-                                                              NO3 -                              IO3 -ClO3 -                              ClO4 -                            MnO4 -CrO42-                                             Cr 2O72-      

                 

Примечание: Ме-  Mg…….Au  и  NH4+

Схема 3 . Гидролиз солей образованных слабыми кислотами и слабыми основаниями гидролиз по катиону и аниону- необратимый гидролиз.

В этом случае продуктами гидролиза являются слабые кислота и основание:                                                                                                             KtAn + Н2О = KtOH + HAn                                                                               

 Kt+ + An- + H2O = KtOH + Han                                                                         

где Kt+ и An- - катион и анион слабых основания и кислоты соответственно.

Схема 4 .

Соли   образованные сильными кислотами и сильными основаниями гидролизу не подвергаются. Среда нейтральная, рН=7

Сильные и слабые электролиты

Сильные

Слабые

1. Все растворимые соли.

1. Все труднорастворимые соли.

2. Неорганические кислоты: 

2. Неорганические кислоты: 

3. Щелочи: 

3. Амфотерные основания: 

4. Неамфотерные гидроксиды: 

5. Органические кислоты:

6. 

1) Процесс гидролиза является обратимым, протекает не до конца, а только до момента РАВНОВЕСИЯ;

   2) Процесс гидролиза – обратный для реакции НЕЙТРАЛИЗАЦИИ, следовательно, гидролиз  - эндотермический процесс (протекает с поглощением теплоты).

            KF + H2O ⇄ HF + KOH – Q

Какие факторы усиливают гидролиз?

  1. Нагревание – при увеличении температуры равновесие смещается в сторону ЭНДОТЕРМИЧЕСКОЙ реакции – гидролиз усиливается;
  2. Добавление воды –  т.к. вода  является исходным веществом  в реакции гидролиза, то разбавление раствора усиливает гидролиз.

Как подавить  (ослабить) процесс гидролиза?

 Часто необходимо не допустить гидролиза. Для этого:

  1. Раствор делают максимально концентрированным (уменьшают количество воды);
  2. Для смещения равновесия влево добавляют один из продуктов гидролиза – кислоту, если идёт гидролиз по катиону или щёлочь, если идёт гидролиз по аниону.

Гидролиз других соединений, не относящихся к солям.

1) Бинарные соединения металлов: фосфиды, нитриды, гидриды, карбиды.

  При их гидролизе образуется гидроксид металла и водородное соединение неметалла, а из гидрида – водород.

  а) гидриды. СаН2 + Н2О = Са(ОН)2 + Н2

  б) карбиды: карбиды при гидролизе могут образовывать метан (карбид алюминия, бериллия) или ацетилен (карбиды кальция, щелочных металлов):

  Al4C3 + H2O = Al(OH)3 + CH4

          (H+OH-)

  CaC2 + H2O = Ca(OH)2 + C2H2

  в) остальные бинарные соединения: нитриды (выделяется аммиак), фосфиды (образуется фосфин), силициды (получается силан).

    Са3Р2 + Н2О = РН3 + Са(ОН)2

 

2) Галогенангидриды кислот.

 Галогенангидрид – это соединение, которое получается, если в кислоте ОН-группу заменить на галоген.

Пример: COCl2 – хлорангидрид угольной кислоты (фосген), которую можно записать как СО(ОН)2 

При гидролизе галогенангидридов, а также соединений неметаллов с галогенами  - образуются две кислоты.

  SO2Cl2 + 2H2O = H2SO4 + 2HCl

  PBr3 + 3H2O = H3PO3 + 3HBr

 



Предварительный просмотр:

Таблица названий кислот и солей

 

Формула кислоты

Название кислоты

Название соответствующей соли

HAlO2

Метаалюминиевая

Метаалюминат

HBO2

Метаборная

Метаборат

H3BO3

Ортоборная

Ортоборат

HBr

Бромоводородная

Бромид

HCOOH

Муравьиная

Формиат

HCN

Циановодородная

Цианид

H2CO3

Угольная

Карбонат

H2C2O4

Щавелевая

Оксолат

H4C2O2 
(CH3COOH)

Уксусная

Ацетат

HCl

Хлороводородная

Хлорид

HClO

Хлорноватистая

Гипохлорит

HClO2

Хлористая

Хлорит

HClO3

Хлорноватая

Хлорат

HClO4

Хлорная

Перхлорат

HCrO2

Метахромистая

Метахромит

HCrO4

Хромовая

Хромат

HCr2O7

Двухромовая

Дихромат

HI

Иодоводородная

Иодид

HMnO4

Марганцевая

Перманганат

H2MnO4

Марганцовистая

Манганат

H2MoO4

Молибденовая

Молибдат

HNO2

Азотистая

Нитрит

HNO3

Азотная

Нитрат

HPO3

Метафосфорная

Метафосфат

HPO4

Ортофосфорная

Ортофосфат

H4P2O7

Двуфосфорная(Пирофосфорная)

Дифосфат(Пирофосфат)

H3PO3

Фосфористая

Фосфит

H3PO2

Фосфорноватистая

Гипофосфит

H2S

Сероводородная

Сульфид

H2SO3

Сернистая

Сульфит

H2SO4

Серная

Сульфат

H2S2O3

Тиосерная

Тиосульфат

H2Se

Селеноводородная

Селенид

H2SiO3

Кремниевая

Силикат

HVO3

Ванадиевая

Ванадат

H2WO4

Вольфрамовая

Вольфрамат



Предварительный просмотр:

ТРИВИАЛЬНЫЕ НАВАНИЯ НЕКОТОРЫХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

тривиальные названия веществ

формулы

алюмокалиевые квасцы

KAl(SO4)2*12H2O

аммиачная селитра

NH4NO3

английская соль

MgSO4*7H2O

бертолетова соль

KClO3

бура

Na2B4O7*10H2O

веселящий газ

N2O

гашёная известь

CaO

гипосульфит

Na2S2O3*5H2O

глауберова соль

Na2SO4*10H2O

глинозём

Al2O3

двойной суперфосфат

Ca(H2PO4)

едкий натр

NaOH

едкое кали

KOH

железный купорос

FeSO4*7H2O

жженая магнезия

MgO

индийская селитра

KNO3

инертные газы

He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn

калиевый щёлок

KOH

калийная селитра

KNO3

кальцинированная сода

Na2CO3

каменная соль

NaCl

каустик

NaOH

кремнезём

SiO2

медный купорос

CuSO4*5H2O

натронная селитра

NaNO3

негашёная известь

CaO

никелевый купорос

NiSO4*7H2O

питьевая сода

NaHCO3

поваренная соль

NaCl

поташ

K2CO3

преципитат

CaHPO4*2H2O

сернистый газ

SO2

селикагель

SiO2*XH2O

сулема

HgCl2

угарный газ

CO

углекислый газ

CO2

хромокалиевые квасцы

KCr(SO4)2*12H20

хромпик

K2Cr2O7

цинковый купорос

ZnSO4*7H2O

чилийская селитра

NaNO3



Предварительный просмотр:

Таблица  – Продукты восстановления при взаимодействии металлов с кислотами

Кислоты           Металл

Li Rb K Ba Sr Ca Na  Mg

Al

Zn

Cr

Fe

Sn

Co

Mo

Ni

 Pb

Sb

Bi

Cu Ag Hg

HClразб.

H2

H2

H2

H2

H2

H2

----

H2(t oC)

-----

H2

-----

---

---

-----

HClконц.

H2

----

H2

H2

H2

H2

H2

-----

H2

H2

----

---

-----

H2SO4разб.

H2

H2

H2

H2

H2

H2

-----

H2(t oC)

H2

H2

-----

----

H2

-----

H2SO4конц.

H2S

---

H2S               ( t oC)

---

H2S (t oC)

---

SO2 (t oC)

----

SO2

(t oC)

SO2

SO2

 SO2

SO2

SO2

----

SO2

(t oC)

----

SO2

(t oC)

SO2

HNO3  

очень разб.

NH4NO3

---------

NH4NO3

-------

NH4NO3

----

----

----

----

----

-----

----

----

HNO3разб.

NH4NO3 N2 

NH3

NH4NO3

N2O

N2 

N2O

NO

NO

NH3

 NO

 ----

NO

(t oC)

NO

NO

NO

NO

NO

HNO3конц.

N2O

----

NO2

( t oC)

NO

NO2

----

NO2

(t oC)

----

NO2

(t oC)

NO2

----

NO2 (t oC)

NO2

----

NO2 (t oC)

NO2

NO2

NO2

NO2

\mathsf{S + 6HNO_3(60%) = H_2SO_4 + 6NO_2\uparrow + 2H_2O}

\mathsf{S + 2HNO_3(40%) = H_2SO_4 + 2NO\uparrow}

\mathsf{P + 5HNO_3 (60%) = H_3PO_4 + 5NO_2\uparrow + H_2O}

\mathsf{3P + 5HNO_3 (30%) + 2H_2O = 3H_3PO_4 + 5NO\uparrow}

и сложные вещества, например:

~\mathsf{FeS + 4HNO_3(30%) = Fe(NO_3)_3 + S + NO + 2H_2O}

\mathsf{Zn + 4HNO_3 (60%)= Zn(NO_3)_2 + 2NO_2\uparrow + 2H_2O}

\mathsf{3Zn + 8HNO_3 (30%)= 3Zn(NO_3)_2 + 2NO\uparrow + 4H_2O}

\mathsf{4Zn + 10HNO_3 (20%)= 4Zn(NO_3)_2 + N_2O\uparrow + 5H_2O}

\mathsf{5Zn + 12HNO_3 (10%)= 5Zn(NO_3)_2 + N_2\uparrow + 6H_2O}

~\mathsf{4Zn + 10HNO_3 (3%)= 4Zn(NO_3)_2 + NH_4NO_3 + 3H_2O}


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика решения задач высокого уровня сложности в процессе обучения химии (на материале темы «Генетическая связь органических соединений»)

В курсе изучения органической химии часто применяются задания по выполнению цепочек превращений. Они используются в 9 классе на первом этапе изучения органических веществ, в 10 классе при изучении фак...

Подготовка к ОГЭ по химии ( теория и практика) 2019 год

ОГЭ по химии – это один из экзаменов в конце 9-го класса, который может сдаваться по выбору ученика.  В экзамене сочетается большое количество заданий и очень ограниченное...

Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы

Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...