Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы
проект по химии

Тепл-оол Лидия Седип-ооловна

Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt_tepl-ool_l.s.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Отдел образования Тандинского кожууна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Межегей

Инновационный проект педагогического опыта

« Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы»

                         

Учитель химии МБОУ СОШ с. Межегей

Тепл-оол Лидия Седип-ооловна

                              Межегей

                                            Актуальность  проекта:

 В современной системе образования РФ стратегической целью провозглашается становление практической компетентности учащихся, становление личности, способной к самообразованию, к самоопределению. Сейчас в обществе востребованы не сами по себе знания, а способность человека применять их на практике. В связи с этим главной задачей обучения химии становится не изучение основ химии - науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие – формирование у учащихся в процессе изучения химии качеств мышления, необходимых для полного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу.

 Задача учителя химии в том, чтобы в результате его совместной работы с учащимися последние познали мир химических явлений и научились применять полученные знания в будущей своей практической деятельности.

В связи с сокращением часов на преподавание химии, возникает необходимость существенного изменения содержания и методов обучения. Сегодня достойное место заняли в педагогике новые технологии обучения, способствующие развитию образования. Одной из таких является технология модульного обучения, которая апробирована во многих школах РФ, оправдала себя в практике и нашей школы, может иметь большую перспективу в системе развития образования.  

Научная новизна проекта.

 В практике нашей республики технология модульного обучения требует более широкой апробации и адаптации к особенностям обучения сельских школьников и распространения. Они не отработаны применительно к образовательным программам традиционной общеобразовательной школы. Требуется разработка уроков с модульным обучением и создание пособий. Отсутствие обособленных пособий для общеобразовательной школы по химии по модульному обучению составляет актуальность отработки настоящего инновационного проекта.

Данный проект предполагает выявление и поддержку талантливых детей; использование  технологии модульного   обучения в преподавании химии; внедрение системы непрерывного образования в условиях общеобразовательной школы; составление программ модульного обучения для общеобразовательных школ,

Объект исследования: Связь теории и практики  при модульном обучении  химии в школе.

Предмет исследования: процесс преподавания химии с использованием технологии модульного обучения, формирование  практических умений и навыков на основе приобретенных знаний.

           Цель проекта: Внедрение технологии модульного обучения в учебную деятельность,  формирование практических умений и навыков на основе приобретенных знаний через использование элементов модульного обучения на уроках химии в условиях сельской школы.

     Задача проекта:

  • Изучение литературных источников и теоретических основ освоения технологии модульного обучения;
  • Создание адаптивных модульных образовательных программ по химии в сельских школах на основе базисной образовательной программы по химии;
  • Разработка модульных уроков (определение содержания, объема, последовательности учебных элементов, формулирование комплексной дидактической цели, определение уровня и содержания знания, умения, навыка);
  • Приблизить содержание обучения химии к повседневным потребностям в условиях сельской жизни;
  • Развитие функциональной грамотности выпускника сельской школы – знание технологий производства основных видов сельскохозяйственной продукции, умение свободно ориентироваться в многообразии химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве.
  • Научить грамотно и эффективно пользоваться химическими веществами, не причиняя ущерба своему здоровью, окружающей среде и качеству производимой сельскохозяйственной продукции.  

        Методы исследования: Изучение и анализ педагогической и  методической литературы, сравнение, моделирование, анализ, анкетирование, наблюдение, тестирование.

       Ожидаемый результат: Повышение интереса учащихся к урокам химии,  позитивная динамика достижений по предмету.

Конечный результат: Обобщение результатов исследования в 8-11 классах МБОУ СОШ с.Межегей.

Методологическая обоснованность технологии:

        Модульное обучение предполагает системный подход и четкую структурную организацию. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система « не срабатывает».

 Под модулем понимается совокупность законченного блока информации, целевой программы действий и руководства учителя. Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля ЗУН учащихся, сформированных в результате овладения учащимися данным модулем.

                                           

Паспорт проекта

« Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы»

Руководитель проекта

 Тепл-оол Лидия Седип – ооловна –учитель химии

Участники проекта

Учащиеся 8 – 11 классов МБОУ СОШ с.Межегей,

учителя химии Тандинского кожууна

Сроки осуществления

2010-2016 гг.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Внедрение технологии модульного обучения в учебную деятельность,  формирование практических умений и навыков на основе приобретенных знаний через использование элементов модульного обучения на уроках химии в условиях сельской школы.

Задачи: 

  • Изучение литературных источников и теоретических основ освоения технологии модульного обучения;
  • Создание адаптивных модульных образовательных программ по химии в сельских школах на основе базисной образовательной программы по химии;
  • Разработка модульных уроков (определение содержания, объема, последовательности учебных элементов, формулирование комплексной дидактической цели, определение уровня и содержания знания, умения, навыка);
  • Приблизить содержание обучения химии к повседневным потребностям в условиях сельской жизни;
  • Развитие функциональной грамотности выпускника сельской школы – знание технологий производства основных видов сельскохозяйственной продукции, умение свободно ориентироваться в многообразии химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве.
  • Научить грамотно и эффективно пользоваться химическими веществами, не причиняя ущерба своему здоровью, окружающей среде и качеству производимой сельскохозяйственной продукции.  

Сроки и этапы реализации проекта

                   1.этап: Подготовительный- 2010-2011гг.

Работа с литературой: теория модульного обучения. Весь учебный материал (разделы химии) разделить на модули и разработка блоков из конкретного количества уроков, в связи с сокращением часов на преподавание химии. Формирование комплекса целей блока и их расчленение на дидактические цели для построения модулей. Формирование содержания уроков и последовательности учебных элементов. Разработка входного, промежуточного и выходного контроля знания, разработка методических приемов для выявления умения прогнозировать результаты и для выявления ошибок.

            2этап: Экспериментальный- 2012-2015 гг.

Разработка модульных программ познавательного типа для получения базового и фундаментального образования. Апробация модульных программ по химии.

Разработка уроков модульного обучения. Апробация разработанных уроков. Проведение открытых (показательных) уроков с модульным обучением. Оценивание формирования теоретических знаний и практических умений и навыков на основе приобретенных знаний. Корректировка ошибок.

   3 этап: Обобщающий и внедренческий- 2015-2016 гг.

 Оценивание формирования теоретических знаний и практических умений и навыков на основе приобретенных знаний. Проведение открытых модульных (показательных) уроков.

Ожидаемые результаты

 Повышение интереса к урокам химии, позитивная динамика достижений по химии. Будут созданы образовательные модульные программы по химии, интегрированные с химией сельского хозяйства, с агрономией в условиях сельской школы, осуществляющей эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению с целью подготовки учащихся к профессиям агропромышленного комплекса и к профессиям, связанных с химией.

Распространение инновационного проекта

  1. участие в республиканском конкурсе «Моя технология, лучше!», где заняла 3 место, в номинации «Учитель-творец» 2010 год
  2. участие в семинаре «Инновационные технологии по химии» 2010 год  г.Кызыл школа №9 -2010 год
  3. участие в конкурсе «Элита Российского образования». Диплом 1 степени Лауреата Национальной премии в номинации «Лучший учительский опыт, обеспечивающий успех ученика – 2013»;
  4. выступление на республиканских конференциях по распространению «Технологии модульного обучения»-2014 год
  5. республиканская публикация в КПИ ТГУ серии модульных уроков- 2015 год

                                            Описание проекта

        Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. 

           Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

           Термин «модуль» ( от лат.- «мера») перешел в педагогику из информатики, где им обозначает конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам, обеспечивающих их гибкость, перестроение.

Модульное обучение предполагает системный подход и четкую структурную организацию. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система « не срабатывает». Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля ЗУН учащихся, сформированных в результате овладения учащимися данным модулем.

        На практике работы по технологии модульного обучения пришла к выводу, что модульная технология позволяет обучать основам химии на качественном уровне. Обобщение и систематизация положительно влияют на запоминание учебного материала, позволяют сократить количество информации, а также рассматривать предметы или явления не как сугубо изолированные, а с учетом того, что они являются представителями класса подобных предметов или явлений.      

         Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Идеи, лежащие в основе технологий модульного обучения, способствуют развитию у учащихся самостоятельных навыков работы, усиление их познавательной активности, выработке навыков доказывания и рассуждения и  развитию творческих способностей учащихся.

         Цель модульного обучения: содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

        Структура обучающего модуля.

      В целом модульная технология состоит из двух частей: познавательной, деятельностной.

            Задача первой части: формирование теоретических знаний, а функция второй – формирование практических умений и навыков на основе приобретенных знаний. Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими.

          В основу положены следующие принципы:

  • модульности;
  • выделения из содержания обучения обособленных элементов;
  • динамичности;
  • действительности и оперативности знаний и их системы;
  • гибкости;
  • осознанной перспективы;
  • разносторонности методического консультирования;

          Весь учебный материал (некоторые разделы химии) можно разделить на модули. Под модулем понимается совокупность законченного блока информации, целевой программы действий и руководства учителя. С помощью учебных модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение учащимися определенного уровня предварительной подготовленности к уроку. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.

Результативность модульного обучения:

             На практике работы отмечаются такие положительные стороны внедрения технологии модульного обучения как:

  • высвобождение времени на решение задач
  • влияние темпа урока на индивидуальную работу с учащимися
  • повышение мотивации к химии
  • развитие познавательной самостоятельности учащихся, исследовательских умений;
  • повышение уровня практической значимости химии

             Необходимо разработать блоки из конкретного количества уроков (например, из 10 уроков – модулей). Для всей общей темы блока формируется комплексная дидактическая цель - КДЦ, включающая в себя цели обучения, воспитания учащихся в соответствии с их способностями. В комплексной дидактической цели выделены интегрирующие дидактические цели построения модулей , затем идет расчленение на частные дидактические цели, которые формируют содержание учебных элементов (УЭ), составляющих модуль(урок).

       Обычно строение модуля имеет следующий вид:

     1.Наименование модуля

     2. Теоретические занятия

     3. Практические занятия

     4. Лабораторные работы с использованием информационных программ

     5. Самостоятельная работа учащегося

Результат: 1. Теоретические занятия

                   2. Практические навыки.

                   3. Рефлексия.

Учебных элементов в модуле (уроке) может быть несколько, это зависит от содержания и объема материала.

Общая структура модуля:

Содержание этапа №1

Основные дидактические задачи этапа.

        1.Открытие модуля: входной контроль, постановка проблемы. Сообщение содержания модуля, его основных знаний и умений, тематика творческих заданий. Лекция учителя или программированная лекция с использованием кинофильма, презентационной программы и т.д.

 Подготовка учащихся к работе над усвоением новых знаний. Обеспечение мотивации учащихся. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

      2. Серия уроков – семинаров репродуктивного характера, где рассматриваются теоретические вопросы и выполняются задания или упражнения обязательного уровня.

  • Установление правильности и осознанности нового материала.
  • Выявление пробелов и коррекции знаний по теме.

        3. Серия уроков- практикумов, на которых выполняются задания разного уровня, взятые из творческих работ учащихся и из общего списка заданий модуля.

  • Обеспечение усвоения способов действия в стандартных и измененных условиях.
  • Коррекция знаний и способов действий.
  • Формирование целостной системы способов действий.

4. Контроль в форме зачета (теста) или контрольной работы, письменной работы.

  • Выявление качества и уровня овладения знаниями способами действий.

5.  Обобщение модуля. Резюме.

  • Коррекция знаний и умений учащихся    
  • Систематизация знаний, умений и навыков

 6. Рефлексия.

Структура модульной программы по разделу «Углеводороды»

Модуль 0. Комплексная цель.

Модуль 1. Единство и  взаимосвязь строения неорганических и органических веществ.

Модуль 2. Обобщение знаний  о соединениях углерода при изучении предельных углеводородов.

Модуль 3. Развитие знаний о химической связи и изомерии на примере непредельных углеводородов ряда алкенов и алкадиенов.

Модуль 4. Обобщение знаний о непредельных углеводородах алифатического ряда в процессе изучения алкинов.

Модуль 5. Связь ароматических углеводородов с предельными и непредельными углеводородами. Специфика их строения и свойств.

Модуль 6. Обобщение знаний о строении и свойствах углеводородов разных гомологических рядов.

     Организация педагогического контроля в модульном обучении.

Для оценки знаний при модульном обучении используется новая, более прогрессивная система. Такая система оценки знаний называется рейтинговой. Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то качества человека. Следовательно, рейтинг обученности ученика – это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека.

 Рейтинг – это сумма баллов, набранная учащимся по модулю. Кроме того, предусматриваются следующие виды контроля:

  • текущий
  • промежуточный
  • итоговый

            Необходимо вести мониторинг - рейтинговое отображение динамики качества обучения по результатам рейтингового контроля по модулям. В результате такой оценки знаний повышается интерес учащихся к предмету и  появляется возможность индивидуальной работы с каждым учеником. При регулярном использовании модульных уроков в старших классах учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной, справочной, дополнительной литературой, осваивают анализировать, ставить перед собой цели, контролировать, оценивать свою работу.

           В целях реализации агротехнического профиля для старшеклассников, в отличие от базовой программы по химии, введенные мною модульные программы, расширяют знания учащихся и формируют их практические умения распознать удобрения, рассчитывать их дозы, проводить несложные агрохимические анализы почвы растений, опыты с применением органических и неорганических удобрений на растения. Выпускник сельской школы должен грамотно и эффективно пользоваться химическими веществами, применяемыми в современном сельском хозяйстве, не причиняя ущерба своему здоровью, окружающей среде и качеству производимой сельскохозяйственной продукции.

Результативность технологии модульного обучения.

Изучение химии по технологии модульного обучения помогает учащимся с учетом их склонностей, интересов, возможностей каждого усвоить материал в результате самостоятельной работы с литературой, работы в парах и в группе; организация этапов самоконтроля и самооценки. Внедрение этой технологии дает положительные результаты.    

Этапы реализации

1.этап: Подготовительный- 2010-2011гг.

Работа с литературой: теория модульного обучения. Весь учебный материал (разделы химии) разделить на модули и разработка блоков из конкретного количества уроков, в связи с сокращением часов на преподавание химии. Формирование комплекса целей блока и их расчленение на дидактические цели для построения модулей. Формирование содержания уроков и последовательности учебных элементов. Разработка входного, промежуточного и выходного контроля знания, разработка методических приемов для выявления умения прогнозировать результаты и для выявления ошибок.

2этап: Экспериментальный- 2012-2015 г

Разработка модульных программ познавательного типа для получения базового и фундаментального образования.

Разработка уроков модульного обучения. Апробация разработанных уроков. Проведение открытых (показательных) уроков с модульным обучением. Оценивание формирования теоретических знаний и практических умений и навыков на основе приобретенных знаний. Корректировка ошибок.

3 этап: Обобщающий и внедренческий- 2015-2016 г

 Оценивание формирования теоретических знаний и практических умений и навыков на основе приобретенных знаний. Проведение открытых (показательных) уроков с модульным обучением.

Системы действий учителя и ученика

             Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении модульной программы.

            Первый шаг - это представление учебного курса как системы, то есть первичное структурирование содержания.                  

  • Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением  выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.
  • Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стрежневой линии.
  • Отобранный материал сводится в таблицу.

Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу и по восходящей от класса к классу.

 Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта.                                              

                                                                                                     

                                                                                               Приложение №1

Технологическая карта 10а класса

Ф.И.

Стрежневые линии

Ведущие знания

Второстепенные знания

Сопутствующее повторение

Трудноусваиваемые темы

Внутрипредметные связи

Межпредметные связи

Пути преодоления затруднений

«Углеводороды»

Строение углеводородов

Составлять, решать уравнения

повторение

Хим. Свойства

С/хоз-во

агрономия

Дополнит. объяснение

Ооржак Кудерек

+

+

+

+

+

+

+

Дыртык-оол Оюмаа

+

+

+

+

+

+

+

Чамыян Чайзат

+

+

+

+

+

+

+

Седен Куванды

+

+

+

+

-

+

+

+

Монгуш Айдын-Маадыр

+

+

-

+

-

+

+

+

Монгуш Монгулек

+

+

-

+

-

+

+

+

         Составив такую карту, я четко вижу все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

         Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

         Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.

        Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

        Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей – также на трех уровнях – для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, то есть выстраивается система модулей.

         Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

          В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель- интегрирующие дидактические цели- частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

     Шестой шаг - построение самого модуля.

*Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели, которую на схеме обозначим как учебный элемент -0.

*Затем дается задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе.

*Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.

*Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля- резюме, обобщающее ход выполнения заданий.

*Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

*Продумываются структурно- логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при построении.

Структура модульной программы по разделу «Углеводороды»

Модуль 0. Комплексная цель.

Модуль 1. Единство и  взаимосвязь строения неорганических и органических веществ.

Модуль 2. Обобщение знаний  о соединениях углерода при изучении предельных углеводородов.

Модуль 3. Развитие знаний о химической связи и изомерии на примере непредельных углеводородов ряда алкенов и алкадиенов.

Модуль 4. Обобщение знаний о непредельных углеводородах алифатического ряда в процессе изучения алкинов.

Модуль 5. Связь ароматических углеводородов с предельными и непредельными углеводородами. Специфика их строения и свойств.

Модуль 6. Обобщение знаний о строении и свойствах углеводородов разных гомологических рядов.

          Я считаю, что обучение учащихся сельских школ необходимо максимально приблизить к повседневной жизни детей и реальной практике, сельскому производству и социальной жизни села. Особенно в реализации предпрофильного обучения учащихся 9-х классов и профильного обучения старшеклассников в практике нужна интеграция химии с сельским хозяйством, а именно с агрономией (с обработкой и удобрением почв).

        Задача преподавателя химии сводится в конечном итоге к тому, чтобы в результате его совместной работы с учащимися последние познали мир химических явлений и научились применять полученные знания в своей будущей практической деятельности.  

        В целях реализации агротехнического профиля для старшеклассников мною введены модульные программы с применением сельскохозяйственных технологий. В отличие от базовой программы по химии, программы, введенные мною, расширяют знания учащихся и формируют их практические умения распознать удобрения, рассчитывать их дозы, проводить несложные агрохимические анализы почв растений, опыты с применением органических и неорганических удобрений на растения. Выпускник сельской школы должен грамотно и эффективно пользоваться химическими веществами, применяемыми в современном сельском хозяйстве, не причиняя ущерба своему здоровью, окружающей среде и качеству производимой сельхозпродукции.

Из опыта работы по технологии модульного обучения выделяю следующие уроки:

Модуль 1. Обобщение знаний о соединениях углерода при изучении предельных углеводородов (10класс)

                                        Структура модуля

УЭ-0 Цели изучения модуля.

УЭ-1. Входной контроль.

УЭ-2. Строение, состав и физические свойства алкинов и циклоалканов.

УЭ-3. Номенклатура алканов и циклоалканов.

УЭ-4. Химические свойства алканов и циклоалканов.

УЭ-5. Практическая работа «Качественное определение углерода, водорода

          и хлора в органических соединениях».

УЭ-6. Применение и получение алканов и циклоалканов.

УЭ-7. Решение задач на вывод химических формул.

УЭ-8. Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме: «Алканы и

          циклоалканы».

УЭ-9. Выходной контроль.

УЭ-1. Входной контроль

1. Выберите правильный ответ. Углерод в органических соединениях проявляет валентность:

а) I;     б)  II;      в)  III;        г)IV.

2. Из предложенных формул этана выберите молекулярную, структурную, сокращенную структурную. Ответ запишите в виде трех букв в нужной последовательности.

3. Выберите правильный ответ. В большинстве органических соединений химическая связь:

А) ионная;     б) ковалентная;     в) водородная;     г) металлическая.

     Ваши ответы сдайте учителю для проверки. После этого вместе с классом под руководством учителя разберите эти задания.

Модуль 2.

     Методика самостоятельного изучения темы «Ацетилен и его гомологи» (10 кл). Предпосылками для самостоятельного изучения строения ацетилена являются опорные знания основных положений теории химического строения веществ, электронного и пространственного строения молекул этана и этилена; понятий гомологии и изомерии.

                                КАРТОЧКА-ИНСТРУКЦИЯ

1. Изучите по учебнику «Органическая химия» (состав, строение, молекулы ацетилена и его гомологов) §1 стр.

2. По ходу чтения параграфа продолжай заполнять в тетради таблицу «Состав и строение углеводородов». (см. табл.)

3. Сравните состав, химическое и электронное и пространственное строение молекул этана, этилена и ацетилена.

4. Объясните образования SP-гибридных облаков атома углерода.

5. Рассмотрите расположение сигма-связей в молекуле ацетилена по рисунку учебника и объясните образования сигма связей.

6. По аналогии со строением молекулы этилена объясните образования пи-связей в молекуле ацетилена. Используйте для этого рисунки в учебнике (стр.). Сделайте вывод о пространственном строении молекулы ацетилена.

7. Пользуясь рис. соберите шаростержневую модель молекулы ацетилена. Объясните: почему в масштабной пластилиновой модели сильно сплющены шарики, изображающие углеродные атомы? Для ответа используйте данные таблицы «Состав и строение углеводородов».

8. Используя данные таблицы, объясните: почему тройная связь не является суммой трех ординарных связей?

9. Выведите общую формулу ацетиленовых углеводородов и сопоставьте ее с формулами других известных вам гомологических рядов.

10. Продумайте ответы на вопросы №9 и №8 и письменно выполните задания № 10.

11. Ответив на все вопросы, проверьте себя, достигнута ли цель самостоятельной работы. Попытайтесь устно (про себя) повторить изученный материал. При затруднениях обратитесь снова к учебнику.

     Вопросы, предусмотренные в задании, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, побуждают их не просто запомнить и воспроизвести учебный материал, но и требует различных умственных операций, самостоятельно делать выводы, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

     После самостоятельного изучения темы проводим обобщающую беседу, чтобы выяснить, как усвоен новый материал, а также скорректировать приобретенные учащимися знания.

Модуль 3.

Модульное практическое занятие «Нормы внесения минеральных удобрений»

УЭ-1. Расчеты для внесения минеральных удобрений.

 Задача № 1. Сколько можно внести аммиачной селитры на делянку в 20м2, если на один га супесчаных почв вносится 1,2 ц. действующего азота. Надо сделать расчет, сколько нужно вносить на один га 35% раствор аммиачной селитры? (100х1,2)/35=3,4 центнера. Дальше рассчитываем, сколько нужно внести на 1м2. Значит 3,4ц нужно разделит на 10000м2.

Алгоритм решения:

1. (100х1,2)/35=3,4 центнера

2. 340кг = 340.000г, значит на 1 кв.м нужно внести34г, а на 20м2 – х.

Х = 20х34 = 640г на 20м2

Задачи для самостоятельного решения.

1. Для подкормки капусты применяют раствор хлорида калия с массовой долей 4%, как приготовить 120 г такого раствора?

2. При хранении свеклы ее опрыскивают раствором хлорида бария с массовой долей 0,04. Определите массу хлорида бария, необходимого для приготовления 50 кг такого раствора?

3. Вне кормовая подкормка плодовых деревьев осуществляется опрыскиванием верхней и нижней стороны листьев разбавленными растворами следующих солей: сульфата калия, фосфата калия, нитрата кальция. Напишите формулу этих веществ.

4. Вычислите массовую долю (%) химического элемента азота в натриевой селитре.

5. Нитрат магния – ценная подкормка для растений. Магний входит в состав хлорофилла зеленых листьев, азот – необходимый элемент для образования белков в организме. Напишите уравнение реакции, получения этой соли всеми возможными способами.

Ожидаемые результаты проекта:

Будут созданы образовательные модульные программы по химии, интегрированные с химией сельского хозяйства, с агрономией в условиях сельской школы, осуществляющей эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению с целью подготовки учащихся к профессиям агропромышленного комплекса и к профессиям, связанных с химией.

             На практике работы отмечаются такие положительные стороны внедрения технологии модульного обучения как:

  • высвобождение времени на решение задач;
  • влияние темпа урока на индивидуальную работу с учащимися;
  • повышение мотивации к химии;
  • развитие познавательной самостоятельности учащихся, исследовательских умений;
  • повышение уровня практической значимости химии.

Система моей работы по технологии модульного обучения находит поддержку у моих коллег в МБОУ СОШ с. Межегей, в республиканском и кожуунном методическом объединении учителей химии,  и я рада, что мне удалось на практике убедиться в эффективности новой педагогической технологии.

Распространение инновационного педагогического опыта

Муниципальный

        Выступление на августовской  конференции по распространению педагогического опыта  «Технология модульного обучения»;

Региональный

1. Участие в республиканском конкурсе «Моя технология, лучше!», где заняла 3 место, в номинации «Учитель-творец»;

2.Выступление на семинаре учителей химии   «Инновационные технологии по химии» г. Кызыл школа №5

3.Республиканская публикация в КПИ ТГУ серии модульных уроков;

4.Выступление на республиканских конференциях по распространению «Технологии модульного обучения»;

Федеральный

Участие в конкурсе «Элита Российского образования». Диплом 1 степени Лауреата Национальной премии в номинации «Лучший учительский опыт, обеспечивающий успех ученика – 2013»;

                                   Заключение:

Использование в преподавании технологии  модульного обучения позволило повысить интерес к химии, ликвидировать перегрузку учащихся, сформировывать умения и навыки самообразования, повысить результат обучения.  Суть технологии модульного обучения состоит в том, что ученик учится самостоятельно, а учитель управляет его учебной деятельностью, то есть организует, координирует, консультирует.  Идеи, лежащие в основе технологии модульного обучения, способствуют развитию у учащихся самостоятельных навыков работы, усилению их познавательной активности, выработке навыков доказывания и рассуждения, и развитию творческих способностей учащихся.

Публикации в печати

  1. Журнал «Башкы» «Технология модульного обучения. Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы»;
  2. elitarosobr.ru

          3.Республиканская публикация в КПИ ТГУ серии модульных уроков;

Использованная литература:

  1. Артеменко А.И. Органическая химия. М., Высшая школа, 2001.
  2. Артеменко А.И., Тикунова И.В., Ануфриев Е.К. Практикум по органической химии. М., Высшая школа, 2001.
  3. Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. М.: Дрофа, 2005.
  4. Оганесян Э.Т. Важнейшие понятия и термины в химии. М., Высшая школа, 1993.
  5. Химия. Приложение к газете «Первое сентября» 2010-2012.

6.Сенновский И.Б. Модульная технология в школе: анализ условий и результатов усвоения. М.Новая школа,1995;

7.Шамова Т.И., Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения. Химия в школе, 1995, №2, с.12-18.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.elitarosobr.ru
  2. www.proshkolu.ru
  3. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/06/25/ispolzovanie-modulnykh-tekhnologiy-obucheniya-na-urokakh-khimii
  4. http://him.1september.ru/2003/20/5.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оцени качества обучения в условиях сельской школы

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с...

Итоги эксперимента (2006-2010 гг.) «Профильное обучение в условиях сельской школы в разновозрастных группах в Опытненской СОШ» (Математика)

Основная цель моей работы, как учителя математики, заключается в создании условий для эффективного  обучения математики (физико-математи-ческий, экономический, информационно-технологический профи...

Индивидуализация обучения химии в условиях реализации модульной технологии

Рассмотрена  эффективность использования модульной технологии на уроках химии для индивидуализации обучения и повышения уровня обученности  учащихся и, как следствие, качества образова...

Творческая работа Тема: «Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в условиях сельской школы»

Организация психологического сопровождения профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях сельской школы...

Инновационный проект «Моделирование системы непрерывного обучения информатики в условиях сельской малокомплектной школы»

За годы работы учителем информатики я собрала большой методический материал по организации урока информатики на всех ступенях обучения, направленный не только на обучение, но и на воспитание уча...

Статья "Успешность обучения английскому языку в условиях сельской школы"

Школа в сельской местности является не только образовательным учреждением, но и корнем благополучия страны, истоком духовности народа, стабильностью и основой развития общества....

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ «ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье предпринята попытка суммировать теоретические результаты изучения предшествовавшими исследователями относительно нового явления «дистанционное обучение». Был осмыслен и проанализи...