Индивидуализация обучения химии в условиях реализации модульной технологии
статья по химии по теме

 

Рассмотрена  эффективность использования модульной технологии на уроках химии для индивидуализации обучения и повышения уровня обученности  учащихся и, как следствие, качества образования

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualizatsiya_obucheniya_khimii.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Индивидуализация обучения химии в условиях                                                                                                                                                  реализации   модульной   технологии 

 Понятие  «индивидуализация» является многозначным.

В последнем триместре  ХХ века индивидуализацию стали исследовать в контексте разработки проблем самостоятельной работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (Ю. К. Бабанский) [4]: своеобразия восприятия, переработки и интерпретации полученной информации, в зависимости от своих психофизиологических особенностей, прожитого опыта, характера, воли, мотивации, эмоциональных отношений.  

В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «…организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия  учащихся, уровень развития их способностей к учению» [14]. Подобный смысл в понятие «индивидуализация» вкладывают также  Инге Унт [19],   А.А. Кирсанов [10] и   Е.А. Александрова [1].

Большинство авторов под индивидуализацией понимают  практическую организацию  педагогического процесса,  основанную   на индивидуальном подходе как дидактическом принципе  обучения [8, 9, 13, 23].

И.С. Якиманская определяет индивидуальный подход  как основной психолого-педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого ребенка [23].    

И.П. Подласый [13] отмечает: «Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности».   А.Н. Джуринский [8]  считает индивидуальный подход  - приспособлением  содержания образования к интересам школьников. Е.С. Рабунский подразумевает под ндивидуальным подходом не только приспособление методов и форм учебной работы к индивидуальным особенностям школьников, но и «частичное, временное изменение отдельных сторон содержания обучения» [16].

Для обеспечения индивидуализации обучения необходим  комплекс педагогических условий:

1) процессуальные условия, в т.ч. персональный темп прохождения учебного материала; завершенность обучения на каждом его этапе;      

2) содержательные условия,  в т ч  дифференциация учебного материала по уровням и способам  его освоения учащимися;

3) управленческие условия, в т.ч.  сопровождение индивидуализации обучения комплексным мониторингом «показателей индивидуализации»; ориентация на достигнутый уровень каждого ученика.        

«Показателями      индивидуализации» могут быть:

обучаемость (способность ученика достигать за более короткий срок высокого результата обучения);  работоспособность (зависит от  прилежания, познавательного интереса, моральных установок,   желания и умения учиться, состояния здоровья и  психики,  общего физического  развития, владения рациональными приемами учения);  длительность и напряженность учебного труда;  тщательность и аккуратность; полнота  и самостоятельность при выполнении работы [20].

И.Э. Унт [19]  предлагает учитывать  обучаемость, а также учебные умения, обученность (программные и внепрограммные знания, умения, навыки), познавательный интерес на фоне общей учебной мотивации. И.Э. Унт признает также, что  часто  оказывают влияние на учебу ребенка домашние условия воспитания и его состояние здоровья.  

Однако при  работе в массовой школе необходимо учитывать такие особенности: 1) от которых больше всего зависит качество процесса учения (например, способности);  2) вариабельность которых в отношении средних показателей учащихся одного возраста особенно велика; 3) которые могут стать основой для формирования индивидуальности учащихся (например, интересы). Такие особенности приведены в таблице   1.

Таблица 1

Индивидуальные особенности учащихся, определяющие успешность

обучения  и критерии их сформированности

Автор

Индивидуальные особенности

школьников

Критерии развития индивидуальных особенностей учащихся

Е.С. Рабунский

Уровень успеваемости

Степень оказания помощи в постановке задачи, в выборе способа решения, в осуществлении решения

Отметки

Степень действенности интереса к учению

Уровень познавательной

самостоятельности

Степень принуждения, проявления познава-тельных особенностей - память, внимание, наблюдательность, самостоятельность

А.А. Бударный

Способность к учению

Скорость усвоения, гибкость процесса мышления, фонд действенных знаний

Трудоспособность

Длительность и качество выполнения учебных заданий

И.М. Чередов

Обучаемость

(Критерии подобны критериям способности к учению)

Работоспособность

Длительность и напряженность учебного труда, тщательность, аккуратность, полнота и самостоятельность

И.Э. Унт

Обучаемость

(Критерии подобны критериям способности к учению)

Учебные умения

Сформированность конкретных учебных умений- умение наблюдать, умение решать задачи и т. д.

Обученность  

Познавательный интерес

Знания, умения, навыки, умственные способности

З.И.

Калмыкова

Темп продвижения

Количество заданий, необходимых для возникновения обобщений, экономичность мышления, самостоятельность

До некоторых пор индивидуальный подход использовался в работе с учеником на дому из-за болезни или в  работе с  одаренными детьми

Однако  такой подход  нужен   всем учащимся: и слабоуспевающим, недисциплинированным, и школьникам с высоким уровнем развития способностей.  Главная цель индивидуализации обучения  в школе должна заключается в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях учащихся, обеспечить максимальную продуктивную работу каждого из них, полнее мобилизовать их способности, склонности и интересы [3].

При практическом использовании понятия «индивидуализация обучения» понимают (И.Э. Унт) относительную, а не абсолютную индивидуализацию, т.к.:

1. обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2. учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности);

3. иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);

4. индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.  

И.Э. Унт также предлагает различать индивидуализацию процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы.  Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая  - создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся, и третья – формирования различных типов школ и классов. Е.А. Александрова [1]  выделяет  четыре группы представлений о процессе индивидуализации  -   от индивидуального обучения (экстернат) до организации    индивидуальных образовательных траектории учащихся.  

С учетом  неравномерности индивидуального характера развития учащихся  необходимы вариативные индивидуализированные формы образования. Однако возможности фронтальных занятий для выстраивания  линии обучения  каждого конкретного ученика с учетом его индивидуальных особенностей ограничены, поскольку общий фронт объективно требует одинакового темпа, способа, средств, времени для изучения одного и того же материала.

Поэтому на смену традиционным формам Н.А. Алексеев [2],  Е.В. Бондаревская [7],  В.В. Сериков  [17], А.А. Плигин [15] и др.  предлагают   педагогические технологии.  

Общие особенности технологий индивидуализации:

• Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

• Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.

• Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.

• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся.

• Предоставление свободы выбора ряда элементов в процессе обучения.

• Формирование общеучебных умений и навыков.

• Формирование адекватной самооценки учащихся.

• Использование технических средств обучения, включая ЭВМ.

Среди педагогических технологий наибольшее  применение получили следующие [18, 21]:  модульная с ее разновидностями  –  модульно - блочной  и модульно-рейтинговой; технология естественного обучения, контрольно-корректирующая,   технология разноуровнего обучения, технология индивидуальных образовательных траекторий, обучение при помощи опорных схем,  технология   полного  усвоения знаний, индивидуально - бригадная технология обучения, проблемное обучение (таблицы 2, 3).

 Рассмотрим подробнее модульную технологию.

Модульная технология обучения МТО [6,17] как дидактическая система возникла в 60-годы ХХ столетия в колледжах и университетах США  и была рекомендована    ЮНЕСКО.  

Наиболее полно основы модульного обучения в нашей стране разработаны П.Ю. Цявичене и получили  развитие в работах С.Я. Батышева, К.Я. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой  [21].

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно   достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Под модулем понимают [5, 12, 22]  логически завершенный, информационно и методически обеспеченный блок учебной программы.  В модуле есть содержание обучения, средства  его усвоения и применения, контроль знаний в обучении.  

Отличия модульного обучения от традиционного представлены далее (таблица 4 и 5).  Анализ особенностей МТО указывает на ее интеграционное качество, т.к. модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий (таблица 6) интегрированных в сам   модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, “полного усвоения”.  

Таблица 4

Сопоставление параметров традиционного и модульного обучения

(по Н.Н. Суртаевой [18])

Признаки сравнения

Традиционное обучение

Модульное обучение

Задачи

Формируются как знаниевые, предъявляются по мере освоения учебного материала

Формируются как деятельностные, предъявляются в начале обучения

Проверка усвоения учебного материала

Форма контроля определяется характером учебного материала

Форма контроля определяется задачами обучения

Роль преподавания

Информирование

Диагностика, консультация, мотивировка, предоставление информационного источника

Степень индивидуализации

Группа (класс)

Модули могут быть индивидуализированы, учащемуся дано право выбирать их самому

Время, отводимое на изучение материала

Одинаковое для всех обучающихся и определяется графиком учебного процесса и расписанием

Каждый тратит столько, сколько необходимо

для  изучения темы, и в удобные для ученика сроки

Пространственная локализация учебного процесса

Лекции преподавателя в аудитории

Освоение модуля в любом помещении (аудитория, библиотека, дома и т.д.)

Организация контроля

Контроль за проверкой усвоения материала по курсу или части курса; выставляются оценки, баллы

Разработка критериев оценки, контрольных вопросов преследует цель оценить уровень усвоения знаний, умений и навыков, закрепить и применить усвоенное, диагностировать трудности

Тип контроля

Нормативный контроль

Эталонный контроль

Таблица 5

Сравнение  традиционной и модульной форм  обучения

(дополнение к таблицам 1.2)

Традиционное обучение

Модульное обучение

Фронтальные формы обучения

Индивидуальная форма обучения  

Общий темп учебно-познавательной деятельности

Индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности

Содержание обучения представлено поурочным изучением материала

Содержание обучения представлено четко и логично в форме законченных информационных блоков – модулей

Модуль  - программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной

Дидактическая цель формируется для класса в целом без учета индивидуальных особенностей учащихся

Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения

Преобладает объяснительно-иллюстративный  метод

преподавания

Осуществляется деятельностный характер обучения,

способствует развитию интересов и способностей

ученика. Учебное содержание усваивается самостоятельно   

Форма общения учитель - ученик устная (метод словесный, словесно-наглядный, словесно-наглядно-практический) при изучении нового материала

Форма общения учитель - ученик письменная через модули плюс личное индивидуальное общение.

Помощь   учителя или одноклассников возможна, но минимальна  (подбадривание, указание ориентира и т.п.)

Самостоятельной работе ученика отводится недостаточное количество времени. Действия ученика не всегда осознанны, спланированы, направлены

Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке.

Возможна максимальная самостоятельность в учебе   (временная, физическая, физиологическая).  

Образовательный процесс - самоуправляемый рефлексивный

Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся более жесткое

Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули непосредственно, более мягкое, сугубо целенаправленное

Есть проблема свободного (внеурочного) времени для индивидуальных консультаций учащихся

Все осуществляется на уроке. В случае пропуска урока учащийся может работать  с модулем дома.

В сочетании с ИКТ применима для дистанционного обучения

Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Сокращаются сроки обучения

Психологическая проблема – страх ученика перед оценкой

Снимается страх. Психологически комфортна  за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний. Снимает тревожность.

Таблица 6

Принципы, связывающие  МТО с другими технологиями обучения

Технология

Принцип

Программированное обучение    

Активность ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуа-лизированный темп учебно-познавательной деятельности

Теория поэтапного формирования умственных действий  

Ориентировочная основа деятельности

Кибернетический подход    

Гибкое управление деятельностью учащихся, переходящее в самоуправление

Из психологии используется рефлексивный подход.

Как результат (таблица 7) увеличивается также сохраняемость знаний  [6]:              

Таблица 7

Сохраняемость знаний при использовании разных форм бучения

Показатель

Сохраняемость   знаний

Традиционная технология

Модульная технология

Исходный уровень

Через 0,5 года

Исходный уровень

Через 0,5 года

Через 1 год

Абс. успеваемость

1,0

0,71

1,0

0,85

0,79

Кач. успеваемости

1,0

0,2

1,0

0,35

0,27

Индивидуализация при  модульном обучении возможна в нескольких направлениях:  

1.Поуровневая дифференциация обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности (таблица 8).

Таблица 8

Уровни сложности при дифференциации обучения

Уровни сложности содержания обучения

А

Б

С

Минимальный уровень усвоения учебного содержания.  Для учащихся с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала.

Для учащихся с  невысокой обучаемостью,  недостаточным развитием способностей к отдельным мыслительным операциям, но обладающих прилежанием, организован-ностью, использованием рациональных приёмов в учении

Углублённый вариант. Для учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации

2.  Учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов школьники могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения.


Таблица 2

Анализ публикаций в журнале «Химия в школе» за 2003-2011 гг.

Количество статей по использованию МТО и ее модификаций

Химическое содержание

Педагогические цели использования МТО

Индивидуальные качества учащихся, учитываемые авторами

Все-

го

Мо-

дуль-

ная

ТО

Мо

дуль

но-

блоч

ная

ТО

Про-

блем-

но-

мо-

дуль-

ная

ТО

Мо

дуль

но-

рей-

тинго-

вая

ТО

Орга-ничес

кая

химия

Неорга-

ничес-

кая

химия.

Тема:

«Метал-лы»

Мето-дичес-

кие вопро-

сы

12

7

3

1

1

3

статьи

2

статьи

7

статей

Индивидуализация обучения.

Создание индивидуальн. образоват. траекторий

Предоставление познавательной самостоятельности.

Сокращение времени на изучение курса.

Снижение учебной нагрузки.

Создание условий для саморазвития и самоопределения.

Интересы, цели и мотивы.

Уровень знаний и умений.

Самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль.

Мыслительная деятельность.

Память, воля,воображение.

Инициатива, самостоятельность.

Эмоциональная сфера.

Таблица 3

Анализ публикаций в журнале «Химия в школе» (2003 – 2011 г.)

по использованию модульной технологии и ее разновидностей

Год, №, страницы

Автор, название статьи, город

Технология

Педагогическая цель использования технологии, указанная автором

Индивидуальные качества, учитываемые     автором

2011, 2,

16-19

Иванова О.А., Якунина И.И. «Личностно – ориентированное обучение: развитие общеучебных умений и навыков»,

г. Москва

1. Модульно-блочная

2. Модульно-рейтинговая

1. Сформировать общеучебные умения и навыки (ОУУН):

Информационные, логические, органи-зационные, отчасти коммуникативные

Интересы, цели и мотивы, уровень знаний и умений

2010, 10, 27-32

Макотрова Г.В.  "Проблемно-модульное обучение как условие развития научного потенциала старшеклассников»,

г.Белгород

Проблемно-модульная

Усилить творческое начало, создать условия самоопределения и саморазвития учащегося, решить проблему снижения учебной нагрузки

Самоопределение,  самоорганизация, саморегуляция, самообразование,

самореализация

2010, 6, 23-28

Ивлиева Н.А. «Модульное изучение теоретических основ органической химии», Оренбургская обл.

Модульная

Самостоятельное изучение учебника

Мыслительная деятельность,

самоконтроль,

самоанализ

2009, 9. 24-29

Маркова Л.А. «Модульное изучение металлов II группы», г. Мичуринск

Модульная

Индивидуализация обучения

Не указаны

2009, 6, 46-54

Александрова Е.И.

«Блочно-модульное тематическое планирование курса химии 10 класса»,

г. Чебоксары

Блочно-модульная

Не указана

Не указаны

2009, 5, 24-29

Тихомирова Р.В. «Из опыта организации модульного обучения», Марий Эл

Модульная

Создание индивидуальных образовательных траекторий

Самоанализ

2009, 2, 27-35

Дубинина Н.Э. «Модульное изучение темы: кислородсодержащие органические соединения», г. Иваново

Модульная

Не указана

Не указаны

2008, 9, 29-32

Щенина И.Ю. «Модульное обучение. Изучаем металлы», Костромская обл.

Модульная

Не указана

Не указаны

2008, 7, 31-34

Чмыхало О.Г.

«Элементы модульной технологии в обучении химии»,

г. Богородск

Модульная

Не указана

Не указаны

2007, 6, 29-35

Кошелева О.А.,  Чернобельская Г.Н.

«Использование модульной технологии при обобщении знаний», г. Москва

Модульная

Не указана

Не указаны

2006, 9, 24-30

Ширяева Ф.А. «Об использовании модульной системы обучения»,

г. Набережные Челны

Модульная

Эффективное усвоение знаний, сокращение времени на изучение курса

Память,  воля, воображе-ние, эмоциональная сфера, самостоятельность, мыслительная деятельность

2005

Нет публикаций

2004, 3,

16-22

Гузеев В.В. «Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии»

г. Москва

Блочно-модульная

Предоставление познавательной самостоятельности.

Успешность результатов до  45 %, в пределах образовательного стандарта минимального уровня – до 95 %

Активность,

инициатива, самостоятельность,

индивидуальный темп

2003  

 Нет публикаций


3. Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений. На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.

4. Индивидуальный контроль. Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне  А, В или С. Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.

5. а) Разнообразие учебных элементов УЭ, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке. Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д.   Использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе. Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении. Строгая дозировка объёма текста  в модуле является его отличительной особенностью. Индивидуальный темп изучения материала учащимся часто обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.

б) Разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые должны предполагать различные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно и письменно), заполнение таблиц, тестовые задания, работу с рисунками, как по учебнику, так и в дополнительной литературе; конспектирование учебного материала и др.                     В задания могут быть включены и работы логического характера: ребусы, кроссворды, загадки; задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Они ориентируют учащихся на работу с различными источниками знаний: текстами, рисунками, таблицами, схемами и т. д.   Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок более интересным, устраняют психологическую нагрузку.    

6. Ограниченное использование словесных методов.  Малая эффективность вербальных методов связана с тем, что мозг человека работает в 4-5 раз быстрее самой быстрой речи, поэтому слушатели время от времени "отключаются" - начинают думать о своём. На слух улавливается 40-50% информации. Частым повторением вопросов, отдельных выводов и положений педагоги отучают школьников слушать. Логика ребёнка такова: если это важно, то учитель повторит ещё раз. Модульное обучение, наоборот, приучает слушать, т.к. словесный  УЭ имеет свои особенности. Во-первых, это установка: зачем даётся информация, какое задание последует далее на основе полученной информации. Во-вторых, информация будет получена, но повторения не будет, т.к. за информацией сразу следует выполнение задания.

Основополагающими принципами модульного обучения являются: модульность, проблемность, вариативность, паритетность. В соответствии с принципом модульности обучение строится по отдельным функциональным модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

В  соответствии с принципом целевого  назначения  модули можно разделить на три типа: познавательные, которые используются при изучении основ наук; операционные - для формирования и развития способов деятельности и смешанные.    

Общим для всех модулей является принцип компоновки материала по блокам: блок "входа", блок обобщения, теоретический блок, блок генерализации, блок "выхода" [18, 22].          

Ведущим принципом модульного обучения является принцип  модульности - сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей (соответственно КДЦ, ИДЦ и ЧДЦ). Учебный материал конструируют в виде общей модульной программы МП, состоящей из интегрирующих дидактических модулей, которые складываются из частных модулей. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. Решение совокупности ЧДЦ блоков содержания обеспечивает достижение ИДЦ конкретного модуля. Решение совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ. 

Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не  будет достигнута. Каждый из учебных элементов также выполняет свою роль в процессе индивидуализации обучения (таблица 9).

 

Итак:

1. Анализ теоретических предпосылок индивидуализации обучения в бщеобразовательной школе свидетельствует, что эта проблема относится к разряду наиболее актуальных в науке и практике.

2. Основная причина обращения педагогов к проблеме индивидуализации обучения – это  противоречие между доминированием фронтальных форм организации учебной работы и индивидуальным характером усвоения содержания образования.

3. Выявлено две основные стратегии индивидуализации:  стратегия «учёта индивидуальных особенностей человека» и стратегия «индивидуальной образовательной и социальной траектории человека».  

4. Под индивидуализацией образовательного процесса в широком контексте  понимают способ обеспечения каждому  учащемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач,   возможности собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения  личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив.

5. Изучение проблемы индивидуализации    обучения      в      общеобразовательной школе   показало,   что      отечественная психолого-педагогическая наука располагает в данной области значительными достижениями:    разработаны   теоретические  предпосылки   индивидуализации обучения, исследованы психологические, дидактические и предметно  - методические аспекты данной проблемы, сформулированы теоретические положения    об обеспечении индивидуальных учебных (образовательных) траекторий в учебно -

воспитательном процессе школ.

6. При организации индивидуализации обучения    учитывают   следующие особенности учащихся:

    1) обучаемость, т.е. общие умственные способности (в т.ч. креативность), а также специальные способности;

    2) обученность, которая состоит как из программных, так и  внепрограммных знаний, умений и навыков;

    3) познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации).

7. Реализация индивидуализации образовательного процесса в   школе требует создания комплекса педагогических условий, формирующих самостоятельность, самоактуализацию,  условия для профессионального и нравственного самоопределения.

Среди разных форм индивидуализации   наиболее перспективна технология модульного обучения. Значение МТО возрастает в условиях профильного  образования в старшей школе при одновременном решении  проблемы здоровьесбережения   учащихся.  

8.  МТО позволяет индивидуализировать педагогический процесс, когда учащийся может сам определить количество часов, необходимое для достижения намеченных учебных целей, осуществить выбор из альтернативных вариантов управления учебными действиями, которые предложены в  модулях, осуществить самоконтроль, пользуясь эталонной шкалой. Передача некоторых учебных функций  от педагога модулю позволяет учителю более эффективно реализовать индивидуальные контакты с учащимися, т.е. происходит рационализация педагогического процесса.

Однако   применение МТО возможно при условии наличия модульных программ, адаптированных к условиям обучения конкретного коллектива учащихся.

 

Использованная литература

1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных

траекторий. Дисс. … докт. пед. наук.- Тюмень, 2006.  

2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996.- 216 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.- 339 с.  

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. Метод.основы. – М.: Просвещение, 1982.- 192 с.

5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.

6. Богатова И.Б. Применение модульной технологии для изучения органической химии// Вектор науки ТГУ- 2010,  № 7(10), с. 78-81.  

7. Бондаревская Е.В.  Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов н/Д., 1997.- 28 с.

8. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М.:   «Владос», 1999.- 200 с.

9. Ильин В.С. Формирование личности школьника. - М.: Педагогика, 1994.-144 с.

10. Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. - Казань,1966.- 95 с.

11. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании// Педагогика -  1996,  №2, с. 11-14.  

12. Ковалев А.Г.  Личность воспитывает себя. –М.: Политиздат, 1983.- 256 с.      

13. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.-121 с.

14. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б.М. Бим-Бада.- М., Просвещение, 2003.- 528 с.

15..Плигин  А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика.  – М.: «КСП+», 2003, 432 с.  

16. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения  

школьников. На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. –

М.: Педагогика, 1975.- 234 с.

17. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград, 1994.  

18. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном мире. - Омск.: БОУДПО «ИРООО», 2009.- 120 с.

19. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.:

Педагогика, 1990.- 192 с.

20. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе.- М.: Просвещение, 1988.- 160 с.

21. Чернобельская Г.М..  Актуальные проблемы обучения химии в школе. Лекции 5-8 . М.: «Первое сентября», 2007.- 68 с.

22. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.- 96 с.

23. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.- 96 с.

 


Таблица 9

Влияние компонентов МТО на индивидуальные особенности учащихся

Компонент модульной технологии обучения

Индивидуальные особенности, на которые может работать компонент

Название

Назначение

Название

Способ учета

Комплексная дидактическая цель   КДЦ

Осознать близкие, средние и отдаленные перспективы учения. Целеполагание.

Достижение КДЦ – личностно-значимый и ожидаемый результат

Адаптация к решению новой задачи в новых условиях

1.Учебная мотивация

2.Состояние здоровья

 

Продумывают объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся систему контроля и самоконтроля.

Учащийся имеет право выбора времени работы с модулем в зависимости от скорости усвоения и продвижения в изучении материала

Учебный материал:

УЭ-О

Интегрирующие и частные  дидактические цели  по достижению результатов обучения (мотивация).

 В качестве примера  мотивации   в литературе приводится следующий: «В результате освоения содержания модуля вы будете уметь объяснять…»  

Осознать близкие перспективы.

Принять адекватные цели.

 

1.Учебная мотивация.

2.Сформированность общеучебных навыков: целеполагания, самопланирования, самореализации

УЭ-1. Входной контроль

Включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д;

Проверить исходный уровень знаний

1.Обученность

Приобретенные знания.

2.Знания, умения и навыки

Самоконтроль

Форма представления информации (55) с учетом познавательных интересов учащихся.

Для детей с низким уровнем обученности или  на надомном обучении  можно предусмотреть в модуле консультативную часть.

УЭ-2 (и т.д.).

Отработка учебного материала.  Изучение нового материала.

Обязательно предполагает самосто-ятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, группе. На этом этапе используются "мягкие" формы контроля:   само- и взаимоконтроль.

Восприятие  нового материала,  усвоение,  применение

1.Обучаемость

2.Общие умственные  способности  

3. Умения умственного труда (учебные умения)

Элемент выстраивается в логике усвоения  учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация

Новую информацию и фактический  материал подбирают в соответствие с интересами детей.

 

Завершающий УЭ.

 Включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцир-ованным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

1.Обученность

2.Общеучебные навыки:

самоконтроль, самооценка, самоанализ (определение уровня освоения знаний и пробелов)

Учащийся имеет право выбора времени и вида контроля  в соответствие с индивидуальными особенностями.

Часто используют самоконтроль (сравнение с эталоном) или рейтинговую систему оценки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Личностно ориентированное обучение химии как условие реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта»

Абрамкина Л.М. Личностно ориентированное обучение химии как условие реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. – Актуальные проблемы химического образования: V Все...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных...

Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы

Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода

Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода...