Система оцени качества обучения в условиях сельской школы
статья по теме

 

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне школы, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Современная педагогическая  практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки качества обучения в условиях сельской школы

2012 год

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне школы, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. Современная педагогическая  практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

Традиционная система оценки знаний учащихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел в школе, особенно в сельской школе.

Сельская школа всегда занимала особое место в системе российского образования. Можно говорить о некоторых различиях в системно-социальном качестве городской и сельской школы.  Принято считать, что качество обучения в сельских школах ниже, чем городских, но сельская школа дает своим ученикам и ряд преимуществ: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку;  сельская школа несет на себе печать сельского социума, сельской культуры, связанной с близостью к природе, с жизнью непосредственно в природном пространстве. А природа это мощный дополнительный ресурс образования. Это  благоприятные условия для трудового воспитания; из сельских школ выпускается практико-ориентированная молодежь. Эти особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.

 Система оценки результатов обучения

Основная цель системы оценки результатов обучения - получение объективной информации о функционировании системы образования в школе.

Систему оценки результатов обучения можно разделить на подсистемы в соответствии с целями и объектами оценки:

оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся (состояния или динамики роста) для целей аттестации (подтверждения получения определенного уровня образования), коррекции индивидуальных результатов учащихся, перехода на следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;

оценка уровня образовательных достижений класса, школы с целью оценки деятельности учителей или школы, усовершенствования процесса преподавания и обучения;

мониторинг образовательных достижений  учащихся в масштабе школы, района с целью оценки качества обучения и тенденций развития.

Оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся включает мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся начальной, основной и старшей школы на основе применения компетентностно - ориентированных контрольных измерительных материалов.

Процедура оценки качества образовательных достижений

Таблица 1

Процедура

Инструмент

Общеобразовательные достижения

Текущая аттестация

Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала.

Промежуточная аттестация

Письменные контрольные работы, которые позволяют оценить уровень усвоения обучающимися  всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использовать.

Административная аттестация

Различные виды контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестации выпускников 9 класса  в новой форме  ГИА и ЕГЭ для выпускников 11 классов

Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности школы. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Субъекты и объекты педагогического мониторинга.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Разработка и апробация системы педагогического мониторинга.

Существующие системы мониторинга можно сгруппировать по следующим основаниям:
I группа - мониторинг уровня ЗУН обучающихся ("цель - результат")
II группа - мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации;
III группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход - выход";
IV группа - системы мониторинга на уровне школы. С их помощью определяем эффективность той или иной технологии обучения, выделяем факторы, влияющие на качество обучения.

Таблица 2

Группа

Объекты мониторинга

Методы, направления

I

Результативность учебно-воспитательного процесса

- тестирование (тестовые задания разного уровня, КИМы итоговой аттестации),
- анализ уровня успеваемости и качества знаний,
- информационная карта текущей успеваемости и посещаемости обучающегося

- результативность воспитательного процесса;
- инновационная и методическая деятельность;.

II

Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса

- педагогические кадры, их квалификация;
- общие показатели, материально-техническая база;
- комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;
- мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)

III

Модель "вход-выход"

- психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников), уровень обученности и обучаемости;
- изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки);
- поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения, трудоустройство.

IV

На уровне школы

- анализ урока;
- рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя, руководителя методического объединения;
- положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения);
- изучение потребностей всех участников образовательного процесса.

Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.

Годовая циклограмма педагогического мониторинга

в МБОУ «Родомановская средняя школа»

Таблица 3

Предмет мониторинга (объекты мониторинга)

Цели мониторинга

Периодич-

ность

Ответственные (субъекты мониторинга)

Результат

Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения

Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся

2 раза в год

Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР

Аналитические справки, диаграммы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.

1 раз в год (сентябрь)

Руководители методических объединений, библиотекарь

Сводные таблицы, диаграммы

Методическая работа школы

Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для  анализа методической работы

2 раза в год (сентябрь, май)

Руководители методических объединений, зам. директора по УВР , члены методического совета школы

Аналитический отчет, включающий таблицы, графики и диаграммы

Деятельность учителя

Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования

Ежемесячно

Зам. дир. по УВР

Таблицы, справки, диаграммы

Деятельность классного руководителя

Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций

Ежемесячно

Зам. дир. по ВР, социальный педагог

Справки, таблицы, диаграммы

Нормативно-планирующая документация

Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования

2 раза в год (сентябрь, январь)

Руководители методических объединений, зам дир по УВР

Протоколы

Деятельность учащихся

Определение уровня (качества) обученности учащихся

Ежемесячно

Классные руководители, зам. дир. по УВР, учителя – предметники.

Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы

Объекты оценки системы качества

Объект

Критерий

Показатель

Качество образованности ученика

1.     уровень здоровья и здорового образа жизни;


2.     уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности;


3.     уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями;


4.     уровень обученности;


5.     уровень владения творческой деятельностью

 

     Владеет знаниями по организации ЗОЖ;

  

 Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности;


  

 Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация;

 

     

 




Не ниже 60%;


  Способен решать нестандартные задачи. Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)

Качество деятельности педагога

1.Открытость

 

 

 

2. Профессионализм

 

 

 

 

 

 

 


 4.     Ответственность





5.     Информационная грамотность

 


6. Авторитет

 

 активно - участвует в инновационной деятельности ОУ;

 участвует в распространении передового педагогического опыта;

 имеет высокий процент качества успеваемости ( не ниже 60%);

имеет высокие показатели качества обученности;

ученики – участники и победители предметных олимпиад;

имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах;

участвует в конкурсах профессионального мастерства;


занимается научно- исследовательской деятельностью;

участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях;

на высоком  уровне проводит внеклассные  мероприятия, предметные недели;

использует в профессиональной деятельности информационно- коммуникационные технологии;

имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности

 

Качество организации образовательного процесса

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

Использование современных образовательных технологий.

Использование активных  форм, методов, приемов обучения.

Использование современных форм организации образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение

Соответствие требованиям современных образовательных стандартов

Наличие достаточного количества компьютеров;

Наличие локальной сети с выходом в Интернет;

Наличие в учебных помещениях демонстрационного оборудования (интерактивные доски,  мультимедийные проекторы, графопроекторы);

Соответствие оборудования учебных помещений нормам СанПина.

Качество образовательных программ

1. Актуальность


2. Эффективность

 3. Доступность



4. Оснащенность

Соответствие современным образовательным  стандартам.

Позволяет формировать знания и ключевые компетенции, а также подтверждать их во время аттестационных процедур.

 Наличие УМК.

 Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективные  и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.

Качество образования в первую очередь зависит от педагога. Это аксиома. А в нашей сельской школе работают хорошие учителя.

Учителя нашей школы стараются изо всех сил, ведь школа в маленькой деревне это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения, потому что кроме школы больше «пойти» некуда. Вот и занимаются учителя культурным воспитанием школьников и их родителей. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую и методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.

А что бы сохранить село, образование на селе должно соответствовать  социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу общества,  сельского сообщества, каждой конкретной семьи, конкретного человека.

Социальный заказ родителей школе:

родители хотят видеть в детях: самостоятельно работающую личность, обладающую прочными знаниями, всесторонне развитую, с хорошей эрудицией и вкусом, трудолюбивую, целеустремленную и любознательную, добрую и внимательную, с развитыми творческими способностями. Личность, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств, стремящуюся к постоянному успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"...

Итоги эксперимента (2006-2010 гг.) «Профильное обучение в условиях сельской школы в разновозрастных группах в Опытненской СОШ» (Математика)

Основная цель моей работы, как учителя математики, заключается в создании условий для эффективного  обучения математики (физико-математи-ческий, экономический, информационно-технологический профи...

Творческая работа Тема: «Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в условиях сельской школы»

Организация психологического сопровождения профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях сельской школы...

Статья в сборнике НПК "ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ"

В условиях модернизации образования остро ставится вопрос о ка­честве жизни как новой цивилизационной парадигме. Содержание про­блем качества жизни, которое активно обсуждается на разных уров­нях учён...

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы

Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и  федеральны...

Методическая система эффективного учителя в условиях сельской школы на современном этапе развития образования

Разработка содержит актуальные материалы по преподаванию предмета в условиях прехода на Федеральные государственные стандарты 2010 года...

Статья "Успешность обучения английскому языку в условиях сельской школы"

Школа в сельской местности является не только образовательным учреждением, но и корнем благополучия страны, истоком духовности народа, стабильностью и основой развития общества....