Главные вкладки

    Учебно-методический материал по физкультуре на тему:
    Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы

    Кокорин Петр Григорьевич

    Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и  федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по физической культуре. В ней представлен   вопрос развития двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки, раскрывается сущность и особенности применения  данного метода  в условиях сельской общеобразовательной школы. В качестве учебного пособия данной методической разработкой  могут пользоваться учителя физкультуры общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования и тренеры в детских внешкольных спортивных учреждениях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_krugovaya_trenirovka2.doc514 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки

                                     

    Введение

    В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный статус физической культуры. Перед общеобразовательной школой стоит непростая задача - воспитание гармонически развитой личности. Успешное выполнение школьной комплексной программы по физическому воспитанию сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов обучения, направленных на формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья обучающихся. Модернизация системы физического воспитания в школе требует реализации комплекса мер, именно поэтому приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в общеобразовательных организациях является рациональное использование различных средств и форм физического воспитания для повышения эффективности уроков физической культуры.               

    Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением недельной нагрузки, количества времени на выполнение домашних заданий. Все это приводит к снижению уровня двигательной активности учащихся, что впоследствии негативно сказывается на состоянии здоровья подрастающего поколения (увеличение количества сердечно-сосудистых заболеваний, нарушение осанки, ожирение и др.) 

    Другой острой проблемой школьной физкультуры становится  уменьшение мотивации к занятиям физической культурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физической культурой на уроках и в спортивных секциях, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте у тех, кто не занимается в спортивных секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Падение интереса школьников к физической культуре  можно связать с появлением других, более сильных интересов, например, сети Интернет.

    Таким образом, возникает противоречие между заказом государства –  воспитание  здорового поколения   и  реальным положением дел в школе. Для того, чтобы вырастить здоровое и физически развитое поколение, необходимо на уроках физической культуры и внеклассных занятиях создавать благоприятные условия, стремиться к повышению мотивации ребенка к занятиям физической культурой и спортом через воспитание волевых качеств и формирование двигательных умений и навыков.  Учителю физической культуры следует строить свою работу таким образом, чтобы к моменту окончания школы каждый выпускник мог самостоятельно выбрать вид индивидуальных занятий, необходимые средства для решения поставленных задач, методы работы, грамотно и правильно выполнять физические упражнения, оценивать физическую нагрузку, а главное – имел сформированное представление о здоровом образе жизни и способах сохранения и укрепления собственного здоровья.

    Показатели физической подготовленности обучающихся являются одним из главных критериев физического здоровья, основой любого вида спорта, а развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей является одной из главных задач предмета «Физическая культура» в общеобразовательных  учреждениях.  В настоящее время стало появляться множество научных данных о низком уровне физической подготовленности большой части школьников нашей страны. Совершенствование методических подходов к повышению кондиционных возможностей организма школьников стимулирует поиск новых, более рациональных путей решения данной проблемы.

    Встаёт вопрос выбора наиболее эффективных методов преподавания физической культуры. Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников всегда находится в центре внимания педагогов, и одним из направлений решения этой проблемы является оптимизация содержания уроков физической культуры на основе применения метода круговой тренировки.

    Актуальность выбранной темы «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры  методом круговой тренировки» связана с тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных школах становится менее эффективной в современных социальных условиях и требует незамедлительных мер по обновлению ее структуры и содержания. Актуальность темы возрастает в связи с введением  в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, в рамках которого осуществляется тестирование, позволяющее определить уровень развития двигательных качеств и прикладных двигательных умений и навыков школьников, участвующих в испытаниях.   Предлагаемая методическая разработка создает предпосылки для улучшения уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся, развития устойчивого интереса к урокам физической культуры, успешного овладения необходимыми умениями и навыками, способствует подготовке к выполнению учебных нормативов и тестовых испытаний ВФСК ГТО. 

      Цель методической разработки: создание условий для улучшения физического развития и физической подготовленности обучающихся

    Оздоровительные задачи:

    1.Формировать устойчивую потребность обучающихся в физической культуре и здоровом образе жизни.

    2.Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

    3. Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

    Образовательные задачи:

    1. Способствовать в процессе обучения развитию основных двигательных качеств.

    2.Способствовать созданию условий и их реализации обучающимися для самостоятельного решения двигательных задач.

    3. Обращать внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям.

    Воспитательные задачи:

    1. Способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах.

    2. Создавать условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей.

    3. Учить бережному отношению к инвентарю.

    4.Способствовать созданию условий для проявления положительных эмоций.

                                   


    Основная часть

    Термин “круговая тренировка” имеет два аспекта. Первый - “круговая тренировка” как способ организации урока, позволяющий закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки, второй - как метод развития физических качеств наряду с другими методами: равномерным, повторным, переменным и интервальным.

         Исходя из этого, можно дать определение: круговая тренировка - это наиболее прогрессивная организационно-методическая форма занятий, направленная на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств; это поточное, последовательное выполнение комплекса физических упражнений.  «Круговой» ее называют потому, что упражнения выполняются по кругу, состоящему из нескольких «станций» («станция» - место, на котором выполняется упражнение). В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Строгая регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности.  

    К основным физическим качествам относят силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Дополнительно различают так называемые комплексные качества: силовую или скоростную выносливость, скоростно-силовые качества и другие, однако практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Метод круговой тренировки действительно способствуют всестороннему развитию организма занимающихся, поскольку в работу включаются все основные группы мышц, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, а самое главное, повышается эмоциональный настрой занимающихся. Результат такого построения занятий – высокая их плотность и значительно больший объем выполняемой работы. По преимущественной направленности тренировочного эффекта в круговой тренировке применяют силовые, скоростные, скоростно-силовые упражнения, направленные на развитие быстроты, ловкости, выносливости и гибкости, по характеру мышечного сокращения – в основном динамические.

    1.  Сила

    Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Для воспитания силы на занятиях «круговой тренировки»  используются упражнения с отягощением (набивные мячи, гантели, скамейки), с сопротивлением (амортизаторы, эспандеры). Часто упражнения на развитие силы применяют с малыми отягощениями, так как легко осуществляется контроль над правильностью выполнения упражнения, особенно при занятиях девочек, девушек. При занятиях с юношами 10–11-х классов эффективно подходит работа с отягощениями околопредельного и предельного веса. Но здесь следует отметить, что максимальные усилия можно развивать в течение короткого  промежутка времени.
    Для развития динамической силы на станциях круговой тренировки упражнения должны выполняться в среднем темпе и большим повторением упражнений. Комплексы упражнений составляются так, чтобы попеременно нагружать все главные группы мышц. При этом некоторые упражнения носят характер общего воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц, а третьи специально связаны, например, с определенными задачами урока. Упражнения с небольшими отягощениями, а также с преодолением собственного веса включаются мною  в домашнее задание, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку на уроках. Силовая выносливость развивается при большом количестве повторений на одной станции, например: если число повторений было 15–20 раз за 30 сек., то развивается сила, если же более 20–25 раз – силовая выносливость. Работоспособность при выполнении силовых упражнений  повышаю за счет их рационального распределения на станциях.

    2. Быстрота.

    Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с максимальной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений. В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения относятся к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Это достигается включением в круговую тренировку упражнений с малыми отягощениями. Развитие быстроты в круговой тренировке достигается следующими упражнениями: выполнение упражнений, связанных с большой частотой движений (бег на скорость, челночный бег, ускорения из различных исходных положений), выполнение упражнений с элементами спортивных игр и игрового характера, различных прыжков и т. д. С психологической точки зрения проявление быстроты во многом зависит от мотиваций, которыми руководствуются учащиеся. Поэтому мною применяется соревновательный или игровой метод выполнения упражнения.

    3. Ловкость.

    Ловкость – это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность  в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость -специфическое качество, по-разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может  отличаться высокой степенью ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. В этом заключается одна из основных предпосылок развития ловкости - физические способности человека. Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Чем большим числом двигательных навыков человек владеет, лучше приспосабливаясь к существующим и меняющимся условиям деятельности, тем больше его ловкость.

    Развитие ловкости на станциях круговой тренировки связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь двигательного. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность. На уроках можно выделить три этапа в воспитании ловкости.

    Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное – точность движений.

    Второй этап: пространственная точность и координация движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени.

    Третий этап: упражнения второго этапа, связанные с неожиданно изменяющимися условиями.

    На занятиях круговой тренировки хорошо тренируется вестибулярный аппарат. Упражнения могут быть следующими: прыжки и  ходьба по бревну, гимнастической скамейке, акробатические кувырки и перевороты, упражнения, связанные с подъемами и спадами на гимнастической перекладине и брусьях и т. д. Ловкость – это сложное комплексное качество, поэтому ему надо уделять время на каждом уроке.

    4. Гибкость.

    Гибкость – это способность выполнять упражнения с наибольшей амплитудой. Упражнения на гибкость укрепляют суставы и связки, повышают эластичность мышц, что является важным фактором предупреждения травм. Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды. Систематическая работа над повышением гибкости позвоночного столба ведет к улучшению осанки, что особенно важно сейчас, когда большое количество школьников  имеют нарушения осанки. При развитии гибкости всегда следует помнить, что упражнения с большой амплитудой выполняются после хорошей разминки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений. Упражнения на гибкость могут быть активные и пассивные, т. е. выполняемые самостоятельно или с помощью партнера, отягощения. Активные тоже можно разделить на упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи) и без отягощений. Развитие гибкости невозможно без соответствующего развития силы мышц.

    5. Выносливость.

    Выносливость – это способность человека совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени или способность организма противостоять утомлению. Способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности, в которой участвует большинство мышц двигательного аппарата, характеризует общую выносливость. При воспитании общей выносливости на этапах круговой тренировки постепенно увеличиваю интенсивность физических упражнений. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости. Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности. На станциях круговой тренировки можно воспитывать основные виды специальной выносливости: силовой, статической, скоростной. При развитии силовой выносливости перед учеником ставится задача добиться как можно большего числа повторений на каждой станции. При развитии статической выносливости ставится задача поддержания мышечного напряжения при отсутствии движений, для этого хорошо подходят упражнения в висах, упорах или удержание груза. Наиболее эффективным средством для развития скоростной выносливости является спринтерский бег с постепенным увеличением длины отрезков, а также прыжковые упражнения. Работа над скоростной выносливостью на станциях круговой тренировки тесно связана с развитием быстроты.

    Общая и специальная выносливость в упражнениях на станциях круговой тренировки путем постепенного увеличения времени работы за счет большего количества упражнений, выполняемых на станциях в комплексе, а затем путем увеличения ее интенсивности, повышения скорости.

    Организация круговой тренировки на уроках физкультуры возможна при наличии определённых условий, связанных с местом её проведения, наличием инвентаря, необходимостью предварительной подготовки и ознакомлением учащихся с новой организационной формой. В условиях урока физкультуры круговая форма организации приобретает особое значение, так как позволяет большому числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.  Одним из главных факторов, определяющих успешность применения метода круговой тренировки, является наличие хорошей материально-технической базы для проведения уроков физкультуры.  В нашей школе за последние несколько лет сделано немало: имеется пришкольная площадка с различными гимнастическими снарядами, приобретены в достаточном количестве гимнастические маты, перекладина, брусья разной высоты, различные тренажеры и устройства для развития силовых качеств, эспандеры и тренажер лыжника, штанга, гири, гантели, гимнастические стенки и скамейки, много мячей и разнообразного мелкого инвентаря. Подготовка мест для занятий (установка снарядов, приготовление оборудования и инвентаря), как правило, осуществляется во время перемены самими учащимися вместе с учителем, на это уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока. Другое преимущество: ученикам достаточно один раз “пройтись” по всем снарядам (станциям), чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку.  На уроках также используется наглядное пособие - карточки для работы по станциям. Такие карточки можно комплектовать как по отдельным темам, так и по физическим качествам. Большинство упражнений, включенных в карточки, уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении не возникает затруднений. Но если есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с учащимися. 

    Анализ методов круговой тренировки  и обобщение собственного опыта применения их на практике дает основание выделить непрерывно-поточный метод как наиболее приемлемый для школьного урока. Сущность его заключается в том, что упражнения выполняются в течение 25-30 сек. слитно, одно за другим, в оптимальном темпе, с небольшим интервалом отдыха – до 20-25 сек. Количество обучающихся в нашей школе составляет  в среднем 8-10 человек в классе, поэтому, чаще всего, ученики занимаются по одному реже по 2 человека на каждой станции. Перед началом выполнения учитель определяет каждому ученику или паре, на какой станции они начинают выполнение упражнений и в каком порядке перемещаются от станции к станции. По команде или свистку одновременно все ученики начинают упражняться на всех станциях, по сигналу же объявляется окончание выполнения упражнения, все занимающиеся переходят на другую станцию и принимают исходное положение для следующего упражнения. Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, квадрату или прямоугольнику в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. В комплекс обычно включается 10-15 относительно несложных упражнений (станций). Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно.              Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы каждое можно было выполнить 10-20 раз. Время, планируемое на уроке для проведения круговой тренировки, определяется, исходя из задач урока и колеблется от 10 до 20 мин.  Метод круговой тренировки применяется мной чаще всего в основной части урока, что связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм ещё не устал и готов выполнить работу в большом объёме и оптимальных условиях нагрузки. Стандартная продолжительность работы  и отдыха обеспечивает на уроке порядок и дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий.

    Метод круговой тренировки ставит задачу комплексного развития физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений учащимися и контролем ее воздействия на  системы организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как все учащиеся упражняются одновременно и в то же время самостоятельно. Круговая тренировка по сравнению с другими методами более полно позволяет реализовать образовательную направленность урока в сочетании с высокой моторной плотностью и служит эффективным способом в комплексном развитии физических качеств. Кроме того, включение в соответствующий комплекс разнообразных по своей форме и структуре гимнастических упражнений способствует формированию у школьников интереса к урокам физической культуры.

    Круговая тренировка, как форма организации занимающихся, имеет и большое воспитательное значение: она в исключительно большей мере, чем другие методы, способствует воспитанию самостоятельности и активности. На протяжении всего процесса обучения в школе отношение учащихся к предмету «Физическая культура» остается, как правило, на высоком уровне. Главной же причиной неудовлетворенности уроками у школьников является отсутствие эмоциональности урока и интереса к выполняемым упражнениям, поэтому необходимо так строить урок физической культуры, чтобы на нем было не только полезно, но и интересно. При условии  умеренной нагрузки данный метод привлекает даже слабых учащихся. Никто не заставляет их выполнять больше, чем они в состоянии сделать. Простота упражнений на каждой станции позволяет любому занимающемуся испытать радость успеха при выполнении упражнений. Положительные эмоции, связанные с успехом, возникают также при проведении «максимальных тестов», результаты которых каждый занимающийся отмечает в своей карточке и видит свои достижения при проделанной работе. Это укрепляет веру в свои силы, в первую очередь, у слабых учащихся.

    Принципиально важным является контроль за частотой пульса до и после нагрузки, а также после каждого круга тренировки, поскольку только так можно оценивать способность к нагрузке и восстановлению у занимающихся. Во время выполнения заданий круговой тренировки на станциях величина пульса составляет 140- 170 уд/мин., меньшее же значение ЧСС не вызывает в организме эффективных приспособительных реакций. Снижение частоты пульса в минуту после относительно равной нагрузки является убедительным признаком происшедшего приспособления организма. Систематическое проведение круговой тренировки обеспечивает постоянное возрастание объема и интенсивности нагрузки.

    Попеременная нагрузка на главные мышцы также является признаком систематичности упражнений. Функциональные возможности организма занимающихся повышаются, если каждая последующая работа выполняется в фазе восстановления, а также повышается уровень нагрузок. Вначале все упражнения можно проводить с одинаковой нагрузкой, в результате у занимающихся со временем возникает подлинная устойчивая потребность в упражнении.

    1. Уроки гимнастики.

    Гимнастика как раздел программы при всем многообразии и избирательном воздействии специальных физических упражнений способствует равномерному развитию мускулатуры, формированию правильной осанки. Именно на уроках гимнастики наиболее существенно заметна взаимосвязь между физическими качествами и двигательными навыками. Круговая тренировка на уроках гимнастики, где много времени уходит на обучение новым элементам и комбинациям, является той необходимой формой, которая позволяет эффективно сочетать два процесса – воспитание физических качеств и обучение навыкам и умениям в сжатый промежуток времени. В комплексы круговой тренировки по разделу «Гимнастика»  я подбираю упражнения, направленные на преимущественное развитие мышц плечевого пояса, рук, живота, спины, увеличение подвижности суставов, различные виды прыжков со скакалкой, а также на тренировку вестибулярного аппарата. Количество упражнений в комплексе зависит от преимущественного  развития того или иного двигательного качества на уроке и составляет обычно от 10 до 15 станций. Подбирая комплексы, учитываю, что следует идти от простого к сложному, чередовать активный отдых одних мышечных групп с отдыхом других. В некоторых случаях для слабых учеников подтягивание заменяю сгибанием и разгибанием рук в упоре лежа на возвышенной опоре (скамейке, бревне, навесной низкой перекладине). После сложных и тяжёлых упражнений идут более лёгкие, постепенно увеличивается число станций с упражнениями на силу. Особенностью гимнастической программы является то, что в ней большинство упражнений в динамических и статических  висах и упорах требуют проявления определенных волевых усилий.

    Примерные комплексы круговой тренировки на уроках гимнастики:

    Комплекс №1(с преимущественным развитием силы)

    1. Подтягивание и подъем переворотом на перекладине.

    2. Прыжки через гимнастическую скамейку на двух ногах боком

    3. И.п.- лежа на спине на гимнастическом мате, ноги согнуты в коленях, голени параллельно полу, баскетбольный мяч перед грудью. Поднимание туловища с касанием мячом ступней.

    4. Стоя сгибание и разгибание рук вперед с различным отягощением.

    5. Лежа на скамейке поднимание и опускание рук с различным отягощением.

    6. Лежа на спине на скамье для пресса поднимание туловища с различными положениями рук или с отягощением.

    7. Прыжки со скакалкой.

    8. Вис на согнутых руках на перекладине (держать).

    9. Лежа на спине на гимнастическом мате (коврике) поднимание туловища с различными исходными положениями рук или с отягощением.

    10. Стоя между 2 гимнастических скамеек прыжки на скамейку и обратно.

    11. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа,  руки на концах гимнастических скамеек.

    12. Стоя поднимание рук в стороны с отягощением.

    13. Поднимание прямых ног в упоре на брусьях

                                            Комплекс №2

    1. Вис на согнутых руках на гимнастической перекладине (держать)

    2. Передвижение в упоре на  параллельных брусьях.

    3. В висе на перекладине размахивание изгибами.

    4.  Приседание на одной ноге, другая вперед (пистолет).

    5. Из упора присев на гимнастическом мате кувырок вперед и назад в группировке.

    6. Прыжки через скакалку с вращением вперед.

    7. В висе  на перекладине  или на гимнастической стенке сгибание ног и подтягивание коленей к груди.

    8. Опорные прыжки, соответствующие программному материалу.

    9. Передвижение по  гимнастической скамейке или бревну с различными  и.п. рук (на носках, в полуприседе, в приседе), сохраняя равновесие,  и  соскок прогнувшись.

    10. Лежа на гимнастической скамейке на животе и держась руками за край скамейки, передвижение вперед, одновременно подтягиваясь руками.

    11. Висы согнувшись и прогнувшись на низкой гимнастической перекладине.

    12. И.п.- лежа на бедрах вниз лицом поперек гимнастической скамейки держать прямое положение туловища с различными исходными положениями рук.

    13. Передвижение в висе на гимнастической перекладине или верхней жерди разновысоких брусьев лицом вперед, поочередно перехватываясь руками.

    14. Сгибание и разгибание  рук  в упоре лежа (на полу, гимнастической скамейке или возвышенной опоре).

    15. Сидя на гимнастическом мате (коврике) удержание прямого положения туловища под углом 30-60* от пола с различными исходными положениями рук.

    Комплекс №3

    1. Лежа на спине на гимнастическом мате (коврике) держать ноги под углом 30* от пола.

    2. «Мост»  из положения лежа (держать)

    3. Лежа на спине на гимнастическом мате (коврике), руки за головой, поднимание туловища с поворотом вправо и влево и касанием локтем колена разноименной ноги снаружи.

    4. Сед углом на гимнастическом мате, руки в стороны (держать).

    5. Прыжки со скакалкой с вращением скакалки вперед.

    6. В висе на гимнастической перекладине поднимание прямых ног до касания перекладины.

    7. Лазанье вверх по гимнастической  стенке, спуститься вниз без помощи ног.

    8. Стоя лицом к гимнастической стенке, наклоны вперед с захватом рук сзади за рейку и переход в вис прогнувшись.

    9. Сидя на гимнастическом коне, опуститься вниз и подняться с другой стороны снаряда, не касаясь руками и ногами пола.

    10. Сед углом на гимнастическом мате, руки в стороны (держать)

    11. И.п. – скамейка между ног. В темпе прыжок на скамейку и обратно.

    12. Лежа на гимнастической скамейке поперек, ноги закреплены, удерживать горизонтальное положение туловища с различными положениями рук.

    13. Передвижение по узкой части гимнастической скамейки на носках, руки в стороны.

    14. Сидя на гимнастическом мате, взяться руками за ступню и стараться поставить ногу за голову.

    15. Из упора присев переход в горизонтальное равновесие (ласточка) поочередно на правой (левой).

    2. Уроки баскетбола

    Содержание круговой тренировки на  уроках баскетбола составляют в основном игровые станции. В течение задания учащиеся в определённой последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств. Упражнения на уроках баскетбола преимущественно направлены на развитие быстроты, координационных и скоростно-силовых способностей. В процессе занятий  происходит не только развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приёмов игры. Предполагаемые упражнения подбираю так, чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группы мышц и было рассчитано на развитие определённых физических качеств. Для совершенствования технических приёмов использую комплексные упражнения, состоящие из предварительно хорошо изученных игровых элементов.

    Примерные комплексы круговой тренировки на уроках по                    баскетболу:

    Комплекс №1

    1. Прыжки  с доставанием сетки, нижнего края щита и кольца с 3-4 шагов разбега.

    2. Стоя, ноги на ширине плеч, вращение мяча вокруг туловища.

    3. И.п. – упор лежа. Переход прыжком в упор присев и обратно.

    4. Ведение мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем мяча и без него.

    5. Ведение мяча с различной высотой отскока на месте и с небольшим перемещением со зрительным контролем мяча и без него.

     6. Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.

    7. Ведение двух мячей одновременно  правой и левой рукой на отрезки до 20 м.

    8. Передвижение «гусиным» шагом в приседе вперед или по кругу.

    9. Бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением двух шагов.

    10. Передача двумя руками от груди в стену с максимальной скоростью. 

    11. Стоя лицом к скамейке, прыжок на скамейку и спрыгивание с нее вперед с последующим поворотом на 180°.

    12. Ведение на месте 2 мячей со сменой мячей.

                                           Комплекс №2        

    1. Прыжки в шаге с ноги на ногу  на отрезках прямой  от 10 до 15м.

    2. Вращение мяча восьмеркой между ног.

    3. Тройной прыжок с места.

    4. Ведение баскетбольного мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем за мячом и без него.

    5. Передача поочередно двух мячей двумя руками от груди в стену и ловлей мяча после отскока от пола.

    6. Прыжки со скакалкой с вращением скакалки вперед (назад).

    7. Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.
    8. Перебрасывание мяча двумя руками из-за спины и ловля двумя руками перед собой.

    9. Передача поочередно двух мячей двумя руками от груди в стену и ведением мяча после ловли.

    10. Бросок мяча по кольцу в движении после удара мяча о пол с выполнением двух прыжковых шагов.

    11. Лежа на животе, теннисный мяч в правой руке, поочередное подбрасывание и ловля теннисного мяча (жонглирование).

    12. Ведение мяча на месте между ног по восьмерке с переводом  из одной руки в другую.

    3. Уроки легкой атлетики

    В специальные  комплексы круговой тренировки по лёгкой атлетике включаю упражнения, способствующие развитию физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости и скоростно-силовых качеств. При составлении комплексов их направленность определяется показателями учащихся при сдаче контрольных нормативов, и здесь преимущественное положение занимают упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Широкое применение при этом находят упражнения в прыжках со скакалкой, а также с гимнастическими скамейками. Рационально  расставляя скамейки и меняя расположение занимающихся относительно скамеек или незначительно передвинув скамейки, можно быстро переходить от упражнений, выполняемых стоя, к упражнениям сидя и лежа. Упражнения со скамейками способствуют организованности и в то же время достаточно эмоциональны. Разнообразие исходных положений у гимнастической стенки дает возможность направленно влиять на развитие конкретных мышечных групп. Эти упражнения чрезвычайно полезны для общего физического развития и  имеют эффективное корригирующее воздействие.

    Примерные комплексы упражнений для круговой тренировки на уроках по легкой атлетике:

    Комплекс №1 (пришкольная площадка)

    1. Из упора стоя на буме  опорные прыжки через бум.

    2. Бег с высоким подниманием бедра на отрезке до 30м с максимальной скоростью.

    3. Прыжки со скакалкой.

    4. В упоре лежа сгибание и разгибание рук.

    5. Бег с захлестыванием голени на отрезках до 20-30 м.

    6. Прыжки вверх из положения глубокого приседа.

    7. Прыжки на одной ноге боком через гимнастическую скамейку с продвижением вперед.

    8. Стоя лицом к гимнастической скамейке, ногу согнутую на скамейку. Прыжки вверх со сменой положения ног.

    9. Прыжки в шаге с ноги на ногу (многоскоки) на отрезке до 20-30 м.

    10. С 3-4 шагов разбега прыжки вверх с доставанием сетки или нижнего края баскетбольного щита.

    11. Сидя в положении барьерного шага, наклоны вперед, стараясь одноименной рукой тянуться как можно дальше за носок выпрямленной ноги.


    Комплекс №2 (спортивный зал)

    1. Прыжки боком на двух ногах через гимнастическую скамейку с продвижением вперед.

    2. Челночный бег 5х10 м.

    3.Стоя скамейка между ног в темпе прыжки на скамейку и обратно на месте или с продвижением вперед.

    4. Поднимание прямых ног  в висе на гимнастической стенке.

    5. Стоя лицом к скамейке в темпе прыжки на скамейку и обратно.

    6. Бег на месте с высоким подниманием бедра в максимальном темпе.

    7. Поднимание туловища из положения лежа на спине.

    8. Прыжки со скакалкой

    9. Тройной прыжок с  места.

    10. Приседание на одной ноге (пистолет)

    11. Стоя в выпаде на рейке гимнастической стенки и держась на уровне пояса, глубоко приседать, не отрывая коленей от рейки.

    4. Уроки лыжной подготовки

    Климатические условия Архангельской области создают уникальные возможности для занятий лыжным спортом, что предполагает его широкое использование в системе физического воспитания школьников, поэтому  в нашей школе на уроки лыжной подготовки по программе отводится 39 часов (35 % от всего количества часов).  В неблагоприятную погоду  (низкая температура или сильный ветер) уроки лыжной подготовки не заменяются другим разделом школьной программы по физической культуре, а переносятся в спортивный зал,  где можно работать как над техникой лыжных ходов, так  и развитием специальных физических качеств, применимым к лыжным гонкам.

    Воспитание силы является основой для развития быстроты и выносливости. Для развития силы нужны значительные напряжения мышц,  поскольку при малых напряжениях сила не растет.  Многолетний опыт применения метода круговой тренировки на уроках лыжной подготовки  подтверждает его эффективность. Наиболее часто я применяю следующие виды упражнений для развития силы.

    1. Упражнения с преодолением веса собственного тела (подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание ног в положении лежа или в висе не гимнастической стенке и, наоборот,  поднимание туловища в положении лежа, ноги закреплены.

    2. Упражнения с внешним сопротивлением (поднимание и переноска тяжестей, преодоление сопротивления партнера. Упражнения с сопротивлением упругих предметов в различных положениях, упражнения на тренажерах и эспандерами.

    Величина отягощений, количество повторений, интервалы отдыха и сочетание упражнений подбираются в зависимости от пола, возраста, физической подготовленности учащихся. В старших классах требования и объем материала на развитие физических качеств значительно возрастают и уроки по лыжной подготовке приближаются к спортивным тренировкам.

    Для развития скоростно-силовых качеств применяются различные прыжковые упражнения: прыжки с места на одной и двух ногах из различных исходных положений в разных направлениях (вверх, вперед, напрыгивание на возвышенную опору или через препятствия). Данные прыжковые упражнения можно выполнять и с отягощением. Для развития скоростно-силовых качеств целесообразно некоторые прыжковые упражнения выполнять с максимальной скоростью на время (например, прыжки на двух ногах на отрезке 10-20 м или прыжки со скакалкой). Для развития же скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса применяются разнообразные упражнения с внешними отягощениями (набивными мячами, гантелями, ядрами, гирями). Величина отягощений  в различных упражнениях и для разных групп мышц меняется от малой (13-15 повторений) до средней (20-25 повторений), но никогда не бывает большой или предельной.

     Примерные комплексы упражнений для «круговой тренировки» на уроках по лыжной подготовке:

                                                Комплекс №1

    1.Подтягивание из виса на перекладине.

    2.Прыжки через гимнастическую скамейку на двух ногах боком

    3. И.п.- лежа на спине на гимнастическом мате, ноги согнуты в коленях, голени параллельно полу, баскетбольный мяч перед грудью. Поднимание туловища с касанием мячом ступней.

    4.Имитация техники одновременного хода с эспандером лыжника.

    5.Лежа на скамейке поднимание и опускание рук с различным отягощением.

    6. Имитация техники попеременного двухшажного хода на тренажере лыжника.

    7. Прыжки со скакалкой.

    8. Вис на согнутых руках на перекладине (держать).

    9. Лежа на спине на гимнастическом мате (коврике) поднимание туловища с различными исходными положениями рук или с отягощением.

    10. Приседание на одной ноге с прямой другой (пистолет)

    11. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа,  руки на концах гимнастических скамеек.

    12.Имитация техники одновременного бесшажного хода с эспандером лыжника.

    13. Поднимание прямых ног в висе на гимнастической перекладине.

                                        Комплекс №2

    1. Подъем переворотом в упор на низкой перекладине.

    2. Стоя скамейка между ног прыжки двумя на гимнастическую скамейку и обратно.

    3. И.п.- лежа на спине на гимнастическом мате, ноги согнуты в коленях, голени параллельно полу, баскетбольный мяч перед грудью. Поднимание туловища с касанием мячом ступней.

    4. Упор лежа на предплечьях (держать прямое положение туловища).

    5. Имитация техники одновременного  одношажного  хода на тренажере лыжника

    6. Лежа на спине на скамье для пресса поднимание туловища с различными положениями рук или с отягощением.

    7. Прыжки со скакалкой.

    8. Имитация техники попеременного двухшажного хода с эспандером лыжника.

    9. Лежа на спине на гимнастическом мате (коврике) поднимание туловища с различными исходными положениями рук или с отягощением.

    10. Стоя между 2 гимнастических скамеек прыжки на скамейку и обратно.

    11. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа,  руки на концах гимнастических скамеек.

    12. Стоя в наклоне, ноги шире плеч разведение  рук в стороны с отягощением.

    13. Передвижение в упоре на параллельных брусьях.


    Заключение

    Применение метода круговой тренировки имеет            следующие неоспоримые преимущества: 

    1.Обеспечивается оптимальный уровень нагрузки, адекватный физическому состоянию каждого учащегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности.

    2. Позволяет избежать монотонности урока. Быстрая смена физических упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления.

    3. В урок включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест занятия.

    4. Воспитывается устойчивый интерес учащихся к уроку физической культуры, желание увлеченно заниматься физическими упражнениями не только на уроках физкультуры, но и во внеурочное время, а также вести здоровый образ жизни. 

    5. Значительно повышается двигательная активность учащихся.

    6. Создает условия для самостоятельной работы учащихся и ситуации успеха, дает возможность проявить себя.

    7. Этот метод позволяет учащимся регулярно проверять свои физические возможности.

    8. Наличие соревновательного элемента заставляет ребят концентрировать свои усилия и внимание на выполнении упражнений.

    9. Данный метод позволяет регулярно поощрять не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших добиться улучшения своих результатов.

    Использование  метода круговой тренировки, благодаря  достижению высокой моторной плотности урока, способствует не только совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, но и повышает их устойчивость. На протяжении многих лет своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств. Приведенные выше положительные стороны круговой тренировки позволяют рекомендовать ее как для уроков физкультуры, так и занятий в спортивных секциях. 

    Новизна представленного мной опыта состоит в том, что:

     1. На основе длительного использования  и результатов проведенного эксперимента обоснована эффективность применения метода круговой тренировки с целью оптимизации содержания учебного процесса и его положительного воздействия на уровень развития физических качеств  занимающихся

    2. Разработаны и находят применение комплексы круговой тренировки с учетом возрастных особенностей обучающихся применительно к условиям сельской общеобразовательной школы

    3. созданы карточки с комплексами упражнений по различным разделам программы

    4.  для реализации данной методической разработки  используется разнообразный спортивный инвентарь и нестандартное оборудование,  как в спортивном зале, так и на пришкольной спортивной площадке.

    Для изучения функциональных возможностей учащихся, уровня физической подготовленности, состояния здоровья необходимо проводить тестирование. Тестирование позволяет выявить реальный уровень развития учащегося и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития. Проверка уровня физической подготовленности обучающихся осуществляется 2 раза в год (в сентябре и в мае), а также по итогам «Президентских состязаний», которые ежегодно проводятся  в нашей школе в апреле в рамках традиционной «Недели здоровья и спорта». Результаты диагностики фиксируются в специальном журнале и являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития учащихся и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.

             Результативность применения метода круговой тренировки

    1. Преимущества кругового метода тренировки были подтверждены в ходе опытно-экспериментальной работы «Влияние мотивации на повышение уровня физической подготовленности обучающихся 10-11 классов МБОУ «Кушкопальская СШ №4» на основе результативности Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания», проведенной в 2012-2015 г.г. (Таблица №1-2, Диаграммы 1-5)

                         

    Таблица №1          

                              Уровень физической подготовленности

    Девушки

     

    2012-13 уч.г.
    10 класс

    2013-14 уч.г.
    10 класс

    2013-14 уч.г.
    11 класс

    2014- 15 уч.г.
    11 класс

    Прыжки в длину с места, см

    156,5

    163,3

    170,5

    181

    Поднимание туловища (30 сек), кол-во раз

    20,7

    22,5

    21,7

    29

    Челночный бег 3*10 м, сек

    10,1

    8,81

    9,55

    8,54

    Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

    2,2

    8,6

    5,7

    10,14

    Наклон туловища, см

    9

    9,5

    8

    15

    Юноши

    2012 -13 уч.г.
    10 класс

    2013 - 14 уч.г.
    10 класс

    2013 - 14 уч.г.
    11 класс

    2014 - 15 уч.г.
    11 класс

    Прыжки в длину с места, см

    2,05

    2,18

    2,24

    2,25

    Поднимание туловища (30 сек), кол-во раз

    28,8

    27,5

    28,8

    30,5

    Челночный бег 3*10 м, сек

    8,6

    7,9

    8,1

    7,75

    Подтягивание, кол-во раз

    11,8

    9,3

    11,4

    12,5

    Наклон туловища, см

    2,1

    2,0

    4,8

    9,0


        Диаграмма №1                      

    Прыжки в длину с места


      Диаграмма №2             

    Поднимание туловища из положения лежа на спине

       Диаграмма №3                                       

    Челночный бег 3х10 м


    Диаграмма №4

    Подтягивание (юноши); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки)

    Диаграмма №5                             

    Наклон вперед из положения сидя

     

       Таблица №2                                         

    Результаты

    тестирования уровня физической подготовленности

               

    Учебный год

    Уровень физической подготовленности (%)

    высокий

    средний

    низкий

    2012/13

    31

    41

    28

    2013/14

    33

    44

    23

    2014/15

    37

    51

    12

    Из таблицы виден рост уровня физической подготовленности учащихся школы за последние 3 года. Снизилось количество учащихся с низким уровнем подготовленности и повысилось количество учащихся со  средним и высоким уровнем.

     2. Полученные материалы диагностики уровня и динамики физической подготовленности подтверждаются и результатами пробного тестирования учениками 11 класса (2015 г.) нормативов «Всеросссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО», в ходе которого 4 человека выполнили нормы на золотой значок и 2 человека - на серебряный значок.

    3. Повысилось качество знаний по предмету физическая культура, успеваемость в течение 3 последних лет составляет 100%

     Таблица №3                                 

                       Успеваемость и качество знаний по предмету

    Учебный год

    Успеваемость

    %

    Качество

    %

    2012/13

    100%

    76,0%

    2013/14

    100%

    81,7

    2014/15

    100%

    100%

    Из таблицы видно повышение качества знаний с 76% в 2012-13 уч. году до 100% в 2014-15 учебном году.

    4. За последние  3 года мои ученики не раз становились победителями и призерами муниципального и регионального этапов олимпиады по физической культуре.

    5. В 2015 г. команда юношей школы стала призером регионального этапа Школьной баскетбольной лиги «KES-basket», а команда лыжников - призером регионального этапа Всероссийских соревнований на приз газеты «Пионерская правда».

    6. В 2014 г. ученик 11 класса Чемакин Игорь стал чемпионом области по легкой атлетике в прыжках в длину среди юношей, а Григорьев Максим – призером этих соревнований.

    7. В 2016 г. два ученика выполнили первый спортивный разряд по лыжным гонкам.

    Проведённый анализ результатов педагогической деятельности позволяет сделать вывод об эффективности выбранного мною метода.

    Литература

    1. Антонова  Е.В. Круговая тренировка в V-VIII классах//Физическая культура в школе.-  2009.-№3.- С. 27-29

    2. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней                                                   школы. / Ю.А.Барышников, Г.П.Богданов, Б.Д.Ионов. – М.: Просвещение,              1985 г. – 205 с.  

    3. Богданов Г.П. Лыжный спорт в школе. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1975              

     4. Горбачев М.С.Гимнастические упражнения в парах по методу      круговой тренировки: 10-11 классы// Физическая культура в школе-2008-№7-С.9-11. 

    5. Гуревич И. А. 1500 упражнений для круговой тренировки/ И. А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 1976. – 304 с.

    6. Дикая Г.С. Развитие физических качеств методом круговой тренировки на уроках физической культуры гимназии №48 //Здоровьесберегающее образование.-2012.-№7.-С. 29-32

    7. Здоровье – в школы! Сборник статей по материалам IV Международного конгресса учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни.- Петрозаводск, 2014

    8. Комарова Т. Метод или форма? [Электронный ресурс]: На уроке - круговая тренировка //Спорт в школе.: Первое сентября.-2014- №7-8. С.35-37.-Прил.: Комплексы упражнений.

    9. Левинтов В.Я. Комплексная подготовка круговым методом.//Физическая культура в школе-2006-№2.-С.30-31.

    10. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Физическая культура: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2001.-155 с.: ил.

    11. Машковцев А. Чему и как учить в ХХI веке?//Спорт в школе: прил. к газ. «Первое сентября».-2010.-1-15 сент.(№17).С.42-48

    12. Палыга В.Д. Гимнастика: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов по спец. №2114 «Физ. воспитание».-  М.:- Просвещение, 1982.-288 с., ил.

    13. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 448 с.

    14. Шарков С. Метод круговой тренировки //Учитель.-2010.-№3-С.64-65.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств на уроках физической культуры.

    Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся.Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентраци...

    Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры

    В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...

    Дифференцированный подход к физкультурному образованию.Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры и во внеурочное время.

    Дается понятие о дифференцированном подходе к учащимся и о его актуальности. Выделяются аспекты дифференцированного подхода на уроках физической культуры.Дается информация о системе приемов организаци...

    Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

    Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в шко...

    Статья на тему " Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры"

       Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А....

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»

    Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...