Статья на тему " Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры"
статья по физкультуре на тему

Вильданов Индус Мансурович

     Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.

Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А.Ашмарин: «Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят силу, выносливость, быстроту и на приобретенных в начальной школе двигательных умениях и навыках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.i.m._razvitie_dvigat._kachestv.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Нижне- Наратбашская основная общеобразовательная школа

Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Выступление на тему:

« Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»

                                                                               Выполнил учитель физической культуры

                                                                               1 квалификационной категории

                                                                                Вильданов Индус Мансурович

                                                                  2015 г

     Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.

Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А.Ашмарин: «Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят силу, выносливость, быстроту и на приобретенных в начальной школе двигательных умениях и навыках.

         В настоящее время основным направлением оптимизации процесса физической подготовки учащихся в школе остается совершенствование методов развития двигательных качеств, привитие учащимися навыков и любви к физическим упражнениям, нагрузкам.

         Однако эффективность усилий учителя в повышении физической подготовленности каждого ученика во многом зависит от умения управлять учебным процессом, комплексно воздействуя на развитие основных двигательных качеств.

         Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных способностей у школьников является сочетание всесторонности и дифференцированности воздействий на организм, а также адекватность нагрузки индивидуальным особенностям и возрастно-половым возможностям младших, средних и старших школьников.

      Развитие физических качеств всегда рассматривается отдельно, сам же процесс развития двигательных качеств это один из элементов единого процесса физического образования, цель которого научить управлять собственными двигательными действиями. И очень важно, чтобы двигательные качества развивались своевременно и, главное, гармонично.

        На уроках физической культуры основное управлять учебным процессом, комплексно воздействуя на развитие основных двигательных качеств.

         Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных способностей у школьников является сочетание всесторонности и дифференцированности воздействий на организм, а также адекватность нагрузки индивидуальным особенностям и возрастно-половым возможностям младших, средних и старших школьников.

          Развитие физических качеств всегда рассматривается отдельно, сам же процесс развития двигательных качеств это один из элементов единого процесса физического образования, цель которого научить управлять собственными двигательными действиями. И очень важно, чтобы двигательные качества развивались своевременно и, главное, гармонично.

        На уроках физической культуры основное внимание уделяется по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, скоростной выносливости, гибкости) и координационных (быстроты построения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей.

        Не только не оправдано, но и вредно наращивать силу в ущерб, например, быстроте, ловкости, выносливости, но и одна выносливость не сделает человека гармонически развитым. Физические качества не могут быть направлены вне каких- либо конкретных действий. Это не абстрактные и не отвлеченные понятия. При выполнении двигательных действий всегда проявляется не одно, а комплекс качеств, поэтому разделение на отдельные двигательные качества условно. И мы знаем, что есть такие понятия как комплексное воспитание физических качеств: скоростно-силовые качества, силовая выносливость, скоростная выносливость

скоростнo-силовая выносливость, взрывная сила и т.д. И это основные качества, которые мы развиваем на уроках.

        Методика развития двигательных качеств и использование средств и методов по этапам, годам или четвертям обучения предусматривает определенную последовательность, связанную с условиями занятий и особенностями возрастного развития организма школьников.

         На уроках также используется наглядное пособие - карточки, карточки для работы по станциям. Большинство упражнений, включенных в карточки, уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с обучающимися

Один из методов РДК является метод «круговая тренировка».

       Методической основой «круговой тренировки» является многократное выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств.

      На таких занятиях появляется реальная возможность использования максимального количества разнообразного инвентаря и оборудования. Упражнения комплексов круговой тренировки хорошо увязываются с материалом уроков, способствуют общему физическому развитию.

         Круговая тренировка, как интегральная форма физической подготовки, приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, ввырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Существенным является и то, что круговая тренировка обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяет предельно эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку

      Одна из важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Правильное распределение станций позволяет специально подобранными упражнениями целенаправленно развивать физические качества и закреплять полученные на уроках умения и навыки. Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке (установленное число раз), с измерением пульса и построение графика. Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других, что для выполнения упражнений целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем так, чтобы не передвигать их далеко.

         Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

Комплекс упражнений для уроков по баскетболу

1.Переходить через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в основную стойку.

2.Ведение баскетбольного мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем за мячом и без него.

3.Из высокого старта челночный бег с ведением мяча.

4.Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.

5.Бросок мяча по кольцу в прыжке после удара мяча о пол с выполнением двух прыжковых шагов.

6.Передача двумя руками баскетбольного мяча от груди в стенку и ловля после отскока.

7.Прыжки через гимнастическую скамейку "змейкой" с последующим повторением задания.

8.Стоя на месте, вращать гимнастический обруч на поясе.

9.Прыжки на месте через скакалку, вращая ее вперед.

Комплекс упражнений для уроков по волейболу

1.Из низкого приседа прыжки с продвижением вперед.

2.Верхняя передача волейбольного мяча двумя

2.Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками над собой, на месте

3.Из основной стойки, не отрывая ног и не сгибая коленей, через упор согнувшись переходить в упор лежа с последующим возвращением в исходное положение.

4.Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками в стенку на высоте 2-3м.

5.Темповые прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180* и повторением упражнения.

6.Нижняя передача волейбольного мяча двумя руками от стенки на уровне головы.

7.Стоя в 1м от стенки, переход в упор на пальцах о стенку с последующим отталкванием и переходом в исходное положение.

8.Партнеры лежат на спине (первый держит за ноги второго). Одновременные наклоны и выпрямление туловища первым партнером, сгибание и разгибание ног вторым.

     9.Прыжки "змейкой" через гимнастическую скамейку с повторением задания.

         Содержание круговой тренировки на уроках составляют и игровые станции. В течение урока учащиеся в определенной последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств.

Игра «Змейка»

Описание игры

     Класс делится на группы, каждой группе дается кубик с цифрами на гране от 1-6. Один человек из команды бросает кубик, какое число выпало столько ходов фишкой    делает по змейки. Цифра - это какое задание нужно выполнять и сколько раз. Выигрывает группа которая первая прошла всю змею

           

РДК с  упражнениями      баскетбола

(по 4 человека в группе)

1-6   штрафной бросок (на 4чел)

7-15  отжимание

16-25 ведение мяча  в движении

26-33 степ тест

34-40передача мяча в парах(на 4чел) в стену (на 4чел)

75-82 сидя, упражнение «велосипед» (на 4чел)

83-88 ведение мяча на месте (на 4чел)

89-94 прыжки через скакалку

85-100 передача мяча по квадрату (на 4чел)

       В последние годы РДК метод круговой тренировке в связи с её эффективностью уделяется большое внимание специалистами в области физической культуры и спорта. Эффективность заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям. Ученикам достаточно один раз "пройтись" по всем станциям, чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку.

       Применение круговой тренировки для РДК позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств на уроках физической культуры.

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся.Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентраци...

Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры

В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...

Дифференцированный подход к физкультурному образованию.Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Дается понятие о дифференцированном подходе к учащимся и о его актуальности. Выделяются аспекты дифференцированного подхода на уроках физической культуры.Дается информация о системе приемов организаци...

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в шко...

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы

Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и  федеральны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»

Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание условий для улучшения физического развития и сохранения и укрепления здоровья учащихся, совершенствуя и развивая физические качества посредствам выполнения физических упражнений....