Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре (7 класс) на тему

Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в школе. Каждому возрасту свойствен определенный качественно- количественный уровень развития двигательных качеств. Имеются и четко выраженные половые различия. Учитель физической культуры должен ясно представлять закономерности формирования двигательных качеств у школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

 Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в школе. Каждому возрасту свойствен определенный качественно- количественный уровень развития двигательных качеств. Имеются и четко выраженные половые различия. Учитель физической культуры должен ясно представлять закономерности формирования двигательных качеств у школьников.

Развитие ловкости. По структуре, объему корковых полей двигательного анализатора, способности зрительного анализатора мозговая деятельность детей 10-13 лет приближается к аналогичным показателям взрослых, а подвижность нервно- мышечного аппарата достигает нормы взрослых. Это создает благоприятные условия для развития ловкости- умения быстро обучаться новым движениям, находить правильные решения в необычных (экстремальных) условиях двигательной деятельности. Ловкость следует развивать двумя путями. Во - первых, путем интегрального воздействия всех разучиваемых упражнений, входящих в школьную программу. Больше всего их в гимнастике. Но такие упражнения, как, например, попеременный четырехшажный ход на лыжах, также в немалой степени требуют координации движений. Вообще каждый вид упражнений имеет особый характер воздействия на развитие ловкости. Так гимнастические упражнения в большей мере способствуют развитию пространственно- силовых параметров движений; передвижение на лыжах – развитию равновесия, устойчивости; игры - развитию ориентирования в меняющихся условиях. В процессе обучения школьников рекомендуется чаще усложнять движения. Развитию ловкости способствует также выполнение разных движений из необычных положений, например прыжка в длину с места, стоя боком или спиной к направлению движения. В комплекс общеразвивающих упражнений, выполняемых на каждом уроке, желательно всегда включать акробатические упражнения. В каждом уроке хотя бы несколько минут следует посвящать подвижной игре. Второй путь развития ловкости- избирательного (дифференцировочного) воздействия. Развитие ловкости в большей степени связано с совершенствованием чувства времени и пространства, а также мышечных напряжений. Упражнения для развития ловкости должны строиться на врожденных рефлексах, которые способствуют принятию правильных положений тела( шейно- тонических и лабиринтных , возникающих при наклонах и поворотах головы), установочных – обеспечивающих сохранение позы при отклонениях от обычного положения ( участвуют вестибулярный и зрительный анализаторы, проприорецепторы мышц, кожные рецепторы), статокинетических , возникающих при вращательных движениях и вызывающих изменения положения головы и глаз, рефлексов вращения, лифтных, сгибательных, отталкивания, ритмических. Применяются разного рода упражнения, главная задача которых – точность конечного положения,: воспроизведение поз, показываемых учителем, прыжки из разных положений с приземлением в определенную точку, расстояние до которой меняется, с принятием определенной позы. Параллельно развивают способность учащихся согласовывать движения - координацию. Они изучаются в порядке нарастающей сложности:

 1.Циклические движения с перекрестной координацией типа разных видов ходьбы и бега.

2. Одновременно- однонаправленные движения рук, например обе руки вперед, вправо, вверх, вперед, влево.

3. Одновременно- разнонаправленные движения рук, например правая вперед, левая назад, затем наоборот.

 4. Поочередно одно- и разнонаправленные движения рук, например левая рука в сторону , затем правая в сторону, левая вверх, правая вверх, левая в сторону, правая в сторону, левая вниз, правая вниз. Или поочередно правая и левая на пояс, к плечу, вверх, в сторону, к плечу, на пояс, вниз.

 5.Разнонаправленные вращательные движения, например из положения руки вверх круговые движения – правая вперед , левая назад( должны сходиться вверху и внизу).

6.Зеркальные движения. Учитель становиться лицом к ученикам и показывает различные исходные положения. Ученики копируют его движения как в зеркале: если учитель поднял правую руку, они поднимают левую, и наоборот.

 Эти упражнения требуют не только координированности, но и внимания. Для повышения внимательности учащихся полезно и такое упражнение: заранее обусловливается, какое движение ученики не должны повторять за учителем, а обязаны пропустить. Когда будет проделана вся серия движений, каждый объявляет, сколько он допустил ошибок. Одним из проявлений ловкости является способность сохранять равновесие в позах и во время движений. Упражнения на ловкость проделываются в начале основной части урока, когда под влиянием вводной части повышено внимание, мышцы достаточно подготовлены и силы еще свежи. Пространственную, временную и силовую точность и координацию движений рекомендуется развивать комплексно. Комплексы следует усложнять постепенно, одновременно добиваясь также более быстрого исполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств на уроках физической культуры.

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся.Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентраци...

Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры

В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...

Дифференцированный подход к физкультурному образованию.Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Дается понятие о дифференцированном подходе к учащимся и о его актуальности. Выделяются аспекты дифференцированного подхода на уроках физической культуры.Дается информация о системе приемов организаци...

Статья на тему " Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры"

   Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А....

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы

Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и  федеральны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»

Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание условий для улучшения физического развития и сохранения и укрепления здоровья учащихся, совершенствуя и развивая физические качества посредствам выполнения физических упражнений....