Итоги эксперимента (2006-2010 гг.) «Профильное обучение в условиях сельской школы в разновозрастных группах в Опытненской СОШ» (Математика)
опыты и эксперименты по алгебре (10 класс) по теме

Основная цель моей работы, как учителя математики, заключается в создании условий для эффективного  обучения математики (физико-математи-ческий, экономический, информационно-технологический профили) на основе разновозрастной дифференциации. Ведь базовый  уровень математики не даёт возможности удовлетворить образовательные потребности учащихся, которые после окончания школы собираются  обучаться в  ВУЗах и СУЗах с профилирующими математическими дисциплинами. Обучение предмету на профильном уровне позволяет конкурировать нашим учащимся с городскими при  поступлении в ВУЗы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profil.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                           

                              Итоги эксперимента (2005-2010 гг.)

            «Профильное обучение  в условиях сельской школы в

                   разновозрастных группах в Опытненской СОШ»

                                               (Математика)

                                       Учитель Буянова Л.Ю.

                                      Зелёное 2010

Основная цель моей работы, как учителя математики, заключается в создании условий для эффективного  обучения математики (физико-математи-ческий, экономический, информационно-технологический профили) на основе разновозрастной дифференциации. Ведь базовый  уровень математики не даёт возможности удовлетворить образовательные потребности учащихся, которые после окончания школы собираются  обучаться в  ВУЗах и СУЗах с профилирующими математическими дисциплинами. Обучение предмету на профильном уровне позволяет конкурировать нашим учащимся с городскими при  поступлении в ВУЗы.

Как учитель математики, прошла двухгодичные (2005-2007 гг.) курсы повышения квалификации ХРИПКиПРО по программе «Подготовка учителей математики к реализации профильного обучения в старших классах средней  общеобразовательной школы» и получила сертификат на право преподавания  математики на профильном уровне.

Первый год работы (2005-2006 гг.) был полностью посвящён предпрофильной  подготовке учащихся 8, 9 и 10 классов. В течение года мною были проведены для учащихся этих классов 4 элективных курса, программы которых разрабатывала сама, а утверждены ЭК были комиссией при УО Усть-Абаканс-кого района и завкабинетом математики в ХРИПКиПРО. Один из ЭК был опубликован в «Сборнике программ  элективных курсов» (ХРИПКиПРО, 2007). Проведение элективных курсов позволило мне не только повысить знания учащихся  по математике, расширить их кругозор, но и смотивировать многих учащихся на обучение в профильной группе   по математике. На следующий год (2006-2007 г.) встал вопрос: «Как осуществлять такое бучение?». Опыта работы  по преподаванию профильной  математики  в разновозрастной группе не было ни в районе, ни в республике, ни даже в России. Поэтому пришлось руководствоваться своими соображениями. Пришла к выводу, что необходимо создать циклическую двухгодичную программу по алгебре  и началам анализа, которая бы  позволила проводить такое обучение. Программа создавалась с учётом требования Государственного образовательного стандарта 2004 г., в соответствии с программой среднего (полного) образования по математике для профильного уровня, на основе авторских программ А.Г.Мордковича (профильный уровень) и Ю.М.Калягина (углубленный общеобразовательный уровень). В программе указаны цели, задачи, сформулированы ожидаемые результаты обучения. Программа  рассматривалась  и была утверждена на ШМО математиков. Программа рассчитана на два года, на 272 учебных часа. Для преподавания используются учебные пособия:

1.«Алгебра и начала анализа 10», «Алгебра и  начала анализа 11» авторов А.Г.Мордкович, П.В.Семёнов (учебник и задачник для профильного обучения);

2.«Алгебра и начала анализа 10», «Алгебра и  начала анализа 11» авторов Ю.М.Калягин и др.(учебник для общеобразовательных учреждений);

3.«Алгебра и начала анализа 10», «Алгебра и  начала анализа 11» авторов Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова (учебник и задачник для профильных классов).

4.Сборник текстовых задач по математике для профильных классов  авторов И.Л.Бродский, А.М.Видус, А.Б.Каратаев.

Сочетание этих учебников позволяет «стыковку» основной теоретической части программ 10 и 11 классов, а значит обучение десятиклассников и одиннадцатиклассников в одной учебной разновозрастной группе. На основе программы составлялось тематическое планирование для каждого из двух лет обучения, в котором содержатся темы для совместного изучения  учащимися всей группы и темы для отдельного изучения учащимися 10 и учащимися 11 классов.

В первый год работы по данной  программе столкнулась с проблемой отсутствия методических пособий для учителя, дидактических материалов для учеников, сборника примерных контрольных работ. Поэтому приходилось очень много просматривать дополнительной литературы  по углубленной математике, чтобы осуществить контроль усвоения знаний, текст контрольных работ составлялся с неуверенностью (обеспечен ли необходимый  уровень?).

В течение двух лет проводилась корректировка календарно-тематичес-кого планирования, так как ещё идёт апробация этой программы.

Основной целью профильного обучения  является обновление требований к уровню подготовки выпускников – переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным. Поэтому в своей работе уделяю много внимания развитию межпредметных связей курса алгебры и начал анализа. В данной учебной группе осуществляю переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Специфика целей и содержания алгебры и начал анализа на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся к объективному оцениванию своих учебных достижений, способностей и готовности учитывать мнения других людей.

Учитывая  специфику нашей школы (мала накопляемость классов) мы не проводим отбор учащихся в профиль (как это делается в  городских школах), принимаем всех желающих заниматься на профильном уровне. Поэтому мне приходится  обучать учащихся и с хорошими знаниями и способностями, и с удовлетворительными. В связи с этим осуществляю не только возрастную дифференциацию, но и уровневую. С учётом разновозрастной и уровневой специфики класса, выстраиваю систему учебных занятий так, чтобы способные дети реализовывали свой умственный  потенциал, а менее  способные повышали результативность своего обучения.

Кол-во уч-ся

Всего

10 класс

11 класс

Кач-во

Учебный год

на «4» и «5»

на «3»

на «4» и «5»

на «3»

2006-2007 гг.

13

3

1

5

4

69%

2007-2008 гг.

12

5

3

3

-

73%

2008-2009 (I пол)

15

3

4

4

4

47%

Первых два года были учащиеся моих классов. В этом учебном году в группу прибыло 7 учащихся 10 класса другого преподавателя. Тяжело происходит их адаптация, низок уровень самостоятельной работы.  Уровень подготовленности учащихся для профильного обучения с 2006 по 2008 гг. снизился.

Результаты муниципальных контрольных работ: 2006-2007 гг.  и 2007-2008 гг. успеваемость 100%, качество 73%.

Средняя  оценка по ЕГЭ: 2006-2007 гг. и 2007-2008 гг. – «4».

Оценки по ЕГЭ : 2006-2007 гг. «5» - две,  «4» - четыре, «3» - три, 2007-2008 гг. «5» - одна, «4» - одна, «3» - одна. Школьный тестовый балл (63 б) по ЕГЭ выпускников профильной группы в 2006 -2007 уч.г.(когда учащиеся республики сдавали математику в форме ЕГЭ по выбору, то есть профильники) был выше районного (49,8 б) и республиканского (52,7 б). В 2007-2008 уч.г. тестовый балл сравнить нельзя, так как  в  форме ЕГЭ математика была обязательным предметом.

Выпускники 2006-2007 гг. (из 9 учащихся 7) и 2007-2008 гг. (из 3 – 2 учащихся) поступили на бюджетные места в ВУЗы республики и за её  пределы (гг.Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Санкт-Петербург).

При работе в таких разновозрастных группах сталкиваюсь со следующими проблемами:

1.При изучении  общих тем учитель постоянно должен ориентироваться на двухуровневый объём знаний учащихся (10 класс – уровень основной школы, 11 класс – уровень основной школы и материал, изученный в 10 классе), поэтому необходима большая дифференциация  в практической части изучения и контроля материала;

2.При изучении разных тем учитель вынужден к одному уроку  готовиться как к двум (а это почти все  второе полугодие) и на уроке одновременно  работать с двумя группами (10 и 11 класс), изучающими разные темы. Всё это требует огромных временных затрат для учителя и повышает напряжённость его работы;

3.В 2008-2009 уч.г. основная часть разновозрастной группы не обладает необходимым уровнем ЗУН для обучения в профильной группе. Поэтому приходится на уроках много тратить времени на дополнительные объяснения, на работу над ошибками, очень низок самостоятельный уровень работы учащихся. Всё это снижает не только темп работы, но и возможность рассматривать больше заданий сложного уровня (уровень С в ЕГЭ).

Успешность профильного обучения в таких разновозрастных группах:

1.Повышение познавательной активности, мотивации, самоорганизованности у учащихся;

2.Учащиеся 10 класса видят более высокий уровень одиннадцатиклассников и это стимулирует их к более серьёзному отношению к обучению;

3.Работая в сравнительно небольшой группе учащихся учителю легче осуществить обучение и контроль, увеличить темп изучения материала;

4.Учитель получает моральное удовлетворение при работе с мотивированными на математику учащимися.

Считаю, что обучение математике в такой разновозрастной группе в нашей школе необходимо продолжить, иначе школа будет терять лучших учеников, так как рядом находится город и учащиеся могут уходить в городские профильные классы. Примером тому является Степочкина С., которая ушла из нашей школы после 10 класса в городскую, где количество часов на изучение математики было в два раза больше чем в нашей даже профильной группе, неговоря уже про базовый уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оцени качества обучения в условиях сельской школы

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с...

Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы

 Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"...

Итоги эксперимента (2008-2013 гг.) «Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ» (Математика)

Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».Цель МПИ-проекта: средствами содержания математ...

Творческая работа Тема: «Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в условиях сельской школы»

Организация психологического сопровождения профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях сельской школы...

Статья "Успешность обучения английскому языку в условиях сельской школы"

Школа в сельской местности является не только образовательным учреждением, но и корнем благополучия страны, истоком духовности народа, стабильностью и основой развития общества....

Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы

Связь теории и практики при модульном обучении химии в условиях сельской школы...