Использование этнокультурного компонента при изучении химии.
статья по химии на тему

Муравьёва Анна Мячеславовна

Статья об использовании этнокультурного компонента при изучении химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnokulturnyy_komponent_na_urokah_himii.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

этнокультурного компонента

при изучении химии

Говоря о создании воспитательной системы школы-интерната, нельзя забывать об образовательной составляющей учебно-воспитательного процесса. Воспитательные возможности урока безграничны. Я отношу себя к большой группе учителей нашей школы-интерната, которые это не только понимают, но и успешно реализуют в своей педагогической деятельности.

Конечно, говорить о стройной системе ещё рано, над этим предстоит ещё работать и работать. Но я хочу рассказать о том, что помогает мне воспитывать детей, обучая их химии.

Основной контингент учеников в школах Ямала и в нашей в частности – дети коренной национальности. Взяв за основу багаж знаний,  накопленный учащимися к моменту начала изучения химии, стараюсь облегчить им процесс изучения нового предмета путём создания «мостиков» между содержанием курса химии и окружающей действительностью. Исходя из этого, процесс обучения строится с опорой на эмоциональную сферу личности ребёнка.

Учитывая постоянно растущий интерес к истокам народной культуры, я стараюсь соединить воедино огромный гуманитарный потенциал науки «химия» и использование этнографической культуры.

Этнографическая культура подразделяется на материальную и нематериальную.

Материальная этнографическая культура связана с использованием различных предметов и явлений, она немыслима без реальной базы, вещественных истоков, один из которых – химия. Создание произведений живописи, ваяния и зодчества, развитие народных ремёсел сопровождаются широким использованием различных химических соединений или их композиций (изделия из местной глины; предметы, найденные при раскопках; изделия из кости и др.).

Нематериальная этнографическая культура: сказки, песни, былины, легенды и другие литературные произведения являются продуктом чисто духовного творчества.

Этнокультурная информация может включаться в ткань уроков химии и других предметов. Кроме того, большие возможности даёт использование данной информации и во внеклассной работе.

Я всегда с интересом относилась к северной культуре. Перечитывая в очередной раз книгу Леонида Лапцуя, я нашла для себя пути пересечения его творчества и понятий, изучаемых на уроках химии. Меня это заинтересовало, и, как говорится, стоит только начать… Роман Ругин, Прокопий Явтысый – этот список можно продолжать долго. Искренность, простота, тревога за свой родной край не может не подкупать. Так родилась идея интегрированного урока химии и культуры народов Ямала. А затем появился сборник «В помощь учителю химии», который, по моему мнению, может сослужить хорошую службу любому учителю химии любой северной школы.

Для полноты раскрытия роли межпредметных связей в процессе обучения и воспитания хочу остановиться на проблеме, изучаемой в разных учебных предметах, в том числе и в курсе химии, - на проблеме охраны природы. У нас в школе экология как предмет не изучается, поэтому почти на всех своих уроках я стараюсь воспитать учеников патриотами своей Родины, рачительными хозяевами богатств своей страны, научить грамотно, по-хозяйски использовать технику, топливо, сырьё, оберегать от промышленных загрязнений воздух, воду, почву и всю окружающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)

Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать  мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...

Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента

В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать все...

Использование культурологического компонента на уроках химии

Представлена технология Интегратор, как разновидность технологий по усовершенствованию и реконструированию учебного материала...

Использование этнокультурного компонента при изучении физики.

Использование элементов культурного и творческого наследия живущих в нашем государстве и Республике Татарстан народностей является основным направлением при изучении школьных дисциплин. Именно данное ...

Статья «Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры»

Статья "Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры" опубликованная в журнале "Образовательный альманах"...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное.  Именно уроки татарского и русского языка, татарской и русской литературы, внеклассная деяте...