ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе (6, 7, 8 класс)

Нафикова Резида Зуфаровна

Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное.  Именно уроки татарского и русского языка, татарской и русской литературы, внеклассная деятельность помогают найти пути решения этой насущной задачи. Поэтому, я думаю, что большое внимание в педагогической деятельности следует уделять сохранению национальных традиций и духовно-нравственной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_obrazovanie_na_urokah_literatury.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Близкие для души картины родной природы связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни. Думаю, что если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому – родной язык.

Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное.  Именно уроки татарского и русского языка, татарской и русской литературы, внеклассная деятельность помогают найти пути решения этой насущной задачи. Поэтому, я думаю, что большое внимание в педагогической деятельности следует уделять сохранению национальных традиций и духовно-нравственной культуры. Именно мы, педагоги, должны обогатить духовный мир учеников, показать и передать великолепие и разнообразие духа народа. И не просто передать, а сохранить их в душах, чтобы они смогли донести этот богатый мир своим детям.

В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся к родному языку через использование разнообразных методов, приёмов и средств обучения и национальный колорит, а также поисково-исследовательскую работу. Думаю, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом. Ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, историей, традициями, обычаями своего народа.

Топонимическая лексика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время, в ней появляются языковые закономерности, в связи с чем данный лексический пласт представляет интерес и как историко-географический материал, и как лингвистический источник.

Работа с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои знания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера, способствует развитию речи школьников.

Знакомство с микротопонимами способствует развитию интереса к своей "малой" родине и позволяет проводить формирование важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале. Этот материал можно использовать, например, на уроках в 5-6 классах, когда идет подробное изучение темы "Имя существительное", "Собственные и нарицательные имена существительные", "Способы словообразования", "Имя числительное".

Почти на каждом уроке отвожу время для фольклорных минуток, которые помогают закреплению изучаемой темы, повторению материала или же просто снимают напряжение, усталость.  Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразны виды деятельности пробуждают детское творчество, обогащают и развивают ребёнка. Разрабатываю и провожу с учащимися фольклорные предметные недели, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, уроки – презентации. Активно использую такие приёмы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов, например, на темы «Герои произведений», «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Что лишнее», конкурс на лучшее произведение собственного сочинения.

Внеурочные занятия со школьниками также решают немаловажную образовательную задачу приобретения навыков групповой работы, воспитания толерантного отношения друг к другу, развивают культуру межнационального общения.

На уроках же литературы этнокультурный компонент проявляется в изучении  произведений устного народного творчества: русских народных сказок (5 класс), календарно - обрядовых песен (6 класс), былин (7 класс), русских(татарских) народных песен, частушек, преданий (8 класс).  Большое внимание уделяется и изучению творчества Э.Асадова, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Г. Тукая,  что приобщает учащихся к сокровищницам литературы родного края..

Работу по созданию этнокультурного компонента в обучении татарскому и русскому языку и литературе необходимо начинать у учащихся младших  классов. Это в конечном итоге попытка модернизации обучения родному языку в начальной школе за счет усиления этнокультуроведческой составляющей, один из возможных путей приобщения школьников к ценностям национальной культуры посредством слова. Как организовано введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в РТ и как там отражен этнокультурный компонент? В новых стандартах региональная, этнокультурная составляющая интегрированы в основную образовательную программу. Они отражены в требованиях к базисному плану. В формировании личности учащихся  большую роль играет  этнокультурный компонент, который находит свое отражение в образовательных программах учебных заведений.

Выводы. Таким образом, я считаю, что богатство народа - это не только развитая экономика, но и высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников нашей школы. И если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)

Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать  мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...

Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента

В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать все...

Использование этнокультурного компонента при изучении физики.

Использование элементов культурного и творческого наследия живущих в нашем государстве и Республике Татарстан народностей является основным направлением при изучении школьных дисциплин. Именно данное ...

Использование этнокультурного компонента при изучении химии.

Статья об использовании этнокультурного компонента при изучении химии....

Статья «Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры»

Статья "Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры" опубликованная в журнале "Образовательный альманах"...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...