Технологическая карта урока по теме:"Физические свойства металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Евстефеева Нина Ивановна

Задачи

  1. Изучить строение металлов, как простых веществ (металлическая кристаллическая решетка); изучить физические свойства металлов и области применения свойств металлов человеком (предметный результат)                                                                                                                                                                                                  
  2. Продолжить развивать умения: выявлять причинно-следственные связи, на основе умозаключений делать выводы, работать в группах (метапредметный результат)                                                                                                                                                                                                                                        
  3. Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Физические свойства металлов

Цели:

Образовательная: повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов, повторить и обобщить сведения о металлической связи и кристаллической решетки, обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификации. 

Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничество в группе. 

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, способствовать на уроке развитию умений: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, а также формированию навыков работы с различными источниками: таблицами, схемами, коллекциями, опорными конспектами.

Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять области применения металлов, исходя из их физических свойств.

Содержательная: расширить понятийную базу по металлам: строение, зависимость свойств металлов от их строения, металлическая кристаллическая решетка, металлическая химическая связь, применение металлов.

Задачи:  

1. Изучить строение металлов, как простых веществ (металлическая кристаллическая решетка); изучить физические свойства металлов и области применения свойств металлов человеком (предметный результат).                                                                                                                                                                                                   2. Продолжить развивать умения: выявлять причинно-следственные связи, на основе умозаключений делать выводы, работать в группах (метапредметный результат).                                                                                                                                                                                                                                        3. Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

Тип урока. Урок открытия нового знания

Методы и методические приемы:  проблемный, эвристический, наглядный.

Оборудование и реактивы для учителя: ПК, проектор мультимедийный;  образцы металлов, электрическая цепь, тигельные щипцы, спиртовка, парафин.

Литература для учителя: Н. Н. Гара, Химия: уроки в 9 классе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2009;

Настольная книга учителя химии / авт.-сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина. – М.: АСТ, 2002

Литература для учащихся: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия: неорганическая химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2014.-176с.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 УУД

I

Организационный этап

Приветствует детей

Приветствуют учителя

Личностные УУД: смыслообразование

II

Этап мотивации и целеполагания

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока.

1. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов более двухсот лет назад определял некоторое вещество как «твердое, непрозрачное, светлое тело. Которое на огне плавить и холодное ковать можно».

К какому веществу относятся эти свойства?

2. Ребята, если достаточно внимательно посмотреть вокруг - где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Еще в 1556 году Георг Агрикола сказал: «Человек не может обойтись без металлов. Если не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей»

Почему же они так важны?

3. А какие свойства металлов мы будем сегодня разбирать?

4. Сформулируйте тему сегодняшнего урока

5. Какие знания вы хотели бы получить на уроке?

6. Какая цель нашего сегодня урока?

7. Какие пути достижения цели вы можете предложить?

Металл

Наверное, благодаря своим особенным свойствам

Физические

Предлагают тему урока

Предлагают варианты целеполаганий

Планируют свою работу

Записывают тему и цель урока в технологической карте

Личностные УУД:

уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД:

уметь оформлять свои мысли в письменной и  устной форме.

Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

III

Этап изучения нового материала

Рассмотрите коллекцию разных металлов (раздается коллекция металлов).

  1. Можно ли выделить общие свойства металлов?
  2. Чем обусловлена сходность свойств металлов?

Чтобы выяснить, как строение атомов металлов обуславливают их физические свойства, давайте ответим на следующие вопросы:

  1. Как изменяются металлические свойства элементов, стоящих в одном периоде ПСХЭ Д.И. Менделеева?
  2. Как изменяются металлические свойства элементов, стоящих в одной подгруппе ПСХЭ Д.И. Менделеева?
  3. Как изменяется атомный радиус элементов, стоящих в одном периоде ПСХЭ Д.И. Менделеева?
  4. Как изменяется атомный радиус элементов, стоящих в одной подгруппе ПСХЭ Д.И. Менделеева?
  5. Сколько электронов располагается на внешнем энергетическом уровне у металлов, расположенных в главных подгруппах, побочных подгруппах?

Установите причинно-следственную связь между строением атомов и свойствами химических элементов 

Организует самостоятельную работу учащихся по составлению кластера «Общие физические свойства металлов»

                     МЕТАЛЛЫ

  1. Какое агрегатное состояние выданных вам металлов?
  2. Прозрачные ли эти вещества?
  3. Что вы наблюдаете, если на металлы направить свет?

ДО. На металл прикрепляется кусочек парафина. С помощью тигельных щипцов нагревается металл

  1. Что вы наблюдаете? О чем свидетельствуют ваши наблюдения?

ДО. С помощью клемм электрической цепи демонстрируется электропроводность металлов

  1. Что вы наблюдаете? О чем свидетельствуют ваши наблюдения?
  2. Что произойдет с металлом, если на него подействовать внешней силой?

Составьте кластер «Физические свойства металлов»

Любое свойство вещества объясняется его строением.

  1. Какое строение имеют металлы?
  2. Какие частицы образуют металлическую кристаллическую решетку? Почему?

Рассматривая схемы строения металлических кристаллических решеток, а также текст §36, объясните физические свойства металлов.

  1. Как объяснить твердое агрегатное состояние металлов, исходя из строения металлической кристаллической решетки?
  2. Почему металлы в пластине обладают металлическим блеском, а порошкообразном состоянии нет?
  3. Как с позиции строения металлов объяснить их тепло- и электроспособность?
  4. Что такое пластичность? Объясните, основываясь на строение металлической кристаллической решетки, почему металлы пластичны?

Мы разобрали общие физические свойства металлов. Но у металлов есть и индивидуальные физические свойства: твердость, плотность и температура плавления.

Задание. Изучив относительную твердость, плотность и температуру плавления некоторых металлов, выполните задание в технологической карте

Сходность строения - особенности строения атомов металлов

Отвечают на поставленные вопросы

С увеличением атомного радиуса увеличиваются металлические свойства. Металлы имеют относительно большой атомный радиус.

У металлов на внешнем энергетическом уровне находится небольшое количество электронов (от 1 до 3)

Отвечают на поставленные вопросы

На основе, просмотренных демонстрационных опытов и поставленных учителем вопросы составляют кластер в технологической карте

Самостоятельная работа со схемами кристаллических решеток и текстом § 36 (работа в парах)

Работа с технологической картой

Самостоятельная работа с диаграммами. Работа с технологической картой

Познавательные УУД:

уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

Познавательные УУД:

Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию  из одного вида в другой

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой

Познавательные УУД.

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели

IV

Этап включения в систему знаний и закрепления изученного материала

Организует работу с заданиями в технологических картах

Решают самостоятельно.

Применяют знания на практике.

Выполняют задания в технологических картах

Регулятивные УУД.

Умение  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Познавательные УУД.

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой

V

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Подведем итоги нашей работы.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Как вы считаете, достигли ли мы целей?

А теперь оцените свою деятельность на уроке.

Завершается работа тестом «Что я за птица». На столе лежит таблица с критериями

Критерии: 3бала  2 бала  1бал

Активность: высокая  средняя  низкая

Материал  урока:    усвоил     хорошо частично   слабо

Могу объяснить товарищу, сам понимаю с подсказкой,   нужно дополнительное время для усвоения

Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их сложить. Учитель поясняет, как соотносятся набранные баллы с видом птицы.

«3-5 баллов» - вы воробей, собираете знания по зернышку;

«6-7 баллов» - вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;

«8-9 баллов» - вы орел, для вас открылись тайны знаний.

Проводят рефлексию по алгоритму. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю

Личностные УУД:

осознавать личностную значимость владения методами научного познания

Регулятивные УУД:

оценивать степень достижения цели

Информация о домашнем задании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс

Методическая разработка урока химии в  8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....

Технологическая карта урока по теме: «Химические свойства кислот в свете ТЭД", Вишнякова А.Е.

Урок в формате ФГОС. Дети сами выходят на тему, добывают себе недостающие знания экспериментально, учаться применять их. Урок сопровождается презентацией; печатается раздаточный материал для учащихся ...

Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби 5 класс"

Данная технологическая карта педназначеня для учащихся 5-х классов. Она поможет учителю в проведении урока....

Презентация к уроку на тему "Физические свойства металлов"

В презентации рассматриваются основные физические свойства металлов....

Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби" с презентацией

1.Технологическая карта урока по теме «Основное свойство дроби».Раздел курса: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.Математика, 6 класс. Учебник: «Математика 6» Н...

Технологическая карта урока по теме: "Основное свойство дроби"

Технологическая карта урока по теме: "Основное свойство дроби"...

Технологическая карта урока по теме "Получение, свойства и применение алкенов"

Технологическая карта разработана для проведения урока по химии в 10 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г....