Статья "Новые подходы в обучении химии при переходе на ФГОС"
учебно-методический материал по химии на тему

Антонцева Ирина Геннадьевна

Уже скоро учителя химии должны будут преподавать свой предмет в соответствии с требованиями ФГОС. В данной статье некоторые рассуждения на эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_antontseva_i.g.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                      И.Г. Антонцева

                                                                                        учитель химии, директор                  

                                                               МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова»

                                                                                                              г. Братск                                           

             Новые подходы  в обучении химии при переходе на ФГОС

      Приоритетной задачей  преподавания школьного курса химии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:

 - познавательной деятельности, предполагающей:

-  использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента;

- приобретение умений различать факты, гипотезы, причины и следствия, доказательства;

-приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

-выявление характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

 - информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей:

 - развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

 - приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее;

 - отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

 - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика).

 - рефлексивной деятельности, предполагающей:

-  приобретение умений контроля и оценки своей деятельности,

- умения предвидеть возможные результаты своих действий;

- объективное оценивание своих учебных достижений;

- учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

         Все это является основой преподавания химии при переходе на ФГОС. Результаты образования по ФГОС определяются  как предметные, метапредметные и личностные. Предметные  результаты – это знания, умения и навыки предмета химии в соответствии с примерной программой; метапредметные  результаты – это УУД (универсальные учебные действия), межпредметные  и надпредметные умения; личностные результаты – социально и нравственно обусловленные внешние и внутренние качества человека. Требования к результатам образования по ФГОС предполагают переход от предметных знаний к освоению метапредметных компетенций и от них к личностным. Таким образом,  УУД,  как часть метапредметных результатов, означает умение учиться не только под руководством учителя, но и самостоятельно. И, как следствие,  приводят к достижении определенных личностных результатов.  Следует иметь ввиду,  что оценивать метапредметные и личностные результаты можно как «удовлетворительно»,  «хорошо», «отлично»;  так  и  на «высоком»,   «среднем»,  «низком»  уровнях либо  «не развито»  (отсутствует).

         Выпускник современной школы должен уметь ставить перед собой учебную задачу, решать ее самостоятельно, при необходимости прибегая к помощи наставника. Достичь этого можно лишь при  тщательном продумывании каждого урока химии.   Проектирование урока химии означает:

- определение цели как ожидаемых результатов (предметных, метапредметных,  личностных), решаемых на данном этапе учебного процесса;

- определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, способов взаимодействия учащихся);

- прогнозирование   возможных   действий учеников. 

       Как учебный предмет,  химия  дает нам много возможностей для развивающего обучения. У нас много заданий на развитие внимания, памяти , мышления. Например: во время проведения химических опытов, мы обращаем внимание детей на изменение цвета, агрегатного состояния веществ, на образование осадка или выделение газа. Тем самым мы развиваем внимательность учащихся, а потом закрепляем это в заданиях : допиши пропуски в уравнениях реакций, исправь ошибки в тексте, найди лишнее вещество в предложенном ряду и т. д. Мышление мы развиваем с помощью таких заданий, как : из перечисленных веществ выдели те вещества, которые проявляют только окислительные свойства, или установите признак, объединяющий данные вещества и т. д.

      Это все должно найти свое отражение в структуре урока. Если раньше, традиционно структура урока выглядела так:

  • изучение нового материала
  • закрепление пройденного материала
  • контроль и оценка знаний
  • домашнее задание
  • обобщение и систематизация знаний,

то сегодня современный урок выглядит так:

  • организационный блок  (постановка цели, задач урока, вводное слово учителя)
  • мотивационный блок (проведение опыта, рассмотрение объекта, изображения)
  • информационный блок (работа с учебником, схемами, диаграммами, с ЭОР-ами)
  • аналитический блок (обобщение, обсуждение, сравнение)
  • оценочный блок (оценка, самооценка, взаимооценка)
  • рефлексивный блок (отношение к уроку, выделение трудностей, присвоение опыта).

   Таким образом, новый стандарт предполагает овладение учеником не только основ химии, но и самостоятельное добывание знаний в течение всей жизни.

                         Список   литературы:

  1. ФГОС: основное общее образование //http://www.standart.edu.ru
  2.  М.М. Поташник, М.В. Левит.  Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,2014.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметное обучение в условиях перехода на ФГОС

Метапредметное обучение. Что это?...

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения Содержание:Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение1.1....

доклад на тему "Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС"

технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС...

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС, как средство повышения качества образования

В статье описываются современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС....

Выступление по теме «Системно-деятельностный подход в обучении химии в свете требований ФГОС»

Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой &quo...