Программа элективного курса естественнонаучного направления для учащихся 9-х классов "Методы исследовательских работ".
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Белякова Инна Алексеевна

Пояснительная записка.

В настоящее время идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому программа курса «Юный исследователь» будет способствовать не только расширению знаний по различным предметам , развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся. Но и формированию коммуникативных навыков.

Усвоение программы данного курса позволит учащимся приобрести умение проводить научный поиск, навыки аналитической деятельности и работы с научной литературой. Программа нацелена на всестороннее развитие способностей учащихся, формирование личности, совершенствование навыков культуры общения, привитие навыков самостоятельной работы с литературой и документами.

Содержание занятий предусматривает обучение технологиям организации деятельности, работе с техническими средствами, получение опыта проведения исследований и публичных выступлений.

Принципиальным условием реализации данной программы является использование ИКТ в процессе обработки информации и подготовки материалов отчета, поскольку в современном мире информационно-коммуникативные технологии являются необходимым ресурсом исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

_Белякова И.А

«___»___________2016г.

       Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения
 
____________Брюзгин Н.И.

«___»__________2016г.

Программа элективного курса естественнонаучного направления для учащихся 9А;9Вкласса

«Методы исследовательских работ»

Учителя химии: Беляковой И.А.

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 17

Саранск 2016

Цели данного курса:

  • формирование базовых понятий проектно-исследовательской технологии;
  • развитие у учащихся исследовательских  умений (выявление проблем, сбор информации), наблюдений, умений строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление, умений работать в команде, коммуникабельности и сотрудничества;
  • обеспечение механизма развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной задачи;
  • создание условий для активизации учебной деятельности в области химии и других дисциплин;
  • воспитание ответственности за свое обучение и будущую профессиональную деятельность.

Задачи данного курса:

  • выявить, поддержать и развить у учащихся интерес к исследовательской деятельности в процессе изучения химии;
  • научить приемам исследовательской  деятельности;
  • привить умение применять теоретические знания на практике;
  • воспитать культуру общения в коллективе, в группах в ходе выполнения исследований и проектов;
  • научить оценивать личные достижения учащихся в результате выполнения проекта.

Виды деятельности:

  • устные и реферативные сообщения учащихся по историографии вопроса;
  • использование Интернет-ресурсов;
  • практическая работа

Ожидаемые результаты:

Учащиеся по завершении курса должны знать:

  1. историю возникновения метода проектов в обучении;
  2. классификацию творческих работ;
  3. этапы исследовательских работ;
  4. методы и методики исследовательских работ;
  5. классификацию проектов по содержанию, времени выполнения, по доминирующей деятельности и т.д;
  6. требования к оформлению работ.

Учащиеся должны уметь:

  1. проводить исследования, выполнять проекты;
  2. формулировать проблему, цель исследования, его задачи;
  3. оформлять результаты исследований ( создавать презентации, веб-сайты, буклеты, публикации);
  4. применять полученные теоретические знания по предмету на практике;
  5. уметь реализовывать свой творческий потенциал через проектно-исследовательскую деятельность.

Элективный курс рассчитан на 17 занятий с учащимися 9 классов .

Содержание программы:

Тема 1. Введение (1 час)

Специфика и значение проектно-исследовательской технологии в процессе изучения химии. Предпроектная деятельность; краткосрочные монопроекты; среднесрочные монопроекты с использованием классических дидактических средств обучения; долгосрочные монопроекты с использованием классических дидактических средств обучения; долгосрочные монопроекты с применением средств информатизации; долгосрочные межпредметные проекты с применением средств информатизации.

Тема 2. Классификация проектов, их характеристика (1час)

Типология  проектов по доминирующей деятельности, по предметно-содержательным областям, по характеру контактов, по количеству участников, по продолжительности выполнения. Исследовательские проекты, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные, прикладные.

Тема 3. Общие подходы к структурированию проектов, этапы создания проектов (3часа).

Этапы: проблемно-целевой (ОПВ, предметная область, проблема, тема, гипотезы, цели, задачи, аннотация).Планирование работы над проектом. Реализация поставленных задач, практическая работа (сбор информации, аналитическая работа).

Представление проекта (самооценка, оппонирование, выводы).Практическая работа по формированию умений определять тему проекта, его цели и задачи.

 Тема 4.  Методы и методики исследований (1час).

Наблюдение, опыт, эксперимент, сбор и анализ информации – основные методы химических исследований. Способы ведения наблюдений, сроки их проведения, способы обработки измерений – методики проведения исследований.

Тема 5. Описание деятельности как один из этапов работы над проектом (2 часа).

Анализ состояния проблемы, наработок по ней, в том числе своих собственных. Моделирование информации, ее классификация (таблицы, графики, схемы и т.д.) Практическая работа по описанию проведенных исследований по выбранной  ранее теме.

Тема 6. Формулировка результатов работы (2 часа).

Формулирование выводов, содержащие ответы на поставленные вопросы. Перспективы и предложения решения проблемы после проведенного исследования. Практическая работа по формированию кратких результатов работы.

 

Тема 7. Способы оформления исследовательских работ (2 часа).

Требования к оформлению исследовательских работ. Оформление презентаций, буклетов, публикаций, сайтов. Критерии оценки всех видов и способов оформления работ. Практическая работа по созданию презентаций, буклетов и т.д.

Тема 8. Практическое применение полученных знаний (3 часа).

Практические работы по выполнению исследовательских работ и подготовка к их защите.

Тема 9. Защита проектов  (2 часа).

Презентация творческих работ на практической конференции

Тематический план

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Планируемые результаты

всего

тео

рия

практика

1.

Введение. Значение исследовательской деятельности для развития творческих способностей.

1

1

-

Раскрыть роль метода проектов и исследований в процессе обучения биологии

2.

Классификация проектов, их характеристика.

1

1

-

Выявить характерные черты исследовательских, творческих, ролевых и др. проектов, их содержательную специфику

3-5

Общие подходы к структурированию проектов, этапы создания проектов.

3

2

1

Сформировать знания учащихся  о планировании и поэтапном выполнении проекта; научить правильно формулировать тему проекта, его цель и задачи.

6.

Методы и методики исследований.

1

1

-

Проанализировать существующие методики выполнения биологических исследований

7-8.

Описание деятельности как один из этапов работы над проектом.

2

1

1

Научить излагать наблюдения, результаты экспериментов, измерений и т.д., анализировать полученные данные.

9-10

Формулировка результатов работы

2

1

1

Научить приводить краткие формулировки результатов работы.

11-12

Способы оформления исследовательских работ.

2

1

1

Охарактеризовать методику выполнения презентаций, буклетов, публикаций и т.д. в ходе оформления результатов работы.

13-15

Практическое применение полученных знаний.

3

-

3

Выбор темы, методик и способов защиты исследовательских проектов

16-17

Защита проектов.

2

-

2

Анализ практических навыков выполнения проектно-исследовательских работ.

Итого:

17

8

9

Литература

Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы.-3-е изд.-М.: 5 за знания, 2007.-352с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991г. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность учащихся.-Волгоград: Учитель, 2008.- 203с.:ил.

Исследовательская работа школьников//Научно-методический и информационно-публицистический журнал/ Под ред. Обухова А..-.М.: Народное образование, 2006.-238с.

Леонтович А.В.. Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.

Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1978

Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А.П.Тряпицыной. _СПб.: КАРО, 2005.- 128с.

Проблемы самопознания и развития творческих возможностей учащихся: Спецкурс.- Ставрополь: СКИПКРО,2003.-48с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Метод. Сб.- М.: Народное образование, 2001

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996

Харитонов Н.П. Правила выполнения школьниками исследовательских работ//Биология: Прил.к газете «Первое сентября» - 2000.- №26.-с.14-15.