Открытый урок по программе элективного курса профориентационной направленности « Человек и профессия»
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме

 

Тема урока: Карьера.

Тип урока: изучения нового материала

Форма организации: групповая работа с элементами мотивационного тренинга.

Цель:

Подвести учащихся к определению понятия «карьера»

Познакомить с отличительными признаками различных видов карьеры.

Подвести учащихся к пониманию того, что постоянное самообразование и профессиональное совершенствование является необходимым условием успешного построения карьеры.

Актуализировать цели ближайшего будущего.

Развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение.

Развивать коммуникативные способности учащихся (навыки работы в команде, развитие навыков эмпатического слушания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_otkrytyy_urok.docx17.06 КБ
Office presentation icon karer3.ppt941 КБ
Microsoft Office document icon kineziologiya.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Ф.И.О. педагога-психолога: Донская Евгения Павловна

Дата: 25.04.2013г

Класс: 9 «А»

Предмет: Элективный курс профориентационной направленности « Человек и профессия»

Тема урока: Карьера.

Тип урока: изучения нового материала

Форма организации: групповая работа с элементами мотивационного тренинга.

Цель:

Подвести учащихся к определению понятия «карьера»

Познакомить с отличительными признаками различных видов карьеры.

Подвести учащихся к пониманию того, что постоянное самообразование и профессиональное совершенствование является необходимым условием успешного построения карьеры.

Актуализировать цели ближайшего будущего.

Развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение.

Развивать коммуникативные способности учащихся (навыки работы в команде, развитие навыков эмпатического слушания)

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал (для определения вида карьеры), песочные часы, 2 белых халата, мяч.

Ход урока:

Структура проведения урока

Этап урока

Формы  и методы проведения занятия

Дидактические средства

I. Организация класса.

Создать положительный настрой на урок

мотивация обучающихся к учебной деятельности;

II. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся, формирование мотивации к изучению темы.

Ситуационная задача:

Представьте ситуацию, когда две подруги, окончив медицинскую академию, пришли на рабату в больницу. Прошло 12 лет… Выходят учащиеся разыгрывают сцену встречи на медицинском форуме  (один стал заведующим отделением, затем главным врачом; другой лечил больных все эти годы, занимался научной работой, защитил кандидатскую, потом докторскую диссертацию, стал профессором и теперь преподает в мед. Академии.

Итак, о чем мы будем говорить на уроке? (карьере)

(аплодисменты)

III.Подведение к проблемному вопросу

Сегодня мы будем говорить о профессиональной карьере. Познакомимся с отличительными признаками различных видов карьер, мне хотелось бы чтобы вы после нашего урока для себя точно определили, что вам нужно для того чтобы успешно построить свою карьеру.

- Ваши ассоциации к слову карьера?

 Выслушиваю учащихся, анализирую, комментирую, даю несколько определений

Слайд «Карьера»

IV. Изучение нового материала.

Беседа.

Ответьте на такой вопрос:

 - Кто из девочек сделал карьеру?

- Чем карьера одной отличается от другой?

Характеристика видов карьеры

Слайд « Виды карьеры»

V. Первичное закрепление нового материала.

Работа в группах.

Раздаю карточки с профессиями. Учащиеся должны написать, как выглядит вертикальная карьера в данной профессии и горизонтальная.

Карточки: учитель, юрист, актриса, ветеринар, парикмахер.

(аплодисменты)

VI.Физминутка

ECO-ECO

VII. Изучение нового материала. Помочь сформулировать собственное мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки на самооценку человека.

- Чья карьера, по вашему мнению наиболее успешна?

Комментирую ответы, подчеркиваю, что нельзя сравнивать горизонтальную и вертикальную карьеру. Существуют  различные виды оценки успешности карьеры «внутренняя» и «внешняя». Если человек получил или может получить то что ему нужно, то можно говорить то высокой внутренней оценке.. в этой ситуации человек гармоничен, годится и уважает себя. А когда притязания и стремления заметно превосходят достигнутый уровень, возникают внутренние конфликты. Эта ситуация приводит к серьезным психологическим проблемам.  Внешняя оценка опирается на то что скажут люди, как люди оценивают должность которую человек занимает. Несоответствие между внутренней и внешней тоже может стать причиной внутренних конфликтов

Слайд

VIII.Самодиагностика.

Многие учащиеся одной из главных целей карьеры выбирают власть или высокую зарплату, обусловленную высокой должностью. Предлагаю пройти тест и проверить, насколько вы готовы строить карьеру по вертикали.

От 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации;

более 21 балла — слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Слайд тест.

ІΧ. Домашнее задание

Составить алгоритм картины будущего?

Привести примеры построения различных видов карьеры из жизни известных людей (презентация)

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте. Элеонора Рузвельт

Слайд 3

Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Карьера Карьера – успешное продвижение по выбранному пути и, как следствие, получение более высокого статуса, больших полномочий, власти, денег. Карьера – это результат осознанного поведения, направленного на формирование опыта и успех в трудовой деятельности на протяжении рабочей жизни человека. Подготовка к будущей карьере 1

Слайд 4

Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Виды карьеры Вертикальная карьера – это продвижение с более низких на более высокие ступени «служебной лестницы». Горизонтальная карьера – это такое изменение положения работника, при котором он либо изменяет свой профессиональный статус (категория, разряд, степень), либо просто меняет свои занятия, не повышая и не понижая своего положения в организации. Подготовка к будущей карьере 2

Слайд 5

Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Внешняя и внутренняя оценка карьеры Внутренняя оценка карьеры – это соотношение между целями и притязаниями человека и реальным положением, которого он достиг. Внешняя оценка карьеры – это оценка, которая исходит от других людей. Подготовка к будущей карьере 4

Слайд 6

Тест Элерса(модификация Дж. Аткинсона) 1. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание. 2. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. 3. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 4. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. 5. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 6. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 7. Я более доброжелателен, чем другие. 8. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха. 9. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 10. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. 11. Препятствия делают мои решения более твердыми 12. У меня легко вызвать честолюбие. 13. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. 14. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. 15. Нужно полагаться только на самого себя. 16. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги. 17. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу 18. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. 19. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 20. Мои друзья иногда считают меня ленивым. 21. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. 22. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

Слайд 7

«да» 1, 2, 3,4, 6,7,8,9,10,11,12,15,16,17,18,19,21,22 «нет» 5,13,14,20 При совпадении вашего ответа с ключом поставьте 1 балл.

Слайд 8

Уровень притязаний Карьера Заниженный Не будет большого роста вертикальной карьеры (повышение в должности). Завышенный Не будет большого роста горизонтальной карьеры (повышения мастерства). Реалистичный Будет обеспечен рост вертикальной и горизонтальной карьеры.



Предварительный просмотр:

Кинезиологические

упражнения

Система использования упражнений для развития следующих навыков:

  1. активное слушание, т. е. слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь (упражнения: 1.5; 3.2; 3.4);
  2. понимающее чтение, т. е.  чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации (упражнения:  1.2; 1.4;
    2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 3.4);
  3. письмо, правописание (упражнения: 1.2; 1.3; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5);
  4. математика, т. е. способность работать с многомерными и много направленными системами (упражнения: 1.3; 1.5; 1.6; 2.1; 2.4; 2.5; 3.1);
  5. навыки выполнения домашних заданий, т. е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению (упражнения:  1.1; 1.5;
    1.6; 2.1; 2.2; 3.2; 3.3);
  6. творческое мышление, т. е. способность интегрировать знания и мыс
    ли других людей в собственный опыт (упражнения: 1.1; 1.3; 1.7; 1.10; 2.2;
    3.1; 3.2);
  7. выполнение контрольных работ, т. е. способность выпустить из себя творчество в ответственный момент (упражнения: 1.3; 1.1; 1.8; 2.3; 3.3; 3.4);
  8. быстрое чтение, т. е. способность быстро просматривать и бегло читать
    (упражнения: 1.1; 1.2; 1.4; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 3.4);
  9. навыки   самосознания.   Образ  «Я».   Способность  сохранять  само направленность в любых ситуациях (упражнения: 1.6; 1.9; 3.1; 3.3; 3.5; 4.1);
  10. координация целостного движения тела для спорта и игры. Связь мозга
    и тела в принятии решений относительно движения (упражнения: 1.1;
    1.7; 1.8; 1.10; 3.3; 3.4; 3.5).

В работе с детьми рекомендуем взрослым (педагогам, родителям) системно применять упражнения гимнастики мозга для тренинга определенных функций.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности.

Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, ученика с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашних заданий или контрольной работы.

Далее предлагаются четыре типа упражнений в инструктивном изложении, т. е. так, как должны произносить инструкцию взрослые при индивидуальных или групповых занятиях с детьми.

1.   Движения, пересекающие среднюю линию тела.

Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

1.1.        Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или
пение).

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

1.2.        Упражнение «Ленивые восьмерки».

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.

А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

1.3.        Упражнение «Двойной рисунок».

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:

  1. навстречу друг другу;
  2. вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и
    наоборот;
  3. разводя в разные стороны.

1.4.        Упражнение «Алфавит восьмерками».

Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом:

  1. симметричные, т. е. одинаковые, справа и слева в центр  восьмерки, например: х, ф.
  2. асимметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки,
    например: а, э.
  3. асимметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, т.

Правильное расположение:

е ё с в

з и к м ю

нпртгшшъы   ь        

73

  1. Упражнение «Слон». Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.
  2. Упражнение «Вращение шеи». Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
  3. Упражнение «Рокер» расслабляет бока после длительного сидения. Сядьте
    на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед
    до тех пор, пока напряжение не исчезнет.
  4. Упражнение «Брюшное дыхание», выполняется перед обедом для того,
    чтобы расслабиться и лучше переварить пищу. Положите руку на брюшную область. Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками,
    словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.
  5. Упражнение «Перекрестный шаг сидя». Сядьте на коврик. Представьте
    себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем.
    Левое колено — правый локоть.

1.10.Упражнение «Энергизатор» помогает расслабиться.

Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.

  1. Упражнение «Сова». Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча
    левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохни
    те глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы; повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
  2. Упражнение «Активизация руки». Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватитевытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.
  3. Упражнение «Сгибание стопы ног». Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом. Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.

  1. Упражнение «Помпа икр ног». Возьмитесь за спинку стула, слегка отойди
    те от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох,
    оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое
    колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды
    по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать
    ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.
  2. Упражнение «Гравитационное скольжение». Сядьте в кресло. Скрести
    те ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед,
    руки плавно опускайте вниз — выдох; выпрямляйтесь, поднимайте
    руки  —  вдох.   Повторите  упражнение,   наклоняясь  вперед,   влево,
    вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).
  3. Упражнение «Заземлитель». Стоя свободно, разведите ноги в стороны.
    Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох — выпрямите правое колено.

Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.

3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.

3.1.        Упражнение «Кнопки мозга», выполняется перед чтением.

Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

  1. Упражнение «Кнопки Земли». Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой — к верхнему
    краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держи
    те руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.
  2. Упражнение «Кнопки баланса». Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Минутой позже надавите в углублении за левым ухом и «выдохните» энергию.
  3. Упражнение «Кнопки космоса». Прикоснитесь двумя пальцами правой руки
    над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в
    течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу.
  4. Упражнение «Энергетическая зевота». Представьте себе, что вы зеваете.
    Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях
    с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук,
    мягко удаляющий напряжение.

4.1. Упражнение «Крюки». Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение.

ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ

«КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»

для общего оздоровления, профилактики стрессов

и улучшения психоэмоционального состояния

  1. "Фиговый листок" (меридиан передне-срединный, VC, XIII)
    Руки перед лобком. Отводить руки в стороны и слегка вперед.
  2. "Крылышки" (меридиан задне-срединный, VG, XIV).

Кулаки на пояснице сзади, не сжаты. Отводить локти то назад, то вперед.

3.        "Пловец" (меридиан желудка, Е,III)    
Руки вытянуты вперед, ладони наружу. Отводить руки вниз и в стороны.

. 4."Пингвин" (меридиан селезенки, RP, IV) Руки вдоль тела, ладони наружу. Отводить, руки в стороны.

5."Чучело" (меридиан сердца, С, V)   
Руки в стороны на уровне плеч, согнуты в локтях. Махать вверх-вниз.        

6."Цапля" (меридиан тонкой кишки, 1G, VI)

Ноги поднимать под прямым углом, Стопа свободна.

7.        "Твист" (меридиан мочевого пузыря, V, VII)

Ногу "слегка выставить вперед. Поворачивать стопу на пятке, влево-вправо.

8.        "Маятник": (меридиан почек, R, VIII)  

Ноги в «третьей позиции». Поднимать вперед ногу носком в сторону.

9.        "Ножницы"(меридиан перикарда, МС, IX)
Ноги вместе. Отводить ногу в сторону.        
10. "Как я рад!" (меридиан трех частей туловища, TR, X)

Руки на животе под пупком. Разводить в стороны и вверх, оставляя согнутыми в локтях.

11."Ласты" (меридиан желчного пузыря, VB, XI)

  Руки вытянуты вперед, ниже груди, ладонями вниз. Разводить вверх-вниз.

12."Всадник" (меридиан печени, F, XII)  

Руки вытянуты вперед, ладони наружу. Переводить руки назад через верх.

13.        "Буратино" (меридиан легких, Р, I)     

Руки вытянуты вперед, ладонями внутрь. Разводить руки вверх-вниз.

14.        "Кочерга" (меридиан толстой кишки, GI, II)
Ногу поднимать перед собой носком вовнутрь.

Caзонов В.Ф.  КирилловаЛ.П.. Мосунов О.П.. 2000

Гимнастика птиц

(Андреещева Т.П., Звездочкина Ж.М., Сазонов В. Ф.)

Для облегчения выполнения кинезиологической гимнастики с детьми было придумано кннезиологическое стихотворение. Вот оно.

1. Как-то летом на дубу        8. Ох, устали наши ножки,
Повстречались марабу.             Покачаем их немножко.

Стали спорить, невдомек:        Тик-так, тик-так,

Где тут фиговый листок!        Словно маятник в часах.

  1. Марабу сидят, галдят -
    Крылья за спину глядят.
    Вот так, вот так -
    Крылья за спину глядят.
  2. А потом еще не так!
    Просто вал пошел атак!
    Словно
    лыжники поплыли -
    Просто вал пошел атак!
  3. В стороне стоял пингвин,
    Очень важный господин.
    Он все крылья разводил
    И без умолку твердил:
  4. Что случилось? Вот те раз:
    Будет
    чучело из вас!

Что случилось? Вот те раз: Будет чучело из вас!

6.        Тут же, с ног роняя капли,
Проходили мимо
цапли.
Раз-два, раз-два,
Проходили мимо
цапли.

7.        Хватит спорить и орать,
Лучше
твист потанцевать.
Хватит спорить и орать,
Лучше
твист потанцевать.


9.        Марабу, вы не шалите,
А за цаплей повторите.
По-дру грму? Молодцы!
Получились
ножницы

10.        Как я рада, как я рада\
Цапле лучшая награда,
Что играете вот так,

Что не будет больше драк!

  1. Крылья-ласты разомните
    Поплывите, доплывите.
    То одной, то другой,
    Успеваете за мной.
  2. Быстро, быстро, как во сне,
    Словно
    всадник на коне.
    Словно
    всадник на коне.
    Или
    ангелы во сне.
  3.  Буратино поглядел -

  И в литавры зазвенел.

  Вверх-вниз, вверх-вниз –

  И в литавры зазвенел.

14.        А теперь пора домой.
Ставим ногу
кочергой.
Возвращаемся - ура!
До свиданья, мне пора!

     Рис. А. Динамическая пиктограмма выполнения комплекса

упражнений «Кинезиологическая гимнастика» (Рус.в.ф. Сазонова)

Сазонов В.Ф., Kupiui.noGO Л.П., Мосунов О. П., 2000

Рис. 3. Расположение мышц, несущих основную полезную нагрузку при выполнении комплекса упражнений «Кинезгюлогическая гимнастика»

зз

Коррекция проблем обучения методами кинезиологии

Коррекция        Программа        Упражнения

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. В.А. Сухомлинский утверждал, что "ум ребёнка находится на кончиках его пальцев". Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи.  Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению), а не наоборот.

Исследования профессора М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности и сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук проводят 2-3 минуты ежедневно. При такой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга.

Дети, имеющие нарушения функциональной ассиметрии коры больших полушарий и межполушарного взаимодействия, не способны усваивать новый материал. У таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. Иногда они бывают "слепы" к целым фразам. Описанное состояние получило название "дислексия" и "дисграфия", что в переводе с греческого обозначает "отрицание слова". Трудности такого типа возникают в связи с незрелостью определённых функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

ИГРЫ «ЛЕЧИМСЯ САМИ»

1.        «Я доктор». «Доктор» лечит больного пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. «Доктор» с твердым убеждением приказывает органам:

  1. Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.
  2. Кровь, будь чистой, здоровой, промой все сосуды организма.
  1. Животик, будь мягким; мой кишечник, работай точно в нужное
    время.

Дети садятся в позу «факира», расслабляются, перед ними стакан с теплой кипяченой водой. Руками дети делают пассы над стаканом (вдох свободный, на выдохе произносится «аум» высоким, нежным голосом). Одну руку поднимают вверх, другой делают заканчивающие движения над стаканом и произносят слова на выдохе: «Водичка чистая, здоровая. Я всегда буду здоровым и веселым, милым и красивым». Этой заряженной водой дети полощут горло, а если есть склонность к диатезам, то можно салфеткой протирать больные места.

Постепенно температуру воды можно понижать, что способствует закаливанию (так как детское подсознание еще не закомплексовано, ребенок выполняет упражнение убежденно, что способствует саморегуляции организма). Звуки «аум» произносятся свободно, без задержки дыхания, как подсказывает фантазия ребенка, с целью ощущения удовольствия от певучести гласных звуков.

2.        «В помощь страдающим энурезом».

  1. Массаж живота (из комплекса гимнастики «Волшебников»).
  2. Качалочка боковая (для воздействия на крестец и точки шиацу в области
    крестца).
  3. Массаж затылочной части, поглаживание и надавливание подушечками
    пальцев.
  4. Накладываем одну руку на низ живота, вторую на область крестца, греем животик. Мысленно представляем, что становится тепло и приятно.
  5. Игры «поза кошечки, собачки, змеи».
  6. «Факир» сидит «по-турецки», спокойно и глубоко дышит 3—4 раза; глаза закрыты, одна рука внизу живота, вторая на лбу. Текст произносится на выдохе, дыхание свободное.

Я очень добрый человек. Всем детям в детском саду я желаю здоровья. Мой животик теплый и мягкий Как только захочу писать, Зазвонит колокольчик, и я проснусь. (Пальчиком руки, находящимся на лбу, ребенок слегка постукивает).

Моя постель будет сухой и чистой. Я совершенно уверен и спокоен. Я счастлив, все идет хорошо.

Ребенок улыбается несколько раз, сжимает и разжимает кисти рук, открывает глаза.

ИГРЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СКЛОННОСТЬЮ К ДИАТЕЗАМ

Гимнастика «Волшебников».

Игра «Я — доктор».

Дети заряжают воду, протирают больные места смоченной салфеткой со словами: «Я лечу руки и ноги, теперь они будут здоровыми и чистыми». Полощут горло и пьют воду со словами: «Водичка вкусная, полезная. Я совершенно здоров».

Во время этой игры нужно уделить особое внимание тому, чтобы дети как можно больше произносили добрых, ласковых слов во время поглаживания рук, ног, лица, тела.

Упражнение учит любить свое тело, бережно относиться к себе и окружающим.

ИГРЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ У ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ЧАСТЫМ ПРОСТУДНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ

Упражнения для укрепления мышц шеи (повороты головы в стороны, вверх, вниз с сопротивлением своим рукам). Поглаживание и похлопывание шеи и воротничковой зоны.

Игра «Буратино» (рисование носом, с целью проработки шейных отделов позвоночника).

Упражнения для укрепления мышц гортани.

Игра «Лёвушка» — йоговое упражнение.

Игры «Полет самолета», «Покорители космоса» — звуковые упражнения по укреплению голосовых связок.

Закаливание — контрастные ванны. Упражнения для ног: проработка стоп, пальцев, пяток, поглаживание и похлопывание.

Игра «Покачаем малышку».

Игра «Я — доктор». Заряжают воду и полощут ею горло со словами: «Водичка вкусная, чистая, лечебная. Я совершенно здоров».

Прогреваем горло наложением одной руки на горло, другой — на солнечное сплетение.

Советы для взрослых

  1. «Помощь при повышенном давлении»
  2. Наложить больному на позвоночник от верхнего отдела вниз 8 пальцев
    обеих рук и по часовой стрелке, в течение 20—30 секунд, производить
    вращательные движения на точки позвоночника. То же сделать против
    часовой стрелки.
  3. С усилием растянуть воротниковую зону от шеи к плечам и спине.
  4. Ребром ладони растереть спину сверху вниз (пилящие движения слева
    направо).
  1. Вставить указательные пальцы в ушные раковины и произвести 15 вращательных движений в ушах.  Подышать одну минуту брюшным дыханием.

2.        «Как восстановить пониженное давление».

Лечь животом на стул, опустив голову вниз и, уперев ее устойчиво между кистей рук, побыть в этом положении одну минуту. Ноги свободно висят. Или одну минуту полежать в позе «рыбы».

3.        «Неожиданная головная боль»

  1. Растереть ушные раковины и за ушами, сделать массаж головы, погла
    дить усиленно воротниковую зону.
  2. Приложить правую руку к солнечному сплетению,-а левую — на боль
    ное место. Расслабиться и посидеть 15—20 минут с закрытыми глазами.
  3. Сконцентрировать внимание на переносице, глубокий вдох (мысленно
    направляется струя воздуха в корень носа), задержка дыхания 30—60
    секунд, медленный выдох в больное место (виски, окружения глазных
    впадин, затылок).

4.        «Упражнения для глаз»

  1. Движения зрачков влево — вправо, вверх — вниз, круговые движения
    зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10—20 секунд. Ослабить мышцы,
    глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
  2. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти
    упражнения приносят успокоение, засыпание).
  3. Сесть напротив стены на расстоянии 2—5 метров. Наметить на стене две
    точки, одна под другой, на расстоянии 50 см. Перевести взор с точки
    на точку (самоуправление засыпанием).
  4. Созерцание точки с расстояния 5 метров в течение 10—20 секунд — один
    из йоговских приемов отдыха.
  5. Сведем взор внутрь кверху, веки автоматически начнут опускаться. Те
    перь взор сам вернется в первоначальное положение. Несколько таких
    упражнений — появится легкое головокружение и сонливость.

5.        «Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии»

  1. И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоня
    ясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5—6 раз.
  2. И.П.    — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко
    зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. И.П. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на
    локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой
    руки. Вернуться в И.П. Повторить 5—6 раз.
  4. И.П. — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2—3 секун
    ды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от
    глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3—5
    секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.
  5. И.П. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять
    руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

  1. «Укрепление мышц рук»

Вытянуть руки вперед и сделать вращательные движения с напряжением. Затем свободно уронить руки, отдохнуть. Имитация подъема тяжестей, невидимой силы, расслабление.

7.        «Отдых позвоночника»

  1. Повороты на стуле (упражнения на осанку).
  2. Сидя в позе «кучера», расслабиться, глубокий вдох, задержка дыхания
    20-30 секунд, выдох направить в разные участки тела (болевые).

8.        «Упражнения для ног»

  1. С напряжением подняться на носки (на 6-8 секунд), затем расслабиться
    и опуститься на пятки.
  2. Положить стопу левой ноги на колено правой ноги. Над согнутой ногой
    проделать пассовые движения 8—10 раз, затем поглаживающими движе
    ниями растереть ногу. Провести ладонями по ноге снизу вверх, как бы
    надевая «чулки», затем сверху вниз и сбросить с ноги энергию, скон
    центрированную в руках. То же сделать правой ногой.

9.        «Релаксационные упражнения для мимики лица»

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем
    расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в
    течение одной минуты.
  1. Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.
  1. Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется
    подремать).
  2. Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страстно) — расслабление.
  3. Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).
  1. Сузить глаза (китаец задумался) — расслабиться.
  2. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) — расслабиться.
  3. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
  4. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.

Цель этих упражнений — усилить мышечное чувство лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Информационная подготовка к выбору профессии"

Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь...

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ" Составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Курс "Человек и профессия" позволяет учащимся изучить свои возможности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей ш...

Программа элективного курса экономической направленности 9 класс "Как защитить свои права покупая товары"

Данная программа создана для расширения знаний учащихся о основах российского законодательства, в частности Закона РФ «О защите прав потребителя»...

Программа элективного курса "Биология и мир современных профессий" (9 класс)

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Рабочая программа элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс

Рабочая программа  элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс...

Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов

Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....

Рабочая программа по курсу предпрофильной подготовки "Человек и профессия" для учащихся 8 и 9 классов

Рабочая программа по профориентации "Человек и профессия", содержит: пояснительную записку, основное содержание и календарно-тематический план, составлена с учетом стандартов основного общего образова...