Главные вкладки

    Программа элективного курса "Информационная подготовка к выбору профессии"
    элективный курс по технологии (8 класс) по теме

    Антипина Валентина Михайловна

    Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории.   Результатами  обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.   

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

     

    «Утверждаю»                      "Согласовано"                «Рассмотрено»

    Директор ОУ                    зам. директора по УВР        на заседании МО

                                                                                                                        Протокол №_____

    ______________                    _______________                                  _________________

    «__»_______20__г.            «__»_______20__г                       «__»_______20__г.  

    «Информационная подготовка

    к выбору профессии»

    Элективный курс для учащихся 8 классов.

    Составлена

    учителем технологии

    высшей категории

    МОУ «Акбулакская СОШ №1

    Акбулакского района

    Оренбургской области»

    Антипиной В.М.

            Акбулак 2011

    Введение

    Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является информационная работа, предполагающая знакомство восьмиклассников с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.

    Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории.   Результатами  обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.    

    Программа курса

    «Информационная подготовка к выбору  профессии»


    Пояснительная записка

    Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

    Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 8 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.

    Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.

    Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

    1. определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;
    2. способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;
    3. научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.

    В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

    1. понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;
    2. типы образовательных учреждений;
    3. классификацию профессиональных образовательных программ;
    4. понятие «элективный курс»;
    5. виды и задачи элективных курсов;
    6. понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
    7. возможности приобретения профессии;
    8. возможные пути получения профессионального образования;
    9. возможности рынка образовательных услуг региона;
    10. особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.

    На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

    1. определять предмет и задачи курса;
    2. различать формы обучения;
    3. определять типы образовательных учреждений;
    4. находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
    5. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

    Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

    Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения).



    Тематическое планирование курса


    п/п

    Наименование тем

    Кол-во

    ч.

    Экскурсии

    Вводное занятие.

    1

    Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика).

    1

    Система образования в Российской Федерации.

    1

    Многообразие мира профессий. (Интернет)

    2

    Представление о себе и проблема выбора профессии.

    1

    Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности получения профессии.

    1

    Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).

    2

    Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

    1

    Профессиональные пробы по профессиям «человек – человек»

    (торговое дело, работа с детьми).

    3

    Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

    2

    Социальные проблемы труда («надо»). (Центр занятости Акбулакского района)

    1

    Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – техника»(РЭС)

    3

    Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – природа».

    3

    Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – знаковая система» (выполнение канцелярских работ).

    2

    Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – художественный образ» (ДДТ)

    3

    Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

    1

    Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования (ПУ-51, АФОГУ)

    2

    Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

    3

    Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика)

    1

    Итого:

    34



    Содержание курса

    1. Вводное занятие.

    Содержание, специфика знаний по психологическим основам выбора профессий. Составление плана экскурсий (пожелания учащихся).

    2. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика

    и профконсультирование (первичная диагностика образовательного    запроса)

    Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса.  Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса  и краткая информация о содержании каждого раздела.

    Учащиеся должны знать:

    1. цель и задачи курса.

    Учащиеся должны уметь:

    1. перечислять основные разделы программы курса;
    2. обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации.

    3. Система образования в Российской Федерации

    Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.

    Учащиеся должны знать:

    1. понятие «образовательное учреждение»;
    2. понятие «образовательная программа».

    Учащиеся должны уметь:

    1. перечислять существующие формы обучения;
    2. объяснять особенности различных форм обучения;
    3. доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;
    4. перечислять существующие типы образовательных учреждений;
    5. указывать отличительные особенности различных типов образовательных учреждений;
    6. приводить примеры образовательных учреждений различных типов;
    7. называть существующие виды образовательных программ;
    8. называть отличительные особенности различных видов образовательных программ;
    9. приводить примеры использования образовательных программ в  образовательных учреждениях различных типов.

    4. Многообразие мира профессий

     Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

    Учащиеся должны знать:

    1. отрасли экономики;
    2. классификации профессий по целям труда;
    3. классификации профессий по предмету труда;
    4. классификации профессий по орудиям труда;
    5. классификации профессий по условиям труда;

    Учащиеся должны уметь:

    1. пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ;
    2. ориентироваться в мире профессий.

    5. Представление о себе и проблема выбора профессии

    «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

    Учащиеся должны знать:

    1. факторы профессионального роста;
    2. правила выбора профессии;
    3. влияние физических возможностей организма на выбор профессии;
    4. влияние психических возможностей организма на выбор профессии.

    Учащиеся должны уметь:

    1. определять уровень притязаний;
    2. разбираться в своих личных качествах;
    3. выбрать наиболее привлекательную профессию;
    4. сравнивать полученные знания о профессии и свои представления о ней.

    6. Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности  приобретения профессии

    Способы приобретения профессии:

    1. профессиональная подготовка;
    2. начальное профессиональное образование;
    3. среднее профессиональное образование;
    4. высшее профессиональное образование;
    5. послевузовское профессиональное образование.

    Возможные пути получения профессионального образования:

    1. школа – пу; школа – пу – суз; школа – пу – суз – вуз; школа – пу – суз – вуз –  аспирантура;
    2. школа – суз; школа – суз – вуз; школа – суз – вуз – аспирантура;
    3. школа – вуз; школа – вуз – аспирантура.

    Учащиеся должны знать:

    1. понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
    2. возможности приобретения профессии;
    3. возможные пути получения профессионального образования.

    Учащиеся должны уметь:

    1. находить оптимальные пути получения профессии.

    7. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

    «Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

    Учащиеся должны знать:

    1. общее понятие о профессии;
    2. общее понятие о специальности;
    3. общее понятие о должности;

    Учащиеся должны уметь:

    1. Составлять личный профессиональный план.

    8. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

    Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

    Учащиеся должны знать:

    1. диагностические процедуры по определению интересов и склонностей.

    Учащиеся должны уметь:

    1. определять индивидуальные интересы;
    2. определять профессиональные намерения;
    3. составлять карту интересов;
    4. работать с опросниками.

    9. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

    Учреждения начального профессионального образования.

    Среднее специальное профессиональное образование.

    Высшее профессиональное образование.

    Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

    Учащиеся должны знать:

    1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

    Учащиеся должны уметь:

    1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

    Экскурсия на производство.

    10. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)           Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль при выборе профессии.

    Учащиеся должны знать:

    1. методики самооценки индивидуальных особенностей.

    Учащиеся должны уметь:

    1. определять  уровень самооценки.

    11.Социальные проблемы труда («надо»)

    Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии.

    Учащиеся должны знать:

    1. понятие «квалификация»;
    2. понятие «специализация»;
    3. современные требования к труду;
    4. предметы и средства труда;
    5. условия труда.

    Учащиеся должны уметь:

    1. определять цель труда и его результаты.

    12. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

    Учреждения начального профессионального образования.

    Среднее специальное профессиональное образование.

    Высшее профессиональное образование.

    Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

    Учащиеся должны знать:

    1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

    Учащиеся должны уметь:

    1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

    Экскурсия на производство.

    13. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» 

    Учреждения начального профессионального образования.

    Среднее специальное профессиональное образование.

    Высшее профессиональное образование.

    Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

    Учащиеся должны знать:

    1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

    Учащиеся должны уметь:

    1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

    Экскурсия на производство.

    14. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» 

    Учреждения начального профессионального образования.

    Среднее специальное профессиональное образование.

    Высшее профессиональное образование.

    Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

    Учащиеся должны знать:

    1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

    Учащиеся должны уметь:

    1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

    Экскурсия на производство.

    15. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

     Учреждения начального профессионального образования.

    Среднее специальное профессиональное образование.

    Высшее профессиональное образование.

    Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

    Учащиеся должны знать:

    1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

    Учащиеся должны уметь:

    1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

    Экскурсия на производство.

    16. Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

    Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).

    Учащиеся должны знать:

    1. понятия «лицензия», «приложение к лицензии», «свидетельство о государственной аккредитации».

    Учащиеся должны уметь:

    1. перечислять процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца;
    2. объяснять необходимость проведения процедур лицензирования, аттестации, государственной аккредитации;
    3. объяснять назначение приложения к лицензии;
    4. различать права, которые приобретает образовательное учреждение после лицензирования, аттестации и  государственной аккредитации;
    5. перечислять основные документы, необходимые образовательному учреждению для осуществления образовательной деятельности и выдачи документов об образовании государственного образца.

    17. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования

    Общеобразовательные учреждения района, области.

    Учреждения профессиональной подготовки.

    Учреждения начального профессионального образования.

    Среднее специальное профессиональное образование.

    Высшее профессиональное образование.

    Послевузовское образование.

    Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

    Учащиеся должны знать:

    1. особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

    Учащиеся должны уметь:

    1. определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

    18. Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

    Обобщенный алгоритм продолжения образования. Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий. Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.

    Учащиеся должны знать:

    1. алгоритм продолжения образования;
    2. виды источников информации об образовательных учреждениях;
    3. структуру исследовательского проекта.

    Учащиеся должны уметь:

    1. осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;
    2. анализировать собранную информацию, используя знания, полученные учащимися при изучении курса;
    3. определять характерные особенности образовательных учреждений;
    4. конструировать версии продолжения образования;
    5. составлять собственный вариант продолжения образования по алгоритму, предложенному учителем;
    6. представлять свой вариант продолжения образования в виде проекта.

    19. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика образовательного запроса)

    Диагностика степени сформированности образовательного запроса учащихся. Помощь в определении индивидуальной цели, уровня притязаний и планирование профессиональной карьеры.

    Диагностика жизненной ситуации учащегося, соотношение ее с ситуацией в обществе.

    Диагностика представлений об альтернативах получения образования, соответствующих потребностям и возможностям.


    Список литературы

    Для учителя:

    1. Федеральный закон «Об образовании».
    2. Концепция  модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
    3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2002. – Декабрь.
    4. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: книга для учителей / авторы-составители: И.С. Батракова, А.В. Мосина, А.П. Тряпицына. – СПб., 1993.
    5. Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. / под.ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2005.
    6. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением/ авт –сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по программе элективного курса профориентационной направленности « Человек и профессия»

    Тема урока: Карьера.Тип урока: изучения нового материалаФорма организации: групповая работа с элементами мотивационного тренинга.Цель:Подвести учащихся к определению понятия «карьера»Познакомить...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информационные технологии в твоей будущей профессии»

    На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области информационных технологий, в содержание обучения этому предмет...

    Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"

    Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы, с образоват...

    Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

    Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

    Программа элективного курса "Информационная подготовка" 9 класс

    Рабочая Программа к элективному курсу в 9 классах «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА»...

    Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс

    Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...

    Программа элективного курса "На пути к выбору профессии!" для учащихся 9-11 классов

    Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется окол...