Программа элективного курса "На пути к выбору профессии!" для учащихся 9-11 классов
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс)

Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Существует несколько классификаций профессий, наиболее эффективной и доступной является методика Е.А. Климова, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек-человек; человек - знаковая система; человек - природа; человек - техника; человек - художественный образ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никишова Ольга Анатольевна,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №603

ПРОГРАММА «НА ПУТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Существует несколько классификаций профессий, наиболее эффективной и доступной является методика Е.А. Климова, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек-человек; человек - знаковая система; человек - природа; человек - техника; человек - художественный образ». Наглядно профессиональный выбор можно представить следующим образом: «хочу – могу – надо». К сфере «хочу» относятся интересы, стремления, склонности человека; к сфере «могу» - состояние здоровья, способности, особенности характера и возможности; к сфере «надо» - условия рынка труда,  потребности общества в специалистах данного профиля. Как же понять, чего я хочу, что я могу, и что от меня требует общество? Принять правильное решение многим подросткам сложно, так как здесь играют роль определенные черты характера (нерешительность и неуверенность); слабая информированность о мире профессий; неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственно правильном варианте решения. Иногда они предпочитают, чтобы за них принимал решение кто-то другой: родители, друзья, педагоги. Часто наши подростки находят тысячу способов спрятать голову «под крыло», чтобы не ставить перед собой  жизненно важные цели и не решать их. А ведь именно в юности происходит самоопределение профессиональное и личностное. Каждый старшеклассник моделирует сознательно или бессознательно свою собственную картину мира и в соответствии с ней решает, каким быть и кем быть в дальнейшей жизни. Как же помочь нашим детям приблизиться к осуществлению их мечты? Наша задача рассказать им о том, что из мечты, где все возможно, постепенно должен вырисовываться более или менее реальный план деятельности. При создании такого плана необходимо учитывать не только конечный результат, но и способы его достижения, а также рассматривать объективную и субъективную оценку своих возможностей, прогнозируя при этом реальную картину рынка труда на ближайшие пять - десять  лет. Поэтому своевременное просвещение и информирование  поможет выбрать обучающимся будущую профессию, высшее учебное заведение в соответствии с  их внутренними ресурсами. Не случайно одной из важных задач  профессиональной ориентации в школе является оказание обучающимся педагогической поддержки в проектировании разных версий продолжения их обучения. Предлагаемая программа ориентирована на организацию педагогической поддержки в просвещении и информировании старшеклассников, а также формирование готовности обучающегося к социальному и профессиональному самоопределению. Самоопределение – это стабилизация личности в ранней юности, формирование мировоззрения.  Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. Он идет к познанию действительности во многом от себя, через свои переживания. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в дальнейшей жизни.  Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение  человека начинается в детстве, когда в игре ребенок примеривает на себя разные роли и проигрывает их,  и заканчивается в ранней юности, когда необходимо принять решение, которое повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Период ранней юности и зрелости – возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации и профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием большое место занимает именно профессиональное самоопределение подростка в учебно-познавательном процессе.  

Цель программы: повысить уровень осведомленности обучающихся о профессиях, специальностях,  учебных учреждениях; способствовать формированию личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии; создавать эффективные условия для раскрытия внутренних ресурсов обучающихся с целью осознанного профессионального самоопределения.

Задачи программы:         

  • составить для класса индивидуальный маршрут педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся;
  • способствовать развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьника к миру профессий;
  • способствовать формированию  у обучающихся системы представлений о жизненных, социальных и   профессиональных ценностях;
  • способствовать раскрытию внутренних ресурсов обучающихся (выявлять интересы, склонности и способности), способствовать формированию адекватной самооценки;
  • изучать спектр познавательных и профессиональных интересов, обеспечивающих успешность выбора будущей профессии,  вуза;
  • помогать обучающемуся, анализируя собственные достижения, проектировать индивидуальную образовательную траекторию, а также моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления;
  • способствовать формированию  адекватного принятия решения в выборе дальнейшего направления образования, пути получения  выбранной профессии, перспективе  трудоустройства;
  • обеспечивать профориентационную направленность занятий, организовывать индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты и конференции;
  • организовывать тематические и комплексные экскурсии на предприятия, посещать дни открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • проводить совместные встречи с родителями по вопросам успешности выбора будущей профессии;
  • проводить родительские собрания с целью ознакомления с базами: «Качество приема в ВУЗЫ РФ», «Навигатор Абитуриента 2015», «Эффективность вузов или мониторинг эффективности ВУЗА»;
  • организовывать «профессиональные пробы» с обучающимися, формируя  сознательное отношение к труду, практические и профессионально важные  навыки;
  • организовывать встречи с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений;
  • оказывать психолого-педагогическую поддержку обучающимся, испытывающим затруднения в процессе их профессионального и жизненного самоопределения.

Основные формы и виды занятий:  анкетирование и тестирование старшеклассников, компьютерная диагностика склонностей и интересов, активизирующие профориентационные опросники, консультации школьников и их родителей, профориентационные игры, экскурсии на предприятия, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства «лучшая профессия года», презентация учебных заведений в школе, участие в профессиональных выставках и ярмарках, беседы и лекции приглашенных родителей, тренинги, семинары, интернет-конкурсы и викторины, совместные социальные проекты с партнерами вузов, тематические олимпиады, спартакиады и фестивали.

Тематическое планирование  занятий профориентационного курса

Название темы

Колич.

часов

Форма занятия

1

Смыслы и ценности в жизни человека. Многообразие жизненных ценностей. Диагностика «Твоя будущая взрослая жизнь».

1

Дискуссия

2

Ценности и смысл профессиональной карьеры. Диагностика «Готовность на материальные жертвы».

1

Дискуссия

3

Профессиональная направленность личности. Опросник «Ориентация»

1

Психологическая диагностика

4

«Восьмиугольник Е.А. Климова»

1

Лекция

5

Методика «Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова».

1

Психологическая диагностика

6

Проективная педагогическая методика «Город мастеров».

1

Профориентационная игра

7

Проблема ценностей и вопрос «Кем быть?»

1

Дискуссия

8

Экскурсия на предприятие, организованная родителями.

1

Экскурсия

9

Презентация «Профессии моей семьи».

1

Круглый стол

10

«Культура профессионального самоопределения».

1

Психологическая диагностика

11

«Мотивы выбора профессии».

1

Психологическая диагностика

12

Профориентационная игра «Угадай профессию».

1

Проектная деятельность

13

Методика определения профессиональных склонностей.

1

Психологическая диагностика

14

Типичные и нетипичные ценности в профессиональной карьере.

1

Дискуссия

15

Модифицированный тест Голланда.

1

Психологическая диагностика

16

Профессиональные типы.

1

Лекция

17

Активизирующая методика «ИЛИ - ИЛИ».

1

Психологическая диагностика

18

Активизирующая методика «ИЛИ - ИЛИ».

1

Психологическая диагностика

19

Посещение выставки «Ярмарка профессий»

1

Экскурсия

20

Социально-психологический тренинг «Кем быть? Каким быть?»

1

Проектная деятельность тренинг

21

Анализ интересов и направленности личности.

1

Консультация

22

Самооценка готовности учащегося к выбору профессиональной деятельности.

1

Диагностика

23

Знакомство с базами: «Навигатор абитуриента 2015», «Мониторинг эффективности ВУЗА», «Качество приема в ВУЗЫ РФ»

1

Круглый стол для родителей обучающихся

24

Анкета жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

1

Анкетирование

25

Групповое консультирование обучающихся по вопросам профессионального выбора.

1

Консультация

26

Индивидуальное психологическое консультирование обучающихся по результатам психологических диагностик.

1

Консультация

27

Оценка готовности выпускников к самостоятельному выбору ВУЗа.

1

Презентация портфолио

28

Показатели готовности к выбору направления профильного обучения.

1

Презентация портфолио

29

Составление   профессиограмм

1

Консультация

30

Встречи с выпускниками школы, студентами

1

Круглый стол

31

«Схема альтернативного выбора»

1

Презентация портфолио

32

Показатели готовности к выбору направления профильного обучения.

1

Презентация портфолио

33

Психологическое консультирование обучающихся по вопросам профессионального выбора.

1

Консультация

34

Дни открытых дверей в высших и средних профессиональных учреждениях  Санкт-Петербурга

1

Экскурсия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов

Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...

Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс

Данная программа,  составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной,  способствует активизации процесса самопознания, позволя...

Ранняя физика Программа элективного курса для предпрофильной подготовки по физике учащихся 6-х классов.

     Программа курса предназначена для развития познавательного интереса школьников к физике. Программа адресована обучающимся 6 класса общеобразовательной школы....

Рабочая программа по элективному курсу "Психология и выбор профессии"

Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабоча...

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами при подготовке к ОГЭ »

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса«Технология работы с контрольно-измерительными материаламипри подготовке к ОГЭ »...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихс...

Элективный курс "Психология и выбор профессии".

Данная программа расчитана на 12 часов и является продолжением курса "Основы личностного самоопределения" в 9 классах....