Рабочая программа по элективному курсу "Психология и выбор профессии"
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Рощупкина Ирина Александровна

Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабочая программа составлена для изучения элективного курса «Психология и выбор профессии» в 9 классе предпрофильной подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roshchupkinaia_rp_ek_9klass.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6» города Губкина Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель методического объединения учителей гуманитарных и общественных дисциплин

МАОУ «Гимназия № 6» города Губкина  

     _________/Гусарова С.Б.

Протокол № ___ от

«____»__________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МАОУ «Гимназия №6» города Губкина  

        __________/Бабина Е.И.

«____»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор

МАОУ «Гимназия № 6»

города Губкина  

    _________/_Вольваков С.П.

Приказ № ___

от «___»____2015 г.

  Рабочая программа

Рощупкиной Ирины Александровны

первая квалификационная категория

по элективному курсу «Психология и выбор профессии»

9 А,Б классы

                                            Предпрофильная подготовка

                                                             

Губкин,

2015 -2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабочая программа составлена для изучения элективного курса «Психология и выбор профессии» в 9 классе предпрофильной подготовки.

Цели изучения элективного курса «Психология и выбор профессии» на предпрофильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере;  

- овладение учащимися ситуацией выбора в отношении профилирующего направления учебной деятельности в старшей школе;

- развитие творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области наук и в будущей профессиональной деятельности;

- воспитание средствами психологии культуры личности: понимание значимости психологии и выбора профессии для общественного прогресса и самого себя.

Задачи: 

- формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;  

- ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия «Психология и выбор профессии» (автор Г.В.Резапкина) и рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю), в том числе 1 час на защиту зачетных проектов.

В авторскую программу курса «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной внесены изменения: сокращено количество часов на изучение

1 раздел: Что я знаю о своих возможностях

Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента по программе 2ч., по плану 1ч.

      Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс.

по программе 2ч., по плану 1ч.

Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы

по программе 2ч., по плану 1ч.

2 раздел: Что я знаю о профессиях

         Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии.

Профессия, специальность, должность  по программе 2ч., по плану 1ч.

          Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии

          по программе 2ч., по плану 1ч.

Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье - по программе 2ч., по плану 1ч.

3 раздел: Способности и профессиональная пригодность

        - Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

 Способности к интеллектуальным видам деятельности по программе 2ч., по плану 1ч.

- Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам      деятельности по программе 2ч., по плану 1ч.

- Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности по программе 2ч., по плану 1ч.

4 раздел: Планирование профессиональной карьеры

         - Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии по программе 2ч., по плану 1ч.

         - Современный рынок труда. Пути получения профессии по программе 2ч., по плану 1ч.

         - Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии по программе 2ч., по плану 1ч.

Основной формой организации учебной деятельности является классно-урочная система.

В программе используются различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр.

Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу два модуля – одна четверть.

Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности каждого ребенка.


Требования к уровню подготовки учащихся

  • Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
  • Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями.
  • Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

        


Учебно-тематический план

№ п.п.

Наименование раздела и тем

Количество часов

по программе  Г.В.Резапкиной

Количество часов по рабочей программе

Что я знаю о своих возможностях

8

4

Что я знаю о профессиях

8

4

Способности и профессиональная пригодность

8

4

Планирование профессиональной карьеры

9

5

Итого:

33

17

Содержание курса «Психология и выбор профессии»

Что я знаю о своих возможностях: Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. Определения типа мышления. Внимание и память.

Что я знаю о профессиях; Классификации профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности.

Уровни профессиональной пригодности

Планирование профессиональной карьеры: Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии.


Формы и средства контроля

Текущий контроль осуществляется с помощью вопросов на понимание темы урока (предлагается Г.В. Резапкиной в разработках уроков).

После изучения каждой темы проводятся обобщающие уроки, на которых учащиеся заполняют таблицы, используя полученные знания и результаты тестирования.

Промежуточный контроль осуществляется на обобщающих уроках после каждого модуля (пользуясь записями в тетрадях и результатами тестов - оформляются таблицы), решаются кроссворды.

Итоговый контрольосуществляется в форме защиты итоговых проектов по теме «Моя будущая профессия» и проводится в виде демонстрации творческих работ.


Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная:

  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки для 9 класса: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов – 7-е издание, М.: Генезис, 2015 - 208с.,ил.
  2. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. - 8-е издание. – М.: Генезис,2014.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Имеющееся оборудование

Библиотечный фонд (_ %)

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки для 9 класса: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов – 7-е издание, М.: Генезис, 2015 - 208с.,ил.

1

1

Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. - 8-е издание. – М.: Генезис,2014.

26

26

Печатные пособия (_%)

Цифровые образовательные ресурсы (_%)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по элективному курсу

1

1

Экранно-звуковые пособия (100%)

Компьютер

Мультимедиа проектор

Интерактивная доска

Акустическая система

1

1

1

1

Учебно-практическое оборудование (_%)

Стол ученический

14

14

Стулья ученические

28

28

                                         Календарно-тематическое планирование

9 «А» класс

№ п.п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Фактические сроки похождения

Примечание

Что я знаю о своих возможностях

4

1

Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента.

1

сентябрь

2

Чувства и эмоции.

Тест эмоций.

Истоки негативных эмоций.

Что такое стресс.

1

сентябрь

3

Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы

1

сентябрь

4

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»

1

сентябрь

Что я знаю о профессиях

4

5

Классификации профессий. Признаки профессии.

Формула профессии.

Профессия, специальность, должность.

1

сентябрь

6

Определение типа будущей профессии.

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

октябрь

7

Определение профессионального типа личности.

Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

1

октябрь

8

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

1

октябрь

Способности и профессиональная пригодность.

4

9

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1

ноябрь

10

Способности к профессиям социального типа.

Способности к офисным видам деятельности.

1

ноябрь

11

Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности.

1

ноябрь

12

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность»

1

декабрь

Планирование профессиональной карьеры

5

13

Мотивы и потребности.

Ошибки в выборе профессии

1

декабрь

14

Современный рынок труда.

Пути получения профессии

1

декабрь

15

Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии

1

декабрь

16

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры»

1

январь

17

Защита проектов «Моя будущая профессия»

1

январь

                                         Календарно-тематическое планирование

9 «Б» класс

№ п.п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Фактические сроки похождения

Примечание

Что я знаю о своих возможностях

4

1

Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента.

1

сентябрь

2

Чувства и эмоции.

Тест эмоций.

Истоки негативных эмоций.

Что такое стресс.

1

сентябрь

3

Определения типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы

1

сентябрь

4

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях»

1

сентябрь

Что я знаю о профессиях

4

5

Классификации профессий. Признаки профессии.

Формула профессии.

Профессия, специальность, должность.

1

сентябрь

6

Определение типа будущей профессии.

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

октябрь

7

Определение профессионального типа личности.

Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.

1

октябрь

8

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

1

октябрь

Способности и профессиональная пригодность.

4

9

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1

ноябрь

10

Способности к профессиям социального типа.

Способности к офисным видам деятельности.

1

ноябрь

11

Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности.

1

ноябрь

12

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность»

1

декабрь

Планирование профессиональной карьеры

5

13

Мотивы и потребности.

Ошибки в выборе профессии

1

декабрь

14

Современный рынок труда.

Пути получения профессии

1

декабрь

15

Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии

1

декабрь

16

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры»

1

январь

17

Защита проектов «Моя будущая профессия»

1

январь



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс

Данная программа,  составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной,  способствует активизации процесса самопознания, позволя...

рабочая программа по элективному курсу "Твой выбор"

Данная рабочая программа по элективному курсу «Твой Выбор» разработана в рамках плана работы педагога- психолога по направлению  «Профориентация» МБОУ РСОШ№10 и  составлена на основе програм...

Программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии"

Данная программа была составлена в соавторстве с педагогом-психологом гимназии г. Советский  Подоксеновой И. В. на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» автора...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ В 9 КЛАССАХ «МОЙ ВЫБОР»

Данная программа может быть использована в качестве элективного курса в рамках предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 34 у...

Элективный курс "Психология и выбор профессии".

Данная программа расчитана на 12 часов и является продолжением курса "Основы личностного самоопределения" в 9 классах....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психология и выбор профессии"

Рабочая программа разработана на основании: программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной. М: Генезис 2014 г....

Рабочая программа по факультативному курсу «Психология и выбор профессии» для 10 класса

Программа «Психология и выбор профессии» разработана на основе учебно-методического пособия для психологов и педагогов «Психология и выбор профессии»/под ред. Резапкиной Г. В.,...