Элективный курс "Психология и выбор профессии".
элективный курс по психологии (9 класс) на тему

Харлашкина Таисия Степановна

Данная программа расчитана на 12 часов и является продолжением курса "Основы личностного самоопределения" в 9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_psihologiya_i_vybor_professii.docx58.7 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕлоготип

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 1

____________________________________________________________________

Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

 ____________ Е.П.Земскова

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОАУ СОШ  № 1

от _____________  № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса 

«Психология и выбор профессии».

9 класс

Разработала: Харлашкина Т.С.,

педагог-психолог МОАУ СОШ №1

г.Зея 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной, 2014г.

Общие цели образования с учетом специфики элективного курса:

Цель: сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка

Задачи курса:

  • Осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • Ознакомление с основными принципами выбора профессии
  • Знакомство  с содержанием массовых профессий,  знакомство с особенностями современного рынка труда, пропагандирование профессий, необходимых региону
  • Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с  социумом
  • Установление контакта с родителями в помощи ученику в дальнейшем выборе места учебы, работы, выбора жизненного пути.

 

Общая характеристика элективного курса «Психология и выбор профессии»

Актуальность элективного курса «Психология и выбор профессии» состоит в том, что реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в экономических условиях. Для того чтобы выдержать профессиональную конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским учащимся необходимо ознакомиться с большим спектром профессий и соотнести свои возможности и способности с необходимыми требованиями профессий. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

  • что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
  • что он есть (интеллект, личностные,  психологические и  физические свойства),
  • что он может (возможности и способности),
  • что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

 

Планируемые результаты освоения программы

     Перечень формируемых знаний и умений:

 

                    Учащиеся должны знать:

  • понятия: самооценка, темперамент, стресс, профессия, специальность, компетентность, профессиональная/непрофессиональная мотивация;
  • словарь чувств и эмоций;
  • отличия профессии от других видов деятельности;
  • классификации профессий Е.А. Климова и Д. Голланда
  • требования к различным видам профессиональной деятельности;
  • особенности современного рынка;
  • причины возможных ошибок при выборе профессий;
  • пути получения профессий;
  • формулу выбора профессии.

 

                     Учащиеся должны уметь:

  • определять свои личностные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)
  • обозначать профессию формулой;
  • приводить примеры профессий каждой группы;
  • соотносить профессии и способности;
  • анализировать достоинства и недостатки профессии;
  • критически подходить к сомнительным объявлениям о работе.

 

                 

  Ожидаемые результаты:

 

  • владение навыками самопрезентации;
  • учет личностных особенностей (темперамента, стрессоустойчивости) при выборе профессии;
  • умение выстраивать программу саморазвития;
  • умение избегать ошибки при выборе профессии;
  • умение планировать профессиональное образование.

 

Тематическое планирование

Четверть

I

II

III

IV

Итого

Количество часов по предмету

3

3

3

3

12

Содержание тем учебного курса

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

I

Что я знаю о своих возможностях

Самооценка и уровень притязаний

Темперамент и профессия. Определение темперамента

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций

Стресс и тревожность

Определение типа мышления

Внимание и память

Уровень внутренней свободы. Мой психологический портрет

3

Упражнение «Кто Я? Какой Я»

Определение темперамента. Построение графика личности

Отгадывание эмоций по лицам одноклассников. Анализ эмоционального опыта. Тест эмоций.

Определение качеств характера, провоцирующих и препятствующих конфликты. Тест на личностную тревожность. Тест на школьную тревожность.

Работа с модифицированной методикой «Определение типа мышления»

Микротренинг познавательных процессов

Работа с модифицированной методикой УСК. Заполнение таблицы «Мой психологический портрет»

II

Что я знаю о мире профессий

Классификация профессий. Признаки профессии

Определение типа будущей профессии

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

Интересы и склонности в выборе профессии

Определение профессионального типа личности

Профессионально важные качества

Профессия и здоровье. Моя будущая профессия

3

Игра «Аукцион профессий» Заполнение пирамиды Климова

Игра «Аукцион профессий». Работа с методикой Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»

Формулирование отличий профессии от других видов трудовой деятельности. Моделирование профессии по заданным характеристикам. Выстраивание формулы будущей профессии по методике Н.С. Пряжникова

Работа с методикой «Профиль»

Работа с модифицированной методикой «Определение профессионального типа  личности»

Работа в микрогруппах. Работа с методикой «Мое здоровье». Заполнение таблицы «Моя будущая профессия»

III

Способности и профессиональная пригодность

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Способности к профессиям социального типа

Способности к офисным видам деятельности

Способности к предпринимательской деятельности

Артистические способности

Уровни профессиональной пригодности. Мои способности

3

Решение ряда задач, в которых поставлены технические задачи. Анализ отрывка из книги В.И. Речицкого

Работа с методикой ШТУР

Работа с тестом Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях». Ролевая игра «Конфликт»

Работа с тестом «Интеллектуальная лабильность»

Самооценка степени развития качеств руководителя. Самоанализ стратегий по заданию  «Акулы» и «дельфины»

Работа с упражнением «Мыслитель и художник». Анализ научно-популярного текста. Мини-сочинение о творческой удаче

Работа с классификацией Э. Фромма. Заполнение таблицы «Мои способности»

IV

Планирование профессиональной карьеры

Мотивы и потребности

Ошибки в выборе профессии

Современный рынок труда

Пути получения профессии

Навыки самопрезентации

Стратегия выбора профессии. Планирование профессиональной карьеры

3

Работа с методикой Е. головахи «Определение мотивации». Работа с книгой М. Веллера «Все о жизни»

Игра «Оптимисты и скептики»

Анализ сомнительных газетных объявлений о приеме на работу

Работа с матрицей выбора профессии

Упражнение «Личное пространство». Тренинг деловой речи. Написание резюме

Заполнение таблицы «За» и «против»

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 

Технические средства обучения:.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

DVD диски с презентационным материалом.

Литература:

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

1

 Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки

Г.В. Резапкина

М.: Генезис

2014

2

Психология человека в современном мире

А.Л. Журавлев, Е.А. Сергеенко, В.В. Знаков, И.О. Александров

М.: Изд-во «Институт психологии РАН»

2009

3

Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.

Э.Ф. Зеер

М.:

Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга

2003

4

Найди свой путь

Г.К. Селевко

М.: Народное образование, НИИ школьных технологий

2006

5

Найди себя

Г.К. Селевко

М.: Народное образование, НИИ школьных технологий

2009

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел.

Тема урока

Содержание программы

Количество часов

Дата

Планируемые результаты

(ЗУН)

знать

уметь

использовать в практической деятельности

1

Что я знаю о своих возможностях

Самооценка и уровень притязаний

Темперамент и профессия. Определение темперамента

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций

Самопрезентация. Формула счастья.

Модификация Личностного опросника Г. Айзенка

Что делает несчастным. Что делает счастливым

1

понятие: самооценка как измерительный прибор; формулу самооценки

понятие: темперамент

словарь чувств и эмоций

разнопланово отвечать на вопрос «Кто Я?»

определять свой темперамент

пользоваться словарем, изображать эмоции

навыки самопрезента-

ции

учитывать особенности темперамента при выборе профессии

контролировать свои эмоции

2

Стресс и тревожность

Определение типа мышления

Внимание и память

Качества характера, провоцирующие конфликты/препятствующие конфликту

Мышление, интеллект. Черты, присущие мышлению талантливых людей. Как развивать мышление

Требованию к вниманию. Виды памяти. Как тренировать память

1

механизм возникновения стресса

основные черты мышления талантливых людей

виды памяти и внимания

учитывать свойства нервной системы

давать характеристику каждому типу мышления

выполнять упражнения на внимание

управлять своим психическим состоянием

соотнести свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности

тренировать способности

3

Что я знаю о мире профессий

Классификация профессий. Признаки профессии

Определение типа будущей профессии

Предметы, цели, средства, условия труда.

Методика Е.А. Климова

1

классификацию профессий Е.А. Климова

предмет соей будущей профессии

обозначать профессию формулой

приводить примеры профессий каждой группы

оценить выбранный вид деятельности по параметрам: предмет, цель, средства, условия труда

соотнести результаты диагностики и планируемой профессии

4

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

Интересы и склонности в выборе профессии

Моделирование профессий. Модификация Н.С. Пряжникова

Модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока

1

отличия профессии от других видов трудовой деятельности

примеры из жизни великих людей

обозначать профессию формулой

определить свой круг интересов

соотнести результаты диагностики и планируемой профессии

управлять своими интересами

5

Определение профессионального типа личности

Профессионально важные качества

Модификация методики Дж. Голланда

Требования профессий к человеку

1

американскую классификацию профессий

понятие: компетентность

дать описание каждому профессиональному типу

определять для каждого типа важные качества

соотнести результаты диагностики и планируемой профессии

выстраивать программу саморазвития

6

Способности и профессиональная пригодность

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Задатки. Способности. Определение технических способностей

Методика ШТУР

1

понятия: общие и специальные способности

требования к интеллектуальным видам деятельности

соотнести профессии и способности

соотнести профессии и способности

определить пригодность к техническим профессиям

оценить способности к интеллектуальным видам деятельности

7

Способности к профессиям социального типа

Способности к офисным видам деятельности

Способности к предпринимательской деятельности

Артистические способности

Тест Томаса. Конфликтные ситуации

Тест «Интеллектуальная лабильность»

Профессионально важные качества руководителя. Стратегии «акул» и «дельфинов»

Логический/художественный тип. Ведущее полушарие.

2

требования к профессиям социального типа

требования к офисным видам деятельности

требования к предпринимательской деятельности

понятие: специальные способности

соотнести профессии и способности

соотнести профессии и способности

соотнести профессии и способности

соотнести профессии и способности

оценить способности к профессиям социального типа

оценить способности к офисным видам деятельности

оценить способности к предпринимательской деятельности

определить склонность к художественной деятельности

8

Уровни профессиональной пригодности.

Типы людей согласно классификации Э. Фромма

1

степени профессиональной пригодности

определить степень сформированности своих способностей

9

Планирование профессиональной карьеры

Мотивы и потребности

Ошибки в выборе профессии

Методика Е. Головахи. Профессиональная/внепрофессиональная мотивация. Пирамида Маслоу.

Достоинства и недостатки профессий

1

понятия: профессиональная и непрофессиональная мотивация

причины возможных ошибок при выборе профессии

ранжировать потребности по степени важности

анализировать достоинства и недостатки профессий

учитывать при выборе профессии ведущие потребности

избежать ошибок при выборе профессии

10

Современный рынок труда

Пути получения профессии

Конфликт интересов. Конкурентоспособность.

Матрица профессионального выбора

1

особенности современного рынка труда

пути получения профессии

критически подходить к сомнительным объявлениям о работе

спроектировать получение выбранной профессии

адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда

планировать профессиональное образование

11

Навыки самопрезентации

Стратегия выбора профессии. Планирование профессиональной карьеры

Важные моменты самопрезентации. Резюме

Формула выбора профессии «Хочу-Могу-Надо»

1

секреты самопрезентации

формулу выбора профессии: «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»

строить правильную речь

дать себе объективную оценку

успешно устроиться на работу

планировать профессиональное образование

Приложение к Рабочей программе. Оценочные и методические материалы

  1. Описание технологии

В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании готовности человека к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Преподавание элективного курса ориентированное на применение авторской технологии «Скорая помощь в выборе профессии». «Скорая помощь в выборе профессии» — современная технология профориентационной работы со школьниками, разработанная и апробированная в Московском областном центре профориентации молодежи в 2010 году. «Скорая помощь в выборе профессии» содержит основные компоненты профориентационной работы: профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка. Данная технология построена на основе диагностических процедур. Диагностические процедуры позволяют учащимся определить склонность и готовность к тому или иному виду деятельности. При этом, акцент делается не столько на профессиональные умения, сколько на личностные качества подростка. С первых уроков учащимся дается установка на то, что их самооценка – это их основной инструмент личностного самопознания. Таким образом, суть технологии заключается  в том, что путь профессионального самоопределения подростка идет через личностное самопознание.

  1. Памятка по построению урока

  1. Организационное начало урока
  2. Опрос домашнего задания
  3. Вводная беседа
  4. Введение новых понятий. Презентация нового учебного материала
  5. Практическая работа. Работа с диагностическим материалом
  6. Подведение итогов урока
  7. Домашнее задание

  1. Виды заданий
  1. Контрольные вопросы (карточки для парной и групповой работы)
  2. Практические работы
  3. Письменные творческие задания
  4. Круг чтения. Обсуждение прочитанного

  1. Критерии оценивания

3.1 Контрольные вопросы

Отметка «5» ставится, если даны правильно ответы на 5 вопросов.

Отметка «4» ставится, если даны правильно ответы на 4 вопроса.

Отметка «3» - выполнено половина задания.

3.2 Практические работы

Отметка «5» ставится, если работа полностью эстетически выполнена. Оценены личностные возможности и умения, сделан вывод относительно профессионального самоопределения.

Отметка «4» ставится, если полностью выполнена первая часть работы, а выводы  прописаны недостаточно.

Отметка «3» ставится, если выполнена только первая часть работы.

3.3 Письменные творческие задания

Отметка «5» ставится за полноценное раскрытие вопроса, приведены аргументы из жизни, личного опыта. Использованы примеры из художественной литературы.

Отметка «4» ставится за полноценное раскрытие вопроса, приведены аргументы.

Отметка «3» ставится за недостаточное раскрытие вопроса.

3.4 Круг чтения

Отметка «5» ставится за активное участие в групповом обсуждении, при условии, что суждения носят аргументированный характер.

Отметка «4» ставится за активное участие, но суждения недостаточно аргументированы.

Отметка «3» - пассивное участие в дискуссии.

  1. Примерные задания

4.1 Контрольные вопросы

  1. Способность оценивать себя называется:

а) самодеятельность; б) самооценка; в) самопрезентация; г) самовосприятие

2. На самооценку в первую очередь влияет:

а) уровень притязаний; б) привлекательность; в) трудолюбие; г) здоровье.

3. Важнейший принцип психодиагностики называется:

а) конгруэнтность; б) конфиденциальность; в) толерантность; г) лояльность

4. «Формулу счастья» вывел:

а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс; г) Гиппократ.

5. На достоверность результатов тестирования влияет ваша:

а) искренность; б) критичность; в) общительность; г) независимость.

4.2 Письменные творческие задания

  1. Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова:

       Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто в знак большего уважения, он меня даже не приглашают.

  1. Согласны ли вы со следующим высказыванием? Письменно обоснуйте свою точку зрения, используя известные вам примеры из мировой истории и личного опыта.

Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной личности, но они вообще самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница истории – как целых народов, так и отдельных лиц – доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения.

К.Г. Ланге

4.3 Круг чтения

1. Почитайте отрывок из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и определите, каким образом Тому удалось убедить ребят, что белить заборы – большая честь и редкое удовольствие.

2. Почитайте историю изобретения телеграфа и подумайте, что помогло Морзе сделать его открытие.

Преуспевающий художник Семюэль Морзе, возвращаясь в 1832 году из очередной поездки в Европу, где было написано большое количество полотен, предвкушал свой триумф на родине, в Америке. В то время морской путь из Европы в Америку занимал более месяца. Этого месяца срока хватило, чтобы превратить известного художника в великого изобретателя. Попутчиками Морзе оказались люди, знакомые с опытами Фарадея по «извлечению искр из магнита». Морзе высказал ключевое предположение, что сочетание искр может быть использовано как код для передачи сообщений по проводам. Эта идея захватила его, несмотря на то что даже азы физики были ему неизвестны: он не знал, как соединяются провода. Но он был убежден, что в основу системы передачи телеграфных символов должны быть положены различные комбинации последовательно передаваемых сигналов. Первая демонстрация телеграфа Морзе состоялась в сентябре 1837 года в Нью-Йоркском университете. Забросив живопись и перебиваясь случайными заработками, Морзе упорно продолжает заниматься своим изобретением. И только в 1843 году он получает правительственную субсидию и приступает к строительству 40-мильной телеграфной линии Балтимор – Вашингтон. Сначала решено было прокладывать провод в глубокую траншею, но это было сложно и дорого. Поэтому Морзе принял решение о замене подземного кабеля воздушной линией, которая оказалась экономичной и надежной. Вместо изоляторов на столбах сверкали бутылки. Но еще за семь лет до этого события русский изобретатель Павел Шиллинг добился высочайшей милости на постройку воздушной телеграфной линии между Петербургом и Петергофом. К несчастью, через два месяца после начала работ Шиллинг умер. Его правоту подтвердило время. Сейчас поверхность Земли покрывают миллионы километров воздушных телеграфных линий.

Речицкий В.И. Профессия-изобретатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Информационная подготовка к выбору профессии"

Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь...

Элективные курсы в профильном обучении химии как средство самоопределения учащихся к выбору профессии

Введение в школах и в высших учебных заведениях новой формы контроля -ЕГЭ привело к тому, что учащиеся должны уметь решать большое количество разнообразных заданий. Решение данной проблемы возможно пр...

Элективный курс "Выбор профессии"

Реализация идеи профильности ставит учащихся старших классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении дальнейшего образования.Практической ц...

Элективный курс по английскому языку для учащихся 9-х классов " Кое-что о выборе профессии"

Программа элективного курса служит цели помочь учащимся с предпрофильной ориентацией и с последующим выбором профессии.Программа курса  развивает  коммуникативные умения и навыки по всем вад...

Элективный курс "Выбор профессии"

Элективный  курс "Выбор профессии", 9 класс...

Рабочая программа по элективному курсу "Психология и выбор профессии"

Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: - программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной. Данная рабоча...