Рабочая программа по химии СОО, 11 класс, профиль (3 часа)
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Рабочая программа профильного уровня (3 часа) к УМК И.И.Новошинского и Н.С.Новошинской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_soo_11_klass_profil.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

от «26» августа 2016г.:

________________

подпись руководителя МО

Согласовано

 с зам. директора по УВР

___________ Мерзлякова О.А.

 «29» августа 2016 г.

Утверждаю:

Директор школы

_____________ М.С. Алиев

Приказ № 72-а от

 

«31» августа 2016г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

ступень среднего общего образования

предмет – химия

Класс: 11 «Б»

Кол-во часов в неделю:   3        

                                

Кол-во часов в году: 102

Плановых контрольных работ: 4

УМК:  И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия10(11) класс. Углублённый уровень,

издательство Москва «Русское слово»,

год издания 2014.                                                                                                                Составил: учитель Леонтьева Н.В.

2016- 2017 учебный год


Пояснительная записка

   Настоящая  рабочая  программа  профильного курса «Химия» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования для профильного уровня (М: МОРФ, 2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) 2005 года и авторской программы И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской, опубликованной в сборнике «Программа по  химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /. И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская – 2-е изд., М.: Дрофа, 2012».

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть II. Среднее (полное) общее образование) в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание профильного и базового уровней курса химии и предназначается для использования в 10–11классах профильных и общеобразовательных школ.

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8,9,10 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Курс химии 11 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, указанные в практических работах, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса. Возможна также замена указанных в программе опытов другими, имеющими равную познавательную и методическую ценность.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по курсу химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии к уровню подготовки выпускников.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно - научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.

Профильный уровень обучения предусматривает углубленное изучение курса химии и целенаправленную подготовку учащихся к продолжению образования в области естественно - научных и технических дисциплин.

Программа курса химии для 11 класса (профильный уровень) рассчитана на 105 учебных часов. Согласно уставу МКОУ «Таловская СОШ» и Учебному плану образовательного учреждения  на изучение химии в  классе отводится 3 часа в неделю, 34 учебных недели, 102 учебных часов в год, из них контрольных работ-4, практических работ-9 . Резерв времени –2  час.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

 Формы контроля ЗУН:

  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • практикум;
  • тестирование;
  • индивидуальный контроль;
  • самостоятельная работа.

Учебно-методический комплект

  • Учебник: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Общая химия. 10 (11) класс. Углубленный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2014  г.
  •  И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Типы химических задач и способов их решения. Москва «Русское слово», 2014 год.
  • Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия»  10 (11 класс), углубленный уровень. Москва «Русское слово», 2015 год.

Учебно-тематический план

по предмету химия на 102 часа в год

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1

Строение вещества.

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Химическая связь.

22

9

13

2

Химические процессы.

Химические реакции и закономерности их протекания.

Химические реакции в водных растворах.

Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов.

33

10

12

11

3

Вещества и их свойства.

Основные классы неорганических соединений.

Неметаллы и их соединения.

Металлы и их соединения.

36

9

9

18

4

Химическая технология и экология.

Химия и химическая технология.

Охрана окружающей среды.

9

5

4

Резерв

2

Итого

               102

Содержание программы

Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом.

Мелким шрифтом выделены вопросы, относящиеся к повторению.

I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Тема 1

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома.

Нуклиды и изотопы.

Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Понятие о квантовых числах. Форма s-, p-, d-орбиталей. Принцип Паули. Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Принцип наименьшей энергии и электронная формула атома. Электронная классификация элементов: s-, p, d-, f-семейства. Валентные электроны s-, p-, d-, f-элементов. Правило Хунда и графическая схема строения электронных слоев атомов (электронно-графическая формула атома).

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Структура Периодической системы. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение характеристик и свойств атомов элементов и их соединений (вертикальная и горизонтальная периодичность, диагональное сходство). Физический смысл периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.

Демонстрации

1. Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева.

2. Модели электронных облаков разной формы.

3.Плакаты с электронными и электронно-графическими формулами атомов элементов малых и больших периодов.

4.Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент).

Тема 2

Химическая связь

Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный.

Полярная и неполярная ковалентные связи.

Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома и химической связи. Валентные электроны и валентные орбитали (орбитали с неспаренными электронами, неподеленными электронными парами, свободные орбитали). Основное и возбужденное состояние атома.

Комплексные соединения. Состав комплексного соединения: комплексообразователь, лиганды. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сферы комплексного соединения. Классификация комплексных соединений: соединения с комплексным анионом, комплексным катионом, нейтральные комплексы. Номенклатура комплексных соединений. Составление формулы комплексного соединения. Механизм образования комплексных соединений. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователя и лигандов. Диссоциация и определение комплексных соединений. Значение комплексных соединений в химической технологи и жизнедеятельности организмов.

Основные характеристики ковалентной связи: энергия связи, длина связи, валентные углы, насыщаемость, направленность и поляризуемость. Сигма - Связь и пи-связи.

Гибридизация атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Пространственное строение (геометрия) молекул (линейные, треугольные, тетраэдрические, пирамидальные и угловые молекулы). Полярность молекул. Полярные и неполярные молекулы. Зависимость типа молекул от вида химической связи и строения молекул.

Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи.

Степень окисления и валентность. Правила определения степеней окисления атомов в соединениях.

Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химической связи.

Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества.

Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические. Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Демонстрации

1. Модели пространственного расположения sp-, sp2-,sp3-гибридных орбиталей.

2. Модели молекул различной геометрической формы.

3. Плакаты со схемами образования ковалентной, ионной, водородной и металлической химической связи.

4. Плакат со схемами образования молекул линейной, треугольной, тетраэдрической и угловой формы.

5. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.

6. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и поваренной соли).

7. Получение комплексного соединения — гидроксида тетраамминмеди(II).

Лабораторный опыт 1

Получение катионных аквакомплексов и анионных гидроксокомплексов хрома(III).

II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 3

Химические реакции и закономерности их протекания

Сущность химической реакции (процесс разрыва связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции). Энергетика химических реакций. Экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Энтальпия. Термохимические уравнения. Закон Гесса, его применение для термохимических расчетов. Стандартная теплота (энтальпия) образования химических соединений. Понятие об энтропии. Энергия Гиббса. Условия принципиальной возможности протекания реакции.

Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость гомо- и гетерогенных реакций. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации. Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в интенсификации технологических процессов.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Равновесные концентрации. Константа равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (температура, давление и концентрация реагентов). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

Демонстрации

1.Экзо - и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).

2. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).

3. Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на протекание реакции (взаимодействие гранул и порошка цинка или мела с соляной кислотой одинаковой концентрации).

4. Влияние температуры на химическое равновесие (взаимодействие иода с крахмалом).

Лабораторный опыт 2

Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.

Практическая работа 1

Скорость химической реакции.

Расчетные задачи

Решение задач с использованием:

1. Закона Гесса.

2. Правила Вант-Гоффа.

3. Закона действующих масс.

4. Константы равновесия.

5. Расчет изменения энтропии реакции.

6. Расчет изменения энергии Гиббса реакции.

Тема 4

Химические реакции в водных растворах 

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Представление о коллоидных растворах. Эффект Тиндаля. Суспензии, эмульсии. Истинные растворы.

Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Кристаллогидраты. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Способы выражения состава растворов. Массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Значение растворов в жизнедеятельности организмов, быту, промышленности.

Электролитическая диссоциация. Зависимость диссоциации от характера химических связей в электролитах. Степень диссоциации электролитов. Факторы, влияющие на степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты.

Константа диссоциации. Смещение ионного равновесия в растворе слабого электролита.

Произведение растворимости.

Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Роль водородного показателя в химических и биологических процессах.

Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их гидроксидов. Современные представления о природе кислот и оснований.

Реакции ионного обмена. Условия необратимого протекания реакции: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита или комплексного иона.

Реакции, протекающие до состояния равновесия. Реакции, не протекающие в растворе.

Гидролиз солей. Обратимый гидролиз солей. Сущность процесса гидролиза. Различные случаи гидролиза солей. Степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза. Ступенчатый гидролиз. Гидролиз солей в свете протонной теории. Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей. Необратимый (полный) гидролиз солей и бинарных соединений. Механизм полного гидролиза солей.

Демонстрации

1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.

2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

3. Эффект Тиндаля.

4. Образование и дегидратация кристаллогидратов.

5. Насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный растворы.

6. Факторы, влияющие на растворимость веществ.

7. Таблица «Положение элементов в Периодической системе и характер диссоциации их гидроксидов».

8. Окраска индикаторов в различных средах.

9. Гидролиз солей различных типов. Полный гидролиз соли.

Лабораторный опыт 3

Тепловые явления при растворении.

Лабораторный опыт 4

Приготовление раствора заданной молярной концентрации.

Лабораторный опыт 5

Реакции ионного обмена в растворе.

Лабораторный опыт 6

Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей.

Практическая работа 2

Методы очистки веществ.

Практическая работа 3

Гидролиз солей.

Расчетные задачи

1. Расчет массовой доли растворенного вещества.

2. Вычисление растворимости веществ в воде.

3. Вычисление молярной и моляльной концентрации растворенного вещества.

Тема 5

Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Изменение окислительно-восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения образующих их элементов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.

Классификация окислительно-восстановительных реакций (межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования).

Особые случаи составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Органические вещества в окислительно-восстановительных реакциях. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.

Химические источники тока (гальванические элементы). Электрохимический ряд напряжений металлов.

Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Электролиз с растворимым анодом. Применение электролиза в промышленности. Аккумуляторы.

Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование, изменение свойств агрессивной среды.

Демонстрации

1. Примеры окислительно-восстановительных реакций.

2. Медно-цинковый гальванический элемент, его работа.

3. Электролиз растворов хлорида меди(II) и сульфата натрия или калия.

Лабораторный опыт 7

Окислительно-восстановительные реакции.

Лабораторный опыт 8

Гальванический элемент.

Лабораторный опыт 9

Восстановительные свойства металлов.

Лабораторный опыт 10

Электролиз воды.

Практическая работа 4

Коррозия и защита металлов от коррозии.

Расчетные задачи

Решение задач по теме «Электролиз».

III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

Тема 6

Основные классы неорганических соединений

Обобщение свойств важнейших классов неорганических соединений.

Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам.

Способы получения, физические свойства. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства оксидов.

Гидроксиды. Основания, классификация, способы получения и химические свойства. Кислоты, классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства.

Окислительно-восстановительные свойства кислот.

Амфотерные гидроксиды, получение и химические свойства.

Соли. Средние соли, номенклатура, способы получения и химические свойства.

Окислительно-восстановительные свойства средних солей.

Кислые соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод кислых солей в средние.

Основные соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод основных солей в средние.

Двойные и смешанные соли.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Демонстрации

1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.

2. Получение и свойства средних, кислых и основных солей.

3. Термическое разложение нитратов и солей аммония.

Лабораторный опыт 11

Распознавание оксидов.

Лабораторный опыт 12

Распознавание катионов натрия, магния и цинка.

Лабораторный опыт 13

Получение кислой соли.

Лабораторный опыт 14

Получение основной соли.

Расчетные задачи

Решение задач с использованием стехиометрических схем.

Тема 7

Неметаллы и их соединения

Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе элементов. Особенности строения их атомов. Способы получения неметаллов и их физические свойства. Аллотропные модификации кислорода, серы, фосфора, углерода и их свойства. Химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с более электроотрицательными неметаллами (кислород, фтор, хлор и др.), сложными веществами — окислителями (азотная и концентрированная серная кислоты и др.). Взаимодействие углерода и водорода с оксидами. Реакции диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой.

Соединения неметаллов. Водородные соединения неметаллов. Получение, отношение к воде, изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. Окислительно-восстановительные свойства водородных соединений неметаллов. Реакции, протекающие без изменения степени окисления атома неметалла.

Кислородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды. Зависимость кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов от степени окисления неметалла. Химические свойства (реакции, протекающие с изменением и без изменения степени окисления атома неметалла).

Пероксид водорода. Состав молекулы, окислительно-восстановительные свойства, реакция диспропорционирования, применение.

Благородные газы. Получение, физические и химические свойства, применение.

Демонстрации

1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.

2. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.

3. Взаимодействие серы с кислородом, водородом, растворами щелочи и азотной кислоты.

4. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.

Лабораторный опыт 15

Диспропорционирование иода в щелочной среде.

Лабораторный опыт 16

Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода.

Практическая работа 5

Получение, собирание и распознавание газов.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 8

Металлы и их соединения

Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Общие способы получения металлов и их физические свойства. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей, расплавами щелочей в присутствии окислителей.

Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.

Металлы, образованные атомами d-элементов. Общая характеристика d-элементов. Особенности строения атомов и свойств соединений.

Хром. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хрома. Оксиды и гидроксиды хрома(II), (III), (VI). Хромовая и дихромовая кислоты и их соли. Комплексные соединения. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома. Применение хрома, его сплавов и соединений.

Марганец. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства марганца. Оксиды и гидроксиды марганца(II), (IV), (VII). Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца. Применение марганца, его сплавов и соединений.

Железо. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства железа и его соединений (оксиды, гидроксиды, соли и комплексные соединения). Применение железа, его сплавов и соединений.

Металлы, образованные атомами d-элементов I группы. Общая характеристика элементов подгруппы меди.

Медь и серебро. Строение атомов и степени окисления. Распространение в природе, получение, физические и химические свойства меди и серебра. Оксиды, гидроксиды и комплексные соединения меди и серебра. Окислительно-восстановительные свойства соединений меди и серебра. Сплавы меди и серебра. Применение меди и серебра, их сплавов и соединений.

Металлы, образованные атомами d-элементов II группы. Общая характеристика элементов подгруппы цинка.

Цинк. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида. Соли цинка. Применение цинка, его сплавов и соединений.

Ртуть. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства ртути и ее соединений, применение. Токсичность ртути и ее соединений. Правила безопасности при использовании в быту приборов, содержащих ртуть.

Демонстрации

1. Коллекция металлов с различными физическими свойствами.

2. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой, алюминия с растворами щелочи, серной и азотной кислот. Отношение алюминия и железа к концентрированным растворам азотной и серной кислот.

3. Минералы, содержащие хром, марганец, железо, медь и цинк.

4. Образцы чугуна, стали, сплавов хрома, марганца, меди, серебра, цинка.

5. Горение железа в кислороде и хлоре.

6. Получение гидроксидов железа(II) и (III), их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства.

7. Взаимодействие меди с концентрированной и разбавленной азотной кислотой.

8. Растворение цинка в кислотах и щелочах.

Лабораторный опыт 17

Взаимодействие металлов с растворами щелочей.

Лабораторный опыт 18

Соединения марганца.

Лабораторный опыт 19

Получение оксида и комплексного основания серебра.

Лабораторный опыт 20

Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Практическая работа 6

Соединения хрома.

Практическая работа 7

Соединения железа.

Практическая работа 8

Соединения меди.

Практическая работа 9

Идентификация неорганических соединений.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Тема 9

Химия и химическая технология

Производство серной кислоты и аммиака: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления. Промышленное получение чугуна и стали.

Общие научные принципы химического производства. Применение в организации химических производств современных методов оптимизации и управления. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.

Демонстрации

1. Модель или схема производства серной кислоты.

2. Модель или схема производства аммиака.

3. Модель конвертера.

Экскурсия

Предприятия по производству неорганических веществ.

Расчетные задачи

Расчет выхода продукта реакции.

Тема 10

Охрана окружающей среды

Охрана атмосферы. Значение атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные загрязнители и источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.

Охрана гидросферы. Значение гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнений.

Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.

Химия как необходимая научная основа разработки мер борьбы с загрязнением окружающей среды, научно обоснованных норм природопользования, ограничения потребления природных ресурсов.

Демонстрации

1. Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода, воды.

2. Схема безотходного производства.

3. Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы.

4. Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).

Требования к уровню подготовки учащихся (общая химия)

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

 роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

 важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

 основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

 основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

 классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

 природные источники углеводородов и способы их переработки;

 вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь:

 называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

 определять валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

 характеризовать s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

 объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д. И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

 выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

 проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

 осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

 объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

 безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Класс

Дата проведения

По плану

Фактически

I.Строение вещества.

Тема 1. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (9 ч).

1

Атом – сложная частица. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

2

Характеристика состояния электронов в атоме.

1

3

Электронная формула атома.

1

4

Электронно-графическая формула атома.

1

5

Классификация элементов на основе строения атома.

1

6

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома.

1

7

Изменение свойств простых веществ и соединений элементов в периодах и группах.

1

8

Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.

1

9

Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

1

Тема 2. Химическая связь (13 ч).

10

Ковалентная связь.

1

11

Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома и химической связи.

1

12

Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома и химической связи.

1

13

Комплексные соединения.

1

14

Комплексные соединения.

1

15

Характеристики ковалентной связи

1

16

Пространственное строение (геометрия) молекул.

1

17

Полярность молекул.

1

18

Ионная связь. Степень окисления.

1

19

Водородная связь

1

20

Газообразные, жидкие и твёрдые вещества. Типы кристаллических решёток.

1

21

Итоговый урок. Обобщение знаний по разделу «Строение вещества»

1

22

Контрольная работа №1 по разделу «Строение вещества».

1

II. Химические процессы.

Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания (10 ч).

23

Энергетика химических реакций.

1

24

Энергетика химических реакций.

1

25

Скорость химических реакций. Элементарные и сложные реакции.

1

26

Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

1

27

Катализ.

1

28

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №1 «Скорость химической реакции».

1

29

Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие.

1

30

Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

1

31

Итоговый урок. Обобщение знаний по теме   «Химические реакции и закономерности их протекания»

1

32

Урок контроля знаний, умений и навыков по теме «Химические реакции и закономерности их протекания».

1

Тема 4. Химические реакции в водных растворах (12 ч)

33

Дисперсные системы и их классификация.

1

34

Растворы. Растворимость веществ в воде.

1

35

Способы выражения состава растворов.

1

36

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации.

1

37

Ионное произведение воды. Водородный показатель.

1

38

Кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов. Современные представления о природе кислот и оснований.

1

39

Реакции ионного обмена.

1

40

Гидролиз солей

1

41

Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей.

1

42

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №2 «Методы очистки веществ».

1

43

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №3 «Гидролиз солей».

1

44

Обобщающий урок по теме «Химические реакции в водных растворах».

1

Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (11 ч).

45

Окислительно-восстановительные реакции.

1

46

Особые случаи составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

1

47

Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Органические вещества в окислительно-восстановительных реакциях.

1

48

Электролиз. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

49

Химические источники тока.

1

50

Химические источники тока.

1

51

Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

52

Коррозия металлов.

1

53

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №4 «Коррозия и защита металлов от коррозии».

1

54

Итоговый урок. Обобщение знаний по разделу «Химические процессы».

1

55

Контрольная работа №2 по разделу «Химические процессы».

1

III. Вещества и их свойства.

Тема 6. Основные классы неорганических соединений (9 ч).

56

Оксиды.

1

57

Гидроксиды. Основания.

1

58

Кислоты.

1

59

Амфотерные гидроксиды.

1

60

Средние соли.

1

61

Кислые соли.

1

62

Основные, двойные и смешанные соли.

1

63

Генетическая связь между классами неорганических соединений. Систематизация и обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».

1

64

Обобщение материала по теме «Основные классы неорганических соединений»

1

Тема 7. Неметаллы и их соединения (9 ч)

65

Общая характеристика и способы получения неметаллов.

1

66

Свойства неметаллов.

1

67

Свойства неметаллов.

1

68

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №5 «Получение, собирание и распознавание газов».

1

69

Водородные соединения неметаллов.

1

70

Кислородные соединения некоторых неметаллов.

1

71

Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды.

1

72

Итоговый урок. Обобщение знаний по теме «Неметаллы и их соединения».

1

73

Урок контроля знаний, умений и навыков по теме «Неметаллы и их соединения».

1

Тема 8. Металлы и их соединения (18 ч).

74

Общая характеристика и способы получения металлов.

1

75

Свойства металлов.

1

76

Свойства металлов.

1

77

Общая характеристика d-элементов.

1

78

Хром и его соединения.

1

79

Хром и его соединения.

1

80

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №6 «Соединения хрома».

1

81

Марганец и его соединения.

1

82

Железо и его соединения.

1

83

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №7 «Соединения железа».

1

84

Медь и её соединения.

1

85

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №8 «Соединения меди».

1

86

Серебро и его соединения.

1

87

Химические элементы побочной подгруппы II группы. Цинк и его соединения.

1

88

Ртуть и её соединения. Правила безопасности при использовании в быту приборов, содержащих ртуть.

1

89

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №9 «Идентификация неорганических соединений».

1

90

Итоговый урок. Обобщение знаний по теме «Металлы и их соединения».

1

91

Контрольная работа №3 по разделу «Вещества и их свойства».

1

IV. Химическая технология и экология.

Тема 9. Химия и химическая технология (5 ч).

92

Производство серной кислоты контактным способом.

1

93

Проведение расчётов, связанных с выходом продукта реакции.

1

94

Производство аммиака.

1

95

Производство чугуна и стали. Доменный процесс.

1

96

Научные принципы химического производства.

1

Тема 10. Охрана окружающей среды (4 ч).

97

Охрана атмосферы.

1

98

Охрана гидросферы.

1

99

Охрана почвы.

1

100

 Итоговая контрольная работа за курс химии.

1

Корректировка программы.

Кол-во часов

Дата

Причина коррекции

Способы коррекции


Список литературы

  • О.С.Габриелян. Контрольные и проверочные работы. Химия 11 класс. Москва «Дрофа», 2005 год
  • А.А.Дроздов. Химия. ЕГЭ. Поурочное планирование. Москва «Экзамен», 2005 год.
  • А.С.Егоров. Химия. Пособие – репетитор. Ростов на Дону «Феникс», 2002 год
  • И.Е Кузьменко, В.В.Ерёмин. Сборник задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. Москва «Экзамен», 2001 год.
  • Контрольные измерительные материалы. Химия. 11 класс. Москва «Вако», 2011 год.
  • Сборник самостоятельных работ по общей химии. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. 10 класс. Базовый уровень. Москва «Русское слово», 2010 год.
  • И.А.Соколова. ЕГЭ 2013. Химия. Тематические тренировочные задания. Москва «Экзамен», 2013 год.
  • И.Г Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» - М. «Новая волна», 2008 год.
  • .А.И.Янклович. Химия. Санкт – Петербург «Паритет», 1999 год.

Перечень  ЭОР                            

  • Органическая химия. 10-11 класс.
  • Химия. Полный иллюстрированный курс.
  • Химия. Учебное электронное издание. Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория
  • 1С: Репетитор.
  • Химия.  Общая и неорганическая. 10-11 класс
  • http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  • http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».
  • http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку.
  • www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  • www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  • http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
  •   http://www.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии, 10 класс, 1,2 часа в неделю

УМК к рабочей программе Габриелян О.С....

Рабочая программа по химии, 11 класс, 1,2 часа в неделю

УМК к рабочей программе Габриелян О.С....

Рабочая программа по химии 8 класс Рудзитис 2 часа в неделю

Рабочая программа по химии 8 класс, расчитана на два часа в неделю...

Рабочая программа по химии 10 класс химико-биологического профиля

Рабочая программа по химии химико-биологического профиля 10 класс по учебнику Кузнецоой Н.Е.Программа содержит приложение: контрольные, практические работы, лабораторные опыты...

Рабочая программа по химии 10 класс (профиль) Габриелян

Представлена примерная  рабочая программа для изучения химии в 10 классе на профильном уровне по учебнику Габриеляна....

Рабочая программа по химии 11 класс, 3 часа в неделю. К учебнику О.С.Габриелян, 3 часа в неделю

Пояснительная запискаНормативная правовая основа программы Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Химия» составляют следующие документы:Федеральный закон...