Решение задач (избыток – недостаток)
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

Решение задач (избыток – недостаток)

Цель: научиться решать задачи на избыток и недостаток.

Оборудование : карточки.

Ход урока

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний. (самостоятельная работа (карточки 1,2 вариант) 5-7 минут)

3) Работа по теме урока. 

ВНИМАНИЕ АЛГОРИТМ!

Расчёты по уравнению реакции, если один из реагентов взят в избытке

Дано: m (ν, V, W) реагентов

Найти: m (ν, V, W) продукта

Решение:

1. Составляем уравнение реакции

a A    +    b B    →    c C

a моль     b моль      c моль

2. Нахождение количества вещества реагентов ν(А) и ν(В):

ν = m/M; 

ν = V/Vm;

Wвещества = (mвещества •100%)/mраствора

mвещества= (Wвещества• mраствора)/100%

3. Сравнение дробей – нахождение недостатка:

ν(А)/a    и     ν(В)/b

 

Если,  ν(А)/a > ν(В)/b, то вещество В в недостатке, расчёт ν(С) ведём по ν(В)

Если,  ν(А)/a < ν(В)/b, то вещество А в недостатке, расчёт ν(С) ведём по ν(А)

Если,  ν(А)/a = ν(В)/b, то расчёт ν(С) ведём по ν(В) или ν(А)

4. Определение ν(С) по УХР путём составления и решения пропорции:

ν(В)/b  =  ν(С)/с   или    ν(А)/a = ν(С)/с  

5. Нахождение величин, требуемых по условию:

m = ν•M;

V = ν•Vm;

Wвещества = (mвещества •100%)/mраствора

Решите задачи по теме: «Избыток – Недостаток»

Первый уровень

1. На оксид магния количеством вещества 0,1 моль подействовали раствором, содержащим 15 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли. (Ответ: m Mg(NO3)2)= 14,8 г)

2. Вычислите массу соли, образовавшейся в результате взаимодействия 7,3 г хлороводорода с 5,6 л аммиака (н. у.) (Ответ: m(NH4Cl) = 10,7 г)

3. Вычислите объём водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13 г с раствором, содержащим 30 г серной кислоты (н.у.). (Ответ: V(H2) = 4,48 л)

Второй уровень

1. Какое количество вещества гидросульфата натрия образуется при смешивании 200 г 12% - го раствора серной кислоты со 100 г  8% - го раствора гидроксида натрия? (Ответ: 0,2 моль)

2. К раствору объёмом 153,5 мл  с массовой долей гидроксида калия 16%  и плотностью 1,14 г/мл прилили раствор объёмом 86,8 мл с массовой долей серной кислоты 20% и плотностью 1,14 г/мл. Определите массу образовавшейся соли. (Ответ: 34,8 г K2SO4)

Третий уровень

1. Смешали 100 г раствора, содержащего нитрат серебра массой 10,2 г, с раствором массой 50 г, содержащим ортофосфат натрия массой 6, 56 г. Определите массовые доли солей в полученном растворе. (Ответ: 3,6% NaNO3; 2,3% Na3PO4)

2. Водный раствор, содержащий гидроксид кальция массой 3,7 г, поглотил оксид углерода (IV) объёмом 1,68 л (н. у.). Определите массу осадка. (Ответ: m(CaCO3) = 2,5 г)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_urok_8_kl_izbytok.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач (избыток – недостаток)

Цель: научиться решать задачи на избыток и недостаток.

Оборудование : карточки.

Ход урока

1) Организационный момент

2) Актуализация знаний. (самостоятельная работа (карточки 1,2 вариант) 5-7 минут)

3) Работа по теме урока.  

ВНИМАНИЕ АЛГОРИТМ!

Расчёты по уравнению реакции, если один из реагентов взят в избытке

Дано: m (ν, V, W) реагентов

Найти: m (ν, V, W) продукта

Решение:

1. Составляем уравнение реакции

a A    +    b B    →    c C

a моль     b моль      c моль

2. Нахождение количества вещества реагентов ν(А) и ν(В):

ν = m/M; 

ν = V/Vm;

Wвещества = (mвещества •100%)/mраствора

mвещества= (Wвещества• mраствора)/100%

3. Сравнение дробей – нахождение недостатка:

ν(А)/a    и     ν(В)/b

Если,  ν(А)/a > ν(В)/b, то вещество В в недостатке, расчёт ν(С) ведём по ν(В)

Если,  ν(А)/a < ν(В)/b, то вещество А в недостатке, расчёт ν(С) ведём по ν(А)

Если,  ν(А)/a = ν(В)/b, то расчёт ν(С) ведём по ν(В) или ν(А)

4. Определение ν(С) по УХР путём составления и решения пропорции:

ν(В)/b  =  ν(С)/с   или    ν(А)/a = ν(С)/с  

5. Нахождение величин, требуемых по условию:

m = ν•M;

V = ν•Vm;

Wвещества = (mвещества •100%)/mраствора

Решите задачи по теме: «Избыток – Недостаток»

Первый уровень

1. На оксид магния количеством вещества 0,1 моль подействовали раствором, содержащим 15 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли. (Ответ: m Mg(NO3)2)= 14,8 г)

2. Вычислите массу соли, образовавшейся в результате взаимодействия 7,3 г хлороводорода с 5,6 л аммиака (н. у.) (Ответ: m(NH4Cl) = 10,7 г)

3. Вычислите объём водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13 г с раствором, содержащим 30 г серной кислоты (н.у.). (Ответ: V(H2) = 4,48 л)

Второй уровень

1. Какое количество вещества гидросульфата натрия образуется при смешивании 200 г 12% - го раствора серной кислоты со 100 г  8% - го раствора гидроксида натрия? (Ответ: 0,2 моль)

2. К раствору объёмом 153,5 мл  с массовой долей гидроксида калия 16%  и плотностью 1,14 г/мл прилили раствор объёмом 86,8 мл с массовой долей серной кислоты 20% и плотностью 1,14 г/мл. Определите массу образовавшейся соли. (Ответ: 34,8 г K2SO4)

Третий уровень

1. Смешали 100 г раствора, содержащего нитрат серебра массой 10,2 г, с раствором массой 50 г, содержащим ортофосфат натрия массой 6, 56 г. Определите массовые доли солей в полученном растворе. (Ответ: 3,6% NaNO3; 2,3% Na3PO4)

2. Водный раствор, содержащий гидроксид кальция массой 3,7 г, поглотил оксид углерода (IV) объёмом 1,68 л (н. у.). Определите массу осадка. (Ответ: m(CaCO3) = 2,5 г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгебраический метод решения задач В-9 – элемент решения задач С4

В статье представлено пошаговое решение задач В9 алгебраическим способом. И применение этого способа после выработки алгоритма действий к решению задач С4. Приложена презентация, в которой представлен...

Готовимся к ЕГЭ по химии - задачи на избыток - недостаток

Подборка задач на избыток - недостаток...

Теорема синусов и косинусов.Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при решении задач. Развивать умения сра

Цели урока: развивать навыки самоконтроля  ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при реш...

Самостоятельная работа «Задачи на избыток-недостаток»

Самостоятельная работа«Задачи на избыток-недостаток»С ДОП. ЗАДАЧАМИ...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...

Конспект урока по теме "Решение задач на избыток и недостаток"

Публикацию можно использовать на уроке химии в 9 классе. Урок построен как упражнение в решении задач  с элементами соревнования...