Метод проектов и его использование при изучении химии.
статья по химии на тему

Химия среди учебных предметов занимает особое место. Это связано как со сложностью предмета химии как такового, так и с тем, что уровень школьного курса химии недостаточен для каких- либо научных работ. Эти два фактора во многом определяют особенности использования метода проектов в учебной деятельности при изучении химии.

Чтобы сделать урок более эффективным, придать ему целостный характер, нужно опираться на то, что учитель сегодня не является единственным источником информации, его роль состоит в том, чтобы организовать работу учащихся, быть координатором и консультантом.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Метод проектов и его

использование при изучении химии».

Учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ № 65

Белобородова Г.Н.

В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

В современном обществе образованный человек – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Речь здесь идет о формировании у учащихся  современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.

Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Привычными,  для нас, учителей, стали  понятия: «универсальные учебные действия», «метапредметные результаты», которые в конечном итоге  обеспечивают в комплексе «умение  учиться», способность  использовать информационные  и коммуникативные ресурсы в образовательных и жизненных ситуациях.

Очевидно, что при таком подходе использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные  технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса,  и  является метод учебного проекта.

Химия среди учебных предметов занимает особое место. Это связано как со сложностью предмета химии как такового, так и с тем, что уровень школьного курса химии недостаточен для каких- либо научных работ. Эти два фактора во многом определяют особенности использования метода проектов в учебной деятельности при изучении химии.

Чтобы сделать урок более эффективным, придать ему целостный характер, нужно опираться на то, что учитель сегодня не является единственным источником информации, его роль состоит в том, чтобы организовать работу учащихся, быть координатором и консультантом.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. 

Термин проект произошел от латин. projectus — брошенный вперед. В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова проект понимается как:1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

В основе метода проектов лежит умение ученика ориентироваться в информационном пространстве, вычленять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, проводить наблюдения, опыты, моделирование, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

Метод проектов -это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В литературе встречается несколько классификаций проектов:

По структуре проекта

  1. Исследовательские проекты. Они имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям: аргументация актуальности темы, определение проблемы, объекта исследования, постановка целей, задач и т.д. Результаты таких проектов могут быть представлены в форме доклада на бумажном носителе или в виде компьютерной презентации. Многие проекты по предметам естественно - научного цикла и в частности по химии относятся к этому типу.
  2. Творческие проекты. Эти проекты не имеют столь строго проработанной структуры, как исследовательские. Например, определение потребностей, анализ существующих объектов, изготовление нового объекта. Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, праздник и т.д.) В процессе преподавания химии этот тип проектов также может быть использован достаточно широко.
  3. Игровые проекты. Отличаются от остальных проектов тем, что ведущим видом деятельности учащихся является ролевая игра. Результатом такого проекта является проведение этой игры.
  4. Информационные проекты. Здесь учащиеся используют различные источники информации (библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, результаты анкетирования и т.д.) То есть производят сбор информации по какой-либо тематике. Информационные проекты могут быть частью исследовательских или подготовительным этапом к проведению исследования. Данный вид проектов также широко применяется на уроках естественно- научного цикла.

По числу участников:индивидуальные,парные, групповые.

По продолжительности проведения:

1.Краткосрочные. Эти проекты создаются в течение одной недели и используются в основном для знакомства учащихся с проектной деятельностью.

2. Среднесрочные. Время работы над проектом составляет от 1 недели до 1 месяца.

3. Долгосрочные. Работа над проектом занимает более 1 месяца. При обучении химии могут в равной степени использоваться все эти три вида проектов.

Как видно из приведенной классификации, проекты могут быть весьма многообразны. И, как и у любого метода, у метода проектов есть не только плюсы.

Применение этого метода требует существенных временных затрат как у учителя, так и у ученика. Кроме того, учитель, руководящий проектной работой, должен иметь высокий уровень компетентности не только в области преподаваемого предмета, но и в других отраслях знаний. При преподавании химии далеко не на каждом уроке создание проекта позволяет добиться значимых результатов.

Кроме того, по сравнению с другими методами дополнительной трудностью является невозможность объединить в одну исследовательскую группу весь класс, в котором обучаются дети с различными академическими способностями. Трудно также объективно оценить степень участия каждого ученика в групповых проектах.

Но наряду с недостатками есть и достоинства. Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении химии. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а, следовательно, усваиваются в более полной мере. Кроме того, школьники учатся искать информацию не только в объяснениях учителя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации, что важно для современных подростков. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления школьников.

Проектная деятельность имеет выраженную профориентационную направленность, что также является несомненным достоинством данного метода. Исследовательская деятельность, осуществляемая при создании проекта, может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным целостным, эмоциональным, творческим.

Вовлечение в создание проекта дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Проектная деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Темы проектов по химии, используемые в практической деятельности.

Можно сформулировать несколько как индивидуальных, так и групповых примерных тем, работа по которым потребует усвоения учащимися. 

При формулировании тем проектов, нужно учитывать основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный.

Историко-методологический аспект. Возможные направления раскрытия этого аспекта в проектах:

  • история развития вещества как части природы;
  • история химического производства в целом и история развития производства отдельных химических продуктов;
  • история развития и становления химии как науки;
  • жизнь и деятельность ученых-химиков. 

Такие проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают межпредметные связи. Учащиеся при выполнении проектов могут «повторить» открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химикам в прошлом. Такой исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.

Проекты с историческим содержанием:

  • развивают у учащихся интерес к науке, в частности к химии;
  • формируют мировоззрение у учащихся;
  • воспитывают у учащихся отношение к культуре и ее наследию как к общечеловеческим и личностно значимым ценностям.

Искусствоведческий аспект содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Работая над проектами такого содержания, учащиеся познакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, уникальных сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей.

Филологический аспект содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературе. Богатейшими возможностями располагает художественная литература для эмоционального и интересного обучения химии. Проекты могут быть основаны на исследовании отрывков и цитат из различных литературных источников, на нахождении неверных описаний химических явлений, ошибок в названиях веществ, неправильных трактовок свойств веществ.

Экологический аспект. Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания:

  • привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;
  • воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение.

Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

Прикладной аспект содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, повысить уровень знаний, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве.
Проекты прикладного характера могут объединяться в блоки:

  • энергетика и химические производства;
  • использование продуктов химической промышленности;
  • химия в быту;
  • химия и пища;
  • химия и организм человека.

Региональный аспект. В процессе обучения химия следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися.

Формы представления проектов.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены:

  • химический журнал; защита проектных работ;
  • научно методическое пособие, научная статья;
  • презентация, пресс – бюллетень, творческая работа;
  • альбом; афиша, макет, модель, игра,
  • рисунки, викторина, заочная экскурсия,
  • компьютерная газета;
  • альманах; интервью,
  • рекламный проспект; буклет,

Оценивание проектов: самооценка учащихся; оценка педагога; оценка учащихся (одноклассников, членов НОУ).

Из опыта работы на примере конкретных примеров:

 Проекты в виде домашнего задания

1.Проект: Строение атома.

Проблема: Великое в малом. Почему модель атома, предложенную Резерфордом, называют Планетарной.

Продукт: рисунки, аппликации и т.д  - модели строения атома.

2.Проект: Взаимодействие атомов. Химическая связь.

Проблема: Механизм взаимодействия атомов в молекулах.

Продукт: схемы образования различных видов химической связи в виде макетов.

3.Проект: Структурные формулы органических соединений

Проблема: Прочность химической связи в молекулах органических соединений

Продукт: модели молекул органических веществ

Краткосрочные проекты (выполненные на уроке)

1.Проект: Химичиские элементы в организме человека (металлы, неметаллы).

Проблема: К чему приводит нехватка тех или иных химических элементов в организме человека.

Продукт: листовки, собранне в один альбом

Долгосрочные проекты:

  1. Проект: Кристаллы

Проблема:  Выращивание кристаллов медного купороса, поваренной соли и других солей.

Продукт: Коллекция выращенных кристаллов

  1. Проект: Мыло и его моющая способность

Проблема: Зависимость свойств мыла от строения и состава

Продукт: Таблица результатов исследования моющей способности различных сортов мыла,  рекомендации.

Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:

  • уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
  • увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, для проведения свободной самостоятельной деятельности;
  •  прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята «пригодятся в жизни»); 
  • у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения при изучении химии

Данный материал разработан с использованием методик активного обучения, позволяющих сделать процесс обучения сфокусированным на ученике. На наших уроках ученик из обЪекта педагогического воздействия п...

«Метод проектов и его использование в образовательном процессе»

     В настоящее время широко используется метод проектов в связи с активным внедрением информационных технологий в образовательном процессе.  При раскрытии данной темы мы п...

Материалы выступления на семинаре: "Использование проектного метода при изучении химии"

Изменения в преподавании химии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информа...

Метод проектов и его использование в школе.

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не ...

Метод проектов и его использование в школе

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не ...

Проект по теме "Метод проектов и его использование в образовательном процессе"

Среди инновационных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания...

Метод проектов: организация деятельности обучающихся на уроках химии.

В статье " Метод проектов"  я делюсь опытом из своей работы о применении на уроках и во внеклассной работе по  химии технологии  проектно- исследователького  обучен...