Главные вкладки

    Проект по теме "Метод проектов и его использование в образовательном процессе"
    проект по физике на тему

    Алыкова Людмила Вадимовна
    Среди инновационных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации. При раскрытии темы практико-значимого проекта я постаралась показать возможности использования компьютерной техники в обучении. Объектом исследования данного проекта является использование информационных технологий в учебном процессе, а предметом исследования – использование метода проектов в деятельности учителя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_proektov_i_ego_ispolzovanie.doc166 КБ

    Предварительный просмотр:

    Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского

    « Новое образование»

    Практико-значимый проект

    на тему

            «Метод проектов и его использование

              в образовательном процессе»

                                                     выполнила : Алыкова Л.В.

                                   учитель физики

                                      МБОУ лицей №4

    .

    Коломна 2014

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение

    1. Метод проектов

    1.1.Что такое метод проектов?

           1.1.1.Немного об истории метода проектов

                   1.2.2.Понятие «Метод проектов»  

           1.2.Разработка метода проектов

                  1.2.1.Основные требования к использованию метода проектов        

                   1.2.2.Основные этапы выполнения проекта  

                   1.2.3.Роль учителя при выполнении проекта  

                   1.2.4.Роль учащихся при выполнении проекта  

                   1.2.5.Оценка выполненного проекта

    2.Разработка  проекта по физике на тему “Современные источники света”

    2.1. Почему выбрана данная тема проекта?  

    2.2.Этапы создания проекта:

          2.2.1.Планирование учебного проекта  

          2.2.2.Электронные ресурсы для учебного проекта  

          2.2.3.Создание презентации учащегося    

          2.2.3.Создание публикации учащегося    

          2.2.4.Электронные таблицы в проектной работе    

          2.2.5.Создание дидактических материалов  

          2.2.6.Создание методических материалов    

          2.2.7.Создание программного продукта  

          2.2.8.Разработка плана проведения проекта в школе    

          2.2.9.Защита учебных проектов    

    Заключение    

    Список литературы    

    ВВЕДЕНИЕ

    Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых.
            Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно ориентированный подход; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Все это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс, поэтому выбранная мною тема практико - значимого проекта достаточно
    актуальна.
          Среди инновационных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
       Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации.

    При раскрытии темы практико-значимого проекта я постаралась показать возможности использования компьютерной техники в обучении.

    В данной работе  преследуются следующие цели:

    1.Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя физики.

    2. Разработать метод проектов по физике на тему “Современные источники света”

    В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:

    1. Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности учителя физики.

    2. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учителя физики в школе.

    Объектом исследования данного проекта является  использование информационных технологий в учебном процессе, а предметом исследования – использование метода проектов в деятельности учителя.

    В первой главе даны понятия метода проекта, его использование в учебном процессе.

    Во второй главе дается подробная поэтапная разработка проекта по физике на тему «Современные источники света».  

    Глава 1. Что такое метод проектов?

    В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

    Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

    Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

    Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

    1. Немного об истории метода проектов.

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

    Метод проектов привлек внимание и  русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

    Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

    1.1.1. Понятие «Метод проектов»

    По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность .

    Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

    Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [15, с. 11].

    В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

    Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

    Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

    а) выделение внутреннего учебного материала;

    б) организация целесообразной деятельности;

    в) бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

    Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

    Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

    Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению [2].

    Исследовательский предмет может быть по содержанию:

    монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

    межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;

    надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

    Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования [15].

    1.2.Разработка метода проектов

    1.2.1. Основные требования к использованию метода проектов

    1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т.д.).

    2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т. д);

    3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

    5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

    6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

    7.Использование исследовательских методов :

    •  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

    •  выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

    •  оформление конечных результатов;

    •  анализ полученных данных;

    • подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

    Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

    Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

    Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

    Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

    Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

    1.2.2. Основные этапы выполнения проекта

    При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.

    Этапы выполнения проекта

    Таблица 1

    Этап

    Задача

    Деятельность учащихся

    Деятельность

    учителя

    1

    2

    3

    4

    Начинание

    Определение     темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

    Уточняют      информацию, обсуждают задание

    Мотивирует учащихся,   объясняет       цели проекта, наблюдает

    Планирование

    Анализ проблемы, определение источников информации,     постановка задач и выбор критериев оценки результатов,    распределение ролей в команде

    Формирует  задачи, уточняют информацию     (источники),   выбирают и обосновывают свои критерии успеха

    Помогает в анализе и синтезе (по     просьбе),

    наблюдает

    Принятие решения

    Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

    Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

    Наблюдает, консультирует

    Выполнение

    Выполнение проекта

    Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

    Наблюдает, советует (по просьбе)

    Оценка     результатов

    Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели

    Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

    Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)

    Продолжение таблицы №1

    Защита   проекта

    Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

    Защищают проект, участвуют в

    коллективной оценке  результатов проекта

    Участвует       в коллективном анализе и оценке   результатов проекта

    1.2.3. Роль учителя при выполнении проекта

    Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

    У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

    -   намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

    -   искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

    -   осуществлять и аргументировать выбор;

    -   предусмотреть последствия выбора;

    -   действовать самостоятельно (без подсказки);

    -   сравнивать полученное с требуемым;

    - объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

    При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно продемонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в деятельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения - обучения» обозначена путем близости изображения символов.

    Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

    1.2.4. Роль учащихся в выполнении проекта

    Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

    Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

    1.2.5. Оценка выполненного проекта

    Как отмечает Чечель З.И. [6], на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

    Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

    Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель И.З. советует использовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице (см. приложение 2).

    Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

    85 - 100 баллов - «5»;

    70 - 85 баллов - «4»;

    50 - 70 баллов - «3»;

    менее 50 баллов - «2».

    Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

    Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

    Глава 2. Разработка  проекта по физике на тему

    “Современные источники света”

    2.1.Почему выбрана данная тема проекта?

    Поскольку современное общество  на сегодняшний день не может обходиться без электричества, а ресурсы нашей планеты со временем уменьшаются, поэтому энергетики с каждым годом повышают плату за использование энергии. Для больших организаций имеющих миллионы и миллиарды на своих заграничных счетах повышение платы не приведет к банкротству. Но как быть рядовому гражданину, проживающему на зарплату чуть большую прожиточного минимума? Наверняка повышение  отдастся по их кошельку довольно заметно, особенно в зимний период.

    Так как быть нам не входящим в те миллионные организации? Смериться и урезать себя в питании или других радостях жизни?   Нет, есть выход! Можно по максиму использовать электроэнергию и при этом экономить, но, к сожалению не все дается в этом мире бесплатно, и перед экономией  придется выложить определенную сумму.

    В ходе выполнения данной работы  ребята 10 класса нашли способы использовать по максимуму электроэнергию и при этом экономить. Не зря ими была выбрана тема проекта: «Современные источники света». Ведь при просмотре множества  литературы и страничек с Интернета они пришли к выводу что затратив  немного больше на покупку современных источников света в дальнейшем ваши затраты на электроэнергию уменьшаться примерно в 2 – 3 раза!

    Т.к большинство населения в своих квартирах используют не дорогие лампы накаливания, которые неэффективны для освящения  помещений т.к имеют КПД 6-8% , к тому же все знают что они не долговечны, попросту не знают и не интересуются другими видами источников света. Исходя из этого, и была  выбрана тема проекта, где более глубоко были разобраны школьниками свойства, достоинства  и   недостатки современных источников света.

    Тема "Источники света", "Полупроводники", рассматриваются в большинстве программ по физике, эти темы является одними из сложных и проблемных тем для усвоения. Однако следует заметить, что ученики часто встречаются с источниками света и  полупроводниками  в быту. В связи с этим наиболее целесообразным методом обучения является метод проектов.

    2.2.Этапы создания проекта.

    2.2.1.Планирование учебного проекта

    В начале этого этапа я выбираю учебную тему проекта “Современные источники света”. На данном этапе определенную трудность представляет придумывание основополагающих, проблемных вопросов и частных вопросов. Давайте разберемся, что это за вопросы и для чего они нужны.

    Основополагающие вопросы – самые абстрактные в цепи вопросов и служат всеобъемлющей структурой для нескольких разделов или всего года обучения.

    Проблемные или вопросы учебной темы – задаваемые в рамках одной дисциплины, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопроса.

    Частные вопросы – вопросы, которые основываются на фактах.

    При разработке любого проекта сначала разрабатываются все  перечисленные вопросы, которые в свою очередь находиться взаимосвязи и по отдельности не могут существовать. Учащиеся в ходе выполнения проекта могут начинать с вопросов любого уровня, кому как удобнее.  Когда все вопросы продуманы, приступаем к разработке презентации учителя

    После обсуждения основополагающего и проблемного вопроса с учениками я кратко знакомлю, учащихся с различными видами источников света используя ранее созданную презентацию учителя.

    Для более детального рассмотрения источников и выявления наиболее выгодных, на этом этапе, мною  предлагаются следующие актуальные темы исследований для учащихся:

    ● История возникновения ламп накаливания.

    ● Полупроводники в жизни человека.

    ● Человек и источник света.

    ● Свет и зрение и т.д.

    После выбора участниками проекта исследовательских тем демонстрирую примеры проектов .

    В завершении данного этапа провожу практические работы:

    - Создание электронных папок и заполнение визитной карточки проекта.

      Учащиеся после выбора темы и должности в проекте на своем рабочем компьютере создают ряд электронных папок.

    2.2.2.Электронные ресурсы для учебного проекта

    На данном этапе я выдаю раннее подобранную литературу учащимся и ссылки на информацию в Интернете. Для того чтоб учащиеся с легкостью выполняли поиск проводиться ознакомительный урок по способам поиска, сохранения информации с Интернета, о авторском праве и т.д

    На данном этапе учащиеся  заполняют список   использованных ресурсов  . На этом этап заканчивается.

    2.2.3.Создание презентации учащегося

    В начале данного этапа происходит объяснение учащимся  как необходимо создавать, какова структура и требования к презентациям в теме  планирование презентации.

    Структура презентации должна быть следующей:

    1 слайд: Вопрос для исследования ученика / Тема исследования ученика, автор(ы),

    2-й слайд: Вопрос учебной темы (как объект исследования), гипотеза исследования,

    3-й слайд: Цель исследования, задачи и гипотеза  исследования (что я поэтапно и конкретно сделал, чтобы достичь цели).

    4-й слайд - 5-й слайд: Краткое/тезисное представление решенных задач (или, иными словами, представление хода исследования).

    Здесь важно обратить внимание учеников на то, что презентация является визуальным представлением и сопровождением результатов проведенного исследования, поэтому для лучшего понимания целесообразно иллюстрировать тезисы графическими изображениями, схемами, диаграммами, таблицами.

    n +1 слайд: Выводы, которые могут быть представлены в форме обобщении, перечня результатов, предложений, рекомендаций, алгоритмов деятельности и др. Здесь важно  обратить внимание учеников  на соотнесение выводов с целью и гипотезой исследования.

    n +2 слайд: Использованные источники.

    Важно: Оформление, начертание шрифтов всех слайдов должны быть одинаковы.

    После того как ученикам дана структура презентации, им предлагается начать разрабатывать собственные презентации пологая, что они уже знакомы с программой  Microsoft Office PowerPoint. Разработанная презентация учащегося оценивается по разработанному  учителем критерию оценивания презентации .

    2.2.4.Создание публикации учащегося

    На данном этапе я рассказываю учащимся о том, что существует различные виды печатных изданий:

    Афиша- реклама, одностороннее листовое издание, крупноформатное.

    Брошюра – непериодическое издание, в мягкой обложке, в виде скрепленных или склеенных листов.

    Буклет (Booklet) - как правило, многокрасочное издание, отпечатанное на одном листе, сфальцованное любым способом в два и более сгибов (гармошкой, дельтообразно, с поперечным фальцем и т.д.). Обычно применяются дна метода фальцовки: гармошкой, когда каждый последующий сгиб направлен в сторону, противоположную предыдущему, и салфеткой - сгибы направлены в одну сторону (для рекламных листков, проспектов, путеводителей). Вот он и будет нас интересовать.

    Дайджест - издание, и котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период.

    Журнал - периодическое сброшюрованное печатное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи по различным вопросам жизни, природы, науки, литературные произведения, иллюстративный и другие материалы.

    Книга один из вида  полиграфической продукции, непериодическое издание в виде сброшюрованных бумажных листов или тетрадей с отпечатанной на них текстовой, графической, иллюстрационной информацией, объемом более 48 страниц, как правило, в твердом переплете. Может быть и рукописным  периодическим изданием.

    Обложка - бумажное иллюстрированное или текстовое покрытие издания, предохраняющее его страницы (блоки) от разрушения и загрязнения, содержит ряд выходных сведений, является также элементом внешнею оформления.

    Плакат - чистовое издание большого формата и др.

    После знакомства с различными видами публикаций учащиеся выбирают понравившейся им виды публикаций, но чаще всего учитель рекомендует буклет т.к он несет максимум текстовой и графической информации в своем компактном размере. Для правильного создания публикации, приводиться ее структура с точки зрения представления результатов исследования:

    • Краткое описание проблемы исследования;
    • Какие существуют точки зрения на проблему исследования;
    • Кто занимался исследованием проблемы;
    • Каковы были этапы исследования;
    • Какие получены результаты, на что стоит обратить внимание;
    • Какие можно сделать выводы по результатам исследования.

    Предполагая, что учащиеся знакомы с созданием публикаций, все же  следует обратить внимание на логическое расположение информации в буклете. Как известно, буклет имеет две стороны: внешнюю (на которой находиться название буклета) и внутреннюю. Разработанная публикация учащегося оценивается по разработанному  учителем критерию оценивания публикации .

    2.2.5.Электронные таблицы в проектной работе

    На этом этапе электронные таблицы в проектной работе могут быть как инструментом работы учителя для разработки дидактических материалов, так и  учащихся для представления результатов  своих исследований.

    Для учащихся самый легкий и доступный выбор это создание кроссвордов .

    2.2.6.Создание дидактических и методических материалов

    При создании дидактических материалов можно предложить следующие инструменты: Microsoft Word; Microsoft Office Publisher; MS Excel. Выше уже было описано несколько из них, но из нерассмотренных остался Microsoft Word, рассмотрим, что можно создавать с помощью этого инструмента.

     Microsoft Word содержит большое количество инструментальных средств, использование которых поможет вам при создании дидактических материалов. Сначала учитель создает раздаточный материал, с которым впоследствии работают учащиеся.

    Создание структуры документа. В период приобретения навыков важно научить школьников пользоваться разнообразными инструментальными средствами, чтобы они прежде всего фокусировали свое внимание на содержании документа. Режим Структуры позволяет легко и быстро изменить структуру документа. Можно изменить порядок заголовков и текста документов, перемещая их, а также повышать или понижать уровень основного текста или заголовка.

    Рецензирование документа. Используя функцию Рецензирование, учащиеся могут отправлять свои работы на рецензию, а также вставлять в нее необходимые комментарии, вносить исправления. При отправке файла автоматически создается форма запроса на рецензирование. При получении файла учитель вносит исправления в текст и отсылает файл обратно. При возвращении документа от рецензента автоматически предлагается объединить изменения. С помощью средств рецензирования изменения можно принять или отклонить.

    Проверка правописания. В Microsoft Word можно настроить функцию Правописание, содержащую набор грамматических и орфографических правил. Проверку грамматики можно настроить путем выбора определенных правил или настройкой специальных стилей.

    Графика. В любой документ Microsoft Word можно включать рисунки, отсканированные изображения, объекты WordArt, анимированный текст и т. п., чтобы работа выглядела более профессионально.

    2.2.7.Создание программного продукта

    При выполнении проектной деятельности стандартно создаются: презентация и буклет проекта, методические и дидактические материалы. Вся изготовленная информация эффективно представляется с помощью Web – сайта. Но существуют не стандартные проекты, которые содержат разработанную программу, которую представляет либо Web-сайт, либо презентация или буклет. В данном же проекте разработанная программа – модель наоборот дополняет проект и те кто хочет боле полнее познакомиться с процессами происходящими в полупроводниковых источниках света она поможет разобраться в p – n проводимости.[12]

    Данная модель разрабатывалась на  Macromedia Flash 8 учениками 10 класса с помощью учителя. Перед созданием программы  читался урок по Flash – анимации и методах ее создания. Модель “Проводимость полупроводников”

    содержит в себе тест по пройденной теме: полупроводники, теоретический материал по p – n проводимости и собственно сам анимированный процесс p – n проводимости.

    2.2.8.Разработка плана проведения проекта в школе.

    С одной стороны, работа по планированию образовательной деятельности учащихся является знакомой учителю, но с другой стороны, планирование проектной деятельности достаточно ново и не освоено. Поэтому чтобы любой проект состоялся, требуется тщательное планирование, потому что именно на основе хорошо продуманного плана возможно эффективное управление проектом и получение нужного результата.

    На данном этапе проводится:  

    -организация проведения проекта в школе

    - обзор и корректировка материалов к проекту;

    - поиск дополнительных ресурсов

    -подготовка к защите проекта

    2.2.9.Защита учебных проектов

    На этом этапе производится защита работы участниками проекта .

    Несмотря на наблюдаемое разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обеспечения максимального удобства пользователя. Рассмотрим наиболее общие из них.

    Во-первых, предъявляемый материал должен быть структурирован в соответствии с логикой авторского изложения, подан, представлен пользователю в соответствии с этой структуризацией. Пользователь должен свободно ориентироваться в программе, для чего его следует ознакомить со стратегией освоения предлагаемой информации.

    Интерактивность, «дружественный» интерфейс, продуманная система помощи, подсказок, комментариев — неотъемлемые составляющие эргономики разрабатываемого проекта. Сюда же можно отнести требования к дизайну программы: умелый подбор цветовой гаммы, подбор шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, обеспечивающий «читабельность» текста, тщательность исполнения картинок, заполняющих экранное пространство, высокое качество вставляемых аудио- и видеофрагментов. Любой, даже самый увлекательный, сценарий потеряет свою притягательную силу, если не соблюдены элементарные эргономические требования к компьютерной программе.

    Не менее значимо и техническое исполнение: обеспечение бесперебойного режима работы, надежность программы, грамотная компиляция продукта.

    Таким образом, приступая к реализации проекта, учитель  должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается программа. И то, и другое концентрируется в форме бланка технического задания.

    Кроме того, необходимо обратить внимание на единство стиля. Каковы же пути достижения единства стиля, определяемые большинством дизайнеров?

    Создайте тему, определите ее графическое решение — своеобразный лейтмотив создаваемого ресурса. Проверьте, соответствует ли найденное решение смысловому содержанию, отражает ли его суть. Определите, соответствуют ли элементы оформления выбранной визуальной теме, гармонично ли «вписываются» в общий дизайн, не выглядят ли чужеродными элементами.

    Общие требования к дизайну: умелый подбор цветовой гаммы, подбор шрифтов (начертание и размер), обеспечивающий «читабельность» текста, выбор оптимального формата и размера графических объектов, заполняющих экранное пространство, высокое качество вставляемых аудио- и видеофрагментов.

    Из выше сказанного можно катко выделить внешнюю оценку проекта и создать итоговую оценочную таблицу проекта :

    • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
    • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
    • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
    • коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
    • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта (при групповом проекте);  
    • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
    • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
    • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
    • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы(при групповом проекте).

    Требования к докладчику:

    Как Вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на высоком уровне?

    Вот только некоторые из них:

    • энтузиазм,
    • организованность,
    • настрой на аудиторию,
    • гибкость,
    • правильный язык телодвижений,
    • хороший словарный запас,
    • разнообразие тона голоса,
    • настрой на достижение цели.

    Заключение

         В программе  изучения  физики ,   сказано, что одним из умений, которым должны овладеть учащиеся, является:

    • проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
           Метод проектов поможет достичь целей,   сориентировать на выработку определенных умений работы с информацией.  
       
      В ходе работы над данным практико-значимым  проектом мною  были выполнены следующие цели:

    1. Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя физики.

    2.  Разработать метод проектов по физике на тему “Современные источники света”.

    Для того чтобы достигнуть поставленных целей был рассмотрен метод проектов и его роль в деятельности учителя, а также была проанализирована литература в которой раскрывается возможность создания метода проектов в деятельности учителя.

    Достигнуты поставленные  задачи:

    1. Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности учителя физики.

    2. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учителя физики в школе.

    Разработанный метод проектов был проведен в МБОУ лицей №4 г. Коломна в 10 классе.

    На проведенных занятиях учащиеся разработали презентации и  буклеты на темы «Человек и источник света» и «Полупроводники в жизни человека»; разработали с помощью учителя модель проводимости полупроводников. На основе всего выше изложенного можно сказать, что поставленные цели и задачи решены в полном объеме.

    Литература.

    1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -Мн.: Высш. шк., 1998.
    2. Варламов С.Д., Сурков В.А. использование Microsoft Office в школе. История. Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: «ИМА-пресс», 2002. - 111с.
    3. Ботт Э. Использование Microsoft Office 2000. Специальное издание: Пер. с англ.: Уч. Пос. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.-1024с,
    4. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power point//Информатика и образование. 2002. №9. - С. 27-30.
    5. Демушкин А.С, Кириллов А.И. Компьютерные обучающие программы//Информатика и образование. 1995.№3.-С. 14-19.
    6. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
    7. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. - М.: издательский центр «Академия», 2001. -624с.
    8. Макарова Н.В. Информатика. 10-11 класс. - СПб: «Питер», 2001. -304с.
    9. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.
    10. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.
    11. Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами по информатике // Педагогическая информатика. 1999. №2. - С. 21-27.
    12. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. - 3-е изд., - М.: АБФ, 1998.-656с.
    13. Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерным технологиям. - М.: АБФ, 1998. -760с.
    14. Шилова О.Н., Лебедева М.Б., Как разрабатывать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы intel. –М.:2006 г. – 150с.

    15.Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Метод проектов и его использование в образовательном процессе»

         В настоящее время широко используется метод проектов в связи с активным внедрением информационных технологий в образовательном процессе.  При раскрытии данной темы мы п...

    Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

    изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

    Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

    изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

    Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

    На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

    «Создание экологических проектов , как средство обеспечения метапредметных результатов в организации образовательного процесса по географии»

    В связи с современными требованиями ФГОС, перед каждым учителем встает проблема поиска новых  путей их реализации. Наиболее перспективным методом  развития ключевых образовательных компетенц...

    Педагогический проект "Формирование ключевых компетенций учащихся с использованием современных образовательных технологий"

    АННОТАЦИЯ         Проект направлен на достижение цели развития у учащихся ведущих интеллектуальных индивидуально-личностных способностей, навыков исследовательс...