Главные вкладки

    Электронный учебник «Химия 9 класс»
    презентация к уроку по химии (9 класс) по теме

    Сафонова Эльфия Рустямовна

    9 класс

    Теория элекролитической диссоциации

    Процесс электролитической диссоциации обусловлен взаимодействием растворенных веществ с водой (или другим растворителем); образующиеся ионы - катионы и анионы – являются гидратированными, т. е. химически связанными с водой.

    К электролитам относятся вода, кислоты, основания, соли. При диссоциации кислот всегда образуются ионы водорода H+ (точнее – ионы гидроксония H3O+), которые обусловливают важнейшие свойства кислот (кислый вкус, действия на индикаторы, взаимодействие с основаниями)

    Степень диссоциации – безразмерная величина, ее выражают в долях или в процентах. При полной диссоциации электролита степень диссоциации равна 1 или 100% . Для не электролитов, которые не диссоциируют на ионы a = 0.

    В зависимости от степени диссоциации все электролиты подразделяют на слабые и сильные: слабые электролиты лишь частично диссоциируют на ионы, сильные электролиты - практически полностью.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Химия. 9 класс

    Слайд 2

    Теория электролитической диссоциации Электролиты — это вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. К ним относятся вещества с ионной и ковалентной сильнополярной связью, такие, как соли, кислоты и щелочи. Неэлектролиты — это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. К неэлектролитам относятся вещества с ковалентной неполярной и слабополярной связью, например сахар, спирт . Электрический ток — это направленное движение заряженных частиц, то можно предположить, что в растворах электролитов образуются заряженные частицы, которые могут свободно перемещаться. При растворении электролитов появляются свободно движущиеся ионы, поэтому растворы электролитов проводят электрический ток. Распад электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией.

    Слайд 3

    Подгруппа кислорода

    Слайд 4

    КИСЛОРОД (лат. Oxygenium), О, химический элемент VI группы периодической системы, атомный номер 8, атомная масса 15,9994. В свободном виде встречается в виде двух модификаций — О 2 («обычный» кислород) и О 3 (озон). О 2 — газ без цвета и запаха, плотность 1,42897 г/л, t пл -218,6 °С, t кип -182,96 °С. Химически самый активный (после фтора) неметалл. Самый распространенный на Земле элемент; в виде соединений составляет ок. 1/2 массы земной коры; входит в состав воды (88,8% по массе) и многих тканей живых организмов (ок. 70% по массе). Жидкий кислород — компонент ракетного топлива.

    Слайд 5

    СЕРА (лат. Sulfur), S, химический элемент VI группы периодической системы Менделеева, атомный номер 16, атомная масса 32,066. Желтые кристаллы. Устойчива в двух модификациях — ромбической (плотность 2,07 г/см 3 , t пл 112,8 °С) и моноклинной (плотность 1,96 г/см 3 , t пл 119,0 °С). В воде нерастворима. На воздухе устойчива; при горении дает SO 2 , с металлами образует сульфиды. В природе — самородная сера, сульфиды, сульфаты. Серу выплавляют из самородных руд; получают также окислением кислородом воздуха сероводорода, содержащегося в природном, нефтяном, коксовом газах, и др. методами.

    Слайд 6

    СЕЛЕН (лат. Selenium), Se, химический элемент VI группы периодической системы Менделеева, атомный номер 34, атомная масса 78,96. Название от греческого selene — Луна. Образует несколько модификаций. Наиболее устойчив серый селен — кристаллы, плотность 4,807 г/см 3 , t пл 221 °С. В природе рассеян, сопутствует сере, добывают из отходов (шламов) при электролитической очистке меди. Полупроводник, обладающий фотоэлектрическими свойствами. Селеновые фотоэлементы применяют в различных устройствах, напр. фотоэлектрических экспонометрах. Все соединения селена ядовиты.

    Слайд 7

    ТЕЛЛУР (лат. Tellurium), Те, химический элемент VI группы периодической системы, атомный номер 52, атомная масса 127,60. Название от лат. tellus род. п. telluris — Земля. Серебристо-серые, очень хрупкие кристаллы с металлическим блеском, плотность 6,24 г/см 3 , t пл 450 °С; полупроводник. На воздухе устойчив, при высокой температуре горит с образованием диоксида ТеО 2 . В природе встречается в виде теллуридов и как самородный теллур; часто сопутствует сере и селену; добывают из отходов электролиза меди. Многие соединения теллура — полупроводниковые материалы, приемники инфракрасного излучения.

    Слайд 8

    ПОЛОНИЙ (лат. Polonium), Ро, химический элемент VI группы периодической системы Менделеева, атомный номер 84, атомная масса 208,9824. Радиоактивен; наиболее устойчивый изотоп 209Ро (период полураспада 102 ч). Название от лат. Polonia — Польша. Мягкий серебристо-белый металл; плотность 9,136 г/см 3 , t пл 254 °С. Изотоп 210Ро — источник a-излучения, в смеси с бериллием полоний — удобный лабораторный источник нейтронов.

    Слайд 9

    Подгруппа азота

    Слайд 10

    АЗОТ (лат. Nitrogenium), N, химический элемент V группы периодической системы, атомный номер 7, атомная масса 14,0067. Название от греческой a — отрицательная приставка и zoe — жизнь (не поддерживает дыхания и горения). Свободный азот состоит из 2-атомных молекул (N 2 ); газ без цвета и запаха; плотность 1,25 г/л, t пл — 210 °C, t кип — 195,8 °C. Химически весьма инертен, однако реагирует с комплексными соединениями переходных металлов. Основной компонент воздуха (78,09% объема), разделением которого получают промышленный азот (более 3/4 идет на синтез аммиака). Применяется как инертная среда для многих технологических процессов; жидкий азот — хладагентный азот — один из основных биогенных элементов, входящий в состав белков и нуклеиновых кислот.

    Слайд 11

    ФОСФОР (лат. Phosphorus), Р, химический элемент V группы периодической системы Менделеева, атомный номер 15, атомная масса 30,97376. Название от греч. phosphoros — светоносный. Образует несколько модификаций — белый фосфор (плотность 1,828 г/см 3 , t пл 44,14 °С), красный фосфор (плотность 2,3 г/см 3 , t пл 590 °С) и др. Белый фосфор легко самовоспламеняется, светится в темноте (отсюда название), ядовит; красный менее активен химически, ядовит. Добывают из апатитов и фосфоритов. Присутствует в живых клетках в виде орто- и пирофосфорной кислот и их производных.

    Слайд 12

    МЫШЬЯК (лат. Arsenicum), As, химический элемент V группы периодической системы, атомный номер 33, атомная масса 74,9216. Русское название от «мышь» (препараты мышьяка применялись для истребления мышей и крыс). Образует несколько модификаций. Обычный мышьяк (т. н. металлический, или серый) — хрупкие кристаллы с серебристым блеском; плотность 5,74 г/см 3 , при 615 °С возгорается. На воздухе окисляется и тускнеет. Добывают из сульфидных руд (минералы арсенопирит, аурипигмент, реальгар). Компонент сплавов с медью, свинцом, оловом и др. и полупроводниковых материалов.

    Слайд 13

    СУРЬМА (лат. Stibium), Sb, химический элемент V группы периодической системы, атомный номер 51, атомная масса 121,75. Образует несколько модификаций. Обычная сурьма (т. н. серая) — синевато-белые кристаллы; плотность 6,69 г/см 3 , t пл 630,5 °С. На воздухе не изменяется. Важнейший минерал — антимонит (сурьмяный блеск). Компонент сплавов на основе свинца и олова (аккумуляторные, типографские, подшипниковые и др.), полупроводниковых материалов.

    Слайд 14

    ВИСМУТ (лат. Wismuthum), Bi, химический элемент V группы периодической системы, атомный номер 83, атомная масса 208,9804. Серебристо-белый металл, хрупкий, легкоплавкий; плотность 9,80 г/см 3 , t пл 271,4 °С. В сухом воздухе устойчив. Минералы — висмутин, бисмит и др.; добывают главным образом попутно со свинцом, медью. Компонент легкоплавких сплавов, присадка к легкообрабатываемым автоматным сталям и другим сплавам, к алюминию; расплав висмута — теплоноситель в ядерных реакторах. Соединения висмута — пигменты, флюсы в производстве керамики, стекла, вяжущие и антисептические средства в медицине.

    Слайд 15

    Подгруппа углерода

    Слайд 16

    УГЛЕРОД (лат. Carboneum), С, химический. элемент IV группы периодической системы Менделеева, атомный номер 6, атомная масса 12,011. Основные кристаллические модификации — алмаз и графит. При обычных условиях углерод химически инертен; при высоких температурах соединяется с многими элементами (сильный восстановитель). Содержание углерода в земной коре 6,5.1016 т. Значительное количество углерода (ок. 1013 т) входит в состав горючих ископаемых (уголь, природный газ, нефть и др.). Углерод обладает уникальной способностью образовывать огромное количество соединений, которые могут состоять практически из неограниченного числа атомов углерода

    Слайд 17

    КРЕМНИЙ (лат. Silicium), Si, химический элемент IV группы периодической системы, атомный номер 14, атомная масса 28,0855. Темно-серые кристаллы с металлическим блеском; плотность 2,33 г/см 3 , t пл 1415 °С. Стоек к химическим воздействиям. Составляет 27,6% массы земной коры (2-е место среди элементов), главные минералы — кремнезем и силикаты. Один из важнейших полупроводниковых материалов (транзисторы, термисторы, фотоэлементы). Составная часть многих сталей и других сплавов (повышает механическую прочность и устойчивость к коррозии, улучшает литейные свойства).

    Слайд 18

    ГЕРМАНИЙ (лат. Germanium), Ge, химический элемент IV группы периодической системы, атомный номер 32, атомная масса 72,59. Назван от латинского Germania — Германия, в честь родины К. А. Винклера. Серебристо-серые кристаллы; плотность 5,33 г/см 3 , t пл 938,3 °С. В природе рассеян (собственно минералы редки); добывают из руд цветных металлов. Полупроводниковый материал для электронных приборов (диоды, транзисторы и др.), компонент сплавов, материал для линз в ИК-приборах, детекторов ионизированного излучения.

    Слайд 19

    ОЛОВО (лат. Stannum), Sn, химический элемент IV группы периодической системы, атомный номер 50, атомная масса 118,710. Серебристо-белый металл, мягкий и пластичный; t пл 231,91 °С. Полиморфно; т. н. белое олово (или b-Sn) с плотностью 7,228 г/см 3 ниже 13,2 °С переходит в серое олово (a-Sn) с плотностью 5,75 г/см 3 . На воздухе тускнеет, покрываясь пленкой оксида, стойкой к химическим реагентам. Главные промышленные минералы — касситерит и станнин.

    Слайд 20

    СВИНЕЦ (лат. Plumbum), Pb, химический элемент IV группы периодической системы Менделеева, атомный номер 82, атомная масса 207,2. Синевато-серый металл, тяжелый, мягкий, ковкий; плотность 11,34 г/см 3 , t пл 327,4 °С. На воздухе покрывается оксидной пленкой, стойкой к химическим воздействиям. Используют для изготовления пластин для аккумуляторов (ок. 30% выплавляемого свинца), оболочек электрических кабелей, защиты от гамма-излучения (стенки из свинцовых кирпичей), как компонент типографских и антифрикционных сплавов, полупроводниковых материалов.

    Слайд 21

    Общие свойства металлов К металлам относится большинство химических элементов. Все побочные подгруппы периодической системы, а также главные подгруппы I – II групп состоят только из металлов. Общие свойства металлов обусловлены их внутренним строением. В металлах между атомами имеется особый вид химической связи — металлическая, которая имеет черты сходства как с ковалентной, так и с ионной. Общие физические свойства металлов 1. Пластичность 2. Электрическая проводимость 3. Высокая теплопроводность 4. Металлический блеск Все химические реакции с участием металлов - простых веществ могут быть только окислительно-восстановительными и только двух типов: соединения и замещения. В этих реакциях металлы всегда бывают восстановителями

    Слайд 22

    Щелочные металлы мягкие и легко режутся ножом. Имеют характерный металлический блеск. На воздухе щелочные металлы быстро окисляются, а в кислороде горят.

    Слайд 23

    Металлы побочной подгруппы Железо — элемент побочной подгруппы VIII группы. Это d -элемент, так как в атоме железа происходит заполнение электронами 3d - орбиталей. Электронное строение атомов железа обусловливает свойства простого вещества и соединений железа. В природе железо встречается в свободном состоянии, а также образует многочисленные минералы.

    Слайд 25

    Получение металлов Получение чугуна Получение стали Получение алюминия


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Соединения галогенов

    Слайд 2

    План урока Водородные соединения галогенов П олучение хлороводород а в лаборатории ( д емонстрационный опыт) О бщие свойства соляной кислоты ( ученический эксперимент) Соли галогеноводородов Применение знаний

    Слайд 3

    Галогеноводороды (Заполни таблицу) H Г название Растворимость Прочность молекулы Сила кислоты

    Слайд 4

    Галогеноводороды H Г Растворимость Прочность молекулы Сила кислоты HF Фторово -дородная хорошая уменьшается увеличивается HCl Хлорово-дородная хорошая HBr Бромово -дородная хорошая HI Йодово -дородная хорошая

    Слайд 5

    Соляная кислота- HCl Соляная кислота – бесцветная, дымящая на воздухе жидкость (в продажу поступает 36% раствор хлороводорода в воде) несколько тяжелее воды (плотность 1.19 г/мл)

    Слайд 6

    Способы получения хлороводорода В лаборатории (рис.1) В промышленности (рис.2) Рис.1 Рис.2

    Слайд 7

    Уравнения химических реакций получения хлороводорода 1. NaCl ( кр .) + H 2 SO4( конц .)= NaHSO4+2HCl 2. H 2 + Cl 2 =2HCl

    Слайд 8

    Свойства соляной кислоты Взаимодействие HCl c веществами различных классов Классы веществ Металлы Неме Оксиды Основания Соли HCl

    Слайд 9

    Свойства соляной кислоты c веществами каких классов р еагирует Классы веществ Металлы Неме Оксиды Основания Соли HCl + до Н в ряду напряже-ния - МеО Основные, Амфотер . + +если обр-ся непрочная кислота

    Слайд 10

    Ученический эксперимент «Общие свойства соляной кислоты» 1.Соблюдай технику безопасности при работе с кислотами и щелочами!!! 2. Проведи химические реакции с предложенными на керамической пластинке реагентами и соляной кислотой 3. Результаты и наблюдения впиши в таблицу Реагенты Zn пыль серометал . CaO белый рыхлый Порошок Фенол/ фтал . NaOH NaHCO3 Мелкие кристаллы HCl

    Слайд 11

    Ученический эксперимент «Общие свойства соляной кислоты» 1.Соблюдай технику безопасности при работе с кислотами и щелочами!!! 2. Проведи химические реакции с предложенными на керамической пластинке реагентами и соляной кислотой 3. Результаты и наблюдения впиши в таблицу Реагенты Zn пыль CaO белый рыхлый Порошок Фенол/ фтал . NaOH NaHCO3 Мелкие кристаллы HCl Выделяются пузырьки газа- Н 2 «Растворение» Ca О Малинов . – наличие ОН - , При + HCl бесцвет . – р. Нейтрализа - ции Бурное вспенивание, выделение газа CO 2

    Слайд 12

    Проверь уравнения: 1 . Zn +2HCl= ZnCl2 + H2 Zn 0 + 2H + = Zn 2+ + H 2 2. CaO +2HCl = CaCl2 + H2O CaO + 2H + = Ca 2+ + H 2 O 3. NaOH + HCl = NaCl + H2O H + + O Н -- = H 2 O 4. NaHCO3 + HCl = NaCl + H2O + CO2 H + + Н CO -- = H 2 O

    Слайд 14

    Соли галогеноводородных кислот и их обнаружение. реагенты NaF белые кр . NaCl белые кр . NaBr белые кр . NaI белые кр . ? ?

    Слайд 15

    Соли галогеноводородных кислот и их определение. реагенты HF HCl HBr HI AgNO 3 Реакции нет Белый твор.осадок Осадок свет. Желт. Осадок желтого цвета. CaCl 2 Белый осадок Реакции нет Реакции нет Реакции нет

    Слайд 16

    Применение знаний урока п ри изучении последующих тем курса химии На контрольной работе При сдаче ОГЭ В повседневной жизни

    Слайд 18

    Применение соединений галогенов

    Слайд 19

    Задания из ОГЭ 2017 1. В реакцию с соляной кислотой вступает: 1) нитрат серебра 2) нитрат калия 3) серебро 4) оксид кремния 2. Какое сокращённое ионное уравнение соответствует взаимодействию соляной кислоты с оксидом меди(ІІ)? 1) Cu 2+ + H + = CuCl 2 + H 2 O 2) CuO + 2 H + = Cu 2+ + H 2 O 3) Cu(OH) 2 + 2H + = Cu 2+ + 2 H 2 O 4) CuO + H + = Cu 2+ + 2 H 2 O 3 . С помощью какого реактива можно различить растворы веществ NaCl и NaNO 3 ? 1) лакмус 2) AgNO3 3) H 2 SO 4 4) фенолфталеин

    Слайд 20

    Ответы к заданиям ОГЭ 2017 1) AgNO 3+ HCl = AgCl + HNO 3 2) CuO + 2 H + = Cu 2+ + H 2 O 3) AgNO 3+ Na Cl = AgCl + HNO 3

    Слайд 21

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пропедевтический курс химии, 7 класс, Электронный учебник

    В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс  «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник.Это самостоятельная работа ученика с использованием готового эл...

    Использование электронных учебников как средство повышения интереса учащихся к предмету химии

    В работе представлены общие сведения об электронных учебниках, их структурной организации, формах и методах обучения химии с использованием ЭУ, а так же опытно-педагогическая работа экспериментального...

    электронный учебник, как дополнение к основному учебнику математики

    доклад на научно-практической коференции, в котором рассматривается применение готовых электронных пособий и авторских презентаций к урокам алгебры и геометрии. повышение мотивации обучения - одна из ...

    Электронные учебники - анализ внедрения электронных учебников в зарубежных странах (на примере США и Южной Кореи).

    День, когда ученики смогут выбирать носить ли им много килограммовые портфели или легкие сумки в школу на учебу уже не за горами. С 1 сентября 2015 года учебники, входящие в федеральный перечень, в об...

    Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

    Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

    Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Углерод" с использованием электронного учебника

    Методическая разработка построена на основе использования электронного учебника по химии. Возможности которого существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, вооружают его навыками комфо...

    Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

    Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...