Технологическая карта урока химии "Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Тухватова Рамиля Ахкамовна

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы  Fe2+и   Fe3+.

Развивающая: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, применять знания на практике в процессе экспериментального решения задач проблемного содержания.

Воспитательная:  Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в парах и группах.

Форма урока: Лабораторная работа с элементами исследовательской деятельности.

Методы обучения: Проблемный, исследовательский.

Средства обучения: Медиапроектор, компьютер, экран, презентация  «Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+», карточки - инструкции.

Учебник « Химия» 9 класс Габриелян О.С. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии

Разработчик: Тухватова Рамиля Ахкамовна

Дата проведения:  20.11.2013 г.

Класс: 

Тема: Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образователная: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(II) и железа (III), качественных реакциях на ионы  Fe2+и   Fe3+. 

Развивающая: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, применять знания на практике в процессе экспериментального решения задач проблемного содержания.

Воспитательная:  Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в парах и группах.

Форма урока: Лабораторная работа с элементами исследовательской деятельности.

Методы обучения: Проблемный, исследовательский.

Средства обучения: Медиапроектор, компьютер, экран, презентация  «Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+», карточки - инструкции.

Учебник « Химия» 9 класс Габриелян О.С.

Оборудование и реактивы:

Растворы солей (сульфат железа (II), хлорид железа (II), хлорид железа (III), хлорид бария, хлорид натрия, красная кровяная соль, желтая кровяная соль), раствор гидроксида натрия, штатив с пробирками.

 

Требование к результатам:

Предметные:

- знать химические свойства соединений железа(II) и железа (III);

- составлять и различать генетические ряды соединений железа(II) и железа (III);

- уметь осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных  реакций;

- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.

Метапредметные:

- самостоятельно планировать и осуществлять учебную и исследовательскую деятельность;

- организовывать сотрудничество с педагогом и со сверстниками;

- уметь определять цели и задачи своей деятельности, обрабатывать, объяснять результаты своей работы и делать выводы;

- уметь применять методы познания при решении практических задач;

Личностные:

- готовность к саморазвитию, мотивированное отношение к познавательной деятельности;

- построение системы межличностных отношений.

 Формирование общих компетенций: умение работать в группе, самостоятельно осуществлять поиск и анализ информации, владение компьютерными технологиями.    

 

 

Этапы урока

Норма времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Предполагаемый результат

1

Организационный момент.

1 мин

Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку.

 Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

 Рабочие места учащихся организованы, учащиеся готовы к уроку

2

Целеполагание и мотивация.

2 мин

Предлагает учащимся самим определить тему урока. Задание на экране. В схемах химических превращений вставить необходимые элементы. Определить особенности ряда химических превращений.

Определяют особенности ряда химических превращений.

Самостоятельно формулируют тему урока

Дано определение понятию «генетические ряды»

3

Актуализация знаний.

5 мин

Предлагает осуществить реакции по цепочкам и оформить в виде таблицы.

(Работа в двух вариантах)

 Учащиеся выполняют задания индивидуально.

Учащиеся мотивированы на учебную деятельность

Предлагает провести взаимопроверку работ

Учащиеся обмениваются работами с соседями по парте, осуществляют взаимопроверку

Каждый ученик знакомится с обеими цепочками

4

Первичное усвоение знаний.

5 мин

Организует самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся исследовательского характера.                                  Проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химическими реактивами.

Разъясняет исследовательские задания, записанные на карточках для каждой группы и порядок заполнения результатов исследования в таблице.

Помогает и контролирует проведение лабораторных исследований. Наблюдает за ходом работы учащихся в группах.

 Формулируют правила инструктажа по технике безопасности. По интернету определяют происхождение терминов «красная кровяная соль» и «желтая кровяная соль». Проводят экспериментальные исследования в группах. Выдвигают гипотезу в ходе проведения эксперимента. Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу. Записывают наблюдения, уравнения реакций в молекулярном виде и выводы в рабочую таблицу.

Справляются с экспериментальной работой в мини-группах.

5

Физкультминутка

2 мин

Проводит физкультминутку

Выполняют гимнастику для мышц спины и для глаз

6

Осознание и осмысление учебного материала.

5 мин

Организует обсуждение экспериментальной деятельности учащихся в группах.

Воспроизводят полученные результаты своих исследований. Обсуждают и отвечают на вопросы.

Записывают уравнения химических реакций на доске. При помощи интернета выясняют происхождение терминов «берлинская лазурь» и «турнбуллева синь».

Характеризуют полученные результаты исследования. Формулируют вывод исследовательской работы.

7

Закрепление в процессе решения разноуровневых задач.

2 мин

Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний (интерактивные задания)

Осуществляют деятельность по применению полученных знаний.

На основании исследований решают задачи

8

Домашнее задание

1 мин

 Объясняет особенности домашнего задания. Группа учащихся должна подготовить сообщение на тему: «Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов». Другая группа  презентацию на тему: «Роль химического элемента железа в современной технике»

Записывают домашнее задание, выбирая свой уровень сложности.

Задание записано в рабочие тетради

9

Рефлексия.

1 мин

Организует деятельность учащихся по самооценке  своей работы и оценке работы в группе.       

Оценивают свою деятельность на уроке.

Анкеты заполнены и сданы учителю

10

Итоги урока

1мин

Выставляет оценки. Благодарит за активную работу и  сотрудничество

 

Учащиеся довольны результатом своей деятельности.

 

Задание 1.

Актуализация знаний.

Осуществить цепочку превращений:

               I вариант                                                                             II вариант

     Fe Fe Cl2 Fe (ОН)2Fe O 

  

    FeFe Cl3 Fe (ОН)3  Fe2 O3

 

Задание 2.

Первичное усвоение знаний.

Лабораторная работа: «Качественные реакции на ионы  Fe2+и   Fe3+»

I группа

В трех пронумерованных пробирках выданы растворы солей: NaCl,  FeCl2, BaCl2 

Определить, в какой пробирке находится соль железа (II), выбрав для этого подходящий реактив из предложенных. Провести реакции.

Заполнить таблицу.

Сформулировать вывод.  Как определить соли железа (II)?

II группа

В трех пронумерованных пробирках выданы растворы солей: NaCl,  FeCl3, BaCl2

Определить, в какой пробирке находится соль железа (III), выбрав для этого подходящий реактив из предложенных. Провести реакции.

Заполнить таблицу.

Сформулировать вывод.  Как определить соли железа (III)?

III группа

Экспериментально определить реактивы для распознавания солей железа (II) и железа (III)

Заполнить таблицу.

Сформулировать выводы.

Ход работы:

1.Напишите формулы комплексных солей: красная кровяная соль, желтая кровяная соль (качественные реагенты для определения солей железа (II) и железа (III) ).

Приведите уравнения диссоциации в растворе этих солей.

2.В две пробирки налейте по 2мл раствора FeCl3, затем прилейте по 2-3 капли  в каждую пробирку растворов красной кровяной соли - K3[Fe(CN)6] и  желтой кровяной соли - K4[Fe(CN)6]

Запишите изменение окраски растворов.

Показатель исследования: изменение окраски растворов после взаимодействия. Образование темно-синего осадка – показатель качественной реакции. Определите качественный реагент для солей железа (III).

 

FeSO4

FeCl3

красная кровяная соль

желтая кровяная соль

3.В третью пробирку налейте раствор FeSO4,  подтвердите правильность выбора качественного реагента для солей железа (II). (Показатель: образование темно-синего осадка).

4.По результату проведенных исследований определите реактивы на ионы железа Fe+2и   Fe+3.

6. Напишите соответствующие реакции в молекулярном виде.

Вопросы для обсуждения:

1)      Каким образом изменился цвет растворов FeSO4  и FeCl3 при взаимодействии с растворами реактивов: красная кровяная соль, желтая кровяная соль?

2)      Какие реактивы указывают на качество растворов солей FeSO4  и FeCl3?

3)      Какие реактивы помогли определить ионы железа Fe+2и   Fe+3

4)      Какие реакции называют качественными?

5)      Сформулируйте общий вывод исследовательских работ в группах.

 

3адание 3.

Закрепление в процессе решения разноуровневых задач.

Напишите молекулярные уравнения соответствующие сокращенным ионным уравнениям:

А) K++ Fe2++| Fe(CN)|63- --- KFe| Fe(CN)|6

Б) K++ Fe3++| Fe(CN)|64- --- KFe| Fe(CN)|6

Рефлексия

Анкета на группу.

Оцените свою работу на уроке, отвечая на вопросы и поставьте + или - :

1.Вам понравилось работать в группе?

2.В группе вам удалось выполнить больше работы и быстрее?

3.Вы помогали своим товарищам?

4.Вы приобрели новые знания и практические навыки?

5.Хотите ли вы заниматься исследованиями?

  1.  Качественные реакции на железо (II)
  2. Как определить в растворе ионы железа (II)? Возьмем для опытов сульфат железа (II).
  3. 1.  Качественная реакция на ион железа (II) – реакция с красной кровяной солью.
  4. Добавим красную кровяную соль - гексацианоферрат калия K3[Fe(CN)6]. (Для определения железа (III) используют желтую кровяную соль K4[Fe(CN)6]). В присутствии ионов  железа (II) образуется темно-синий осадок. Это - турнбуллева синь -комплексная соль железа KFe[Fe(CN)6]).
  5. Появление турнбуллевой сини доказывает присутствие в растворе ионов  железа (II).
  6. 2 К3[Fe(CN)6 ]  +3 Fe SO4 = KFe[Fe(CN)6])↓ + 3K2SO4
  7. Турнбуллева синь очень похожа по свойствам на берлинскую лазурь и тоже служила красителем.  Названа по имени одного из основателей шотландской фирмы  по производству красителей «Артур и Турнбуль».

  1. 2. Качественная реакция на ион  железа (III) – реакция с желтой кровяной солью.
  2. Желтая кровяная соль – это гексацианоферрат  калия K4[Fe(CN)6]. (Для определения железа (II) используют красную кровяную соль K3[Fe(CN)6]). К порции раствора хлорида железа  прильем  раствор желтой кровяной соли. Синий осадок берлинской лазури* показывает на присутствие в исходном растворе ионов трехвалентного железа.
  3. 3 К4[Fe(CN)]  +4 FeCl3 = KFe[Fe(CN)6])↓ + 12 KCl

  1. Берлинская лазурь была получена случайно в начале 18 века в Берлине красильных дел мастером Дисбахом. Дисбах купил у торговца необычный поташ (карбонат калия): раствор этого поташа при добавлении солей железа получался синим. При проверке поташа оказалось, что он был прокален  с бычьей кровью. Краска оказалась подходящей для тканей: яркой, устойчивой и недорогой. Вскоре стал известен и рецепт получения краски: поташ сплавляли с высушенной кровью животных и железными опилками. Выщелачиванием такого сплава получали желтую кровяную соль. Сейчас берлинскую лазурь используют для получения печатной краски и подкрашивания полимеров.

  1. 3. Качественная реакция на ион железа (III) – реакция с роданидом калия.
  2. Вначале разбавляем испытуемый раствор – иначе не увидим ожидаемой окраски. В присутствии иона железа (III) при добавлении роданида калия образуется вещество красного цвета. Это - роданид железа (III). Роданид от греческого "родеос" - красный.
  3. FeCl3 + 3 КCNS  = Fe(CNS)3  + 3 KCl

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания."

Технологическая карта урока по теме "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания" разработанна для детей с ограниченными возможностями здоровья. В...

Урок-практикум "Качественные реакции на ионы металлов"

Практическая работа направлена на формирование и совершенствование умений распознавать вещества на основе знаний качественных реакций на ионы металлов в растворе....

Технологическая карта урока для учащихся 8 класса "Типы химических реакций"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Он входит в первую тему «Первоначальные химические понятия» и логически следует за уроком «Химические уравнения». В о...

Технологическая карта урока "Реакции ионного обмена"

Технологическая карта урока это современная  форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Технологическая карта является обобщенно-графическим выражением сценария урока...

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...

Технологическая карта урока по химии на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Технологическая карта урока по химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды» Техники и технологии: технология проблемного обучения, здоровьесбер...