Этап. Актуализации знаний учащихся.
| Мобилизовать учащихся, настроить на урок.
Актуализировать необходимые для усвоения нового материала знания. | Личностные: - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности
Метапредметные: Коммуникативные УУД - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- слушать и понимать речь других
| - Попробуйте определить ключевое понятие сегодняшнего урока, используя «лабиринт букв»
- Какие уже известные вам понятия включает это, пока ещё новое для вас, понятие?
- Что такое ионы? Какие вещества и при каких условиях образуют ионы? Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде? На какие ионы при растворении в воде диссоциируют кислоты, соли, основания?
- Какие реакции мы называем реакциями обмена? Вспомните её общую схему.
- Найдите среди предложенных реакций реакции обмена: - Na2CO3 + H2SO4 → ?
- Zn + HCl → ?
- K2SO4 + Ba(NO3)2→ ?
- Al(OH)3 → ?
- NaOH + HCl → ?
- CO2 + MgO → ?
- Перечислите условия протекания реакций обмена до конца. - Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды? | Учащиеся определяют ключевое понятие - «реакции ионного обмена»
Учащиеся называют известные понятия: «реакции обмена», «ионы»
Учащиеся отвечают на вопросы, рассматривают схемы диссоциации кислот, солей и оснований
Учащиеся отвечают на вопрос, рассматривают общую схему реакций обмена
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Изучение нового материала. Первичное закрепление.
| 1) сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации» 2) выявить условия, при которых реакции в растворах протекают практически до конца; 3) научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции; 4) совершен-ствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; 5) продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности; 6) воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах
| Личностные: - умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности
Метапредметные: Регулятивные УУД - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач
Познавательные УУД - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)
Коммуникативные УУД - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах
Предметные: - овладение понятийным аппаратом урока; умение давать определения изученных понятий: реакции ионного обмена, реакции нейтрализации;
- приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
- умение проводить и описывать демонстрационные и самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;
- умение описывать, различать и классифицировать изученные и полученные в результате экспериментов вещества;
- умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей
| 1)Вступительное слово - Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, - это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирует. - Итак, реакции, протекающие в в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями - Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка. 2) Лабораторный опыт № 1 «Реакции, протекающие с образованием нерастворимых веществ» а) В пробирку с раствором CaCl2, добавьте несколько капель AgNO3. Что наблюдаете? Запишите молекулярное уравнение химической реакции - При выполнении лабораторных опытов соблюдайте основные правила техники безопасности - Сливая растворы CaCl2 и AgNO3, мы наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся Ca(NO3)2
2AgNO3 + CaCl2 = Ca(NO3)2 + 2AgCl
молекулярное уравнение - Обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде 2Ag+ 2NO3- Ca2+ 2Cl- Ca2+ 2NO3- 2AgClꜜ - Одна из полученных солей также остаётся в растворе, распавшись на ионы Ca2+ и NO3-, а вот AgCl – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде. - Итак, уравнение реакции между CaCl2 и AgNO3 можно записать так: 2Аg+ + 2NO3 -+ Ca2++ 2Cl- =Ca2++2NO3-+ 2AgCl полное ионное уравнение - Что же произошло при сливании растворов? Ионы Ag+ и Cl- соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок. - Ионы же Ca2+ и NO3- в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось? 2Ag+ + 2Cl- = 2AgCl - или, сокращая коэффициенты, Ag+ + Cl- = AgClꜜ сокращённое ионное уравнение - Это уравнение показывает, что суть данной реакции сводится к взаимодействию Ag+ и Cl- , в результате которого образуется осадок AgCl. При этом совершенно не важно, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать и между NaCl и AgNO3, AgNO3 и AlCl3 и так далее – суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag+ и Cl- c образованием AgCl.
б) Рассмотрите реакцию ионного обмена между BaCl2 и Na2SO4
- Предложите, пользуясь таблицей растворимости, формулы электролитов, реакции между которыми сводятся к взаимодействию Ba2+ + SO42- = BaSO4
в) Растворы каких веществ нужно взять, чтобы в растворе осуществилась реакция между Са2+ + СО32+ +
- Составьте молекулярные уравнения предложенных реакций, запишите сокращённое ионное уравнение, отражающее их суть.
- Образование при реакции нерастворимого или малорастворимого соединения используют для обнаружения в растворе того или иного иона: так растворимые соли серебра используют для обнаружения Cl-, Br-, I- - ионов, так как с этими анионами Ag+ образует нерастворимые осадки, и, наоборот, растворимые соли, содержащие Cl-, Br-, I - ионы, используют для распознавания Ag+ в растворе. - Такие реакции принято называть качественными, т.е. реакциями, с помощью которых можно обнаружить тот или иной ион
3) Лабораторный опыт № 2 «Реакции, протекающие с образованием газообразных веществ» а) Проведите аналогичную реакцию между K2CO3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции. Можно ли считать данную реакцию качественной? Почему? б) Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между
2H+ + SO32- = H2O + SO2 ꜛ
4) Лабораторный опыт № 3 «Реакции, протекающие с образованием слабого электролита» а) В пробирку прилейте 1-2 мл раствора КOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Прилейте H2SO4 до полного обесцвечивания раствора. Почему раствор обесцветился? Как называются реакции между кислотами и основаниями, в результате которых образуется соль и вода? Составьте молекулярное и сокращённое ионное уравнение для проведённой вам реакции - Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Для доказательства проведём следующий опыт. б) Получите свежеосаждённый Cu(OH)2, используя выданные вам реактивы. Какие? Разделите полученный осадок на 2 равные пробирки, в каждую добавьте по 1-2 мл разных кислот. Что наблюдаете? Составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение одной из проведённых реакций. В чём её суть? Можно утверждать, что сокращённая запись отражает суть всех трёх реакций, независимо от того, какая кислота вступала в реакцию?
5) Лабораторный опыт № 4 «Обратимое взаимодействие между ионами»
В пробирку с KNO3 добавьте 2-3 капли фенолфталеина, прилейте 1-2 мл раствора NaCl. Что наблюдаете? Составьте молекулярное и полное ионное уравнения реакции. Какие ионы находились в растворе? Какие ионы находятся в полученном растворе? О чём свидетельствует отсутствие видимых эффектов реакции? Как называются такие реакции? |
Учащиеся записывают определения понятий «Ионные реакции» и «Ионные уравнения»
Учащиеся знакомятся с содержанием лабораторного опыта № 1 в инструктивной карте
Рассматривают таблицу с основными правилами ТБ при выполнении лабораторных опытов
Выполняют лабораторный опыт в парах, используя предложенное лабораторное оборудование и реактивы, опираясь на инструктивную карту
Записывают молекулярное уравнение реакции
Выполняют соответствующую запись в тетрадь
Записывают полное ионное уравнение
Записывают сокращённое ионное уравнение
Учащиеся записывают молекулярное и ионные уравнения реакций между указанными веществами.
Осуществляют поиск в таблице растворимости веществ
Самостоятельно выполняют задание
Знакомятся с таблицей «Качественные реакции на ионы»
Выполняют опыт с использованием предложенных реактивов с опорой на инструктивную карту, делают соответствующие записи в тетради
Выполняют задание самостоятельно, делают записи в тетради.
Выполняют опыт, отвечают на вопросы, записывают определение понятия «Реакции нейтрализации»
Выполняют опыт с комментированием
Делают вывод о том, что сокращённые ионные уравнения носят более общий характер и отражают сущность многих реакций.
Выполняют опыт с опорой на инструктивную карту, отвечают на поставленные вопросы.
|
|
| Личностные: - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности
Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач;
Познавательные УУД: - использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
Коммуникативные УУД: - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах
Предметные: - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, предлагать способы решения экологических проблем, связанных с переработкой веществ и др.
| - Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека. Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов. Тяжелые металлы - это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединение тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Предложите решение следующей задачи: Задача1 В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3+, Fe2+, Ni2+ и анионы Cl-, SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки? - Поработайте в группах над решением подобных задач. Задача2 Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы. | Сообщение о значении реакций ионного обмена, сопровождаемое мультимедийной презентацией, готовит обучающийся класса
Учащиеся работают в группах, предлагают решение практических задач по очистке растворов от катионов тяжёлых и токсичных металлов, применяя знания по изученной теме. |