Технологическая карта урока "Ионная химическая связь"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Разработка урока в 8 классе по теме "Ионная химическая связь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока.
Автор: учитель химии МБОУ «Средняя школа № 4 имени А. А. Леонова» г. Гагарин Смоленская область
Технологическая карта урока.
Предмет: химия
Класс: 8
Тема урока: «Ионная химическая связь»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: сформировать понятие об ионной связи, о механизме её образования, об ионах как заряженных частицах, между которыми возникает химическая связь.
Прогнозируемые результаты.
Предметные:
- Уметь объяснять понятия: ионы, ионная связь, механизм образования ионной связи.
- Уметь устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества-тип химической связи.
Метапредметные:
- Уметь находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
- Развивать умения работы со справочной литературой.
Личностные:
- Уметь давать оценку своим действиям;
- Уметь работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
- Уметь доказывать свою точку зрения.
Дидактические средства: учебник, презентация
Использованная литература:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014 г.
2. Габриелян О. С., Купцова А. В. Методическое пособие к учебникам О. С. Габриеляна Химия 8-9. М: Дрофа, 2017 г.
3. К. Манолов, Д. Лазаров, И. Лилов «У химии свои законы», издательство «Химия» 1977 г.
Приложение 1.
Этот рассказ – фантазия. Рассказ называется «В школе атомов». А раз школа – есть и ученики. Ученики как ученики: одни прилежные – другие ленивые, одни – послушные, другие озорники, одни сознательные – другие несознательные, но все они очень маленькие, настолько, что мы с вами вообще не могли бы их разглядеть, если бы не договорились, что рассказ наш фантастический. Заглянем в один из кабинетов. В классе двенадцать больших столов, расположенных перпендикулярно к окнам. На столах всё необходимое для урока, на стенах висят портреты учёных, учебные схемы.
Но гораздо интереснее ученики. На первый взгляд они кажутся все одинаковыми, но если внимательно присмотреться, то разная психология этих учеников обнаруживается уже при распределении мест. На первом ряду сидят всего два ученика. От второго до десятого ряда разместилось по восемь, десять учеников в каждом ряду, а в последних двух рядах сидят в тесноте по 14 учеников. Это, вероятно, самые слабые ученики. Сидя здесь в задних рядах, они пытаются спрятаться за спинами своих товарищей, чтобы не попасться на глаза учителю, который может заставить их отвечать на какой-нибудь вопрос.
Вдоль окон сидят один за другим шесть учеников, которые заметно отличаются от остальных своим внешним видом. Они одеты, что называется, с иголочки. Положив руки на столы, они задумчиво смотрят в окна. Несмотря на то, что сейчас перемена! Несмотря на то, что в классе летают мятые бумажки, раздаётся громкий смех. Эти ученики ко всему равнодушны. Они, очевидно, считаются «благородными». Они держатся надменно и не хотят участвовать в мелких шалостях своих одноклассников. Они даже боятся дотронуться до них, чтобы не запачкать своих белых манжет.
Самыми озорными выглядят ученики, сидящие вдоль стены. Они непрерывно вскакивают со своих мест, заглядывают за дверь, чтобы посмотреть, не идёт ли учитель, бросают через весь класс бумажные шарики своим друзьям или незаметно подкрадываются к ним, чтобы дёрнуть за волосы, и снова бегут на своё место. Шалуны! Но и они не смеют задевать «благородных» в ряду около окон.
Но вот прозвенел звонок. В классе начался урок дипломатии. Учитель зашёл в класс, оглядел учеников и вызвал атом Фосфора отвечать на вопрос: «Что изучает наука дипломатия?»
- Дипломатия, - неохотно поднялся Фосфор, - дипломатия – сложная наука. Она учит, как разрешать спорные вопросы без ссор. Она учит, как соблюдать свои интересы и уважать интересы других. Эта сложная наука,- повторил ещё раз Фосфор и сел на место.
- А в чём заключаются ваши разногласия? Какие важные спорные вопросы приходится вам решать с помощью дипломатии? – поставил учитель свой второй вопрос. Теперь отвечать должен был Натрий. Он начал так:
- Все наши конфликты возникают из-за электронов. Эти озорники непрерывно двигаются туда-сюда и у них столько претензий, что им невозможно угодить. У меня, как вы знаете, не много электронов. На последней моей оболочке движется всего один электрон, но и его мне больше чем достаточно. Этот электрон делает столько глупостей, что я с удовольствием подарил бы его кому-нибудь. Вот, например, вчера я встретил атом Хлора. Он гордился своими семью электронами на внешнем слое и двигался важно-важно. Мой внешний электрон, завидев атом Хлора, начал сумасбродничать и серьёзно беспокоить меня. «Отпусти меня!»- говорит, - «Хватит держать меня взаперти. Хочу к электронам Хлора. Смотри, как им хорошо, - большая компания, говорят, смеются. А я здесь один слоняюсь туда-сюда.» Я подумал: почему бы не отпустить его? Такой баловник мне не нужен. Я бы с радостью подарил его Хлору, да ещё неизвестно, возьмёт ли он его?! Чтобы не скомпрометировать себя в глазах чужого атома и не показать, что мой электрон бунтует против меня, я завёл дипломатический разговор…
- Куда ты направился, друг Хлор? Вижу, ты нарядный, весёлый, довольный и думаю: почему бы тебе не отправить ко мне в гости твоих мальчиков-электронов из внешнего слоя? Погостили бы у меня день-два, поиграли бы с моим электроном и меня повеселили бы…Если им станет скучно, верну их обратно. А ты за это время отдохнёшь немножко. С семью буйными головушками нелегко справляться.
Смотрю, Хлор в хорошем расположении духа.
-Я бы отправил их к тебе, приятель Натрий, но зачем тебе наживать головную боль? Да и мои внешние электроны стали домоседами – человек не может их выгнать из дома. Сидят все семеро во мне и только распоряжаются: «Эй, атом, пошевеливайся, найди нам ещё одного приятеля-электрона. Вот тогда мы успокоимся!» Так что, если хочешь, можешь отправить ко мне свой электрон. Меня это не затруднит – где семь озорников, там и восемь. Может быть, тогда они успокоятся. Я смотрю на Аргон. У него восемь внешних электронов и нет никаких пререканий с ними. Они не сердят его понапрасну на прогулке, не ищут себе компаний… И твои дела, может быть, поправятся. Без внешнего электрона ты приобретёшь точно такую же электронную конфигурацию, как у неона. А ведь ты знаешь, что он из спокойных «благородных».
Хорошо, что я силён в дипломатии! Пускай теперь Хлор воспитывает мой электрон. Но, кажется, мои дипломатические ходы не были до конца обдуманы. Как только я расстался со своим электроном, я почувствовал, что во мне происходит какая-то перемена. Мне сразу стало грустно без электрона, а Хлор показался мне очень симпатичным. И он как будто стал неравнодушен ко мне. С этого момента, куда бы он ни пошёл, я следую за ним, и куда бы я ни направлялся, он двигается за мной. Мы стали неразлучны.
Приложение 2.
Алгоритм составления схемы образования ионной связи
(на примере CaF2)
- Определите заряд иона, образующегося из атома металла при отдаче им электронов.
Ca0 -2 е→ Ca2+
Определите заряд иона, образующегося из атома неметалла при присоединении им электронов, по формуле N – 8, где N – число электронов внешнего уровня, равное номеру группы.
F0 +1е→ F1-
- Устно найдите наименьшее общее кратное (НОК) между численными значениями зарядов образующихся ионов.
- Определите число атомов металла, которое нужно взять, чтобы они отдали это НОК число электронов, и число атомов неметалла, чтобы они приняли это НОК число электронов. Для этого необходимо НОК разделить на соответствующие ионам числовые значения зарядов. (Это действие выполните устно.)
5. Запишите схему образования ионной связи между атомами металла и неметалла с учетом вычислений, сделанных в п.4.
Ca0 + 2 F0→ Ca2+ F2-
Образец оформления записей в тетради:
- Ca0 – 2 е→ Ca2+
- F0 + 1 е → F-1
- Ca0 + 2F0 → Ca+2F2-1
Задания для самостоятельной работы:
Рассмотрите схемы образования ионной связи между атомами химических элементов:
а) Na и O; б) К и Сl; в) Mg и F.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Химические свойства кислорода"
Предназначенная для учащихся 8 классов технологическая карта урока по теме "Химические свойства кислорода" включает задания для развития универсальных учебных действий учащихся. Позволяет осуществлять...
Технологическая карта урока "Химические свойства белков"
Интегрированный урок – исследование при изучении нового материала по теме "Химические свойства белков". Химия 10 класс....
Технологическая карта урока "Химические свойства этилена"
Технологическая карта урока "Химические свойства этилена" содержит все требовния, которые предъявляются к урокоам в условиях внедрения ФГОС...
Технологическая карта урока «Генетические связи между классами неорганических соединений»
Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Системно- деятельностный подход при изучении этой темы позволяет сформировать УУД , важные для дальнейшего изу...
Технологическая карта урока Химические свойства кислот
В технологической карте урока представлены основные этапы деятельности учащихся и уччителя на уроке....
Технологическая карта урока Химические свойства кислот
В данном материале представлена технологическая карта урока химии в 8 классе по теме "Химические свойства кислот" по учебнику О.С. Габриеляна. Урок усвоения новых знаний с групповой практиче...
Технологическая карта «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие» .
Конспект урока на тему "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" предназначен для проведения урока в 11 классе, углубленный уровень....