Формирование УУД на уроках химии
статья по химии (8 класс) на тему

Формирование УУД на уроках химии при проведении практических работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_himii.docx39.29 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ХИМИИ

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Кадеты сами должны стать «архитекторами и строителями» образовательного процесса.

В ФГОС прописаны требования к результатам образования:

  • личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным результатамвключающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [4].

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [4].

УУД на уроках химии успешно формируются в процессе организации практических работ.

При изучении химии важную роль играет химический эксперимент – составная часть учебного процесса. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, учит безопасному и грамотному обращению с веществами на уроках, в быту и на производстве. Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля над качеством знаний.

Особенность традиционной системы школьного химического образования обусловлена, прежде всего, тем, что её центральным элементом являлся эксперимент, его ведущая роль всегда была очевидна и никогда не оспаривалась. Ключевую роль химического эксперимента в обучении химии отмечает как российская, так и западная методическая школа.

ФГОС второго поколения требует от выпускников «умение проводить эксперименты, оценивать полученные результаты», «умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов», «навыки безопасного обращения с веществами», «умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами…», «приобретение опыта использования различных методов изучения веществ».

Требования ФГОС можно реализовать, выполняя практические работы, в ходе которых обучающиеся самостоятельно исследуют химические явления и закономерности и на практике убеждаются в их справедливости, что способствует сознательному усвоению знаний. Иногда при проведении этих опытов проявляется творческий подход – применение знаний в новых условиях. Это позволяет повторить, закрепить, углубить, расширить и систематизировать знания из разных разделов химии. Кроме того, у воспитанников формируются экспериментальные умения и навыки в обращении с реактивами и оборудованием. Все это способствует улучшению теоретических знаний и политехнической подготовке кадет. Решая экспериментальные задачи, они совершенствуют свои умения и навыки, учатся применять полученные теоретические знания для решения конкретных заданий. Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний кадет по химии.

Любая практическая работа состоит из нескольких этапов, главными из которых являются:

 - постановка цели практической работы – кадеты формулируют самостоятельно;

 - обсуждение правил техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении работы - в ходе фронтального опроса;

 -  ознакомление с инструкцией к выполнению практической работы (ход работы); если возникают вопросы по тексту задания, кадеты уточняют их у преподавателя.

 - выполнение работы (опыты, эксперимент) кадетами, преподаватель является наставником;   

 - оформление результатов – наблюдения, уравнения реакции и выводы кадеты заносят в таблицу. Формулируют общий вывод по работе.

В преподавании химии в 8 классе предусмотрены практические работы по следующим темам:

  1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы работы с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»
  2. «Анализ почвы и воды»
  3. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»
  4. «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»
  5. «Признаки химических реакций»
  6. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
  7. «Решение экспериментальных задач»

Данный вид работы на уроках химии способствует формированию универсальных учебных действий.

Личностные УУД. Действия, направленные на жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации кадет.

При проведении ПР №1 формируется умение организовывать свое рабочее место и выполнение правил безопасного поведения в кабинете химии, обращения с веществами и лабораторным оборудованием. Формирование  познавательных интересов, интеллектуальных способностей кадет, проявление уважения, оказание  взаимопомощи и взаимоподдержки, а также формирование отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры осуществляется при проведении всех практических работ.

Регулятивные УУД. В блок регулятивных УУД входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности.

Умение определять цель практической работы самостоятельно, корректировать работу по ходу выполнения, отслеживать продвижение в выполнении задания и уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им формируется на протяжении всего практикума. При выполнении ПР №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» и №7 «Решение экспериментальных задач» у кадет формируется умение планировать свои действия для реализации задач, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, а также прогнозировать результаты.

Коммуникативные УУД. В состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками. При проведении ПР №2 «Анализ почвы и воды», ПР №4 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» и №5        «Признаки химических реакций» больше внимания уделяется умению работать в паре — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли. Выполняя ПР по вариантам формируются умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром и взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Познавательные УУД. В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. При проведении всех ПР можно сформировать следующие УУД: формирование химического языка, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно, представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблицы, объяснять полученные результаты и делать выводы, строить речевое высказывание в устной и письменной формах, развитие логического мышления, наблюдательности, формирование умений и навыков по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента. Построение логической цепи рассуждений, понимание и способность объяснять физические и химические явления при горении свечи, формирование у кадет умений наблюдать признаки химических реакций осуществляется при проведении ПР №2,4,5 («Анализ почвы и воды», «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» и «Признаки химических реакций»).

Формирование у кадет умений выполнять исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни: измерительным цилиндром, с его помощью определять объем жидкости, измерять массу веществ на весах и овладение простейшими способами разделения смесей – отстаивание, фильтрование, выпаривание осуществляется при проведении ПР «Анализ почвы и воды» и «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». При выполнении практической работы «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» формируются УУД, применяемые в повседневной жизни -

умение рассчитывать и приготавливать растворы с заданной концентрацией.

Отработать навыки составления уравнений реакций, определять их вид; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена, а также осуществлять реакции, характеризующие свойства предложенных растворов веществ (кислот, оснований, оксидов и солей) кадеты могут при выполнении ПР «Признаки химических реакций» и «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает планомерно формировать УУД. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках химии в вечерней школе при ИК-16

Особенности  обучения в школе пенитенциарной системы. Задания формирующие УУД на уроке химии...

Формирование УУД на уроках химии в вечерней школе при ИК-16

Особенности обучения  в школе пенитенциарной  системы.Формирование  УУД  на уроках  химии в вечерней  шлколе....

Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс

В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных,  познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практическо...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Формирование УУД на уроках химии в современных условиях

Настоящая контрольная работа по химии  по теме «Углерод и его соединения»    была проведена с целью диагностики овладения универсальными учебными действиями  по предмету на мо...