Формирование УУД на уроках химии в современных условиях
статья по химии (9 класс) по теме

Тищенко Ирина Николаевна

Настоящая контрольная работа по химии  по теме «Углерод и его соединения»    была проведена с целью диагностики овладения универсальными учебными действиями  по предмету на момент изучения этой темы. Планируемые образовательные результаты –  оценить, как учащиеся могут решать проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций, адаптироваться в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках химии в современных условиях.

Тищенко И.Н. ГБОУ СОШ №1987, учитель химии

       В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

  Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей.  Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

    Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.    Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Работая несколько лет в рамках экспериментальной площадки  по составлению тестов для исследования УУД, я как учитель химии,  подбирая  те кодификаторы, которые были близки к моему предмету, составила несколько тестовых заданий , которые были опробированы на уроках химии в 9 и 10 классах.

Настоящая контрольная работа по химии  по теме «Углерод и его соединения»    была проведена с целью диагностики овладения универсальными учебными действиями  по предмету на момент изучения этой темы. Планируемые образовательные результаты –  оценить, как учащиеся могут решать проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций, адаптироваться в современном мире.

Контрольная работа по теме «Углерод и его соединения» 9 класс.

ЗАДАНИЕ 1.

Вариант 1. ( регулятивные,  познавательные УУД)

Прочитайте текст.

Шел солдат по полю, решил привал сделать, письмо написать родным, да нечем. Тут он нашел черный камешек, попробовал – рисует. Написал этим камешком письмо, да поспать решил. Бросил камешек в огонь – тот вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил; водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла – там уже белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял он белый камешек, провел им по белому валуну, глядь – а он рисует. Удивился солдат и пошел дальше.

Составьте цепочку превращений и решите ее.

Вариант 2.

Дана цепочка превращений.

Составить рассказ – описание и решить цепочку превращений.

CH4 -   C - CO - CO2 - Na2CO3

                                                       

                                                  ЗАДАНИЕ 2

       ( регулятивные, познавательные УУД)

Вариант 1.

Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы и выполните задания:

                                                 

.

  1. Какой оксид углерода получают в этом приборе?
  2. Назовите вещества 1 и 2.
  3. Напишите уравнения реакций, протекающих между этими веществами.
  4. Что произойдет в банке со свечами по мере ее заполнения газом?

Почему?

Вариант 2.

Рассмотрите рисунок.

Какая установка наиболее подходит для получения углекислого газа?

Почему?

                                     

                         ЗАДАНИЕ 3.

 (познавательные,  регулятивные, коммуникативные, личностные УУД )

Вариант 1.

Почему для уменьшения жжения и зуда от укусов насекомых используют

соду?

Научно-популярная информация-подсказка. При укусах муравьев возникает

чувство жжения в результате действия муравьиной кислоты

НСООН. Для нейтрализации кислоты можно использовать 5-% раствор

гидрокарбоната натрия (раствор имеет щелочную среду).

Задание. Составьте уравнение химической реакции нейтрализации, которая

лежит в основе применения пищевой соды для уменьшения боли при укусах

муравьев.

Вариант 2.

Хвощ растет на кислых почвах. В сельском хозяйстве  с помощью известняка CaCO3 “известкуют” кислые почвы, т.е. почвы, в которых содержание кислот слишком велико и вредно действует на развитие растений.

Какую реакцию можно написать из этого рассказа?

Продолжительность урока -45 минут.

Подходы к оцениванию:

Четыре уровня выполнения задания:

1)Не приступили к выполнению -0 баллов

2)Выполнили неверно – 1 балл

3)Выполнили с ошибками – 2 балла

4)Выполнили без ошибок -3 балла

Ответы:

Задание 1.

Вариант 1. C—CO2—H2CO3—CaCO3

C+O2=CO2

CO2 +H2O=H2CO3

H2CO3 + C a O =CaCO3 +H2O

Вариант 2. Рассказ ученика.

CH4—C+ 2H2

2C +O2 =2CO

2CO +O2 =2 CO2

CO2 +2 Na OH =Na2CO3 +H2O

Задание 2.

Вариант 1.

  1. CO2  - углекислый газ
  2.  вещество №1 –карбонат кальция (CaCO3); вещество №2 –соляная кислота ( HCl )
  3. CaCO3 + 2HCl =CaCl2 +H2O +CO2
  4. Свечи потухнут, т.к. углекислый газ не поддерживает горение.

Вариант 2.

Ответ – в) так как углекислый газ тяжелее воздуха

Задание 3.

Вариант 1.Na2CO3 +HCOOH =HCOONa +H2O + CO2

Вариант 2.CaCO3 + 2 HCl =CaCl2 +CO2 +H2O

Анализ контрольной работы по формированию УУД по теме «Углерод и его соединения» 9 класс.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Выполнили верно

18

37

41

Выполнили частично

15

3

-

Выполнили неверно

8

1

-

Не приступили

-

-

-

Сформировано хорошо

44%

90%

100%

Частично сформировано

36%

7%

-

Не сформировано

20%

3%

-

Анализ показал, что наибольшие затруднения у учащихся вызвало выполнение задания № 1, где  прочитав текст, нужно было составить цепочку превращений и решить ее и обратное задание – составить рассказ и решить цепочку.

Литература:

1.И.В.Маркина «Современный урок химии» Ярославль; Академия развития 2008

2.А.М. Радецкий «Химический тренажер» Москва; Просвещение 2008

3.Е.О. Емельянова  « Организация познавательной деятельности учащихся на

уроках химии» / Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко // Школьная пресса. – 2002.

4. Пичугина В. «Химия и повседневная жизнь человека»/ В. Пичугина. – М.,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях»

      Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Использование кейс-технологий на уроках географии в современных условиях.

Одним из главных направлений работы  нашего образовательного учреждения является экспериментальная деятельность, в которой участвуют большинство педагогов. В процессе обучения географии в качеств...

«Использование современного цифрового оборудования на уроках химии как необходимое условие повышения качества образования»

В работе рассматриваются возможности применения цифровой лаборатории  для развития исследовательских навыков у учашихся. Показано, что использование на занятиях цифровой лаборатории позволяет фор...