ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья по информатике и икт

Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

В настоящее время школа традиционно направляет свои основные усилия на преподавание конкретного содержания учебных программ, в основном уделяя внимании предметно - ориентированным (содержательным) знаниям. Обучение различным подходам к преподаванию, сотрудническим стратегиям, включающим групповое обучение, происходит стихийно.

Изучение работ по общей педагогике и психологии показал, что последние годы характеризуются усилением внимания к этой проблеме. Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия.

Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.

Анализ работ Л.А. Айдаровой, Д. Джонсона, В.П. Панюшкина, Г.А. Цукерман и др. исследователей привели нас к пониманию того, что учебное сотрудничество – такая форма субъект - субъектного взаимодействия, в которой учитель создаёт ситуацию, блокирующую возможность действовать репродуктивно и обеспечивает поиск новых способов действия и взаимодействия.

«Структура учебного сотрудничества представлена личностным и деятельностным компонентами. Личностный компонент представлен способностью к сотрудничеству, эмпатией, толерантностью и рефлексией, реализующий функции самоконтроля и мотивации. Деятельностный компонент включает познавательные, проектировочные, организаторские, коммуникативные умения и способствует реализации развивающей функции и функции планирования» [1; 12 с.].

Учебное сотрудничество реализуется через функции:

  • мотивационная – состоит в создании специальных условий, побуждающих субъектов учебного сотрудничества к продуктивному выполнению обязанностей и социально - ценностных функций в коллективе;
  • функция самоконтроля – предполагает ответственность каждого субъекта учебного сотрудничества за результаты своей деятельности.
  • функция планирования – заключается в поэтапном формировании алгоритмического мышления, умелом планировании собственной учебной деятельности;
  • развивающая - состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у обучаемых, а также продуктивную реализацию их творческого потенциала в учебной деятельности [2; 23 с.].

Развитие личностного компонента способствует реализации мотивационной функции и функции самоконтроля, развитие деятельностного компонента нацелено на реализацию планировочной и развивающей функций.

В педагогической науке выделены критерии, позволяющие судить об организованном учебном сотрудничестве: 1. активная позиция личности, обучающейся в сотрудничестве (личностный компонент), 2. владение умениями, обеспечивающими поиск новых путей решения возникших проблем (деятельностный компонент).

Психолого - педагогические условия организации учебного сотрудничества обусловлены умением субъектов установить контакт, который представляет собой условие и следствие продуктивного учебного сотрудничества его субъектов, повышающее эффективность этого процесса и его результата. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие.

Модель процесса организации учебного сотрудничества состоит из трёх этапов: 1 этап – вовлечение в деятельность. Цель – формирование учебной деятельности на уроке информатики таким образом, чтобы выявилась необходимость совместной деятельности учителя и ученика, учащихся. Формы: 1) разделенные между учителем и учащимися действия, 2) имитируемые действия учащихся, 3) подражательные действия учащихся. Методы обучения: методы стимулирования и мотивации учения, проблемно - поисковый, метод моделирования, логические методы, метод решения учебных задач, метод контроля. Приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов. Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая. 2 этап – согласование деятельности учащихся в группах. Формы:

  1. саморегулируемые действия учащихся, 2) самоорганизуемые действия учащихся, 3) самопобуждаемые действия учащихся. Цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Методы обучения: методы стимулирования и мотивации учения, проблемно - поисковый, метод моделирования, логические методы, метод решения учебных задач, метод контроля. Приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов. Формы организации учебной деятельности: групповая, работа в парах. 3 этап процесса организации учебного сотрудничества старшеклассников на уроках информатики – партнерство.

Учебное сотрудничество старшеклассников на уроках информатики положительно влияет на процесс обучения: повышается качество знаний по предмету, растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей.

Список используемой литературы:
  1. Асмолов, А. Г. Образование как ценностное полагание сотрудничества и свободного развития личности. – М., 2006. – 231 с.
  2. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в учении. – М.: Флинта, 1991. – 112 с.
  3. Педагогика сотрудничества: сущность и опыт внедрения в учебно - воспитательный процесс. – Орел: ВИПС, 1994. – 101 с.
  4. Саушкина, Н.А. Педагогика сотрудничества // Открытая школа. – 2005. – № 5. – C. 30

- 34.

  1. Цукерман, Г.А., Елизарова, Н.В., Фрумина, М.И., Чудинова, Е.В., Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. – С. 18 – 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

Уроки немецкого языка в начальной школе как организация учебного сотрудничества.

Игра -  важный методический прием. В  материале представлены  различные игры, которые можно использовать  для закрепления пройденных тем на уроках немецкого языка....

Особенности организации учебного занятия по биологии в условиях перехода на ФГОС ОО

В этой статье я   размышляю и делюсь опытом  по вопросу  организации урока биологии в условиях перехода на ФГОС ОО...

Организация учебного сотрудничества на уроках информатики

В настоящее время становиться актуальным использование в учебном процессе методов и приемов, которые формируют у обучаемых способности к саморазвитию, самосовершенствованию, умение самостоятельно прин...

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов

Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...

Особенности организации учебного процесса второму иностранному языку в условиях разновозрастного обучения

Особенности организации учебного процесса второго (немецкого) иностранного языка в условиях разновозрастного обучения заключаются в концептуальном подходе Усть-Илимского лицея “Реализация идей р...