ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья по информатике и икт
Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2022.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
В настоящее время школа традиционно направляет свои основные усилия на преподавание конкретного содержания учебных программ, в основном уделяя внимании предметно - ориентированным (содержательным) знаниям. Обучение различным подходам к преподаванию, сотрудническим стратегиям, включающим групповое обучение, происходит стихийно.
Изучение работ по общей педагогике и психологии показал, что последние годы характеризуются усилением внимания к этой проблеме. Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия.
Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
Анализ работ Л.А. Айдаровой, Д. Джонсона, В.П. Панюшкина, Г.А. Цукерман и др. исследователей привели нас к пониманию того, что учебное сотрудничество – такая форма субъект - субъектного взаимодействия, в которой учитель создаёт ситуацию, блокирующую возможность действовать репродуктивно и обеспечивает поиск новых способов действия и взаимодействия.
«Структура учебного сотрудничества представлена личностным и деятельностным компонентами. Личностный компонент представлен способностью к сотрудничеству, эмпатией, толерантностью и рефлексией, реализующий функции самоконтроля и мотивации. Деятельностный компонент включает познавательные, проектировочные, организаторские, коммуникативные умения и способствует реализации развивающей функции и функции планирования» [1; 12 с.].
Учебное сотрудничество реализуется через функции:
- мотивационная – состоит в создании специальных условий, побуждающих субъектов учебного сотрудничества к продуктивному выполнению обязанностей и социально - ценностных функций в коллективе;
- функция самоконтроля – предполагает ответственность каждого субъекта учебного сотрудничества за результаты своей деятельности.
- функция планирования – заключается в поэтапном формировании алгоритмического мышления, умелом планировании собственной учебной деятельности;
- развивающая - состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у обучаемых, а также продуктивную реализацию их творческого потенциала в учебной деятельности [2; 23 с.].
Развитие личностного компонента способствует реализации мотивационной функции и функции самоконтроля, развитие деятельностного компонента нацелено на реализацию планировочной и развивающей функций.
В педагогической науке выделены критерии, позволяющие судить об организованном учебном сотрудничестве: 1. активная позиция личности, обучающейся в сотрудничестве (личностный компонент), 2. владение умениями, обеспечивающими поиск новых путей решения возникших проблем (деятельностный компонент).
Психолого - педагогические условия организации учебного сотрудничества обусловлены умением субъектов установить контакт, который представляет собой условие и следствие продуктивного учебного сотрудничества его субъектов, повышающее эффективность этого процесса и его результата. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие.
Модель процесса организации учебного сотрудничества состоит из трёх этапов: 1 этап – вовлечение в деятельность. Цель – формирование учебной деятельности на уроке информатики таким образом, чтобы выявилась необходимость совместной деятельности учителя и ученика, учащихся. Формы: 1) разделенные между учителем и учащимися действия, 2) имитируемые действия учащихся, 3) подражательные действия учащихся. Методы обучения: методы стимулирования и мотивации учения, проблемно - поисковый, метод моделирования, логические методы, метод решения учебных задач, метод контроля. Приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов. Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая. 2 этап – согласование деятельности учащихся в группах. Формы:
- саморегулируемые действия учащихся, 2) самоорганизуемые действия учащихся, 3) самопобуждаемые действия учащихся. Цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Методы обучения: методы стимулирования и мотивации учения, проблемно - поисковый, метод моделирования, логические методы, метод решения учебных задач, метод контроля. Приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов. Формы организации учебной деятельности: групповая, работа в парах. 3 этап процесса организации учебного сотрудничества старшеклассников на уроках информатики – партнерство.
Учебное сотрудничество старшеклассников на уроках информатики положительно влияет на процесс обучения: повышается качество знаний по предмету, растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей.
Список используемой литературы:
- Асмолов, А. Г. Образование как ценностное полагание сотрудничества и свободного развития личности. – М., 2006. – 231 с.
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в учении. – М.: Флинта, 1991. – 112 с.
- Педагогика сотрудничества: сущность и опыт внедрения в учебно - воспитательный процесс. – Орел: ВИПС, 1994. – 101 с.
- Саушкина, Н.А. Педагогика сотрудничества // Открытая школа. – 2005. – № 5. – C. 30
- 34.
- Цукерман, Г.А., Елизарова, Н.В., Фрумина, М.И., Чудинова, Е.В., Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. – С. 18 – 20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.
В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....
Уроки немецкого языка в начальной школе как организация учебного сотрудничества.
Игра - важный методический прием. В материале представлены различные игры, которые можно использовать для закрепления пройденных тем на уроках немецкого языка....
Особенности организации учебного занятия по биологии в условиях перехода на ФГОС ОО
В этой статье я размышляю и делюсь опытом по вопросу организации урока биологии в условиях перехода на ФГОС ОО...
Особенности организации учебного процесса обучения младших школьников в условиях пятидневной учебной недели
Выступление на методическом объединении...
Организация учебного сотрудничества на уроках информатики
В настоящее время становиться актуальным использование в учебном процессе методов и приемов, которые формируют у обучаемых способности к саморазвитию, самосовершенствованию, умение самостоятельно прин...
Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов
Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...
Особенности организации учебного процесса второму иностранному языку в условиях разновозрастного обучения
Особенности организации учебного процесса второго (немецкого) иностранного языка в условиях разновозрастного обучения заключаются в концептуальном подходе Усть-Илимского лицея “Реализация идей р...