Материал для творческого конкурса "Инновационные методики и технологии в обучении - 2016"
проект по химии (9 класс) по теме

Таюрская Людмила Николаевна

Помещена программа внеклассной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_model_oo_obucheniya.docx34 КБ
Файл klaster_too_tayurskaya_l.n.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский творческий конкурс

«Инновационные методики и технологии в обучении»

Название : «Всероссийском творческом конкурсе  

«Инновационные методики и технологии в обучении»

 ФИО автора: Таюрская Людмила Николаевна

Должность: Учитель химии и биологии

Наименование образовательного учреждения: Муниципальное Казённое Общеобразовательное учреждение «Уянская СОШ»

 Местонахождение образовательного учреждения: Иркутская область, Куйтунский район с.Уян ул.Зелёная, 7

Аннотация проекта

Наименование
проекта

Программа внеклассной работы. Модель практикоориентированного обогащающего обучения в условиях образовательного учреждения

Основная  идея инновационного развития образовательного учреждения

Обеспечение нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества, за счет создания в школе мотивационной образовательной среды при применении инновационных технологий

Цель проекта

Сформировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности, приобретению  опыта социального взаимодействия

Задачи проекта

 1.расширить возможности предпрофильной подготовки обучающихся

 2.подготовить старшеклассников к профессиональному самоопределению

 3. развивать у обучающихся способности к самоизменению, самосовершенствованию, самореализации и рефлексии, проявляющихся в положительной динамике показателей личностного роста

Ожидаемые результаты проекта

  • развитие способностей каждого ученика;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • развитие педагогического коллектива, улучшение материального положения, поддержка педагогов,  готовых работать с инновационными  технологиями в  образовательном учреждении;
  • усовершенствование системы внеклассной работы в школе, выделить систему работы с одаренными детьми, создание условий для данной работы

Исполнители проекта

Администрация школы, педагоги школы, приглашённые специалисты-профессионалы из числа родителей, представителей сельской администрации, заинтересованных в реализации идеи

2. Описание проекта

Цель: сформировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности, приобретению  опыта социального взаимодействия

Задачи:

  1. расширить возможности предпрофильной подготовки обучающихся
  2. подготовить старшеклассников к профессиональному самоопределению
  3. развивать у обучающихся способности к самоизменению, самосовершенствованию, самореализации и рефлексии, проявляющихся в положительной динамике показателей личностного роста

Обоснование проекта:

      В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить выпускников к жизни в постоянно меняющихся условиях. Современному миру нужен человек, который сможет принять участие в реализации планов развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению острых социальных проблем. Именно  школа способна помочь подготовить обучающихся, способных стать успешными в обществе.

      Применение современных педагогических  технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Одной из инновационных технологий, направленной  на организацию личностно-мотивированной познавательной деятельности обучающихся, основанная на полилоговом общении - это технология обогащающего обучения.

      «Школа – это мастерская,  где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.» (Барбюс А.)

 

                 

Основная  идея: обеспечение нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества, за счет создания в школе мотивационной образовательной среды при применении инновационных технологий Обучение более эффективно, когда обучающиеся получают удовольствие от того, что делают.

  Условия реализации проекта:

  • выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;
  • обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможностей дальнейшего профессионального образования;
  • совершенствование профессионального  мастерства педагогов в результате функционирования новой модели

Механизмы реализации:

В основу работы реализации положена технология модерации.

Андрогогическая технология, предусматривающая процесс взаимодействия,

направляемый и структурируемый модератором, ориентированный на

реальные условия, ожидания, потребности и запросы участников, их опыт и

компетентность; в ходе групповой работы происходит совместное развитие и

обучение и участников, и самого модератора.

Форма реализуемой технологии: кластер

Кластер – практикоориентированная деятельность  разновозрастной группы обучающихся основанная на их потребностях и сильных сторонах в творческих мастерских, специально организованных для создания продукта или услуги для развития таланта и одаренности

Направления кластеров: природа, здоровье, дружба, семья, образование,

карьера, отдых, хобби.

Принципы кластеров

Акцент на

практическом применении изучаемого материала и развиваемых навыков

Все виды деятельности в кластере должны направляться созданием продукции, услуги или представлением для реальной аудитории (необходимый элемент, благодаря которому приобретаются знания и развиваются психические процессы)

Самостоятельный выбор обучающимися и преподавателями кластеров

Люди работают и учатся лучше, когда получают удовлетворение от реализуемых ими действий 

Объединение учеников разных классов и разных параллелей в группы со схожими интересами

Различия в возрасте незаметны при значительном совпадении интересов 

Отсутствие чётко структурированного плана или графика

Обогащающий кластер – это ситуация обучения, специально организованная для создания продукта или услуги, которые окажутся значимыми для целевой аудитории. Обучающиеся должны следовать исследовательской методологии практикующих профессионалов 

Руководство кластером с использованием

достоверной

методологии и материалов продвинутого уровня

Для того чтобы осуществить подлинное исследование, преподавателям и ученикам необходимо знать, как искать и использовать методологические ресурсы 

Разделение труда внутри кластера

Обучающиеся не выполняют одинаковые задачи, в кластере присутствует разделение труда, аналогичное существующему на производстве. Группу объединяет одна цель, но каждый вносит свой уникальный вклад, развивает свои интересы и специализацию 

 Выделение специальных временных блоков для обогащающих кластеров в расписании

Формирование расписания: включение специальных временных блоков с определенной очередностью, последовательностью (2 часа в день, 8 часов в определенный день недели и др.)

Исключение принципов традиционных образовательных учреждений

-Размер, численность групп может варьироваться;

-Руководить кластером может как учитель-фасилитатор, так и специалист-профессионал, а также они вместе

- Некоторые кластеры должны осуществляться вне стен образовательного учреждения;

- Окружение должно соответствовать обучающимся и теме кластера, а не обучающиеся и тема – имеющемуся окружению;

- Решение о сроке и продолжительности кластера принимается обучающимися и преподавателем 

Этапы создания кластеров:

1.Разработка концепции

2.Изучение интересов обучающихся и педагогов

3.Поиск работодателей, мастеров-профессионалов из числа родителей, представителей местного сообщества, заинтересованных в реализации идеи

4.Обучение  модераторов

5.Запись обучающихся на интересующие кластеры, регистрация

6.Составление расписания

7.Празднование собственного успеха

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Срок реализации

Цель этапа

Ориентировочный

апрель 2016г.

Выбор  перспективных педагогических технологий, проведение семинара по теме «Технология обогащающего обучения(модерации)». Составление программ внеклассной работы по практикоориентированному обогащающему обучению в условиях образовательного учреждения

 Основной

сентябрь 2016 – апрель 2017 гг.

 Проведение выбранных кластеров педагогами  образовательного учреждения

 Обобщающий

Май 2017г.

Анализ достигнутых результатов и определение дальнейших перспектив в использовании данной технологии в  школе

Ожидаемые результаты проекта:

  • развитие способностей каждого ученика;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • развитие педагогического коллектива, улучшение материального положения, поддержка педагогов,  готовых работать с инновационными  технологиями в  образовательном учреждении;
  • усовершенствование системы внеклассной работы в школе, выделить систему работы с одаренными детьми, создание условий для данной работы;

В процессе реализации проекта в рамках деятельности школы приоритетами можно считать:

  • личность участников образовательного процесса (учитель-ученик), ее самоценность, ориентированность на развитие творческих потенциалов;
  • гуманизм – важная составляющая образовательного процесса, определяющая место человека в современном обществе

Предполагается рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми приёмами обучения и использования современной технологии, внедряемой в учебно-воспитательный процесс. Данная работа активизирует процесс совершенствования творческого потенциала личности учителя, создавая благоприятную обстановку для формирования ее зрелости. Способствует созданию такого образовательного пространства, в котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения.

Заключение:

     В современных условиях базовое образование все больше нуждается в дополнении его неформальным, одним из определяющих фактором которого стало бы развитие способностей, склонностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения – ранней профориентации. И в этом смысл образования, выстроенного по технологии обогащающего обучения: оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных  во внеклассной работе, элективных курсах, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, обогащает их практическими знаниями, удовлетворяет потребности в «узнавании» той или иной профессии. А главное – в условиях обогащающего обучения обучающиеся могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, получают возможность работать и учится в разновозрастных группах (творческих мастерских или кластерах).

Литература:

  1. Рензулли, Дж.С. Обогащающее обучение: Путеводитель по практикоориентированному, основанному на потребностях студентов обучению [Текст] / Дж.С. Рензулли, М. Джентри, С.М. Райс, Е.Ю. Селюк. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 236 с.

Приложение презентация «Кластер: Занимательные опыты по химии»

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель химии и биологии Таюрская Л.Н. Кластер «Занимательные опыты по химии»

Слайд 2

Участники кластера – учащиеся 9 класса

Слайд 3

Актуальность кластера Химия в нашей жизни занимает много места и имеет большее значение, чем принято думать. Готовим ли мы себе пищу, моем ли посуду, мы постоянно сталкиваемся с химическими реакциями, хотя никогда и не задумываемся об этом. Наш организм, каждая его клеточка-это сложнейшая, отлаженная (у здорового человека) химическая лаборатория со своими закономерностями и требованиями к условиям окружающей среды. И чем большим количеством знаний в области химии будет вооружён человек, тем меньше он будет иметь жизненных проблем. Кластер поможет совершенствовать практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознать практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение.

Слайд 4

« Деяние есть живое единство теории с практикой» Аристотель Расширение и углубление знаний по химии, развитие познавательного интереса , предпрофильная ориентация , выявление взаимосвязи химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека Цель кластера:

Слайд 5

УЧИТЕЛЬ - МОДЕРАТОР КЛАСТЕРА Таюрская Людмила Николаевна учитель химии и биологии МКОУ « Уянская СОШ»

Слайд 6

Реклама кластера Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами успехи ея прилежания. М.В.Ломоносов Хотите заглянуть в удивительный мир химии? Приходите заниматься в кластер Логотип кластера

Слайд 7

Продукт кластера Опыты с теоретическим обоснованием

Слайд 9

Лаборант Химик-аналитик Химик-технолог Отв. за измерительные приборы Инженер по технике безопасности Роль учащихся в кластере

Слайд 10

Лабораторная посуда Химическое оборудование Измерительные приборы Набор химических реактивов Ресурсы кластера

Слайд 11

Методы обучения Словесный (изучение теории) Наглядный (демонстрация учителем) Практический( самостоятельная работа)

Слайд 12

Содержание деятельности 1 этап - Подбор теоретического материала, опытов 2 этап – Распределение ролей 3 этап – Подбор, изучение оборудования, лабораторной посуды, изучение методики проведения опытов, техники безопасности 4 этап – Самостоятельный показ опытов удовлетворение потребностей в коммуникации удовлетворение потребностей в самореализации Какие потребности личности удовлетворены

Слайд 13

Какие компетенции сформировались Что нового узнали учебно-познавательные компетенции: самостоятельная и познавательная деятельность , информационная сформировались у учащихся знания и умения, необходимые в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту, усовершенствовали навыки в практической деятельности для дальнейшего обучения химии на уроках

Слайд 14

Польза от кластерного взаимодействия формируется у обучающихся культура общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», толерантность Школьная лаборатория в кабинете химии Место проведения

Слайд 15

Показ опытов «начинающим химикам» – ученикам 8класса, демонстрация приобретённых навыков под руководством модератора Празднование собственного успеха

Слайд 16

Рефлексия Китайская мудрость гласит «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше»

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования технологии индивидуализации обучения для учащихся с ЗПР.

Методика  использования технологии индивидуализации обучения для учащихся с ЗПР.  « Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором спо...

Статья "Развитие творческих способностей путем использования технологий проблемного обучения на занятиях по экономике", Олисовой Ю.Е.

Данные методические рекомендации предназначены для студентов Техникума, обучающихся по специальности "Технология молока и молочных продуктов". Здесь они могут найти весь необходимый материала для выпо...

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязате...

Презентация по ИЗО по теме "Перспектива". Материал для проведения уроков с использованием технологии проблемного обучения (6 класс).

Презентация по ИЗО по теме "Перспектива". Материал для проведения уроков с использованием технологии проблемного обучения (6 класс). Данная презентация подразумевает работу учащихся в пяти творческих ...

Инновационные методики и технологии в обучении (технология кроссенс на уроках географии)

    В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. В федеральных Государственных Образовательных Стандартах  говорится, о переходе парадигмы знаний, ум...

«Инновационные методики и технологии в обучении» на уроках технологии

Принцип исследования электрического освещения в помещении, расчет экономию электроэнергии от применения светодиодных ламп....

Эффективные методики и технологии в обучении английскому языку в школе детей с ОВЗ

В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога являет...