Главные вкладки

    Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».
    план-конспект занятия по химии (10 класс) на тему

    Зазулина Екатерина Александровна

    Материал интегрированного занятия в биолого-химическом профиле, 10 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_himiya_kletki.docx17.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».

    Цели: обобщить и закрепить знания учащихся о клеточном уровне жизни, химических элементов в жизни клетки, развивать мышление учащихся путем сравнения и функций этих элементов; укреплять межпредметные связи, развивать интерес к биологии и химии.

    Задачи урока:

    1. Осуществить контроль знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении темы.  
    2. Закрепить знания учащихся  о химической организации клетки;

    проверить знания о содержании и роли химических элементов и  веществ (неорганических и органических) в клетке;

    проверить осознание учащимися роли водородных связей в образовании структур молекул белков и нуклеиновых кислот;

    проверить прочность усвоения понятий: «химический состав клетки», «водородные связи»,  «полипептид».

    1. Формировать умения:

     работать с тестовыми заданиями,

    давать  ответы на вопросы с опорой на таблицы,

    умение схематично изображать механизм передачи наследственной информации, заложенной в молекулах ДНК,

    умение устанавливать связь между строением и функциями веществ,

    умение записывать химическую реакцию образования полипептида,

    умение демонстрировать опыты, доказывающие качественный состав белков.

    Оборудование:

    интерактивная доска, кинофрагмент,      

    таблица с изображением генетического кода,

    реактивы для качественной реакции на белки.

                                                           Ход урока.

    Цели и задачи урока были доведены до учащихся за две недели до урока, темы докладов разобраны по желанию учащихся.

    1. Вступительное слово учителей химии и биологии, о том, что эти две науки неразрывно связаны между собой и на протяжении всего урока мы в этом будем не раз убеждаться.

    2. Актуализация знаний.

    Учитель биологии:

    Поступило сообщение с телеканала просьба о помощи, монтируют видеоролик, утрачен звуковой файл. Нужно к видео файлу придумать текст для озвучивания ролика. Ответить на вопросы что демонстрируют. Почему этот сюжет актуален для зимнего времени, для чего его демонстрируют.

    1. Просмотр ролика. Обсуждение
    2. Просмотр и прослушивание версий учащихся. Установили – показана клетка, синтез белка, вторжение вируса.
    3. Анализ, обобщение и сравнение знаний, умений и навыков по химии и биологии.

    Деление на группы:

    Группа химики: химические свойства белков, реакция образования полипептида, качественная реакция на белки.

    Группа биологи: строение и функции белка в клетке, комментарии к видеоролику синтез белка.

    1. Учитель химии и группа химиков:

    Белки – это высокомолекулярные органические соединения, представляющие собой биополимер, состоящий из мономеров,  которыми являются аминокислоты соединенные пептидной связью.

    Учащиеся записывают реакцию на доске:

    NH2 – CH2 – COOH + NH2 – CH2 – COOH = NH2 – CH2 – CO – NH – CH2 – COOH + H2O

    Связь  – CO – NH – , соединяющая отдельные аминокислоты в пептид.

    Учащиеся проводят качественные реакции на белки:

    Ксантопротеиновая реакция на белки

    Ксантопротеиновая реакция проводят для обнаружения белков, содержащих в своем составе ароматические аминокислоты. К раствору белка  прибавляем концентрированную азотную кислоту. Белок свертывается. При нагревании белок желтеет. При добавлении избытка аммиака окраска переходит в оранжевую.

    Появление окрашивания свидетельствует о наличии ароматических аминокислот в составе белка.

    Биуретовая реакция белков

    Наличие белков в растворе можно обнаружить цветными реакциями. Наиболее универсальной качественной реакцией на белки является биуретовая реакция. Эта реакция характерна для групп атомов, образующих пептидную связь. К раствору белка приливаем немного раствора щелочи  и несколько капель слабого раствора сульфата меди. Жидкость окрашивается в фиолетовый цвет, что указывает  на присутствие белка в растворе.

    Осаждение белков солями тяжелых металлов

    В две пробирки приливаем  раствор белка. В первую пробирку добавляют раствор сульфата меди (II) , во вторую – раствор нитрата серебра.  В обеих пробирках выпадают осадки. Соли тяжелых металлов осаждают белки из растворов, образуя с ними нерастворимые  в воде солеобразные соединения.

    Диалог между учителем биологии и группой химиков:

    Почему нельзя продемонстрировать реакцию белков с солями тяжёлых металлов? Учащиеся отвечают, что это опасно для здоровья в необорудованной лаборатории демонстрировать данный опыт.

    Учитель биологии и группа биологов:

    Биологи – функции белков в клетке

    Биологи- строение клетки

    1. Итог урока

    Комментарии для видеоролика синтез белка.

    1. Вывод 

    Учащиеся формулируют общий вывод:  для чего данный видеоролик поступает в эфир в зимнее время.

    Белки – это антитела, иммунитет, вирусные заболевания.

    Учитель химии и биологии подводят итоги урока, оценивают работу учеников и благодарят за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

    “ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...

    Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе «Белки, жиры и углеводы»

    Интегрированный урок «Белки, жиры и углеводы» способствует обобщению знаний учащихся по химии и биологии и сохранению здоровья  человека. Этот урок по проблемно-исследовательскому обучению, на ко...

    Проект интегрированного урока по математике и биологии в 5-6 классах по ФГОС

    Предмет: математика и биологияУровень образования: Тема: Экологическое путешествие по Липецкой областиТип урока: закрепление знаний и способов деятельностиФорма проведения урока: урок путешествие.Врем...

    Методическая разработка к интегрированному уроку по химии и биологии в 9 классе

    Разработка урока по химии и биологии в 9 классе "Химические элементы в клетках живых организмов"...

    Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "" Белки, их строение, функции, значение"

    Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "" Белки, их строение, функции, значение"  с использованием национально-регионального компонента....

    Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе по теме: «О здоровой и вкусной пище».

    Систематизация знаний учащихся на  межпредметной основе.Обобщение знаний о химических свойствах веществРассмотрение применение знаний по химии на практикеЗакрепление навыков экспериментированияФо...