Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».
план-конспект занятия по химии (10 класс) на тему

Зазулина Екатерина Александровна

Материал интегрированного занятия в биолого-химическом профиле, 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himiya_kletki.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».

Цели: обобщить и закрепить знания учащихся о клеточном уровне жизни, химических элементов в жизни клетки, развивать мышление учащихся путем сравнения и функций этих элементов; укреплять межпредметные связи, развивать интерес к биологии и химии.

Задачи урока:

  1. Осуществить контроль знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении темы.  
  2. Закрепить знания учащихся  о химической организации клетки;

проверить знания о содержании и роли химических элементов и  веществ (неорганических и органических) в клетке;

проверить осознание учащимися роли водородных связей в образовании структур молекул белков и нуклеиновых кислот;

проверить прочность усвоения понятий: «химический состав клетки», «водородные связи»,  «полипептид».

  1. Формировать умения:

 работать с тестовыми заданиями,

давать  ответы на вопросы с опорой на таблицы,

умение схематично изображать механизм передачи наследственной информации, заложенной в молекулах ДНК,

умение устанавливать связь между строением и функциями веществ,

умение записывать химическую реакцию образования полипептида,

умение демонстрировать опыты, доказывающие качественный состав белков.

Оборудование:

интерактивная доска, кинофрагмент,      

таблица с изображением генетического кода,

реактивы для качественной реакции на белки.

                                                       Ход урока.

Цели и задачи урока были доведены до учащихся за две недели до урока, темы докладов разобраны по желанию учащихся.

1. Вступительное слово учителей химии и биологии, о том, что эти две науки неразрывно связаны между собой и на протяжении всего урока мы в этом будем не раз убеждаться.

2. Актуализация знаний.

Учитель биологии:

Поступило сообщение с телеканала просьба о помощи, монтируют видеоролик, утрачен звуковой файл. Нужно к видео файлу придумать текст для озвучивания ролика. Ответить на вопросы что демонстрируют. Почему этот сюжет актуален для зимнего времени, для чего его демонстрируют.

  1. Просмотр ролика. Обсуждение
  2. Просмотр и прослушивание версий учащихся. Установили – показана клетка, синтез белка, вторжение вируса.
  3. Анализ, обобщение и сравнение знаний, умений и навыков по химии и биологии.

Деление на группы:

Группа химики: химические свойства белков, реакция образования полипептида, качественная реакция на белки.

Группа биологи: строение и функции белка в клетке, комментарии к видеоролику синтез белка.

  1. Учитель химии и группа химиков:

Белки – это высокомолекулярные органические соединения, представляющие собой биополимер, состоящий из мономеров,  которыми являются аминокислоты соединенные пептидной связью.

Учащиеся записывают реакцию на доске:

NH2 – CH2 – COOH + NH2 – CH2 – COOH = NH2 – CH2 – CO – NH – CH2 – COOH + H2O

Связь  – CO – NH – , соединяющая отдельные аминокислоты в пептид.

Учащиеся проводят качественные реакции на белки:

Ксантопротеиновая реакция на белки

Ксантопротеиновая реакция проводят для обнаружения белков, содержащих в своем составе ароматические аминокислоты. К раствору белка  прибавляем концентрированную азотную кислоту. Белок свертывается. При нагревании белок желтеет. При добавлении избытка аммиака окраска переходит в оранжевую.

Появление окрашивания свидетельствует о наличии ароматических аминокислот в составе белка.

Биуретовая реакция белков

Наличие белков в растворе можно обнаружить цветными реакциями. Наиболее универсальной качественной реакцией на белки является биуретовая реакция. Эта реакция характерна для групп атомов, образующих пептидную связь. К раствору белка приливаем немного раствора щелочи  и несколько капель слабого раствора сульфата меди. Жидкость окрашивается в фиолетовый цвет, что указывает  на присутствие белка в растворе.

Осаждение белков солями тяжелых металлов

В две пробирки приливаем  раствор белка. В первую пробирку добавляют раствор сульфата меди (II) , во вторую – раствор нитрата серебра.  В обеих пробирках выпадают осадки. Соли тяжелых металлов осаждают белки из растворов, образуя с ними нерастворимые  в воде солеобразные соединения.

Диалог между учителем биологии и группой химиков:

Почему нельзя продемонстрировать реакцию белков с солями тяжёлых металлов? Учащиеся отвечают, что это опасно для здоровья в необорудованной лаборатории демонстрировать данный опыт.

Учитель биологии и группа биологов:

Биологи – функции белков в клетке

Биологи- строение клетки

  1. Итог урока

Комментарии для видеоролика синтез белка.

  1. Вывод 

Учащиеся формулируют общий вывод:  для чего данный видеоролик поступает в эфир в зимнее время.

Белки – это антитела, иммунитет, вирусные заболевания.

Учитель химии и биологии подводят итоги урока, оценивают работу учеников и благодарят за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...

Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе «Белки, жиры и углеводы»

Интегрированный урок «Белки, жиры и углеводы» способствует обобщению знаний учащихся по химии и биологии и сохранению здоровья  человека. Этот урок по проблемно-исследовательскому обучению, на ко...

Методическая разработка к интегрированному уроку по химии и биологии в 9 классе

Разработка урока по химии и биологии в 9 классе "Химические элементы в клетках живых организмов"...

Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс. "Её величество-вода"

                Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс....

Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "Белки, их строение, функции, значение"

Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "Белки, их строение, функции, значение"  с использованием национально-регионального компонента....

Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе по теме: «О здоровой и вкусной пище».

Систематизация знаний учащихся на  межпредметной основе.Обобщение знаний о химических свойствах веществРассмотрение применение знаний по химии на практикеЗакрепление навыков экспериментированияФо...