Методическая разработка к интегрированному уроку по химии и биологии в 9 классе
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Михеева Татьяна Валерьевна

Разработка урока по химии и биологии в 9 классе "Химические элементы в клетках живых организмов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного  урока по биологии и  химии в 9 классе по теме:

 «Химические элементы в клетках живых организмов»

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организационный  момент

Приветствие.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса  к уроку.

Слушают учителя, включаются в работу.

1 минута

2. Актуализация знаний и мотивация

А, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

* Что мы  уже знаем по этой теме?

* Что нам сегодня предстоит изучить?

* Какие  цели  и задачи нам необходимо поставить перед собой?

Учитель химии проводит беседу, задает мотивирующие  проблемные вопросы учащимся.

Слайд 1. тема урока

Слайд 2. – эпиграф урока

Слайд 3. – цель урока

Называют новую тему

 Фронтальная работа с элементами беседы.

Называют известные понятия: химический элемент, клетка живого организма.

Формулируют цель и задачи урока.

3 минуты

3. Проверка знаний.

1этап

 письменный опрос (самостоятельная работа в парах).

Учитель химии

Слайд 4.

Применяя словесные методы,  проводит проверку  изученных знаний, контролирует.

Слайд 5.

Предлагает учащимся  проверить выполнение заданий, для этого предлагает поменяться тетрадями  с соседом по парте.

Осмысление задания

Выполняют тестовое задание. Проводится взаимоконтроль.

4. Закрепление знаний о химическом составе клетки (открытие обучающимися новых знаний)

1.Классификация химических элементов с позиции химии и биологии.

2. Биогенные элементы.

3. Физиологическая роль некоторых химических элементов.

4. Изучение свойств веществ, содержащих элемент-кальций.

Решение закрытой творческой задачи.

5. Творческая задача на определение простых и сложных веществ

(классификация веществ).

6. Элементный состав окаменелости живого организма и природного газа – метана.

7. Химический состав клетки.

8. Строение молекулы и свойства воды, ее применение. Роль воды в жизнедеятельности организма.

1.Учитель химии, используя слайд 6. Периодическая система элементов  проводит закрепление знаний о классификации химических элементов с позиции химии (положение в периодической системе и особенности строения атомов металлов и неметаллов)

Учитель биологии предлагает  учащимся начертить в тетрадях по биологии таблицу (3 столбца) и заполнить ее, используя материалы презентации слайд 8 и слайд 9. Обучающиеся сами называют столбцы таблицы, используя знания о классификации химических элементов по определенному содержанию их в клетках живых организмов, (макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы).

2.Учитель биологии дает характеристику биогенных элементов. Слайд 10.

3.Учитель химии акцентирует внимание на известном элементе – кальции.

4. Учитель биологии демонстрирует живую улитку (содержание кальция в панцире живого организма) Метод и средства – наглядный

Учитель химии проводит инструктаж, используя инструкцию по ОТ  (на столах) Техника безопасности при работе с кислотами и щелочами. Слайд 11.

Метод - объяснительно – иллюстративный.

Контролирует, анализирует, проверяет, акцентирует внимание на главном.

 

5. Учитель химии слайд 12. – закрытая творческая задача.

6. Учитель биологии демонстрирует окаменелость моллюска и шаростержневую молекулу метана.

Метод - объяснительно – иллюстративный.

7. Учитель биологии – слайд 14 (органические и неорганические вещества в клетках живых организмов).

8. Учитель химии – слайд 15 - 19

Метод - объяснительно – иллюстративный

Учитель биологии – слайд 20-21

Метод - объяснительно – иллюстративный

Контролирует, анализирует, проверяет, акцентирует внимание на главном.

Учащиеся   чертят таблицу, заполняют ее.

Самостоятельная работа в тетради (заполнение таблицы)

Формирование у учащихся новых понятий по данной теме (образовательная цель)

В процессе работы на данном этапе у учащихся развиваются  умения  самостоятельно добывать знания, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, прослеживать межпредметные связи (реализуется развивающая цель)

Происходит воспитание коммуникативных качеств,  устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу (реализуется  воспитательная цель)

3. Обучающийся демонстрирует выполненную презентацию «Физиологическая роль некоторых химических элементов», делает

доклад. Учащиеся заполняют таблицу – распечатку, заслушивая доклад.

4.Обучающийся проводит демонстрационный опыт, доказывающий наличие элемента – кальция (окрашивание пламени спиртовки) и углерода (получение углекислого газа и доказательство его наличия).

Применяются  методы по степени взаимодействия  восприятие, анализ,  заполнение таблицы.

Смотрят  опыты, записывают уравнения реакций на доску и  в таблицу тетради.

Методы: наглядные с практической направленностью

5. Решают задачу, дают определения и приводят примеры простых и сложных веществ.

6. Самостоятельно делают вывод о том, что на атомном уровне живое = неживому, но на молекулярном – обнаруживаются различия в химическом строении, на уровне сложных веществ.

Выводят формулы: .

7. Обучающиеся, используя полученные ранее знания, приводят примеры органических и неорганических веществ в клетках живых организмов.

8. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, конспектируют, анализируют, делают выводы.

5. Закрепление. 1.Лабораторная работа.

2.Демонстрационный эксперимент “Качественная реакция на белок”

Лабораторная работа “Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов”

I вариант

Определение содержания воды в растении

Оборудование: стебли комнатных растений, фильтровальная бумага.

Опыт: Между листов фильтровальной бумаги поместить стебель растения и надавить до промокания фильтровальной бумаги.

Вода принимает участие в процессах превращения одних веществ в другие, непрерывно происходящие в живых клетках. Как называются эти превращения в химии? (записать определение в тетрадь).

II вариант

Обнаружение жиров (масел) в семенах подсолнечника

Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.

Опыт: для обнаружения масла раздавить семечки (без кожуры) на листе бумаги

III вариант

Обнаружение крахмала и белка в пшеничной муке

Оборудование: йод, пшеничная мука, вода, стакан, кусочек марли.

Опыт: На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпать немного пшеничной муки, сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой. К полученной мутной воде добавить несколько капель спиртового раствора йода. О чём свидетельствует появление тёмно-синего окрашивания?  Реакции, с помощью которых распознают определённые вещества, называют  - … (определение записать в тетрадь).

В марле осталась липкая тягучая масса. Это растительный белок, который называют клейковиной. Белки тоже можно распознать с помощью качественной реакции.

2. Реактивы и оборудование: куриное яйцо, 10%-е растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, вода; химические стаканы, стеклянная палочка.

Опыт: Отделить белок от желтка, разбавить белок водой. В полученный раствор белка добавить 1 мл раствора сульфата меди (II) и 2 мл раствора гидроксида натрия, перемешать.

1. Учитель следит за выполнением работы, помогает, корректирует деятельность обучающихся при выполнении лабораторных опытов и демонстрационного эксперимента.

1. Учащиеся закрепляют полученные на уроке знания, выполняя лабораторную работу по вариантам (распечатки заданий на столе).

Методический прием – закрепление знаний при выполнении лабораторного практикума, исследовательский.

6. Рефлексия

Выберите нужную букву:

А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.

Б) Усвоил материал частично.

В) Мало что понял, необходимо ещё поработать.

Вставьте смайлик настроения:

              безразлично,                                                                      

                                      скучно

Хорошо

               

Задает вопросы, проводит беседу с детьми.

Вступают  в беседу с учителем, отвечают на вопросы

Домашнее задание

Учитель сообщает домашнее задание § стр. дополнительно: задача

Выставляет оценки за урок, применяя накопительную систему оценок.

Сообщает  домашнее задание, комментирует его.

Выставляет оценки.

Записывают в дневники домашнее задание.

45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...

Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе «Белки, жиры и углеводы»

Интегрированный урок «Белки, жиры и углеводы» способствует обобщению знаний учащихся по химии и биологии и сохранению здоровья  человека. Этот урок по проблемно-исследовательскому обучению, на ко...

Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс. "Её величество-вода"

                Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс....

Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".

8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ»                   ТЕМА УРОКА №23:...

Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».

Материал интегрированного занятия в биолого-химическом профиле, 10 класс...

Методическая разработка (сценарий) интегрированного урока (биология и русский язык) «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)». 6 класс.

Методическая разработка (сценарий)  интегрированного урока (биология и русский язык)  «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)».6 класс.Цели урока:Образовательные...