Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Захарова Зоя Геннадьевна

Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют детям выполнять работу самостоятельно, в индивидуальном темпе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Инструкция  по  выполнению

 практической работы №1 по теме «Реакции ионного обмена».

  1. Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.

  1. Сформулируйте цель работы.

  1. Опыт 1.Проведите реакцию обмена с образованием  воды. Для этого:                                    а) найдите на рабочем столе растворы основания (ионы ОН-) и кислоты (ионы Н+);                             б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;

            в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора основания, добавьте немного фенолфталеина до изменения цвета, затем прилейте 1мл раствора кислоты; убедитесь в том, что основание нейтрализовано;                                                                                                            г) запишите наблюдения.

  1. Опыт 2.Проведите реакцию обмена с образованием осадка. Для этого:                                                                а) найдите на рабочем столе растворы соли (ионы        ) и основания (ионы ОН-);                                      б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;

в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора соли, добавьте 1мл раствора основания; убедитесь в образовании осадка;

г) запишите наблюдения.

  1. Опыт 3.Проведите реакцию обмена с выделением газа. Для этого:                                                                       а) найдите на рабочем столе растворы кислоты (ионы Н+) и карбоната (ионы СО32-);                          б) составьте  уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;                                    

в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора карбоната и осторожно по каплям добавьте кислоту; наблюдайте выделение углекислого газа;                                                                                    г) запишите наблюдения.

  1. Опыт 4. Гидролиз соли.

Исследуйте реакцию среды в растворе соли (            ). Для этого:                          

а) налейте в пробирку 2мл раствора соли;

б) опустите в раствор соли полоску универсальной индикаторной бумаги;               в) проанализируйте изменение цвета бумаги;

            г) запишите наблюдения и ионное уравнение гидролиза.

  1. Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).

  1. Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.


Предварительный просмотр:

                         Инструкция  по  выполнению

 практической  работы №2 по теме «Свойства серной кислоты».

  1. Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.

  1. Сформулируйте цель работы.

  1. Опыт 1. Докажите качественный состав серной кислоты.

Вспомните, какие ионы образуются при диссоциации серной кислоты.

Какими реакциями можно распознать наличие этих ионов в растворе?

А) Докажите наличие иона Н+. Для этого:

а) найдите на рабочем столе раствор серной кислоты и металл;

б) составьте уравнение реакции между этими веществами;

в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора кислоты и добавьте

1-2 гранулы металла, убедитесь в выделении газа;

г) запишите наблюдения.

Б) Докажите наличие сульфат-иона. Для этого:

а) найдите на рабочем столе растворы серной кислоты и хлорида бария;

б) составьте уравнение реакции между этими веществами в молекулярном и ионном виде;

в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора кислоты и добавьте 1 мл раствора соли бария, убедитесь в образовании осадка;

г) запишите наблюдения.

  1. Опыт 2.Проведите реакцию нейтрализации.

Вспомните, какая реакция обмена называется реакцией нейтрализации.

Для проведения реакции:                                  

 а) найдите на рабочем столе растворы основания (ионы ОН-) и серной кислоты (ионы Н+);                            

 б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между этими веществами;                                         в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора основания, добавьте немного фенолфталеина до изменения цвета, затем прилейте 1мл раствора кислоты; убедитесь в том, что основание нейтрализовано;                                                                                                                           г) запишите наблюдения.

  1. Опыт 3.Проведите реакцию обмена с солью слабой кислоты. 

Для этого:                                                                      

а) найдите на рабочем столе растворы серной кислоты (ионы Н+) и карбоната

(ионы СО32-);                        

 б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между этими веществами;                                        

в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора карбоната (если карбонат нерастворим – насыпьте 1-2 грамма его) и осторожно по каплям добавьте кислоту; наблюдайте выделение углекислого газа;                                                                                    г) запишите наблюдения.

  1. Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).

  1. Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.


Предварительный просмотр:

 Инструкция  по  выполнению практической  работы №3                                      по  теме  «Получение аммиака».

  1. Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.

  1. Сформулируйте цель работы.

  1. Опыт 1. Получение аммиака.

Вспомните, как получают аммиак в лабораторных условиях.

Как можно распознать его наличие?

            а) наблюдайте опыт по получению аммиака в исполнении учителя;

            б) убедитесь в том, что аммиак получен;

в) составьте уравнение реакции;

г) запишите наблюдения.

  1. Опыт 2. Реакция среды в растворе аммиака.

Исследуйте реакцию среды в растворе аммиака. Для этого:

а) найдите на рабочем столе раствор аммиака (гидроксид аммония NH4OH) и индикатор;

б) в пробирку налейте 1мл раствора аммиака и добавьте немного фенолфталеина;

в) запишите наблюдения и сделайте вывод о реакции среды в растворе аммиака.

  1. Опыт 3. Реакция нейтрализации.

Вспомните, какая реакция обмена называется реакцией нейтрализации.

Для проведения реакции:                                  

 а) найдите на рабочем столе раствор кислоты (ионы Н+);                            

 б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между гидроксидом аммония и кислотой;                                                                                                                 в) проведите реакцию: в пробирку с раствором аммиака и индикатором (опыт 2), прилейте 1мл раствора кислоты; убедитесь в том, что основание нейтрализовано;                                                                                                                           г) запишите наблюдения.

  1. Опыт 4. Реакция обмена с солью. 

Для проведения реакции:                                                                      

а) найдите на рабочем столе растворы гидроксида аммония и соли (ионы Al3+,Fe3+,Zn2+);

 б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между этими веществами;                                        

в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора соли и добавьте 1мл раствора аммиака;                                                                                    

г) запишите наблюдения.

  1. Задача.

Решите задачу по уравнению реакции получения аммиака.

  1. Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).

  1. Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.


Предварительный просмотр:

    Инструкция  по  выполнению практической  работы №4

                по теме «Получение углекислого газа».

  1. Запишите в тетради тему практической работы. Прослушайте указания учителя по технике безопасности и строго соблюдайте эти указания и пункты данной инструкции.

  1. Сформулируйте цель работы.

  1. Опыт 1. Получение углекислого газа.

Вспомните, как получают углекислый газ в лабораторных условиях.

Как можно доказать его наличие?

            а) наблюдайте опыт по получению углекислого газа в исполнении учителя;

            б) убедитесь в том, что углекислый газ получен;

в) составьте уравнения реакций получения и обнаружения газа;

г) запишите наблюдения.

  1. Опыт 2. Качественная реакция на карбонаты.

Вспомните, как можно распознать любой карбонат.

Проведите качественную реакцию на карбонаты. Для этого:

а) найдите на рабочем столе раствор карбоната (ионы CO32-) и раствор кислоты (ионы Н+);

б) составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде между карбонатом и кислотой;

в) проведите реакцию: в пробирку налейте 1мл раствора карбоната и осторожно, по каплям добавьте немного кислоты;

г) запишите наблюдения.

  1. Опыт 3. Реакция обмена между двумя солями.

Вспомните, при каком условии возможна реакция обмена между солями.

Для проведения реакции:                                  

а) найдите на рабочем столе раствор карбоната (ионы СО32-) и раствор другой соли (ионы Са2+или Ва2+);                            

б) составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между солями;                                                                                                                 в) проведите реакцию: в пробирку с 1мл раствора карбоната, прилейте 1мл раствора второй соли;                                                                                                                           г) запишите наблюдения.

  1. Задача.

Решите задачу по предложенному учителем условию.

  1. Сформулируйте вывод (в соответствии с целью работы).

  1. Приведите в порядок свое рабочее место. Сдайте тетрадь учителю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ В ШКОЛЕ

Сегодня, на мой взгляд, необходимо расставлять другие приоритеты в организации и проведении практических работ. Опыт учителя подсказывает, что практические работы должны проводиться с учет...

Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.

Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют дет...

Инструкционные карты для практических работ по химии (8-11 класс)

Инструкционные карты для практических работ по химии, разработанные в соответствии с образовательной программой по химии Республики Казахстан....

Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.Очистка загрязненной поваренной соли".

Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращенияс лабораторным оборудованием. Очистка загрязненной поваренной соли"...

Инструкционная карта для проведения практической работы

Инструкционная карта для проведения практической работы по электротехнике....

Инструкционная карта для проведения практической работы

Электротехника и электронная техника...

Использование информационных технологий при проведении практических работ по химии

Практическая работа  «Реакции ионного обмена»  проводится в 9 классе в рамках химического практикума после изучения темы «Теория электролитической диссоциации»....