Вклад М. В. Ломоносова в дидактику химии
презентация к уроку по химии

Трегуб Алеся Васильевна

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vklad_m._v._lomonosova_v_didaktiku_himii.pptx734.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вклад М.В. Ломоносова в дидактику химии. Трегуб А.В., учитель химии.

Слайд 3

В 1745 г. Высочайшим указом Елизаветы Петровны Ломоносов был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской Академии наук. Михаил Васильевич Ломоносов считал химию одной из главных областей своего научного творчества. Ломоносов не раз говорил, что химия – его «главная профессия»

Слайд 4

Лаборатория Ломоносова стала первым в истории России исследовательским учреждением, прообразом будущих научно-исследовательских институтов г

Слайд 5

Сохранились собственноручные записи М . В. Ломоносова в лабораторном журнале-дневнике Этот замечательный лабораторный дневник “Химические и оптические записи ”, состоящий из 169 записей разнообразного содержания, главным образом с планами различных опытов или приборов, раскрывает огромную экспериментальную работу учёного, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи .

Слайд 6

Намеченная Ломоносовым широкая программа физико-химических опытов, потребовали также создания целой серии новых приборов: прибор для исследования твёрдости разных камней и стёкол; д ля исследования вязкости жидких материй - вискозиметр ; - д ля измерений температуры Ломоносов сконструировал собственный термометр , наиболее рациональный из всех существовавших.

Слайд 7

«Химия - наука об изменениях, происходящих в смешанном теле» В этой формулировке предмета химии Ломоносов впервые представляет её в виде науки, а не искусства

Слайд 8

М.В. Ломоносов был автором первого в мире “ Курса истинной физической химии” ( 1752-1754 г) “ Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях ”

Слайд 9

Михаил Васильевич Ломоносов, как педагог и ученый, призывал творчески относиться к труду. Основным видом труда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому, прежде всего, советовал не «терять золотое младых лет время без приобретения той пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность». Дидактические идеи Ломоносова :

Слайд 10

Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии. Дидактические идеи Ломоносова :

Слайд 11

М.В. Ломоносов знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим обоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога. Дидактические идеи Ломоносова :

Слайд 12

М.В. Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть результативным тогда, когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные дидактические правила или принципы . Он добивался соблюдения принципа доступности обучения. Ломоносов, учитывая особенности детского познания, советовал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследовать трудные». Дидактические идеи Ломоносова :

Слайд 13

В "Риторике" он рекомендует изложение вести чистым и ровным голосом, не сильным и не слабым, не монотонно, а повышая или понижая его, сопровождая речь адекватными ее содержанию движениями тела и головы. Он считал, что главные научные положения следует формулировать кратко и ясно, а затем диктовать их для записи учащимся. Дидактические идеи Ломоносова :

Слайд 14

Большое значение в преподавании химии М. В. Ломоносов придавал химическому эксперименту. По его суждению, словесное изложение научных положений необходимо сопровождать химическими опытами, так как исходным моментом познания является чувственное восприятие. Вещества надо изучать целостно с качественной и количественной сторон, используя при этом методы других наук, прежде всего математики и физики. Дидактические идеи Ломоносова :

Слайд 15

Ломоносов утверждал, что в познании химических явлений нельзя ограничиваться только чувственным восприятием. Следует обобщать опытные данные , "проникать" во внутреннее строение корпускул, в их движение. Чтобы теоретические знания стали истинными, необходимо проверять их методами наблюдения и опыта. Дидактические идеи Ломоносова :

Слайд 17

Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»: 1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины); 2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты); 3) решение педагогических задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии).

Слайд 18

Приведя программу для химических исследований, изложенную Ломоносовым в «Слове о пользе химии», профессор Курилов замечает: «Эти золотые слова, сказанные 160 лет тому назад, сохраняют свою силу свежесть и для данного момента: они должны служить руководством при составлении учебных планов факультетского преподавания химии; их следует иметь пред собой каждому, кто готовит себя к работам по химической специальности». Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Вклад Ломоносова в развитие русского языка и литературы

Эта презентация - компьютерная поддержка урока - ролевой игры "Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы". Содержит фотографии, иллюстрирующие эпоху Петра Первого, фотографии мест, с...

Вклад М.В.Ломоносова в развитие химии.

Презентация. Отражает открытия М.В.Ломоносова в химии....

Актуальные проблемы современной дидактики в химии

Игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения, повышения познавательной активности на уроках химии, повышения качества знаний....

Презентация "Вклад Ломоносова в географию"

Презентация "Вклад Ломоносова в географию"...

ВКЛАД НАШЕГО ЗЕМЛЯКА Н.Д.СНЕТКОВА В РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ИДЕЙ М.В.ЛОМОНОСОВА ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ И НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА.

Никитин Юрий Игорь Александрович, обучающийся 1 курсаГБОУ СПО АО «Шипицынский агропромышленный техникум»Специальность 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»,ру...

Вклад М.В.Ломоносова в химию..

Материал предназначен для учащихся 8класса....

 Конференция «Страна-наука-люди». Доклад на тему «Универсальный гений. Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу»

Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся русский учёный, писатель и эрудит, внесший значительный вклад в развитие российской науки.История Ломоносова — это не просто жизнь выдающегося чело...