Главные вкладки

    Инструктажи по ТБ в кабинете химия
    материал по химии на тему

    Савенкова Ирина Геннадьевна

    Предварительный просмотр:

    ИНСТРУКЦИЯ по пожарной безопасности
    в кабинете химии и лаборантской

    1. Общие требования пожарной безопасности
    1.1. Кабинет химии и лаборантская должны постоянно содержаться в чистоте.
    1.2. Эвакуационные проходы не загромождать каким-либо оборудованием и предметами.
    1.3. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
    1.4. Неисправные электросети и электрооборудование немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.
    1.5. По окончании занятий необходимо тщательно осмотреть закрепленные помещения и закрыть их, обесточив электросеть.

    2. Запрещается:
    2.1. Курить в помещениях учреждения.
    2.2. Хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие легковоспламеняющиеся материалы.
    2.3. Использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.
    2.4. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
    2.5. Применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители («жучки»).
    2.6. Проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня.

    3. Действия при возникновении пожара.
    3.1. Немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону 01.
    3.2. Немедленно оповестить людей о пожаре и сообщить руководителю учреждения или заменяющему его работнику.
    3.3. Открыть все эвакуационные выходы и эвакуировать людей из здания.
    3.4. Вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.
    3.5. Покидая помещение или здание, выключить вентиляцию, закрыть за собой нее двери и окна во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.
    3.6. Силами добровольной пожарной дружины приступить к тушению пожара и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения.
    3.7. Отключить электросеть и обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током.

    Ответственный за противопожарное состояние здания:

    СОГЛАСОВАНО
    Заместитель руководителя учреждения:



    Предварительный просмотр:

    ИНСТРУКЦИЯ
    по охране труда в кабинете химии
    при работе с кислотами и щелочами

    Работа с кислотами и щелочами различной концентрации требует осторожности и максимального внимания, особенно при нагревании. Попадая на кожу или глаза, эти вещества способны вызывать серьезные поражения.
    Ожоги концентрированными кислотами очень болезненны, сопровождаются трудно заживающими ранами и оставляют рубцы. Разрушению также могут подвергнуться одежда и обувь.
    При работе следует выполнять следующие правила:

    1. Приготовление растворов из твердых щелочей концентрированных кислот разрешается только учителю. Фарфоровую посуду наполовину заполните холодной водой, а затем, небольшими порциями, при постоянном перемешивании, добавляйте вещество.

    2. Учащиеся работают с концентрированными кислотами под тщательным наблюдением и контролем со стороны учителя за их действиями, строго соблюдая методику работы, инструкцию по охране труда.

    3. Смешивая серную кислоту с водой, приливайте кислоту к воде небольшими порциями, азотную кислоту смешивайте с серной, приливая азотную к серной. Пробирку с приготовляемой смесью охлаждайте, погружая в холодную воду.

    4. Перемешивая содержимое пробирки, содержащей кислоту, не закрывайте ее отверстие пальцем руки, а используйте для этого пробку или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробки.

    5. Работу с большим количеством кислот и щелочей производите в защитных очках и перчатках. С летучими веществами работайте под вытяжкой. Переливайте жидкости, пользуясь воронкой, работайте вдвоем.

    6. Растворы кислот и щелочей готовьте в фарфоровой или стеклянной тонкостенной посуде.

    7. Пользуясь кристаллическими щелочами, остерегайтесь попадания даже пылевидных частиц, образующихся при встряхивании, на руки и одежду. Не берите гранулы руками, используйте для этого штапель или пинцет. При необходимости размельчения щелочей, натронной извести или других веществ, едкую или ядовитую пыль, работайте под вытяжкой или в хорошо проветриваемом помещении.

    8. При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежании попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду.

    9. При всех опытах, при проведении которых возможно разбрызгивание, разбрасывание взрыв или выброс веществ, надевайте очки, пользуйтесь защитным экраном.

    10. Не храните растворы концентрированных щелочей в тонкостенной посуде долгое время (не более 3 суток), так как в результате взаимодействия прочность посуды снижается.

    11. Кислоты и щелочи не затягивайте ртом в сифон пипетки.

    12. Не применяйте серную кислоту в вакуум-эксикаторах в качестве осушителя, так как в случае взрыва прибора вылившаяся кислота может попасть на работающего и вызвать сильный ожог.

    13. Имейте наготове в лаборатории достаточные количество растворов для нейтрализации пролитых или попавших на работающих кислот и щелочей (растворы соды, аммиака, уксусной и борной кислот).

    14. Пролитые кислоты или щелочи засыпайте песком а затем убирайте совком со щеткой. Остатки реактива нейтрализуйте раствором соды, если пролита кислота, или раствором уксусной кислоты, если пролита щелочь.

    15. При ожогах крепкими щелочами промойте пораженный участок водой и положите компресс из ваты, смоченной 1% раствором уксусной кислоты. При ожогах концентрированными кислотами промойте пораженный участок большим количеством воды, а затем 1% раствором гидрокарбоната натрия, положите марлевый или ватный тампон, смоченный этим нейтрализующим средством. Если кислота или щелочь попали в глаза, промойте их водой, используя специальное приспособление, а затем 2% раствором гидрокарбоната натрия для нейтрализации кислоты или 2% раствором борной кислоты для нейтрализации щелочи. Для промывания используйте специальные глазные ванночки.

    16. При отравлении щелочами (гидрооксидом натрия, нашатырным спиртом, поташем и т. п.) выпейте молоко или 2% раствор уксусной, лимонной кислот или сок лимона). Не применяйте рвотных средств. При отравлениях кислотами выпейте воды с йодом или с тертым мелом, тертой яичной скорлупой (0,5 чайной ложки на стакан воды), 1% раствор пищевой соды, не промывайте желудок.

    17. После оказания первой помощи обратитесь к врачу.

    Инструкцию составил : ________________



    Предварительный просмотр:

    МКОУ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА БОРЦОВСКАЯ СШ

     

    ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ОПЕРАЦИЙ,

    СВЯЗАННЫХ С ОБОРОТОМ ПРЕКУРСОРОВ

    НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И

    ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

    НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

     

     

    Ответственный за ведение и хранение журнала:

    учитель химии Савенкова И.Г.

     

     

     

    Журнал хранится 10 лет, до 01.09.2025 года

    Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (утв. постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644)

    (с официального сайта Правительства Российской Федерации)

      1. Настоящие Правила в соответствии с пунктом 5 статьи 30 и со статьей 39 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2006, N 29, ст. 3253) (далее - наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры).

     2. Настоящие Правила не распространяются на ведение и хранение специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - журналы регистрации), в случаях, когда разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ без лицензии в целях реализации статей 35 и 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

     3. Юридические лица, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны вести журналы регистрации по формам согласно приложениям N 1 (для наркотических и психотропных средств) и N 2 (для прекурсоров).

    4. Регистрация операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ведется по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества и их прекурсоров на отдельном развернутом листе журнала регистрации или в отдельном журнале регистрации.

     5. При осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежат занесению в журнал регистрации.

     6. Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица.

    При необходимости решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется орган, заверяющий журнал регистрации, предусмотренный приложением N 1 к настоящим Правилам.

     7. Руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях.

    8. Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров на основании документов, подтверждающих совершение этой операции.

     Документы или их копии, подтверждающие совершение операции с наркотическим средством, психотропным веществом или их прекурсорами, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом регистрации.

    9. Действие пункта 8 настоящих Правил не распространяется на случаи отпуска, реализации, приобретения и использования перманганата калия, ацетона, серной и соляной кислот массой, не превышающей 10 килограммов. При этом запись в журнале регистрации о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных, использованных прекурсоров производится ежемесячно и документального подтверждения совершения соответствующей операции не требуется.

    10. В журналах регистрации указываются как названия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с перечнем, указанным в пункте 1 настоящих Правил, так и иные названия наркотических средств и психотропных веществ и синонимы прекурсоров, под которыми они получены юридическим лицом.

     Списки названий наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, зарегистрированных в качестве лекарственных средств (международные непатентованные, патентованные, оригинальные названия или при их отсутствии химические названия), заносятся Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в государственный реестр лекарственных средств.

     11. Нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества и их прекурсоров осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах.

    Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.

     12. Запись в журналах регистрации каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.

     13. Исправления в журналах регистрации заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах регистрации не допускаются.

     14. Юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, а также сверку прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками).

    В журналах регистрации необходимо отразить результаты проведенной инвентаризации наркотических средств и психотропных веществ и сверок их прекурсоров.

     Расхождения или несоответствия результатов сверки прекурсоров доводятся до сведения соответствующего территориального органа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в течение 10 дней с момента их выявления.

     15. Журнал регистрации наркотических средств и психотропных веществ хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи от металлического шкафа (сейфа) и технически укрепленного помещения находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации.

     16. Журнал регистрации прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации.

     17. На основании записей в соответствующем журнале регистрации юридические лица представляют в установленном порядке отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

     18. Заполненные журналы регистрации вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сдаются в архив юридического лица, где хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем юридического лица.

    19. В случае реорганизации или ликвидации юридического лица журналы регистрации и документы, подтверждающие осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сдаются на хранение:

    при реорганизации - новому юридическому лицу либо правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;

    при ликвидации - в государственный архив в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     

     ПЕРЕЧЕНЬ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (ПРЕКУРСОРОВ),

     ИМЕЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

     

    1. АЦЕТОН

    1. КРАСНЫЙ ФОСФОР

    1. ПЕРМАНГАНАТ  КАЛИЯ

    1. СЕРНАЯ КИСЛОТА, ИСКЛЮЧАЯ СОЛИ

    1. СОЛЯНАЯ КИСЛОТА, ИСКЛЮЧАЯ СОЛИ

    1. ТОЛУОЛ

    1. ДИЭТИЛОВЫЙ ЭФИР



    Предварительный просмотр:

    Оказание первой медицинской помощи

    Во всех случаях после оказания первой медицинской помощи следует обратиться в медицинское учреждение.

    1. Отравление кислотами: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости не менее 6 л.

    При попадании внутрь концентрированных кислот и при потере сознания запрещается вызывать искусственную рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие (вместо оксида магния). В этом случае необходимо вызвать врача.

    2. Отравление щелочами: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же водного раствора уксусной кислоты с массовой долей вещества 2 %. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой.

    3. Отравление фенолом: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же розового раствора перманганата калия и снова вызвать рвоту. Третье промывание сделать водным раствором этанола с массовой долей вещества 5 % (объем не менее 1 л).

    4. Отравление парами брома: дать нюхать с ватки нашатырный спирт (водный раствор аммиака с массовой долей вещества 10 %), затем промыть слизистые оболочки носа и горла водным раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2 %.

    5. Отравление газами: чистый воздух и покой, в тяжелых случаях - кислород.

    6. Ожоги: при любом ожоге запрещается  пользоваться жирами для обработки обожженного участка.  Запрещается также применять красящие вещества (растворы перманганата калия, бриллиантовой зелени, йодной настойки).

    Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом и накладывают сухую стерильную повязку.

    Во всех остальных случаях после охлаждения места ожога накладывают стерильную повязку и обращаются за медицинской помощью.

    Иные виды поражения организма:

    при попадании на кожу едкого вещества основная задача - как можно быстрее удалить его стряхиванием или снятием пинцетом, сухой бумагой или стеклянной палочкой;

    при попадании на кожу растворов кислот или щелочей смывают их после стряхивания видимых капель широкой струей прохладной воды или душем. Запрещается обрабатывать пораженный участок увлажненным тампоном;

    при ожогах негашеной известью запрещается пользоваться водой для удаления вещества: снимать известь с кожи следует пинцетом или тампоном, смоченным минеральным или растительным маслом.

    После удаления с кожи вещества пораженный участок обмывают 2%-ным раствором уксусной кислоты или гидрокарбоната натрия такой же концентрации, затем ополаскивают водой и накладывают повязку с риванолем или фурацилином.

    Йод и жидкий бром удаляют с кожи этиловым спиртом и накладывают примочку из 5%-ного раствора гидрокарбоната натрия. В случае ожога бромом немедленно обратиться в медпункт.

    Помощь при порезах и ушибах:

    1. В первую очередь необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).

    2. Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.

    3. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный 3%-ным раствором пероксида водорода, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от проступающей крови, новую накладывают поверх старой.

    4. Первая помощь при ушибах - покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке). Ушибленному органу придают возвышенное положение.

    5. При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают "скорую помощь".

    6. Инородные тела, попавшие в глаз, разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7 -10 минут. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.

    7. При попадании в глаз едких жидкостей промывают его водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.

    8. После заключительного ополаскивания глаза чистой водой под веки необходимо ввести 2 - 3 капли 30%-ного раствора альбуцида и направить пострадавшего в медпункт.

     

     

     

     

    Перечень  средств и медикаментов аптечки школьного кабинета химии

     Перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:

     1. Бинт стерильный, 1 упаковка.

     2. Бинт нестерильный, 1 упаковка.

     3. Салфетки стерильные, 1 упаковка.

    4. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г. Хранят в стерильной стеклянной склянке с притертой пробкой.

     5. Пинцент для наложения ватных тампонов на рану.

    6. Клей БФ-6 для обработки микротравм, один флакон 25 - 50 мл.

    7. Йодная настойка для обработки кожи возле раны, в ампулах или темном Флаконе, 25 - 50 мл.

     8. Пероксид водорода с массовой долей вещества 3% как кровоостанавливающее средство, 50 мл.

    9. Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках ("Карболен"). Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4 - 6 таблеток (до и после промывания желудка).

     10. Водный раствор аммиака 10%-ный. Давать нюхать с ватки при потере сознания и при отравлении парами брома.

     11. Альбуцид (сульфацил натрия) 30%-ный, 10 - 20 мл, капать в глаза после промывания по 2 - 3 капли. Хранится при комнатной температуре не более 3 недель.

     12. Спирт этиловый 30 - 50 мл для обработки ожогов и удаления капель брома с кожи.

     13. Глицерин 20 - 30 мл для снятия болевых ощущений после ожога.

     14. Водный раствор гидрокарбоната натрия 2%-ный для обработки кожи после ожога кислотой, 200 - 250 мл.

    15. Водный раствор борной кислоты 2%-ный для обработки глаз или кожи после попадания щелочи. Хранить в сосуде типа промывалки, 200 - 250 мл.

    Растворы 14, 15 могут располагаться вне аптечки.

     16. Пипетки 3 шт.для закапывания в глаз альбуцида

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ИНСТРУКЦИЯ № 30.27

    по охране труда в кабинете химии при работе с кислотами и щелочами

    1.     Работа с кислотами и щелочами различной концентрации требует осторожности и максимального внимания, особенно при нагревании. Попадая на кожу или глаза, эти вещества способны вызывать серьезные поражения.

    Ожоги концентрированными кислотами очень болезненны, сопровождаются трудно заживающими ранами и оставляют рубцы. Разрушению также могут подвергнуться одежда и обувь.

    При работе следует выполнять следующие правила:

    1. Приготовление растворов из твердых щелочей концентрированных кислот разрешается только учителю. Фарфоровую посуду наполовину заполните холодной водой, а затем, небольшими порциями, при постоянном перемешивании, добавляйте вещество.

    2. Учащиеся работают с концентрированными кислотами под тщательным наблюдением и контролем со стороны учителя за их действиями, строго соблюдая методику работы, инструкцию по охране труда.

    3. Смешивая серную кислоту с водой, приливайте кислоту к воде небольшими порциями, азотную кислоту смешивайте с серной, приливая азотную к серной. Пробирку с приготовляемой смесью охлаждайте, погружая в холодную воду.

    4. Перемешивая содержимое пробирки, содержащей кислоту, не закрывайте ее отверстие пальцем руки, а используйте для этого пробку или перемешайте, слегка постукивая пальцем по нижней части пробки.

    5. Работу с большим количеством кислот и щелочей производите в защитных очках и перчатках. С летучими веществами работайте под вытяжкой. Переливайте жидкости, пользуясь воронкой, работайте вдвоем.

    6. Растворы кислот и щелочей готовьте в фарфоровой или стеклянной тонкостенной посуде.

    7. Пользуясь кристаллическими щелочами, остерегайтесь попадания даже пылевидных частиц, образующихся при встряхивании, на руки и одежду. Не берите гранулы руками, используйте для этого штапель или пинцет. При необходимости размельчения щелочей, натронной извести или других веществ, едкую или ядовитую пыль, работайте под вытяжкой или в хорошо проветриваемом помещении.

    8. При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежание попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду.

      9. При всех опытах, при проведении которых возможно разбрызгивание, разбрасывание взрыв или выброс веществ, надевайте очки, пользуйтесь защитным экраном.

    10. Не храните растворы концентрированных щелочей в тонкостенной посуде долгое время (не более 3 суток), так как в результате взаимодействия прочность посуды снижается.

    11. Кислоты и щелочи не затягивайте ртом в сифон пипетки.

    12. Не применяйте серную кислоту в вакуум-эксикаторах в качестве осушителя, так как в случае взрыва прибора вылившаяся кислота может попасть на работающего и вызвать сильный ожог.

    13. Имейте наготове в лаборатории достаточные количество растворов для нейтрализации пролитых или попавших на работающих кислот и щелочей (растворы соды, аммиака, уксусной и борной кислот).

    14. Пролитые кислоты или щелочи засыпайте песком а затем убирайте совком со щеткой. Остатки реактива нейтрализуйте раствором соды, если пролита кислота, или раствором уксусной кислоты, если пролита щелочь.

    15. При ожогах крепкими щелочами промойте пораженный участок водой и положите компресс из ваты, смоченной 1% раствором уксусной кислоты. При ожогах концентрированными кислотами промойте пораженный участок большим количеством воды, а затем 1% раствором гидрокарбоната натрия, положите марлевый или ватный тампон, смоченный этим нейтрализующим средством. Если кислота или щелочь попали в глаза, промойте их водой, используя специальное приспособление, а затем 2% раствором гидрокарбоната натрия для нейтрализации кислоты или 2% раствором борной кислоты для нейтрализации щелочи. Для промывания используйте специальные глазные ванночки.

    16. При отравлении щелочами (гидрооксидом натрия, нашатырным спиртом, поташем и т. п.) выпейте молоко или 2% раствор уксусной, лимонной кислот или сок лимона). Не применяйте рвотных средств. При отравлениях кислотами выпейте воды с йодом или с тертым мелом, тер­той яичной скорлупой (0,5 чайной ложки на стакан воды), 1% раствор пищевой соды, не промывайте желудок.

    17. После оказания первой помощи обратитесь к врачу.

     

     

     

    ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ КАБИНЕТА ХИМИИ

                 Заведующий кабинетом химии и лаборант назначаются приказом директора школы. Заведующий кабинетом химии как лицо, ответственное за состояние кабинета, обязан иметь:

    1.         Должностные обязанности учителя химии (заведующего кабинетом химии) и лаборанта кабинета химии.

    2.        Выписку из приказов о назначении зав. кабинетом и лаборанта, ответственных лиц за организацию безопасной работы, об открытии учебного кабинета и его функционировании.

    3.        Акт приёмки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию.

    4.        Протокол решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета по обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год.

    5.        Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в нём оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.

    6.         Инвентарную и дефектную ведомости на имеющееся оборудование.

    7.        Правила ТБ работы в кабинете.

    8.         Документацию по прекурсорам (Постановления Правительства РФ, правила ведения журнала регистрации операций с прекурсорами, приказ о назначении ответственного за учёт прекурсоров и ведение журнала)

    9.        Журнал регистрации операций с прекурсорами.

    10.    Правила пользования учебным кабинетом учащимися.

    11.    План работы учебного кабинета на учебный год (и на перспективу).

    12.    Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативам, программам дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, консультациям.

    13.    Комплект дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения.

     

    ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

    (ЗАВЕДУЮЩЕГО КАБИНЕТОМ ХИМИИ)

                Как заведующий кабинетом учитель химии несёт полную ответственность за безопасность всех работ, выполняемых в этом кабинете, за его противопожарное состояние и соблюдение правил школьной санитарии и гигиены труда.

                 Как специалист он несёт ответственность за правильное хранение и использование вредных, ядовитых, взрывчатых, легковоспламеняющихся и опасных химических веществ и материалов.

                 Учитель обязан проверять комплектность и справное состояние противопожарного оборудования, наличие и пригодность средств оказания первой помощи. Он должен систематически контролировать работу лаборанта и оказывать ему практическую помощь с целью предупреждения несчастных случаев.

                 Принимая на работу нового лаборанта, учитель должен лично проверить его знания основных правил по технике безопасности и охране труда, а также убедиться в его умении обращаться с противопожарными средствами и электроприборами.

                 В дальнейшем проверка этих знаний должна проводиться ежегодно, в начале учебного года.

                 О всех недостатках в химическом кабинете, ведущих к нарушению правил техники общей и пожарной безопасности, учитель обязан докладывать директору школы и требовать их быстрого устранения.

                 Большую опасность в отношении загрязнения воздуха, а также возможности несчастных случаев представляют практические работы и проведение опытов на занятиях кружка. В таких случаях учитель должен проявлять повышенное внимание и быть особенно требовательным к учащимся. Учитель не должен допускать к занятиям в кружках недисциплинированных учащихся.

                 По окончании занятий, перед уходом из химического кабинета, учитель должен проверить, закрыты ли сосуды с ядовитыми и особо опасными веществами (щелочные металлы, бромная вода и т.д.), а также убедиться в том, что выключены все электронагревательные приборы.

                 Учителю химии положено иметь индивидуальный халат, защитные очки или маску, резиновые перчатки, фартук из химически стойкого материала.

     

    ОБЯЗАННОСТИ ЛАБОРАНТА КАБИНЕТА ХИМИИ

     Лаборант кабинета химии обязан:

    Проводить подготовку оборудования для проведения урока.

    Оказывать помощь учителю в проведении уроков, внеклассных занятий. Лаборант ежедневно до начала занятий проверяет состояние рабочих мест учащихся, газовых и водных коммуникаций, электросети и электрооборудования. Недостатки, которые могут быть устранены сразу, лаборант устраняет, а об остальном делает пометки в журнале учёта состояния охраны труда в кабинете и докладывает о них учителю.

    Вести лабораторное хозяйство кабинета.

    Следить за чистотой, порядком и размещением предметов оборудования в классе-лаборатории и в лаборантском помещении.

    Содержать в определённом, наиболее удобном для работы порядке приборы, химическую посуду, реактивы и вспомогательные материалы.

    Знать и соблюдать технику безопасности при работе с горючими, ядовитыми, агрессивными веществами и оказывать первую помощь пострадавшим.

    Уметь обращаться со всеми видами проекционной аппаратуры, используемой в кабинете.

    Знать свойства веществ и уметь грамотно обращаться с ними.

    Следить за расходованием и пополнением кабинета реактивами и материалами.

    Приобретать по указанию учителя учебное оборудование, реактивы, материалы, необходимые для учебно-воспитательного процесса.

    Предупреждать ситуации, приводящие к возникновению пожаров, проводить противопожарную работу: следить за стендом с противопожарными средствами, инвентарём.

    Совместно с электриком, слесарем осуществлять систематический осмотр электрооборудования, водоснабжения и канализационной системы.

    Следить за рабочим состоянием вентиляционной системы, газоснабжением, противопожарным оборудованием. Выполнять правила общей и пожарной безопасности и следить за выполнением их учащимися на уроках.

    Повседневно следить за содержимым медицинской аптечки, наличием в кабинете нейтрализующих растворов (гидрокарбонат натрия, борная кислоа), сливных сосудов для кислот и щелочей (они в последствии обрабатываются и сливаются в канализацию), сосудов для сбора содержащих серебро отходов после опытов с нитратом серебра, которые затем сдают.

    В конце рабочего дня проверять закрытие всех шкафов, всех газовых и водопроводных кранов и выключать все электроприборы.

    Каждый год проходить проверку знаний основных правил техники безопасности (у учителя) и результаты проверки отмечать в специальном журнале.

     



    Предварительный просмотр:

    Группы хранения реактивов

            Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ из Типового перечня для средних школ

    Для всех веществ и части материалов из Типового перечня 1986 года ниже даются следующие характеристики:

    1. Особая отметка (графа 2). Если здесь стоит знак X, то в формах, предусмотренных Типовым перечнем, вещество используется только учителем. Учащимся можно выдавать вещества в виде разбавленных растворов, но не в виде исходных форм.

    Если в этой графе поставлен знак XX, то вещество требует особого обращения из-за того, что у него высока физиологическая активность в относительно малых дозах, повышенная пожароопасность или возможные тяжелые отдаленные последствия воздействия на организм. Учащимся вещество в исходных формах не выдается*.

    Если особой отметки нет, то вещество при соблюдении правил техники безопасности используется всеми без ограничения.

    2. Группы хранения веществ определяются, в первую очередь, их химической совместимостью: при случайном смешении веществ одной и той же группы между ними не должно быть взаимодействия или, если таковое произойдет, продукты реакции и тепловой эффект не должны представлять опасности (графа 3).

    3. Действие на организм дается в графе 4. Если вещество не представляет опасности ни при кратковременном, ни при хроническом действии, в графе ставится прочерк.

    Знаком «+» возле названия обозначены вещества, проникающие в организм, кроме иных путей, и через кожу в капельно-жидком состоянии.

    Учитель химии (зав. кабинетом) обязан проставить арабской цифрой на этикетке номер группы хранения вещества (исходной формы). На растворах номер группы не указывается.



    Предварительный просмотр:

    Должностная инструкция учителя химии

    ______________


    1. Общие положения должностной инструкции учителя химии школы.

    1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016г; Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г. в редакции от 31.05.2011г.; Постановления Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда»; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между учителем химии и работодателем.

    1.2. Учитель химии общеобразовательного учреждения принимается на работу и освобождается от должности приказом директора из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей химии, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе без предъявления требований к стажу работы.

    1.3. В своей профессиональной деятельности учитель химии образовательного учреждения должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся;

    1.4. Также учитель химии руководствуется административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, данной должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель химии образовательного учреждения должен строго соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.

    1.5. Учитель химии образовательного учреждения должен знать:

    - Конституцию Российской Федерации; законы РФ, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию ООН о правах ребёнка;

    - основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

    - методику преподавания химии и воспитательной работы;

    - программы и учебники по химии;

    - требования ФГОС основного общего и среднего общего образования к преподаванию химии;

    - требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов химии и подсобных помещений (лаборантских);

    - современные педагогические технологии дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися разных возрастных категорий, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

    - основы работы с персональным компьютером, принтером, мультимедийным проектором;

    - основы работы с текстовыми процессорами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;

    - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций;

    - средства обучения и их дидактические возможности;

    - основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

    - основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

    - инструкции по охране труда и пожарной безопасности, при выполнении работ с лабораторным оборудованием и реактивами, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации.

    2. Функции учителя химии образовательного учреждения.

    Основными функциями преподавателя химии школы являются:

    2.1. Обучение и воспитание учащихся с учетом специфики предмета «Химия» и возраста учеников.

    2.2. Содействие социализации школьников, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

    2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во время учебного процесса.

    2.4. Организация внеурочной занятости учащихся, исследовательской и проектной деятельности учеников по предмету «Химия».

    3. Должностные обязанности учителя химии

    Преподаватель химии школы выполняет следующие должностные обязанности:

    3.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учётом специфики предмета и требований ФГОС к преподаванию химии, проводит уроки и другие учебные занятия в соответствии с расписанием в кабинете химии.

    3.2. Обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта (ФГОС).

    3.3. Планирует и организует:

    - учебный процесс по химии в соответствии с образовательной программой учебного учреждения;

    - разрабатывает рабочую образовательную программу по предмету «Химия» на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, ориентируясь на личность учащегося, развитие его мотивации, познавательных интересов и способностей;

    - исследовательскую и проектную деятельность школьников по предмету «Химия»;

    - проведение экскурсий, лабораторных и практических работ по химии в соответствии с рабочей программой;

    - проведение физкультминуток на уроках химии;

    - систематическую проверку выполнения домашних заданий учащимися по предмету «Химия»;

    - работу с родителями (законными представителями) учащихся по вопросам образовательной программы и успеваемости учеников по предмету «Химия»;

    - при необходимости работу с учениками по подготовке к экзаменам;

    - оснащение наглядными пособиями, учебно-методической литературой для школьников кабинета химии;

    - с участием заместителя директора образовательного учреждения по АХЧ (АХР) своевременную и качественную паспортизацию кабинета химии;

    3.4. Корректирует ход выполнения учебного плана и образовательных программ по предмету «Химия»;

    3.5. Консультирует:

    - учеников по предмету «Химия», слабоуспевающих учащихся (не менее 1 раза в неделю);

    - готовит учащихся к конкурсам, олимпиадам и конференциям по химии;

    - консультирует школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным программам;

    3.6. Оценивает текущее и итоговое качество знаний учащихся по предмету «Химия». Анализирует результаты административных, итоговых, проверочных контрольных работ, мониторинга и в трехдневный срок представляет справку по итогам анализа заместителю директора образовательного учреждения по УВР, результаты освоения учащимися образовательной программы по предмету «Химия»;

    3.7. Обеспечивает:

    - своевременное составление установленной отчетной документации и представление ее заместителю директора образовательного учреждения по УВР;

    - своевременное и аккуратное заполнение классного журнала;

    - выставление оценок в журнал и в дневник ученика сразу же после оценивания его ответа и работы у доски;

    - своевременную и качественную паспортизацию кабинета химии;

    - сохранность оборудования и мебели в кабинете химии и лаборантской комнате;

    - необходимое для проведения уроков и других мероприятий со школьниками санитарно-гигиеническое состояние кабинета химии;

    - своевременное информирование заместителя директора образовательного учреждения по УВР и дежурного администратора школы о невозможности выхода на работу по болезни;

    - информирование родителей (законных представителей) учеников о программе и учебных пособиях по предмету «Химия», которые будут использоваться в следующем классе;

    - внеурочные формы организации образовательного процесса по предмету «Химия»;

    - выполнение должностной инструкции учителя химии.

    3.8. Предоставляет возможность:

    - администрации школы и (или) назначенным ею лицам присутствовать на уроках химии и любых мероприятиях, проводимых со школьниками согласно уставу образовательного учреждения.

    - ознакомления с итогами своей деятельности путем тиражирования опыта, публикаций в СМИ, на образовательных сайтах;

    3.9. Руководит работой лаборанта кабинета химии образовательного учреждения.

    3.10. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом по предмету «Химия» количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии;

    3.11. Соблюдает права и свободы учащихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения учебных занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию учащихся.

    3.12. Ведет в установленном порядке документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости учащихся.

    3.13. Вносит свои предложения по улучшению образовательного процесса в учебном учреждении.

    3.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса, своевременное проведение инструктажа учеников (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией его в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;

    3.15. Разрабатывает инструкции по технике безопасности для кабинета химии и пересматривает их в случае изменения технической оснащенности, инструкции для учеников по проведению лабораторных и практических работ по предмету «Химия».

    3.16. Обеспечивает осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда.

    3.17. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении противопожарной безопасности» и электробезопасности.

    3.18. Обеспечивает принятие мер по экстренному оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшему в аварийных ситуациях, немедленное оповещение руководства о несчастном случае;

    3.19. Соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, Коллективный договор и другие локальные правовые акты школы;

    3.20. Учитель химии образовательного учреждения обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.

    3.21. Заменяет временно отсутствующих преподавателей по распоряжению администрации образовательного учреждения.

    3.22. Соблюдает права и свободы учащихся, которые содержатся в Законе Российской Федерации «Об образовании» и в Конвенции ООН о правах ребёнка.

    3.23. Систематически повышает уровень своей профессиональной квалификации.

    3.24. Согласно годовому плану работы образовательного учреждения принимает участие в деятельности педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре школы, родительских собраний, заседаниях методических объединений, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

    3.25. В соответствии с установленным графиком дежурств по школе дежурит во время перемен между уроками.

    3.26. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации учащихся.

    3.27. Своевременно проходит периодические бесплатные медицинские обследования.

    3.28. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учеников, воспитанников.

    3.29. Учителю химии образовательного учреждения категорически запрещено:

    - изменять по своему усмотрению расписание учебных занятий в образовательном учреждении;

    - отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (учебных занятий) и перемен между ними;

    - удалять ученика с урока;

    - курить в помещении и на территории образовательного учреждения.

    3.30. В соответствии с приказом директора образовательного учреждения «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество школы, пришедшее в негодность;

    3.31. Принимает активное участие в подготовке кабинета химии к новому учебному году, в смотре учебных кабинетов.

    4. Права учителя химии образовательного учреждения

    4.1. Преподаватель химии школы имеет права, предусмотренные:

    - Трудовым кодексом Российской Федерации;

    - законом Российской Федерации «Об образовании»;

    - «Типовым положением об общеобразовательном учреждении»;

    - Уставом школы;

    - Коллективным договором;

    - Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

    Учитель химии образовательного учреждения имеет право:

    4.2. На принятие решений, обязательных для выполнения учениками и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

    4.3. На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию.

    4.4. Участвовать в управлении учебным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство.

    4.5. Принимать участие:

    -в разработке учебного плана и образовательной программы учебного учреждения;

    -в работе педагогического совета школы и любых других коллегиальных органов управления образовательного учреждения;

    4.6. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методы оценки знаний учащихся, физические упражнения для организации физкультминуток.

    4.7. Получать от администрации образовательного учреждения информацию, необходимую для осуществления своей профессиональной деятельности, содействие в исполнении своих должностных обязанностей.

    4.8. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

    4.9. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения, защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением преподавателем норм профессиональной этики;

    4.10. На конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    5. Ответственность учителя химии

    В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель химии образовательного учреждения несёт ответственность:

    5.1. За реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса;

    5.2. За жизнь и здоровье школьников во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем химии образовательного учреждения;

    5.3. За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

    5.4. В случае нарушения Устава образовательного учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка школы, данной должностной инструкции, приказов директора образовательного учреждения учитель химии подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 Трудового кодекса Российской Федерации;

    5.5. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, учитель химии образовательного учреждения может быть уволен по ст. 336, п. 2 Трудового кодекса Российской Федерации;

    5.6. За умышленное причинение учебному учреждению или участникам образовательного процесса материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель химии образовательного учреждения несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации;

    5.7. За обработку персональных данных учащихся.

    5 . Взаимоотношения. Связи по должности

    5.1. Учитель химии образовательного учреждения получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

    5.2.  Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией образовательного учреждения, лаборантом кабинета химии и с педагогическими работниками школы.

    5.3. Исполняет обязанности других преподавателей и заместителей директора школы в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.), в соответствии с законодательством о труде и Уставом образовательного учреждения на основании приказа директора школы.

    5.4. Передает заместителю директора образовательного учреждения по УВР информацию, полученную на совещаниях и конференциях, непосредственно после ее получения.

    5.5. Руководит деятельностью и непосредственно дает указания лаборанту кабинета химии, знакомит с информацией необходимой для его работы.

    Должностную инструкцию разработал:      _____________ /_______________________/

    С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

     «___»_____20___г.                                          _____________ /_______________________/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии

    ВИДЫ ИНСТРУКТАЖАПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ...

    Паспорта кабинета биологии, кабинета химии

    паспорт рабочего кабинета содержит график работы на учебный год, анализ работы за предыдущий и задачи на текущий учебный год, материально-техническую базу кабинета, список методической, дополнительной...

    Журнал инструктажа по ТБ в кабинете информатики

    Инструкция по ТБ для учащихся в кабинете информатики + гимнастика для глаз и мышц....

    Журнал инструктажа в кабинете химии

    В помощь учителю химии....

    Инструктажи по ТБ в кабинете биология

    Инструктажи по ТБ в кабинете биология...